На современном этапе развития социума интернет-пространство стало неотъемлемой сферой жизнедеятельности личности. По статистическим данным ВЦИОМ от 2018 г. известно, что число ежедневных интернет-пользователей среди российской молодежи в возрасте от 18 до 24 года неуклонно растет (с 2011 г. этот показатель увеличился с 28 % до 62 %) [1].
Вхождение в это пространство способствует образованию у студенческой молодежи особой среды общения, с усвоением норм, ценностей, установок глобальной сети. Негативными последствиями интернета могут быть общение с носителями асоциального поведения, такими как кибермошенники, буллеры, хакеры и др. Следовательно, в фокус пристального внимания выходит необходимость тщательного изучения социально-психологических детерминант виктимного поведения студентов в интернет-сети.
Проблема потенциальных жертв преступлений изучалась в западной социальной педагогике и психологии в аспекте виктимологии (от «victima» – жертва и «logos» – учение) такими зарубежными и отечественными авторами, как И.С. Малкина-Пых [2], В.И. Полубинский [3], Л.В. Франк [4], W. Heirman, M. Walrave [5] и др., которые раскрыли общенаучные категории «виктимное поведение», «виктимная личность» проанализировали типичные «опасности» на этапе социализации личности. В трудах О.О. Андронниковой [6], H. Sasson и G. Mesch [7], R.S. Tokunaga и K.S. Aune [8] и др. рассматриваются факторы и причины виктимного поведения личности.
Анализ работ последних лет показывает, что вектор научных изысканий направлен на психологизирование виктимологических исследований, появляется все больше научных работ, анализирующих социально-психологические характеристики виктимной личности. В числе ключевых определена тенденция изучения психологических личностных характеристик, являющихся предикторами виктимного поведения, у подростковой возрастной группы.
Так, в диссертационном исследовании М.П. Долговых охарактеризована психологическая детерминация проявления виктимного поведения личности подростка и разработана модель программы профилактики и коррекции виктимного поведения подростков [9]. В работе О.Б. Бовть изучены стратегии поведения в конфликте подростков с разным типом виктимного поведения и на основе полученных результатов разработаны рекомендации по профилактике виктимного поведения детей и подростков [10]. В исследовании С.А. Фалкиной, представляющем для нашей работы особую ценность, выявлены психологические характеристики подростков, склонных к виктимному поведению в интернете [11].
Интерес вызывают и западные исследования. А. Tsitsika и др. обнаружили взаимосвязь между высокими показателями склонности к виктимному поведению и уровнем образования родителей (низким и выше среднего) [12]. По мнению ученых H. Sasson и G. Mesch, семейные отношения (отсутствие сплоченности семьи, эмоциональной связи между членами семьи, совместного времяпровождения родителей и детей) и структура семьи (например, неполная семья), являются также ключевыми факторами, которые способствуют кибервиктимизации молодых людей [7]. Западные исследователи ищут пути преодоления виктимных форм поведения в сети Интернет. Ими разрабатываются различные программы профилактики и коррекции среди подростков и молодых людей. Вызывают интерес программы WebQuest (E. Menesini, A. Nocentini и B.E. Palladino [13]), KiVa (А. Williford, L.C. Elledge, A.J. Boulton и др. [14]), направленные на профилактику и коррекцию кибербуллинга среди подростков.
В настоящее время в значительно меньшем объеме представлены работы, посвященные исследованию особенностей виктимности и виктимного поведения юношеской возрастной группы.
Авторами раскрыты сущность, причины и факторы виктимного поведения молодежи, подтверждена эффективность разработанной комплексной профилактической программы «Жизнь вне опасности!» [15].
