Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE MODEL OF FORMATION OF THE APPROXIMATE GNOSTIC ACTIVITY OF FUTURE OFFICERS-NAVIGATORS

Karabanova O.R. 1
1 Branch of the Military training and research center of the Air force «air Force Academy»
This article discusses the pedagogical conditions necessary to ensure the functioning of the model of formation of the approximate gnostic activity of future officers-navigators. The first pedagogical condition is to ensure continuity and integration of interdisciplinary connections in the training of future officers-navigators. The basis of this condition is the internal relationship between academic disciplines, practices, methods and technologies throughout training in a military University. The second pedagogical condition-orientation of psychological and pedagogical tools of subjects of educational process on development of creative thinking of future officers navigators. The key to the condition is problem-based training, the use of active and interactive teaching methods that develop the cognitive abilities of cadets, activating motivation and independent activity, the ability to solve non-standard military professional tasks. The third pedagogical condition is the cooperation of participants of complete pedagogical process at all stages of military training aircraft navigators involves the purposeful interaction of participants of complete pedagogical process characterized by consistency, coherence, forming the basis of the chart of labor – approximate -gnostic activities. In the process of narration the author reveals the essence and purpose of each pedagogical condition in relation to the practical implementation of the author’s model of formation of the approximate gnostic activity of future officers navigators.
pedagogical conditions
approximate – gnostic activity
continuity and integration of interdisciplinary connections
creative thinking
cooperation

Существенное влияние на протекание педагогического процесса оказывают педагогические условия, основанные на внешнем и внутреннем воздействии, влияющие на воспитание, обучение, формирование личности [1, с. 36].

Создание любой педагогической модели требует выявления не только методологических основ ее построения, но и педагогических условий, помогающих внедрить и реализовать ее в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения.

Используя выявленные педагогические условия, раскрыть их суть и назначение для реализации структурно-функциональной модели формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов.

Материалы и методы исследования

Модель формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов может успешно выполнять свои функции при соблюдении педагогических условий, которые «отражают совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, влияющих положительно или отрицательно на ее функционирование» [2, с. 11].

При выделении педагогических условий реализации структурно-функциональной модели формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов первостепенно учитывались:

– ведущие идеи системно-деятельностного, личностно-ориентированного и антропоцентрического подходов;

– принципы функционирования модели (системности, целостности, единства сознания и деятельности, субъектности, открытости, гибкости); а также спе- цифические принципы (профессиональной целесообразности, ингерентности, уровневости, прочности овладения профессиональной компетентностью, индивидуальности, самоценности обучающихся, рефлексивности);

– специфика профессионального обучения военных авиационных штурманов;

– анализ психолого-педагогической литературы по авиационной психологии и педагогике профессионального образования;

– изучение практического опыта коллег (Е.А. Анфалова, В.П. Быкова, А.И. Кадочникова, Л.В. Львова, В.А. Чернова и др.), работавших над диссертационными исследованиями по формированию умений, способностей, профессионально важных качеств курсантов военного авиационного вуза и анализ результатов собственного опыта работы в военном учебно-научном центре Военно-воздушных сил;

– результаты констатирующего этапа эксперимента, направленного на определение уровня сформированности ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов.

Таким образом, для реализации авторской структурно-функциональной модели формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов был выявлен и обоснован следующий комплекс педагогических условий:

1. Обеспечение преемственности и интеграции межпредметных связей в обучении будущих офицеров-штурманов.

2. Ориентация психолого-педагогического инструментария субъектов образовательного процесса на развитие творческого мышления у будущих офицеров-штурманов.

3. Сотрудничество участников целостного педагогического процесса на всех этапах военной профессиональной подготовки авиационных штурманов.

Результаты исследования и их обсуждение

Модель формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов реализуется в учебном процессе военного вуза при соблюдении выявленных нами педагогических условий, каждое из которых оказывает влияние на результат работы.

Первое педагогическое условие – обеспечение преемственности и интеграции межпредметных связей в обучении будущих офицеров-штурманов.

При формировании ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов преемственность рассматривается нами как внутренняя взаимосвязь между учебными дисциплинами, практической деятельностью, методами и технологиями на протяжении всего обучения в военном вузе.

Формирование ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов имеет поэтапный характер, требует большой работы преподавателей общетеоретических, общепрофессиональных и специальных дисциплин, штурманов-инструкторов, специалистов психологической службы, офицеров курсового звена, а также активной самостоятельной деятельности самих курсантов. Поэтому одним из важных элементов применения преемственности в формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов является усвоение обобщенных знаний и умений по приему и переработке информации, развитие познавательных способностей. Соглашаясь с мнением В.И. Андреева, мы считаем, что «обобщенность дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников» [3, с. 24].

