В современных условиях выполнения военно-профессиональной деятельности воздушно-космическим силам уделяется особое внимание, что в свою очередь предъявляет повышенные требования к организации процесса физической подготовки военнослужащих противовоздушной обороны и противоракетной обороны, направленной на обеспечение готовности к выполнению поставленных задач военно-профессиональной деятельности.
Под организацией физической подготовки понимаются отдельные элементы и условия, обеспечивающие управление процессом физического совершенствования, в том числе и самосовершенствования военнослужащих. В качестве научно-практических аспектов существующей в настоящее время проблемы организации физической подготовки военнослужащих войск противовоздушной и противоракетной обороны выделяют следующие:
– сущность и содержание элементов и условий, обеспечивающих управление процессом физической подготовки на всех уровнях;
– критерии эффективности исследования различных элементов и условий организации процесса физической подготовки на всех уровнях;
Требования к каждому из элементов и условий организации, предъявляемые на современном этапе развития воздушно-космических сил.
В настоящее время физическая подготовка военнослужащих, несущих боевое дежурство, как один из основных видов боевой подготовки военнослужащих в различных подразделениях воздушно-космических сил, имеет достаточно большие недоработки как на стадии организации, так и при проведении учебно-тренировочного процесса.
Кроме этого, занятия в данных группах проводят не руководители физической подготовки из числа штатного состава офицеров воинской части войск противовоздушной и противоракетной обороны, а специально назначенные, несущие возложенную общественную «нагрузку» руководители из числа офицеров, имеющие, в большинстве своем, только общие знания по теории и методике развития физических качеств и, что немаловажно, не имеющие достаточного опыта тренерской или другой педагогической работы в области физической культуры и спорта. Эти обстоятельства, несомненно, приводят к систематическим срывам занятий по физической подготовке, и, что немаловажно, – нерегулярности и неравномерности испытываемых военнослужащими войск противовоздушной и противоракетной обороны тренировочных нагрузок. Кроме этого, следует отметить, что содержание требований к военнослужащим войск противовоздушной и противоракетной обороны, осуществляющим боевое дежурство, ко всем видам занятиям по физической подготовке, предъявляемых включающим теоретический, методический и практический разделы, отражено в основном руководящем нормативном документе «Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации» (НФП-2009), в котором определена частота занятий физической подготовкой военнослужащих войск противовоздушной и противоракетной обороны в неделю с учетом возрастных групп и функционального состояния занимающихся.
Однако отсутствие единых тренировочных программ по физической подготовке военнослужащих войск противовоздушной и противоракетной обороны, несущих боевое дежурство, проводимых в рамках служебного времени в настоящее время, по мнению Н.А. Воронова, остается одной из основных причин слабой организации тренировочных занятий по физической подготовке [1, c. 23]. Следствием чего, как правило, является отсутствие расписаний занятий, а также возникают проблемы с местом их проведения.
Цель исследования: определение уровня организации физической подготовки военнослужащих войск противовоздушной и противоракетной обороны в режиме выполнения своих служебных обязанностей.
Материалы и методы исследования
В исследовании приняли участие 173 военнослужащих различных подразделений войск противовоздушной и противоракетной обороны.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили базовые положения и принципы общей диалектики, позволяющие рассмотреть физическую подготовку военнослужащих, несущих боевое дежурство, как полноценный целенаправленный педагогический процесс, направленный на сохранение и укрепление здоровья, развитие основных физических качеств, позволяющее повысить уровень психологической устойчивости военнослужащих войск противовоздушной и противоракетной обороны при выполнении задач военно-профессиональной деятельности.
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе проведения исследования нами была изучена посещаемость учебно-тренировочных и контрольных (тестовых) занятий по физической подготовке, уровень развития основных физических качеств, а также качество проведения тренировочного процесса военнослужащими войск противовоздушной и противоракетной обороны в режиме времени, выделяемого на выполнение служебных обязанностей. В результате анализа данных, полученных в ходе педагогического эксперимента, стоит отметить тот факт, что в различных подразделениях ВКС, где отмечается наибольшее число отсутствующих, начальники структурных подразделений находятся в группе лечебной физической культуры, что также отмечает в своих работах О.В. Ахмаев [2, c. 265].
Необходимо также отметить, что в подразделениях войск противовоздушной и противоракетной обороны принявших участие в исследовании, процент принимающих участие и отсутствующих на тренировочных занятиях по физической подготовке имеет в целом общую тенденцию. Вместе с этим следует обратить внимание, что наиболее высокий процент отсутствующих военнослужащих войск противовоздушной и противоракетной обороны отмечается при выполнении нормативов на выносливость (бег на 1 км, 3 км, 5 км).