В отечественных исследованиях подтверждено, что молодые люди, склонные к виктимному поведению, имеют специ- фические особенности личностного развития, а именно, неадекватную самооценку, высокий уровень тревожности и агрессивности, эмоционально-волевую неустойчивость, «готовность» стать жертвой насилия (Л.С. Стуколова, Н.С. Волкова [16]); стремление к поиску сильных ощущений (М. Zuckerman [17]); обладание низкой осмысленностью жизни и неразвитостью смысложизненных ориентаций (П.Н. Кемяшова, А.Г. Фаустова [18]); эгоцентричность, демонстративность, склонность проявлять незрелость позиции и инфантилизм, поверхностность, чрезмерную активность, неразборчивость в контактах, импульсивность, конфликтность, тенденцию преувеличивать свои проблемы при нежелании брать на себя ответственность за их решение (Т.Н. Баширова [19]); проявление пассивности, отсутствие упорства в достижении целей, трудности в общении с новыми людьми и поддержания отношений с окружающими людьми, переживание собственной изолированности, ориентация на мнение и оценки других людей, неспособность противостоять социальному давлению, проявление конформизма и склонность к выражению неудовлетворенности жизнью (Р.А. Субботина [20]).
Приведенные данные свидетельствуют о достаточно полиморфной структуре личности студентов, склонных к виктимному поведению, в которой сочетаются подчас противоречивые особенности, требующие уточнения с проведением специальных исследований.
Вместе с тем работы, посвященные исследованию психологических особенностей студентов, склонных к виктимному поведению в интернете, в научной литературе единичны. Под виктимным поведением в Глобальной сети Интернет мы понимаем системное и динамичное свойство личности, проявляющееся в форме ее социального, биологического, психологического и морального деформационного отклонения, закрепленного в неосторожных, импульсивных, провоцирующих формах поведения, не соответствующего нормам безопасности и обусловливающего потенциальную или реальную предрасположенность субъекта становиться жертвой преступлений в Глобальной сети Интернет.
Цель исследования: выявление социально-психологических характеристик студентов, склонных к виктимному поведению в интернет-пространстве, исследование причин и оценки рисков виктимизации студентов в интернете.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось на базе Казанского (Приволжского) федерального университета. Всего в эмпирическом исследовании приняли участие 504 студента – активных пользователей интернет-сети, в возрасте 18–23 лет (девушек – 89 %, юношей – 11 %).
Изучение социально-психологических характеристик студентов, склонных к виктимному поведению в интернет-пространстве, осуществлялось с помощью следующих методик: 1) методика «Диагностика склонности к виктимному поведению» (О.О. Андронникова); 2) тест Кимберли – Янг на определение уровня выраженности интернет-зависимости; 3) методика «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению» (М. Цукерман); 4) локус контроля Дж. Роттер – выявление локуса контроля респондентов, позволяющего определить проявление интернальности или экстернальности личности; 5) 16PF тест Кеталла (форма С) – 16-факторный личностный опросник для оценки индивидуально-психологических особенностей личности; 6) анкета, направленная на выявление студентов, подвергающихся виктимизации, оценку рисков в интернет-пространстве, изучение социального портрета студентов.
Статистическая обработка проводилась в программе IBM SPSS Statistics версии 23. Оценка достоверности различий экспериментальных данных производилась с помощью U-критерия Манна – Уитни, сравнение эмпирических распределений с помощью критерия согласия χ2. Корреляционный анализ Спирмена был применен для выявления взаимосвязи изучаемых показателей психологических характеристик.
Результаты исследования и их обсуждение
На первом этапе эмпирического исследования с помощью анкеты были выявлены студенты, которые в течение последнего года подвергались виктимизации в интернете, что составило 33,3 % от общего числа респондентов. На основании полученных результатов произведено распределение испытуемых в две группы. В первую группу (Г1) включены студенты, подверженные виктимизации, во вторую (Г2) – несклонные к проявлению виктимного поведения в интернете. Далее в статье мы уделим основное внимание результатам полученным для студентов Г1.
Изучение склонности к виктимному поведению студентов осуществлялось с помощью методики О.О. Андронниковой. Выявлено, что для некоторых студентов характерно проявление склонности к различным типам виктимного поведения в интернете. На рис. 1 представлено распределение склонностей к виктимному поведению в интернете с высокими показателями среди студентов Г1 по следующим шкалам.
