Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PATRIOTIC EDUCATION IN THE PROFESSIONAL STUDIES OF CADETS AND STUDENTS IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA

Malchenkova V.V. 1
1 Barnaul Legal Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
The article reveals the features of patriotic education in the professional training of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The relevance of the topic is due to the high requirements of the state and society to the personality of the future law enforcement officer, as a highly qualified specialist. The content of the work reveals the principles, forms, methods and pedagogical conditions of patriotic education of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The concept of «patriotism of the future law enforcement officers» has been clarified as an integral part of theoretical public consciousness and an element of the value-semantic structure of the individual. It is proved that patriotism for the future law enforcement officers is a system-forming and key component of professionalism in general, and professional-moral culture in particular. The substantive and organizational-activity components are identified and disclosed in the structure of the educational process. The purpose is realized through the developed areas of educational activity in the process of the professional training. The organization of patriotic education in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as a pedagogical system, is designed to ensure the targeted formation of cadets and students of the state patriotic consciousness, the development of a sense of duty, respect for traditions, serving the people and the state, since patriotic education is an integral part of ensuring national security in multinational Russia.
patriotic education
professional training
cadets and students
educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia
improvement and development
pedagogical process

В целях реализации положений Концепции кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации, необходимо рассматривать воспитательную работу с личным составом органов внутренних дел как важнейшую составную часть государственной кадровой политики, требующую постоянного совершенствования воспитательной работы с использованием научных воспитательных технологий, принятием конкретных мер, направленных на укрепление кадрового потенциала воспитательных аппаратов [1].

Реалии современного мира актуализируют вопросы воспитания молодежи, и, в частности, непосредственно патриотического воспитания, в качестве первостепенных задач общества и государства. Патриотическое воспитание является неотъемлемой составляющей обеспечения национальной безопасности в многонациональной России.

В современных условиях наблюдаются неоднозначные тенденции в проявлении гражданственности и патриотизма, что в свою очередь характеризуется духовной опустошённостью и недостаточно развитой общей культурой в молодёжной среде, а также все чаще встречается нарастание межнациональных, межэтнических противоречий и конфликтов [2].

Процесс воспитания является одним из важнейших в системе проблемных вопросов становления личности сотрудника полиции, и в сегодняшних реалиях, характеризующихся неоднозначными процессами в экономической дезинтеграции, проявления нравственности, наиболее остро встает вопрос формирования его патриотического сознания. Поэтому необходимо уделять значительное внимание педагогическим аспектам нравственного формирования личности в системе профессиональной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.

В настоящее время главной задачей воспитательной работы является формирование развитой, профессионально подготовленной, морально и психологически устойчивой личности будущего сотрудника полиции. Особую актуальность данная проблема приобретает для людей, находящихся на государственной службе, поскольку от их позиции, решений, выполнения тех или иных функций зависят судьбы других людей, общества и государства в целом.

Служба Родине, неравнодушное отношение к судьбе людей, защита их здоровья, жизни и имущества – прямое подтверждение наличия у человека чувства патриотизма. Таким образом, актуальность статьи определяется тем, что патриотизм для будущих сотрудников ОВД является системообразующим и ключевым компонентом профессионализма в целом и профессионально-нравственной культуры в частном.

В процессе изучения литературных источников по проблеме патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел России, которой посвящены такие работы ученых Н.В. Ермоленко, А.А. Жиляева, В.И. Лесняка, А.С. Рыбчинчука и других, нами были определены целевые установки исследования. Цель: разработать и реализовать в профессиональной подготовке основные направления работы по формированию патриотизма у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.

Новизна и теоретическая значимость работы заключается в следующих положениях: уточнено понятие «патриотизм сотрудников ОВД»; обобщены принципы патриотического воспитания; выделены формы и методы формирования патриотизма; предложены направления воспитательной работы в процессе профессиональной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.

Для достижения поставленной цели нам необходимо определить задачи исследования:

1. Уточнить понятие «патриотизма сотрудника полиции» как составной части общественного сознания и элемента его личности.

2. Выявить педагогические условия для формирования у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России патриотического воспитания.

3. Определить содержание педагогического процесса по формированию у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России патриотического воспитания.

4. Разработать основные направления совершенствования системы патриотического воспитания курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.

Материалы и методы исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ научной и нормативно-правовой литературы; теоретико-методологический анализ воспитательного процесса, проводимого в профессиональной подготовке; системный анализ при рассмотрении проблемы исследования и разработки направлений воспитательной работы; систематизация и обобщение педагогического опыта, наблюдение, беседы и анкетирование [3].

Курсанты и слушатели образовательных организаций МВД России – будущие сотрудники правоохранительных органов, которые в своей повседневной деятельности будут не только представителями и олицетворением власти, а в идеале еще и образцом и примером для окружающих, с множеством функциональных обязанностей, основанных на требованиях закона и морали. Нравственное отношение будущего сотрудника полиции к выполнению служебных обязанностей является отражением его воспитания.