Анализ результатов проверки уровня физической подготовленности военнослужащих ВКС, полученных в ходе педагогического эксперимента, показывает, что в основном военнослужащими, принявшими участие в тестировании уровня развития основных физических качеств, были получены положительные оценки. Полученные результаты совпадают с данными, полученными И.В. Козниенко [3, c. 53]. Это косвенно свидетельствует о том, что участие в тестировании, проводимом в рамках исследования, принимали только военнослужащие, уверенные в возможности получения только положительной оценки. Необходимо отметить, что более высокий процент реализации запланированного количества военнослужащих имеет вовлеченность их в спортивно-массовую работу, что также отмечает в своих работах А.Э. Болотин с соавторами [4, c. 27]. Среди причин низкой реализации учебно-тренировочных занятий военнослужащие ВКС отмечают:
– низкую ответственность руководителей занятий, проводимых в рамках служебного времени (45–53 %);
– отсутствие полноценной учебной материально-технической базы (66–30 %);
– отсутствие четкой регламентации в распорядке служебного дня времени для регулярных занятий физической подготовкой (18–25 %).
В результате проведенного педагогического эксперимента анализ процесса физической подготовки военнослужащих войск противовоздушной и противоракетной обороны показал, что военнослужащих можно условно классифицировать на три группы:
– активно занимающиеся физической подготовкой (10–12 %);
– принимающие участие только в сдаче нормативов (20–70 %);
– группа лечебной физической культуры (20–30 %).
По-видимому, одна из основных задач организации физической подготовки военнослужащих войск противовоздушной и противоракетной обороны состоит в переводе их в группу активно занимающихся физической подготовкой из других групп. Очевидно, что все элементы организации должны быть «наполнены» таким содержанием, которое в максимальной степени способствует повышению активности военнослужащих войск противовоздушной и противоракетной обороны на занятиях физической подготовкой.
Следовательно, прежде всего, самими военнослужащими должны быть приняты те целевые установки и задачи, которые отражены в руководящих и нормативных документах по организации физической подготовки. В противном случае возникает «внутреннее неприятие» военнослужащими как содержания, так и организационно-методических особенностей проведения с ними занятий по физической подготовки.
По мнению ряда авторов, одной из главных задач организации физической подготовки военнослужащих войск противовоздушной и противоракетной обороны, выполняющих свои служебные обязанности в рамках служебного времени, является возможность подобрать наиболее эффективный и экономически обоснованный стимул, то есть осуществить такое взаимодействие всех условий, которое в данной конкретной ситуации приведет к максимальному эффекту при минимальных временных и финансовых затратах [5, c. 109].
Поэтому наибольший эффект от тренировочных занятий по физической подготовке возможно получить только при соответствующей посещаемости занятий военнослужащими, их внутренней убежденности в необходимости повышения и сохранения своего уровня физической подготовленности.
Таким образом, можно выделить следующие группы целей, ведущие к реальному включению военнослужащих в сознательный процесс занятий различными видами физической активности:
– «оздоровительные», направленные на укрепление и сохранение здоровья, повышение работоспособности, снятие утомления;
– «барьерные», предполагающие выполнение норм и требований военно-спортивного комплекса (ВСК), овладение содержанием всех разделов программы по физической подготовке;
– «коммуникативно-рекреативные», содержание которых направлено на общение с друзьями, коллегами в неформальной обстановке физкультурно-спортивного мероприятия или тренировочного занятия, предполагающего эмоциональную «разрядку», развлечение. Очевидно, что границы этих групп условны, и достижение цели, отнесенной к одной группе, может способствовать удовлетворению потребности в другой.
Таким образом, в результате анализа данных, полученных в ходе исследования, следует отметить высокую значимость организованных форм физической подготовки для достижения большинства целей всех вышеприведенных групп из числа военнослужащих войск противовоздушной и противоракетной обороны, несущих боевое дежурство. Полученные результаты также свидетельствуют о том, что для «оздоровительных» и «барьерных» целей определенное значение имеют утренняя физическая зарядка и самостоятельная физическая тренировка. Заметим, что 63,3 % военнослужащих, принявших участие в исследовании, считают, что утренняя физическая зарядка имеет преобладающее значение в укреплении и сохранении здоровья военнослужащих вне зависимости от возраста и уровня физической подготовки, в отличие от других форм проводимых физкультурно-оздоровительных и тренировочных занятий, что согласуются с результатами других исследований [6, c. 42].