В нашей педагогической модели мы предлагаем междисциплинарный характер формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов, так как деятельность обучающих и обучаемых осуществляется в ходе общеобразовательной подготовки, тренажной, предполетной подготовки и непосредственно на летной практике. На младших курсах обучения ориентировочно-гностическая деятельность формируется в основном при изучении общих дисциплин, на старших курсах при освоении специальных дисциплин и практической деятельности (тренажной подготовке, летной практике).

Отметим, что для эффективной реализации первого условия участникам образовательного процесса необходимо помнить, что все действия ориентировочно-гностической деятельности основаны на познавательных психических процессах: восприятии, внимании, памяти, мышлении – которые развиваются в течение жизни человека и обладают определенными свойствами. Развитие познавательных психических процессов осуществляется в процессе изучения учебных предметов различных циклов (общих и специальных), при этом мыслительные операции по приему и переработке информации должны согласованно отрабатываться на каждой учебной дисциплине.

Обобщая сказанное, подчеркнем, что «сущность преемственности состоит в установлении необходимой связи между новым, старым и будущим в процессе поэтапного расширения и углубления знаний и навыков на более высокой научно-практической основе» [4, с. 37].

Использование преемственности в формировании ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов сопряжено с соблюдением единства педагогических требований; создания условий для непрерывного развития усвоенных курсантами действий в процессе учебно-практической деятельности и осуществления межпредметной интеграции. Мы предлагаем использовать межпредметную интеграцию в достижении целостности процесса формирования ориентировочно-гностической деятельности и практических результатов обучения и воспитания будущих авиационных специалистов.

В процессе работы мы пришли к выводу, что основное требование межпредметной интеграции заключаются в следующем: научить будущих офицеров-штурманов целостному эффективному использованию ориентировочно-гностической деятельности в процессе выполнения полетного задания и решения учебно-практических задач. Это требование актуально для овладения военно-технической специальностью, так как в учебном процессе ярко прослеживается интегративно междисциплинарный характер общетеоретических, общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Феномен межпредметно-интегративных связей в военном авиационном вузе выражается и в межнаучных связях в содержании, методах и средствах обучения, обеспечивающих развитие познавательных способностей курсантов, активизацию самообразовательной деятельности, развитие профессионального мышления.

Таким образом, первое педагогическое условие в реализации авторской модели формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов открывает возможность, начиная с первого курса на всех учебных дисциплинах и в практической деятельности:

– обучать специфике ориентировочно-гностических действий авиационного штурмана, а именно методам и приемам ориентировки в ситуации, приемам переработки информации, алгоритмам данной деятельности;

– развивать общий интеллектуальный уровень курсантов, психические процессы, лежащие в основе осуществления учебной и практической деятельности.

В итоге это приведет к достижению поставленной нами цели фундаментально-технологического компонента модели: созданию базы психолого-педагогического обеспечения формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов. Реализация данного условия в работе этого компонента также обеспечит развитие необходимых профессионально важных качеств у курсантов, повысит результат подготовки к служебно-боевой деятельности будущих офицеров.

Второе педагогическое условие – ориентация психолого-педагогического инструментария субъектов образовательного процесса на развитие творческого мышления у будущих офицеров-штурманов.

Для реализации этого условия в учебном процессе приоритетным, на наш взгляд, должно стать проблемное обучение, способствующее формированию технического мышления и научного мировоззрения, развивающее познавательные способности курсантов, активизирующее мотивацию и самостоятельную деятельность, воспитывающее эмоционально-волевые качества, способность решать нестандартные военно-профессиональные задачи. Несмотря на трудоемкость применения, мы считаем, что метод проблемного обучения необходим в методической копилке преподавателя, инструктора, так как стимулирует интеллектуальное развитие курсантов, формирует творческие способности к восприятию и переработке информации.

Важным инструментом преподавателя, штурмана-инструктора является использование активных и интерактивных методов обучения, которые, на наш взгляд, наравне с проблемным обучением положительно влияют на формирование творческого мышления военнослужащих и должны реализовываться на учебных занятиях в военном вузе.

Мы считаем, что активные и интерактивные методы побуждают курсантов к активной мыслительной интеллектуальной деятельности в процессе обучения, стимулируют мотивацию, поддерживают познавательный интерес, открывают путь к самостоятельному поиску и творчеству. Необходимо помнить научные выводы А.Г. Маклакова, «что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности», «что процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить» [5, с. 301].

