Научно-технический прогресс как результат развития общества несет в себе новые возможности для каждого человека, с одной стороны, улучшая качество жизни, продлевая ее и освобождая людей от ряда необходимых ранее действий, с другой стороны, обуславливая появление новых проблем и вызовов. Цифровые технологии позволяют сегодня получать информацию мгновенно, проводить различные мероприятия дистанционно, бумажные издания дублируются сегодня электронными аналогами, а электронные носители, которые умещаются в ладони, позволяют, пользоваться «библиотекой в кармане». Система образования в данном аспекте существенно выигрывает, так как лекции и методические материалы, размещенные в сети интернет, позволяют экономить время всех участников образовательного процесса, компенсировать пропуски занятий, а тесты и различные оценочные средства позволяют вести дистанционный контроль успеваемости учащихся. Но есть в этих несомненно прогрессивных изменениях и свои минусы. Технический прогресс, управляемый законами рыночной экономики, несет в себе определенные риски, в том числе и для общественного здоровья.
Обилие информации в сети интернет затрудняет поиск актуальных источников знаний, провоцирует увеличение сидячей работы. Рафинированные продукты и различные заменители натуральных пищевых источников нарушают баланс в обмене веществ человеческого организма. Сервисы доставки еды на дом позволяют современному человеку не выходить из дома, обуславливая развитие гиподинамии. Живое общение как потребность заменяется сегодня социальными сетями и перепиской в месенджерах, что способствует развитию различных патологий вплоть до зависимостей. Стоит отметить, что человеческое общение «вживую» на практике отражает такие особенности личности, как манера вести себя в обществе, умение выражать свои мысли. Эмоциональный интеллект, отражающий реакцию на поведение собеседника и эмоциональный фон коммуникации, сложно передать или зафиксировать. Диалог преподаватель – обучающийся имеет в данном контексте более глубокий смысл, чем дистанционное общение.
В данном аспекте, современное образование должно нести в себе помимо основных функций еще и дополнительные. Студент высшего учебного заведения может в процессе образования использовать успешные социальные примеры и, напротив, корректировать свое поведение с учетом негативных проявлений и результатов различных социальных практик. Стоит отметить, что сегодня смещается сам дифферент в структуре образовательной системы. Из прежнего набора знаний, умений и навыков основной блок компетенций специалиста трансформируется в умение и желание учиться.
Тренд в непрерывности образования личности претендует на классический постулат и постепенно оправдывает общественное доверие. Навык переквалификации с сохранением прежнего опыта становится решающим в процессе трудоустройства и профессионального становления личности. Стоит также отметить, что обучающийся как субъект образовательного процесса имеет свои отличительные черты. К ним можно отнести мотивацию к личностному развитию, умение работать с информационными источниками, личностную дисциплину. Данные особенности и осознанное желание личностного роста во многом обуславливают образ и уклад жизнедеятельности данной социальной категории.
Цель исследования: рассмотреть процесс становления здорового образа жизни у обучающихся в контексте успешных социальных практик и попробовать обосновать механизм его функционирования в педагогическом аспекте.
Материалы и методы исследования
Концептуальная основа статьи содержит как междисциплинарный анализ основных понятий по теме исследования, так и анализ современных тенденций в системе образования. В статье рассматривается взаимосвязь классических постулатов здорового образа жизни и сложившиеся социальные практики в образовательном процессе. В ходе решения исследовательских задач применяются общетеоретические методы научных разработок. Было проведено анонимное анкетирование 200 студентов 1 курса (17–18 лет) Поволжского института управления имени П.А. Столыпина, Саратов (филиал РАНХиГС).
Результаты исследования и их обсуждение
Для того чтобы сформировать информационное поле текущей работы, проведем последовательный анализ и дальнейший синтез исследуемых понятий. Начнем с определения «социальная практика», состоящего из двух терминов: «социальная» – прилагательного, производного от «социум» и «практика», имеющего в своем смысле «практическую» направленность. Термин «социум» происходит от латинского «socium», что означает «общее», в свою очередь происходящее от него прилагательное «socius» имеет более общую трактовку и может пониматься как «совместный», также «товарищ» и «спутник», близкое по смыслу «sequi», что переводится как «следовать; провожать и «сопровождать». Термин «практика» происходит от древне-греческого πρ?ξις, что значит – «деятельность» и трактуется как разумная человеческая активность, основанная на целеполагании, направленная на преобразование действительности. Практикой также называют деятельность, которая служит в достижении необходимого опыта и собственно индивидуальный опыт специалиста в своей области [1]. Основываясь на изложенное выше, отметим, что социальную практику можно трактовать как некий общественный опыт и одновременно как деятельность, имеющую в своей структуре такие компоненты как цель, мотив и собственно активность.
Проводя исследование в контексте данной работы, отметим, что понятие «социальные практики» является достаточно новым в педагогической науке и обобщает в своей сущности социально-психологические механизмы взаимодействия субъектов в обществе и влияние результата данного процесса на отдельную личность.