Анализ влияния организационных причин на занятия физической подготовкой и спортом военнослужащих войск противовоздушной и противоракетной обороны, условно относящихся к группам: активно занимающихся; сдающих только нормативы; лечебной физической культуры – позволяет отметить, что более высокий процент опрошенных выделяет такие причины, как недостаточность свободного времени, даже в рамках служебного дня, и отсутствие возможности выбора занятий по интересам. Последняя причина в существенной мере относится к организации физической подготовки и спорта в различных подразделениях войск противовоздушной и противоракетной обороны. Необходимо также отметить, что в настоящее время в ряде воинских частей и отдельных высших военных учебных заведениях воздушно-космических сил не созданы оптимальные условия для организации и проведения занятий в группе лечебной физической культуры. Н.А. Воронов в своих работах отмечает, что при организации физической подготовки в подразделениях постоянного состава военнослужащих войск противовоздушной и противоракетной обороны, определяются сроки проведения тренировочных занятий в процессе служебного дня и их частота в неделю [7, c. 15].
Наблюдения за физической подготовкой военнослужащих войск противовоздушной и противоракетной обороны, несущих боевое дежурство, активно занимающихся спортивными играми, показывает, что занятия проводятся, как правило, в одном и том же установленном месте. Причем военнослужащие предварительно согласовывают между собой время, место и предполагаемое количество присутствующих на очередном занятии, что, несомненно, позволяет определить время его проведения. В данном случае подобные учебно-тренировочные занятия являются фоном, на котором осуществляется неформальное общение, большую роль играет эмоциональная разрядка занимающихся, что, как отмечает В.Н. Васин, является одним из основных показателей целенаправленной и осознанной работы по формированию и ведению здорового образа жизни военнослужащих [8, c. 141].
В общем виде занимающиеся не ставят задачу обеспечения физической готовности к требованиям воинской службы, и, в большинстве своем, оценивают необходимость и эффективность занятия по текущему состоянию самочувствия, уровня развития выносливости и получения эмоционального удовлетворения. Кроме того, при организации занятий военнослужащие не придерживаются традиционной структуры и времени проведения занятия, таким образом, продолжительность отдельного занятия в большинстве случаев превышает установленную. В данном случае имеет место порядок, существенно отличающийся от традиционно организуемой структуры физической подготовки военнослужащих войск противовоздушной и противоракетной обороны, в том числе с учетом интересов занимающихся, что также отмечается в работах А.И. Щеголя с соавторами [9, c. 129].
Руководителями занятий в соответствующих возрастных группах назначаются командиры (офицеры) отлично и хорошо подготовленные физически, регулярно занимающиеся различными видами и направлениями физической культуры и спорта [10]. Вместе с тем назначенные руководители, как правило, не несут персональной ответственности как за количество и качество проводимых учебно-тренировочных занятий, так и за уровень физической подготовленности соответствующих групп военнослужащих различных подразделений войск противовоздушной и противоракетной обороны. Прежде всего, это обусловлено тем, что при традиционной системе организации, занятия достаточно часто срываются ввиду непредвиденного проведения других мероприятий (совещаний, нарядов, боевого дежурства и т.п.).
При анализе результатов, полученных при проведении анкетирования и бесед с военнослужащими войск противовоздушной и противоракетной обороны, несущих боевое дежурство, можно выделить следующие направления совершенствования физической подготовки в режиме служебного времени:
– целесообразно планировать занятия с военнослужащими в первой половине рабочего дня;
– предоставлять возможность проводить занятия в составе нескольких подразделений (при небольшой численности);
– установить как минимальный, так и максимальный уровень выполнения нормативов по упражнениям, характеризующим комплексную оценку общего уровня физической подготовленности;
– подбирать для проверки преимущественно те упражнения, которые возможно выполнять самостоятельно и не требующие специального оборудования;
– контрольные упражнения должны иметь количественные выражения испытываемой тренировочной нагрузки.
Заметим, что в данном случае имеет место условное разделение целенаправленного педагогического процесса физического совершенствования и оценки уровня физической подготовленности военнослужащих войск противовоздушной и противоракетной обороны. Тогда как в настоящее время достаточно жестко «увязаны» содержание занятий и контрольно-тестовые упражнения.
Выводы
В результате проведенного исследования установлено, что содержание занятий по физической подготовке в режиме служебного времени с военнослужащими различных подразделений войск противовоздушной и противоракетной обороны, несущих боевое дежурство, должно быть организовано с возможностью подбирать содержание тренировочных занятий по физической подготовке, различающихся между собой в зависимости от той или иной группы военнослужащих войск противовоздушной и противоракетной обороны.