Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

MODELING THE DEVELOPMENT OF SPIRITUAL AND MORAL CULTURE IN ORTHODOX TRADITIONS IN YOUTH ENVIRONMENT

Emelyanova O.Ya. 1 Shershen I.V. 2 Kravets M.A. 2
1 Voronezh State Pedagogical University
2 Voronezh State University
The article presents the results of research on the development of spiritual and moral culture in Orthodox traditions. Modern society is undergoing a deep spiritual and moral crisis, weighed down by the processes of globalization of all spheres of life. The revival of spiritual and moral culture must be carried out in the process of teaching the young generation by providing relevant knowledge and the formation of moral qualities for personal self-realization, including for spiritual growth, familiarization with the national culture, achievement of professional identity, socialization in modern society. The development of a model for the development of spiritual and moral culture in the traditions of Orthodoxy in the youth environment allows us to define goals, development strategies, as well as forms and effective methods of pedagogical influence. The priority strategic direction in the process of developing spiritual and moral culture in the youth environment is the formation of a cultural and educational environment at the regional level. The program for the development of spiritual and moral culture includes a lecture hall and a series of discussions on relevant topics of pedagogy, psychology, philosophy, history, art and economics in line with Orthodoxy, as well as volunteer activities, student participation in organizing and conducting events and cultural and recreational events, in spiritual history . The positive results of testing the model for the development of spiritual and moral culture in Orthodox traditions in the youth environment allow us to offer recommendations on the development of spiritual and moral culture by introducing Orthodoxy to the leaders and specialists of educational institutions and the Russian Orthodox Church.
spiritual and moral culture
spiritual and moral education
value orientations
cultural and educational environment
volunteer work
youth environment
Orthodox traditions
Orthodox pedagogy

Проблема развития духовно-нравственной культуры в современном российском обществе является одной из наиболее острых и дискуссионных, что обусловлено рядом тенденций, носящих глобальный, всеобъемлющий характер.

Во-первых, бизнес достаточно жестко захватил все стороны жизнедеятельности общества, в том числе культурную и образовательную. Развитие экономики предполагает наличие неудовлетворенных потребностей у населения, поэтому в экономических интересах раскручивание механизма потребления, а именно таких его направлений, как создание новых потребностей, моральное устаревание товаров и услуг, быстрая смена модных трендов предметов потребления, акцентирование ценностных ориентиров общества на достижении счастливой жизни путем получения удовольствия от потребления. Вектор повышения уровня и качества жизни указывает на рост доходов и одновременно рост потребления благ. Расслоение российского общества, колоссальное расхождение в уровнях благосостояния между людьми разного круга делают недоступными для значительной части общества дорогостоящие товары и услуги, в том числе те, которые могли бы способствовать развитию их потенциала. Например, современная система образования спровоцировала формирование рынка образовательных услуг, где в роли репетиторов выступают школьные учителя, и репетиторство является уже обычной практикой, к которой прибегают на всех ступенях обучения более половины школьников. Вузы предлагают на платной основе курсы профессиональной переподготовки сроком обучения до полугода, что дает право работы по направлению деятельности, хотя полная программа обучения в вузе предполагает 4 года. В данных примерах актуализированы вопросы профессиональной этики педагогов и достаточности объема знаний и профессиональных компетенций, предоставляемых обучающимся образовательными организациями. Музеи, театры также ориентированы на привлечение внебюджетных средств и предлагают участие в своих мероприятиях (квесты, театральные постановки для школьников и т.п.) по ценам, не доступным для многих родителей. Коммерциализация сфер культуры и образования приводит к культивированию обогащения, формированию циничного взгляда на аспекты жизни.

Во-вторых, средства массовой информации выбирают наиболее простые и выигрышные для них способы привлечения и удержания внимания аудитории, а именно, удовлетворяют интересы наблюдения за чужой жизнью, критического обсуждения других людей и т.п., предлагая своеобразную «психологическую жвачку», дающую краткосрочный эффект занимательного безопасного соучастия. К сожалению, такие профессиональные предпочтения СМИ способствуют не столько духовному развитию, сколько личностной стагнации членов общества.

В-третьих, современное общество кардинально разделилось во взглядах, какие человеческие качества и поведение считать нравственными, высокоморальными, а какие наоборот. Плюрализм взглядов на мораль и нравственность обусловлен как кризисом социалистической концепции развития общества в нашей стране, так и западными тенденциями (пропаганда сексуальной неразборчивости, наркотической и пивной зависимости, приоритета личных интересов над общественными, классовое расслоение общества и т.п.).