Рассмотрим определения данного феномена в современной научной литературе. Например, И.В. Глушко интерпретирует социальную практику как разновидность деятельности, реализуя которую субъект изменяет общество и развивается сам, воздействует на систему общественных отношений, используя при этом различные организации и учреждения, а также всевозможные общественные институты [2]. Ключевыми звеньями данной идеи являются сама деятельность, как осознанная активность индивида, а также ее результат для всех субъектов процесса.
В педагогическом аспекте Г.В. Никитина понимает социальные практики как действие или мышление «по привычке», следование правилу и даже поведение, которое имеет иногда даже ритуальный характер. Данная трактовка в какой-то мере отражает оптимальность избранной модели поведения, наличие у индивида некоего стереотипа действий, применяемого в процессе жизнедеятельности и конкретной социальной ситуации [3].
Исследуя генезис понятия, В.И. Радионова трактует определение «социальная практика» как специфичную форму организации деятельности людей, которая призвана обеспечить удовлетворение потребностей личности и общества, контекстно-сложившуюся и привнесшую элементы некой рациональности в общество, при этом исторически определенную. Что характеризует исследуемый нами феномен как результат некоего эволюционного процесса, являющегося в своей сущности результатом взаимодействия людей в ходе их сознательной деятельности, направленной на изменение социальной среды. Анализ сущностных характеристик социальной практики в ходе видоизменения позволяет, по мнению автора, обозначить наиболее важные аспекты социальных процессов в современном мире и в какой-то мере даже прогнозировать дальнейшее развитие общества [4].
Синтезируя приведенные выше определения, можем отметить следующее: социальная практика как процесс, имеет структурно-компонентный состав подобный структуре деятельности (цель, мотив, активность, результат). Может включать в себя такие компоненты, как ценностно-смысловой и индивидуально-личностный, может носить как положительные характеристики результата активности, так и негативные. Социальная практика может рассматриваться как используемый «на автомате» стереотип, общественно признанный и выполняемый субъектами процесса «не задумываясь». Но может также стать новым и успешно признанным опытом, поддающимся повторению и внедрению в социальную среду.
Социальная практика может иметь свои разновидности и рассматриваться в различных аспектах, например как часть общей системы, как средство проектирования, как разновидность партнерства, как средство адаптации и помощи и даже как разновидность творчества [5].
Стоит отметить, что социальная практика как результат взаимодействия социума и индивида оказывает двустороннее действие, как на общество, так и на личность, поэтому методы изучения данного феномена, помимо всего прочего должны учитывать как объективные, так и субъективные законы поведения общества и человека.
Социальные практики можно также разделить по типу активности, например Е.Г. Королева предлагает классифицировать их на пассивные, активные и преобразовательные. При этом круг педагогических задач, решаемых в процессе реализации социальных практик, достаточно широк. Вовлечение в творческую деятельность, приобретение и развитие различных умений, активизация личностной и гражданской позиции, овладение навыками адекватного поведения, а также моделирования личностной активности в различных ситуациях [6]. Продолжая анализ феномена социальных практик, О.И. Якутина отмечает, что современному человеку присуще стремление к успеху в самых различных областях жизнедеятельности. Творчество, образование, профессиональное становление, семейная жизнь – те грани самореализации личности, которые обобщают стремления и мотивируют социальную активность человека в социуме [7]. Рассматривая в данном контексте понятие «социальный успех», автор отмечает его сложность и неоднозначность в его трактовке. Действительно, понятие успешности в обществе во многом зависит от ценностей, морально-этических норм, уровня развития культурных отношений, политической и экономической обстановки в целом. Культура отдельных наций и народов, независимо от остального сообщества может формировать и воспитывать понятие успеха у своих представителей. Обратно, как и общественно-политический строй, деформируясь в политический режим в отдельных странах, независимо от национально-этнической принадлежности населения, может обуславливать своими рамками модель успешного гражданина и тем самым влиять на стремления и активность граждан.
В данном контексте необходимо отметить, что успех в жизнедеятельности во многом связан с выбором приоритетов, личностной и межличностной борьбой за ресурсы, достижением поставленной цели и последующим общественным признанием. Являясь, с одной стороны, целью сознательной активности индивида, успех также является и результатом социальных практик, что в последующем обуславливает их фиксацию и тиражирование. Например, как мы отмечали выше, успех в обучении имеет свои принципы и может продолжаться в форме непрерывного образования и дальнейшего профессионального развития. Одним из условий данного процесса, несомненно, является сбережение и укрепление здоровья. Продолжая текущее исследование, обратимся к понятию становление здорового образа жизни у обучающихся, рассматриваемое в наших предыдущих работах [8], и попробуем провести последовательный анализ его терминологического состава в контексте определения социальных практик.