Рис. 1. Распределение склонностей к виктимному поведению в интернет-пространстве у студентов Г1
На основании рис. 1 можно сделать вывод, что для студентов в интернет-пространстве характерно проявление моделей пассивного (склонности к зависимому и беспомощному поведению), некритичного (склонности к некритичному поведению), инициативного (склонности к гиперсоциальному виктимному поведению) и активного (склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению) виктимного поведения.
Для большинства студентов (52,4 % от общего числа виктимных студентов) характерно соблюдение установленных в интернет-пространстве норм и правил взаимного поведения, но в силу различных причин они затрудняются в оказании противодействия противоправным действиям со стороны других пользователей интернета. Проявление склонности к зависимому и беспомощному поведению выражается в потребности получения поддержки, сочувствия и помощи от других, которая удовлетворяется в интернет-пространстве с помощью активного участия в различных социальных сетях, форумах и т.д. При этом при поиске социальной поддержки окружающих они часто вовлекаются в кризисные ситуации. Постоянная вовлеченность в интернет-пространство, в свою очередь, способствует формированию склонности к интернет-зависимому поведению. Для данной категории студентов характерна ролевая позиция жертвы, которая усиливается в результате неоднократного попадания в ситуацию посягательств.
Обнаружено, что у 36,4 % респондентов проявление склонности к зависимому поведению сочетается со склонностью к некритичному виктимному поведению. К данной группе относятся лица, демонстрирующие неосторожность, неосмотрительность, неумение правильно оценивать жизненные ситуации в реальном и виртуальном взаимодействии. Студенты некритичного типа проявляют неразборчивость в знакомствах, чрезмерную доверчивость и легкомысленность, не замечают опасности, склонны к идеализации людей и оправданию негативного поведения других.
Студенты по модели инициативного виктимного поведения, составляющие 31 % виктимных студентов, демонстрируют социально одобряемое и ожидаемое поведение, в том числе и в ситуации конфликта с интернет-пользователями. В общении на форумах, в группах они проявляют искренность, отзывчивость, принципиальность, требовательность, смелость и готовность рисковать. Пользователи данного типа выражают нетерпимое отношение к некорректному поведению в интернет-сообществе. Социально справедливое поведение таких студентов достаточно часто становится объектом криминальных действий заинтересованных лиц.
Для студентов со склонностью к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (16,7 % от числа виктимных студентов) характерна жертвенность, связанная с активным поведением, провоцирующим ситуацию виктимности своим общением в сети. Для активных потерпевших характерно поведение двух видов: провоцирующее, если для причинения вреда привлекается другое лицо, и самопричиняющее, которое характеризуется склонностью к риску, необдуманному поведению, зачастую опасному для себя и окружающих.
В сети примером провоцирующего поведения может выступать нарочитая демонстрация личных, профессиональных или финансовых успехов, которые провоцирует преступника на причинение вреда по разным мотивам. Примером самопричиняющего виктимного поведения является размещение в сети информации о себе и своей семье, заведение нежелательных контактов, новых незнакомых друзей, встреча с данными незнакомыми людьми в реальной жизни, что может приводить к столкновению с насилием не только в пространстве интернета, но и в реальной жизни студентов.
По результатам анкетирования выявлены и проранжированы по степени опасности риски в интернет-пространстве. Данные по виктимной группе представлены в таблице.