Поэтому активные и интерактивные методы работы необходимо использовать на учебных занятиях теоретического цикла, и в большей мере на наземной (предполетной), тренажной подготовке летного состава, включая различные технологии, например анализа ситуаций, тренинговые, игровые и др.

Третье педагогическое условие – сотрудничество участников целостного педагогического процесса на всех этапах военной профессиональной подготовки авиационных штурманов.

Мы считаем понятия «сотрудничество» и «взаимодействие» в нашем контексте синонимичными и вкладываем в это понятие целенаправленное взаимодействие участников целостного педагогического процесса, характеризующееся согласованностью, слаженностью действий на всех этапах военной профессиональной подготовки авиационных штурманов, формирующее основу штурманского труда – ориентировочно-гностическую деятельность.

Основные идеи третьего педагогического условия реализации структурно-функциональной модели формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов также находят свое отражение в выбранных нами методологических подходах во всех структурных компонентах.

Подчеркнем, что участниками целостного педагогического процесса в военном вузе является: командование вуза, профессорско-преподавательский состав, штурманы-инструкторы, офицеры курсового звена, специалисты вспомогательных структур, курсанты.

Также мы выделяем широкий спектр взаимодействий: «курсант – курсант», «курсант – учебная группа», «курсант – педагог», «курсант – штурман – инструктор», «курсант – психолог», «курсант – курсовой офицер», «педагог – штурман – инструктор-психолог», «психолог – офицер курсового звена» и др. Все взаимосвязи очень важны и направлены на конечный результат всей деятельности по формированию ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов.

Базовым компонентом сотрудничества является творческая атмосфера взаимодействия, в которой осуществляются субъект-субъектные отношения, выполняются индивидуальные действия каждым участником образовательного процесса. Взаимодействие и сотрудничество участников учебно-воспитательного процесса осуществляется на всех типах учебных занятий, внеаудиторной деятельности, практической и служебной деятельности, при выполнении разнообразных творческих и самостоятельных работ. Также взаимодействие и сотрудничество находит свое отражение и в повышении психолого-педагогических знаний и компетенций преподавателей, инструкторов по формированию интеллектуальных умений курсантов военного авиационного вуза.

Реализация сотрудничества осуществляется в индивидуальной и групповой работе с курсантами, дает возможность совершенствовать знания, вырабатывать профессиональные умения, позволяет формировать адекватную самооценку, высокую мотивацию.

Сотрудничество, на наш взгляд, усиливает работу всех компонентов разработанной авторской модели в их единстве с использованием педагогических средств, побуждающих к активной познавательной деятельности курсантов.

Также третье педагогическое условие реализации структурно-функциональной модели формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов предполагает совместную деятельность участников целостного педагогического процесса по комплексному формированию, контролю, оценке и корректировке необходимых профессионально важных качеств, профессиональных знаний и умений, что, по нашему мнению, значительно повысит качество подготовки авиационных специалистов.

Заключение

Мы считаем, что комплекс представленных педагогических условий реализации структурно-функциональной модели, основанный на выявленных нами методологических подходах и принципах, положительно влияет на процесс формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов на каждом этапе решения задач ее компонентов, о чем свидетельствуют результаты проведенного педагогического эксперимента.

Так, первое педагогическое условие – обеспечение преемственности и интеграции межпредметных связей в обучении будущих офицеров-штурманов, на наш взгляд, способствует формированию умений и навыков ориентировочно-гностической деятельности курсантов в процессе обучения в военном вузе, усиливает процесс освоения курсантами практического опыта, значительно повышает качество и эффективность процесса профессиональной подготовки будущего летного состава.

Второе педагогическое условие – ориентация психолого-педагогического инструментария субъектов образовательного процесса на развитие творческого мышления будущих офицеров-штурманов способствует развитию интеллектуальных способностей, являющихся главным инструментом в осуществлении профессиональной деятельности военного авиационного штурмана.

Третье педагогическое условие – сотрудничество участников целостного педагогического процесса на всех этапах военной профессиональной подготовки авиационных штурманов оказывает всестороннее влияние на личное становление будущего авиационного специалиста, способного в полной мере реализовать свой профессиональный потенциал.

В заключение подчеркнем, что каждое из педагогических условий, внедренное в образовательный процесс военного вуза, качественно влияет на результат формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов. Использование данных условий в комплексе имеет выраженную положительную динамику, направленную на развитие целостного педагогического процесса и решение поставленной исследовательской проблемы.