Здоровый образ жизни является сложным междисциплинарным феноменом. Термины «здоровье», как и понятие «образ жизни», имеют множество трактовок, в научной и справочной литературе, в связи с чем необходимо обозначить их смысловые границы в данной работе. Здоровье человека и его близких по праву является наивысшей ценностью цивилизованного общества. В научной литературе данный термин определяется как состояние в котором пребывает человек, позволяющее ему полноценно осуществлять свою жизнедеятельность, понимается как признак правильно работающего организма, как ресурс жизненных сил, имеющийся у индивида. Образ жизни характеризует социально-психологические особенности поведения человека и может трактоваться как совокупность поведенческих привычек, так и модель поведения какой-то социальной группы. Как здоровье, так и образ жизни человека можно рассматривать с учетом субъективных и объективных факторов. Здоровье конкретного человека является его достоянием, однако в социуме – болеющий человек может представлять угрозу для здоровья окружающих его людей. Опять же – личностный успех и признание в обществе в какой-то мере является результатом деятельности и достижением конкретного человека, однако может служить примером для подражания и ориентиром к деятельности для окружающих.
На данном этапе исследования обратимся к такому феномену личностного роста, как становление здорового образа жизни у обучающихся. В предыдущих работах [9] мы рассматривали концепцию педагогического сопровождения данного процесса на примере студентов высшего учебного заведения. В текущем исследовании попытаемся продолжить работу в данном направлении, оптимизировать терминологический аппарат и рассмотреть возможные рекомендации для педагогического сообщества. Рассмотрим понятие обучающаяся молодежь и попробуем перечислить признаки и особенности данной социальной категории. Обучающаяся молодежь является человеческим капиталом и ценнейшим человеческим ресурсом общества. Выполняя важнейшие социокультурные функции, молодое поколение как отдельная социальная группа имеет ряд отличительных особенностей. Физиологические – растущий и развивающийся организм и психологические – тяга к новому, возможное отрицание и непринятие общественных стереотипов. Эти особенности обуславливают такие формы поведения, как юношеский максимализм и чрезмерный энтузиазм, которые в свою очередь находят свое проявление как в развитии задатков и способностей, так и в подверженности различным пагубным влияниям. Например такие вредные привычки как курение и вейпинг, приобретаются большинством обучающихся в процессе общения и взаимодействия в социальных группах.
На вопрос задаваемый первокурсникам: «Кто из Вас принципиально не курит?» – положительно отвечают 76 % (выборка 200 человек), из оставшихся 24 % на вопрос «где они начали систематическое курение?» ответ – «в вузе» дали больше половины опрашиваемых.
Результаты опроса респондентов
Действительно, коллективное курение во время перерыва можно назвать негативной социальной практикой. Однако стоит отметить, что несмотря на отсутствие рекламы табачной продукции в СМИ и на телевидении, несмотря на запрет курения в общественных местах данная привычка сохранилась в российском обществе, в том числе среди обучающихся. Причин этому существует несколько. Одна из них в двойственной функции данного процесса. С одной стороны, привычка употребления табака со временем превращается в физиологическую зависимость, что является субъективном фактором, с другой стороны, во время курения осуществляется коммуникация, завязываются знакомства, что становится объективным фактором и мотивом присоединиться к группе. Подобных примеров масса, и все они интересны для изучения.
Заключение
Подводя итоги исследования, можно сделать выводы о том, что усиленная профилактика вредных привычек у обучающихся на первом курсе студентов и одновременное создание альтернативных площадок для их общения как организованный и регулярно реализуемый процесс в вузх может стать успешной социальной практикой сбережения здоровья молодежи. Создание условий для осуществления двигательной активности в свободное от учебы время может осуществляться как на территории вуза, так и на близко расположенных объектах (парки, стадионы, спортивные площадки). Места для самостоятельных занятий физической культурой и спортом, таким образом, становятся площадками для общения молодежи – территорией здорового образа жизни. Организация процесса здорового питания, для студенческой молодежи – вопрос, решение которого также требует соблюдения нескольких принципов: доступность расположения, ценовая доступность суточного рациона и привлекательность для потребителей. Вопрос об организации процесса питания обучающихся в рамках образовательного процесса был рассмотрен нами в предыдущей работе [10]. В данном аспекте целесообразно подчеркнуть особенности питания студентов. Дефицит времени и ограниченность территории для выбора места приема пищи обуславливает в некоторых случаях употребление пищи «на ходу», причем предпочтение отдается не качеству продукта, а его доступности и удобству в употреблении. В данном аспекте целесообразно рассмотреть использование одноразовых упаковок для овощных продуктов, контейнеры для злаковых и зерновых продуктов питания, способных заменить популярный среди молодежи «фастфуд». Разработка электронных приложений для организации режима труда и отдыха, учитывающих особенности региона, в котором находится образовательная организация, также может стать успешной практикой в образовательном процессе.
В завершение текущего исследования отметим, что процесс сбережения здоровья молодого поколения является актуальным и значимым в национальном масштабе. Однако отсутствие успешной социальной практики, позволяющей организовать педагогическое сопровождение становления здорового образа жизни у обучающихся на постоянной и регулярной основе отмечает как научное, так и педагогическое сообщество. Данное противоречие дает нам направление для дальнейшей работы и научной деятельности и обуславливает тематику последующих исследований.