Оценка рисков в интернете в Г1
Риски в интернете |
Вид риска |
Ранг |
1. Нежелательный контент (опасные материалы) |
контентный |
1 |
2. Мошеничество (фишинг, хакерство и т.д.) |
электронный (технический) |
2 |
3. Пропаганда наркотиков |
контентный |
3 |
4. Вербовка в группы смерти |
контентный |
4 |
5. Кибер-экстремизм |
контентный |
5 |
6. Вербовка в секты |
контентный |
6 |
7. Нежелательные и незаконные контакты |
коммуникационный |
7 |
8. Вирусные атаки |
электронный (технический) |
8 |
9. Фальсификация, недостоверная информация |
потребительский |
9 |
10. Кибер-хулиганство |
коммуникационный |
10 |
11. Мошеничество (плагиат) |
электронный (технический) |
11 |
12. Спамминг |
электронный (технический) |
12 |
Из данных таблицы можно сделать выводы, что студентами, склонными к виктимному поведению, наиболее опасными рисками признаются контентные риски и электронные (технические) риски. К контентным рискам относятся графические, текстовые, аудио и видеоматериалы, содержащие насилие, жестокость, порнографию, пропаганду расизма, наркотических веществ, суицида, призывы к разжиганию межнациональной и межрелигиозной розни. К электронным (техническими) рискам относится кибердеятельность, направленная против пользователя, которая включает в себя, прежде всего, взлом страниц, онлайн-мошенничество, вирусные атаки и т.д.
По методике К. Янг выявлено статистически достоверное различие (р < 0,05) по выраженности интернет-зависимости в двух группах испытуемых (рис. 2).
Определено, что 78,6 % виктимных студентов имеют определенные проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом, в группе невиктимных студентов данные проблемы характерны для 46,5 % испытуемых.
Рис. 2. Среднегрупповые значения выраженности интернет-зависимости у испытуемых
В ходе исследования был определен психологический портрет виктимного студента в сети Интернет:
– стремление к поиску острых ощущений (6,3* ± 1,74 балла, при р < 0,05), выраженное в поиске ранее непознанных и экспрессивных ощущений и переживаний и в склонности как к физическому социальному риску, так и к рискам в интернете с целью проживания новых сильных переживаний;
– преобладание интернального типа (11,66 ± 2,6 баллов) – во многих значимых ситуациях большинство студентов чаще демонстрируют высокий уровень субъективного контроля, что предопределяет возможности обнаружения связей между собственными действиями в интернет-пространстве и значимыми событиями в своей жизни, и полагают, что большинство событий и поступков являются следствиями их собственной деятельности. Вместе с тем в некоторых проблемных и критических интернет-ситуациях виктимные студенты могут демонстрировать проявление психологической зависимости от обстоятельств или действий других людей, которая обуславливает выражения неуверенности, тревожности, конформности и агрессивности;
– склонность к интровертированности, застенчивость, уступчивость в межличностных конфликтах с интернет-пользователями (фактор F2: 2,41 ± 2,87);
– ориентир на высокую нормированность поведения (фактор G: 7,89** ± 1,48, при р < 0,01), характеризующий особенности эмоционально-волевой сферы (настойчивость, ответственность, организованность, обязательность, решительность, упорство в достижении цели) и особенности регуляции социального поведения (осознанное принятие общепринятых норм и правил интернет-сообщества, поведение часто регулируется требованиями окружающих интернет-пользователей или групп социальных сетей);
– конформность, зависимость от поддержки социальных групп и сообществ в интернет-сети, ориентир на людей, оказывающих эту поддержку, и, как следствие, сдержанность в собственных активных действиях и в принятии решений, склонность ориентироваться на групповые нормы (фактор F4: 2,45 ± 2,89);
– высокий уровень самоконтроля (фактор Q3: 7,9 ± 1,36), свидетельствующий о целеустремленности, дисциплинированности, точности в выполнении социальных требований интернет-сообщества, контроле за своими эмоциями, заботе о своей репутации;
– способность достигать желаемого, но вместе с тем слабая мотивация и отсюда неспособность к достижению трудных целей (фактор F1: 2,6 ± 2,97);
– высокая чувствительность (фактор I: 8,01** ± 1,5, при р < 0,01), выражаемая в сентиментальности, впечатлительности, эмоциональности, как сопереживании и сочувствии другим интернет-пользователям, так и в поиске сочувствия и внимания у других;
– склонность к чувству вины и недовольство собой, подверженность перепадам настроения, обеспокоенность и тревожность, неуверенность в себе, чувствительность к оценкам и одобрению окружающих в интернет-пространстве, проявление чрезмерной заботливости о них (фактор O: 7,8 ± 1,23);
– развитые интеллектуальные интересы и стремление к новым знаниям, подвижность мышления, аналитичность, умение оперировать абстракциями, высокая эрудированность, широта кругозора и склонность к свободомыслию (B+, M+, Q1+);
– тенденция к затруднению принятия решения в критических ситуациях в связи с проявляющейся высокой чувствительностью и эмоциональностью, а также продолжительностью протекания подготовительного этапа, ориентированного на исследование и анализ проблемы, выявления возможных негативных последствий в интернет-пространстве (фактор F3: 2,86 ± 2,8);
– принятие себя и достаточно адекватная самооценка своих качеств и особенностей характера (MD: 6,41 ± 2,18).