Многофакторность проблемы развития духовно-нравственной культуры молодежи требует построения соответствующей модели развития. Возрождение духовно-нравственной культуры необходимо осуществлять в процессе обучения молодого поколения путем предоставления соответствующих знаний и формирования нравственных качеств в целях личностной самореализации, в том числе для духовного роста, приобщения к национальной культуре, достижения профессиональной идентичности, социализации в современном обществе. Одним из важнейших подходов в этом процессе является обращение к социально-экономическому, культурному и педагогическому потенциалу наследия в истории православной России. Православие выступает культуро- образующей религией, на фундаменте православных традиций были созданы величайшие произведения литературы и искусства, развивалось русское предпринимательство и меценатство. Русская Православная Церковь обладает обширным багажом опыта предыдущих поколений, воспитывавшихся и творивших под эгидой стремления к духовно-нравственному совершенствованию [1]. Причем ценности духовно-нравственного как светского, так и религиозного воспитания совпадали, поскольку отвечали идеям любви к ближним, бескорыстия и избегания зла во всех его проявлениях.

На наш взгляд, организационные и педагогические функции развития духовно-нравственной культуры обязаны принять на свою ответственность образовательные организации. Классик мировой педагогики ХVII в. Ян Амос Коменский отмечал: «Если против испорченности человеческого рода должно применить врачевание, то оно должно производиться главным образом путем осторожного и тщательного воспитания юношества» [2]. В сотрудничестве со структурными подразделениями института Православной Церкви образовательные организации, в том числе школы и организации дополнительного образования детей, колледжи, училища и вузы, должны реализовывать программы развития духовно-нравственной культуры в молодежной среде [3].

Материалы и методы исследования

Разработка модели развития духовно-нравственной культуры в традициях православия в молодежной среде позволяет определить цели, стратегию развития, а также формы и эффективные методы педагогического воздействия (рисунок).

emel1.tif

Модель развития духовно-нравственной культуры в традициях православия в молодежной среде

В качестве целей развития духовно-нравственной культуры были обозначены духовно-нравственное воспитание, личностный рост, здоровьесбережение и экология жизни, профессиональное становление, социализация, расширение кругозора.

Формируя стратегию развития духовно-нравственной культуры современной российской молодежи, необходимо учитывать, что это поколение в целом склонно к демонстративному политическому и социальному поведению и ориентировано на достижение собственной прагматической выгоды [4]. Для выстраивания стратегии уточнены традиционные религиозные и культурные ценности, имеющие для молодежи фундаментальное значение, чтобы иметь возможность использовать их в качестве плацдармов для выстраивания линии духовно-нравственного просвещения (семья, общество, историко-культурное наследие).

Приоритетным стратегическим направлением в процессе восстановления и развития духовно-нравственной культуры в молодежной среде выступает формирование культурно-образовательной среды на региональном уровне. Ценность регионального образования заключается в возможностях апеллирования к местному материалу и среде («атмосфере»), в которой живут обучающиеся. На всех образовательных уровнях необходимо реанимировать невостребованные и забытые культурные традиции и позитивный исторический опыт местной среды. Стратегия развития духовно-нравственной культуры базируется на принципах прогностичности, поэтапности и обратной связи.

В русле христианства основными формами педагогического воздействия являются прямые (наставничество или учительство) и опосредованные, когда человек, приобретая некий духовный опыт или импульс к развитию, изменяет свое самосознание и отношение к миру (самовоспитание) [5].

Программа развития духовно-нравственной культуры молодежи включает ряд направлений, позволяющих достичь заявленных целей, а именно: православная философия и психология, православная педагогика, история православия, искусство в православных традициях, предпринимательство в России: православный взгляд [6]. По перечисленным направлениям создан цикл лекций, а также разработаны досуговые мероприятия и проекты.

Ожидаемыми результатами участия в программе было обозначено формирование характеристик и совершенствование качеств личности: православной идентичности, ценностно-смысловых ориентиров на основе принципов гуманизма и нравственности, самостоятельности, ответственности, инициативности, силы воли, здорового образа жизни, опыта общественного поведения, навыков самообразования и самовоспитания, овладения профессиональной этикой, повышения культурного и интеллектуального уровня.

Результаты исследования и их обсуждение

Апробация модели развития духовно-нравственной культуры в традициях православия была проведена в студенческой среде на базе Воронежского государственного педагогического университета (факультет искусств и художественного образования) с привлечением выразивших желание студентов Воронежского государственного университета.