С целью получения более полной картины относительно особенностей структуры личностной сферы студентов, склонных к виктимному поведению в сети Интернет, был проведен корреляционный анализ связей между изучаемыми показателями и обнаружены значимые и высокозначимые корреляционные связи средней и сильной плотности (p ≤ 0,05 и p ≤ 0,01).
Выявлено, что к числу системообразующих личностных особенностей относятся: непереносимость однообразия, поиск острых ощущений, дипломатичность, чувствительность, зависимость от мнения и требований группы, тревожность, интроверсия и конформность.
На основе полученных результатов получены интересные взаимосвязи между типами виктимного поведения, а именно связи обратной направленности между зависимым и самоповреждающим поведением (rs = –0,812), некритичным и гиперсоциальным поведением (rs = –0,671). Важно отметить и тот факт, что обнаружены прямые зависимости между проявлением агрессивного поведения и выраженностью таких типов виктимного поведения, как гиперсоциальное (rs = 0,6), зависимое (rs = 0,77) и некритичное (rs = 0,79).
Следует подчеркнуть и такой важный аспект, что взаимосвязи между компонентами личностной сферы у студентов, склонных к проявлению виктимного поведения в интернет-сети, достаточно жестко структурированы. Данное обстоятельство необходимо принимать во внимание при разработке мер превенции и интервенции по предотвращению виктимного поведения в интернет-пространстве, учитывая необходимость расширения выбора путей коррекционно-развивающей работы со студентами.
Далее осуществлялось изучение социальных факторов проявления склонности к виктимному поведению студентов в интернет-сети с помощью анкетирования. Участникам опроса было предложено оценить свои взаимоотношения с членами семьи. Выявлено, что, по мнению большинства респондентов (75,9 % – Г1 и 93 % – Г2), взаимоотношения с членами их семей являются дружескими и доверительными, при этом только виктимные студенты отмечают напряженность семейных взаимоотношений (10,3 %), остальные респонденты Г1 и Г2 фиксируют индифферентные отношения. Представленные эмпирические распределения статистические различаются: χ2 = 5,73, при р < 0,05.
Проблемы со здоровьем (наличие хронических заболеваний), по мнению студентов, испытывают 37,9 % виктимной группы, и 27,9 % испытуемых невиктимной группы.
Взаимоотношения с одногруппниками характеризуются респондентами как дружеские (75,9 % в Г1 и 73,8 % в Г2). Особо важно подчеркнуть, что все участники исследования считают, что отношения с их друзьями очень теплые и доверительные.
Ответы на вопрос: «Всегда ли вы можете поделиться со своими проблемами и получить поддержку от своих родственников, членов семьи?» распределились следующим образом: на первом месте вариант: «Всегда» – 69 % и 88,4 % в Г1 и Г2 соответственно. Далее: «Редко» – 24,1 % и 9,3 % от общего числа ответов Г1 и Г2 соответственно; «Никогда» – 6,9 % в Г1 и 2,3 % в Г2.
На основе контент-анализа были определены доминирующие позиции по открытому вопросу «Если у вас возникнут жизненные затруднения (неприятности), к кому вы обратитесь за помощью, советом, поддержкой?». Так, большинство респондентов в первую очередь обратятся за помощью к членам семьи и к родственникам (79,3 % и 81,4 % в Г1 и Г2 соответственно), к друзьям (31,03 % и 23,3 %), к любимым (17,24 % и 6,98 %), и лишь 3,5 % и 2,3 % виктимных и невиктимных студентов соответственно считают, что им не к кому обратиться за помощью, при этом 3,5 % студентов Г1 готовы рассчитывать на помощь Бога.
На вопрос «Что нужно сделать, на ваш взгляд, чтобы не стать жертвой в сетях Интернет?» респонденты предложили множественные варианты. В группе студентов, склонных к виктимному поведению в сети Интернет, 31 % испытуемых ответили о необходимости быть внимательными и бдительными, знать правила безопасности в интернете, не реагировать на различного рода провокации со стороны мошенников; иметь хобби вне интернет-пространства – 20,7 %; не выкладывать свои персональные данные в открытый доступ, использовать сложные пароли – 17,2 %.
Студенты из Г2 также выделили в числе приоритетных ответов вариант проявления должной бдительности в сети Интернет (32,6 %), а также игнорирования подозрительных ссылок и сомнительных знакомств (16,3 %), сокращения времени проведения в интернете и наличия критичности и умения анализировать поступающую информацию (по 11,6 % соответственно).
Заключение
В ходе исследования мы установили, что виктимного студента в сети Интернет характеризует стремление к поиску острых ощущений. Этот результат подтверждает исследование М. Zuckerman. Так же мы частично подтвердили выводы, сделанные Л.С. Стуколовой и Н.С. Волковой, что такие молодые люди «готовы» стать жертвой в сети Интернет в силу того, что, с одной стороны, соблюдают установленные в интернет-пространстве нормы и правила взаимного поведения, но, с другой стороны, в силу различных причин затрудняются в оказании противодействия противоправным действиям со стороны других пользователей интернета, проявляют склонность к зависимому и беспомощному поведению, имеют высокую чувствительность, испытывают потребность в получении поддержки, сочувствия и помощи от других. Для данной категории студентов характерна ролевая позиция жертвы, которая усиливается в результате неоднократного попадания в ситуацию посягательств.
Нами также выявлено, что студенты данной группы ориентированы на высокую нормированность поведения, системообразующими компонентами их личностных особенностей является непереносимость однообразия, поиск острых ощущений, дипломатичность, чувствительность, зависимость от мнения и требований группы, тревожность, интроверсия и конформность. Данные результаты подтверждают выводы, сделанные Р.А. Субботиной, что молодые люди, склонные к виктимному поведению, ориентируются на мнения и оценки других людей, неспособны противостоять социальному давлению, проявляют конформизм и склонны к выражению неудовлетворенности жизнью.
Мы также установили, что студентами, склонными к виктимному поведению в интернет-пространстве, наиболее опасными рисками признаются контентные риски и электронные (технические) риски. Кроме того, 78,6 % виктимных студентов имеют определенные проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом.
Важно отметить, что виктимные студенты отмечают напряженность семейных взаимоотношений (10,3 %) с членами семьи. Своими проблемами с родственниками и членами семьи редко делятся 24,1 % и никогда 6,9 % виктимных студентов.
Таким образом, для обеспечения безопасной интернет-социализации студенческой молодежи в условиях высшего учебного заведения необходимо создание комплексной системы превентивных мер, направленных на предотвращение реализации виктимного потенциала студентов в интернете, необходимо разработать концептуальные основы профилактико-коррекционных мероприятий девиктимизации в интернете с учетом социально-психологических особенностей, факторов и механизмов проявления виктимного поведения у современных студентов.
Статья публикуется при поддержке гранта РФФИ. Проект № 19-013-00814 A.