Предварительно было проведено анкетирование 149 студентов относительно их ценностно-смысловых ориентиров на настоящий момент и ведущего мотива будущего участия в программе развития духовно-нравственной культуры. Мотив участия было предложено изложить в свободной форме, и затем последующая систематизация ответов позволила сгруппировать их для получения картины ожиданий. Так, 36 % респондентов ответили, что посещение мероприятий будет способствовать их личностному росту; 25 % студентов надеются на духовное развитие в процессе участия в программе; 22 % опрошенных стремятся удовлетворить познавательный интерес, поскольку на лектории будут подняты важные для них в профессиональном плане темы; 15 % студентов ожидают, что участие в мероприятиях поможет их интеграции в общественной и профессиональной жизни (вопросы ценностно-смысловых ориентиров в профессии, культуры коммуникаций, этичного поведения) и 2 % опрошенных не заинтересовались программой и участвовать в ней не планируют (отказы были мотивированы формальными причинами: дефицитом времени, загруженностью учебой). Посещение мероприятий было свободное, то есть студенты принимали участие в проектах и событиях по мере возможности. В конце учебного года состоялось собрание, на котором было проведено анкетирование участников и обсуждены их впечатления и пожелания, итоги и перспективы будущей работы в данном направлении. Все 100 % опрошенных отметили полезность программы для себя и полное соответствие ожиданиям. Наибольшее впечатление произвело на студентов участие в волонтерских проектах и культурно-развлекательных мероприятиях («Пасхальная радость», «Сретенский бал», «Белый цветок», экскурсии в Благовещенский кафедральный собор г. Воронежа и мужской монастырь в Дивногорье, посещения Воронежского областного реабилитационного центра для инвалидов молодого возраста, отделения онкогематологии Воронежской областной детской клинической больницы и т.п.), 83 % участвовавших отметили, что продолжили волонтерскую деятельность уже в составе молодежных православных групп. Также высокий интерес был вызван организаций диспута с привлечением студентов Воронежской духовной семинарии.

Следует отметить, что у студентов изменилось не только мировоззрение, что выявили ответы на вопросы анкеты о сложившейся системе ценностей и жизненных приоритетах, но и отношение к учебе. Опрошенные студенты по собственной инициативе заметили повышение уровня успеваемости и, сравнив свои средние баллы за предыдущие годы и текущий средний балл, отметили положительную динамику такого количественного показателя реализации программы развития духовно-нравственной культуры. Данный факт обусловлен переоценкой ценностей и повышением уровня ответственности, более серьезным восприятием будущей профессии.

Положительные результаты апробации модели развития духовно-нравственной культуры в православных традициях в молодежной среде позволяют предлагать рекомендации по развитию духовно-нравственной культуры через приобщение к традициям православия для руководителей и специалистов учреждений системы образования и РПЦ.

Так, перспективным направлением представляется интенсивно развивающееся краеведение, в том числе экспедиционный туризм [7]. Участники экспедиции получают возможность приобщиться к исследованию истории и культуры. В Воронежской области опыт экспедиционного туризма успешно применяется в рамках молодежного лагеря выходного дня «Находка», причем основной деятельностью участников проекта является духовное краеведение под руководством священнослужителей и преподавателей.

Опыт создания лагеря выходного дня, ориентированного на духовно-нравственное развитие молодежи, может стать перспективной формой приобщения старшеклассников и студентов к традиционным ценностям.

Волонтерство, или социальное служение, основывается преимущественно на внутренней мотивации человека, однако способствует гармонизации индивидуальных и общественных интересов [8]. Оказание добровольной помощи в различных формах, основанной на идеях бескорыстного служения гуманным идеям человечества и не преследующей целей получения оплаты или карьерного роста, является мощным импульсом к личностному, в том числе духовному развитию молодых людей. Православное волонтерство особо вдохновляет студентов, поскольку посещение больниц, детских домов и другая помощь нуждающимся расширяет границы мира, учит находить красоту, добро и оптимизм в тяжелых жизненных ситуациях и исключает доминирование эгоистических мотивов [9].

На факультете искусств и художественного образования Воронежского государственного педагогического университета деятельностный компонент подготовки студентов включает выполнение практико-ориентированных заданий, учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ с выбором тематики в контексте развития духовно-нравственной культуры соответственно «Стратегии развития молодежи на период до 2025 года» [10]. В рамках воспитательной работы студенты привлекаются к участию в православных творческих мероприятиях, акциях и мастер-классах народного творчества («Пасхальная радость», «Белый цветок», «Рождественское чудо», «Сретенский бал» и т.п.).

Заключение

Определяющим условием профессионального становления студентов становятся участие в научно-практических конференциях по проблемам духовно-нравственного воспитания и традиционных семейных ценностей. Студенты получают возможность не только обозначить социально значимую проблему, но и проявить потенциальную готовность к ее решению посредством музыки, танцевального и изобразительного искусства.

Интеграция двух парадигм – академической (естественнонаучной) и духовной (православной) – возможна в принципе, и таким интегрированным направлением выступает православная педагогика. Лекции по православной педагогике вызвали большой интерес у студенческой аудитории, не только потому, что будущая профессиональная деятельность студентов связана с обучением детей, но и вследствие того, что традиции православия обучают обретению такой редкой в настоящее время ценности, как душевный покой и согласие с самим собой. Включение элективного курса «Духовно-нравственное воспитание» в программы подготовки педагогов позволит студентам существенно обогатить профессиональный багаж знаний и изучить традиции русского наставничества (старчества), подвижничества, особенности формирования культурно-образовательной среды.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта РФФИ № 17-06-00437.