Опираясь на системный подход, обратимся к мнению М.А. Мазур, справедливо полагающей, что формирование патриотической культуры сотрудника органов внутренних дел целенаправленно нужно осуществлять не только в процессе обучения, но и непосредственно в профессиональной деятельности. Реальный опыт служебной деятельности способствует формированию профессионально-патриотической культуры через окончательное формирование ценностной системы личности [3]. Именно через каждодневные складывающиеся ситуации, через неравнодушие и решение конкретных проблем и задач исходя из ценностных позиций, позволяют говорить о наличии высокого чувства долга в структуре личности сотрудника. В связи с чем можно говорить об еще одной научной категории – «культуре патриотизма» [4], как способности в различных иных ситуациях (бытовых, личностных) поступать с позиции любви, добра и доверия к окружающим.

Для системного рассмотрения вопроса о воспитании патриотизма будущих сотрудников полиции необходимо дать определение патриотического воспитания курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Под патриотическим воспитанием будущих сотрудников ОВД следует понимать целенаправленный, многоплановый, систематический, организованно-скоординированный педагогический процесс, где субъектами взаимодействия являются: командиры, начальники, преподаватели-кураторы, наставники, воспитатели, которые в своей педагогической деятельности формируют у курсантов и слушателей профессионально значимые личностные качества, включающие в том числе патриотизм.

Чувство любви к своей Родине является социальным качеством, поэтому к данной проблеме следует проявлять пристальное внимание всех субъектов, участвующих в воспитании патриотизма в процессе профессиональной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Данное чувство следует воспринимать как активную гражданскую позицию личности, выражаемую в действиях, направленных на благо своей Родины.

Патриотическое воспитание в вузах МВД России строится с учетом действующей Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», подготовленной с учетом накопленных за десятилетия знаний, традиций и опыта патриотического воспитания граждан, учитывая важность обеспечения российской гражданской идентичности, а также учитывая непрерывность воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества [5].

Патриотическое воспитание является важным аспектом в формировании и развитии личности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Все это составляющие сложной, планомерной и систематической работы по воспитанию будущих сотрудников правоохранительной системы. При этом необходимо определить основные направления по совершенствованию и развитию системы патриотического воспитания в образовательной организации МВД России и выявить педагогические условия данного процесса.

Поднимая вопрос о воспитании патриотизма как компонента профессионально-нравственной культуры сотрудника органов внутренних дел, будем рассматривать этот процесс в совокупности с обучением и профессиональной деятельностью будущих сотрудников и опорой на системный подход. Использование такого подхода обусловлено «методической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система» [6, с. 192].

Патриотическое воспитание курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России рассматривается как педагогический процесс, осуществляющийся в каждодневной воспитательной деятельности на занятиях, а также проводимых мероприятиях воспитательного характера. Структура данного педагогического процесса выделяет содержательный компонент (с общепедагогическими и специфическими принципами) и организационно-деятельностный компонент (с методами, средствами и формами патриотического воспитания).

Общепедагогический принцип: процесс профессиональной деятельности направлен на воспитание в коллективе и через коллектив, с учетом индивидуального подхода к личности, используя оптимальность, интегративность.

Специфический принцип патриотического воспитания включает в себя: преемственность, народность, конкретно-исторический подход, государственно-патриотическую и профессиональную направленность воспитания, требовательность к подчиненным в сочетании с заботой о них.

Выделение данных принципов и компонентов позволяет нам выявить педагогические условия:

– создание практико-ориентированной воспитательной среды, которая эффективно будет влиять на образовательную, профессиональную и социальную деятельность будущих сотрудников полиции;

– расширение сферы воспитательного воздействия, которая обеспечит воспитательное влияние на субъект педагогического воздействия в процессе представительских мероприятий патриотической направленности, имеющих высокий эмоциональный потенциал и способствующих формированию и патриотических ценностей (традиции, ритуалы);

– включение в педагогический процесс патриотического воспитания курсантов и слушателей, в рамках служебной подготовки, методических рекомендаций «Патриотическое воспитание будущих сотрудников полиции», позволит обеспечить теоретические знания курсантов и слушателей, приобретение ими практического опыта и совершенствования профессиональных умений и личностных качеств.

Результаты исследования и их обсуждение

На основании проведенного исследования на практике нами реализованы следующие направления:

– участие курсантов и слушателей в торжественных мероприятиях с поднятием Государственного флага Российской Федерации под Государственный гимн Российской Федерации, посещение экспозиций музеев вузов, городов, в которых учатся курсанты и слушатели образовательных организаций МВД России. Проводимые мероприятия позволяют лучше узнать историю своей страны, испытать чувство гордости за подвиги героев;

– участие курсантов и слушателей в реконструкциях исторически важных событий, масштаб проведения которых уже вызывает чувство восхищения. В 2015 г. в Барнауле был воссоздан «Штурм Рейхстага», принесший победу на Всероссийском конкурсе студенческих и корпоративных коммуникационных проектов «Eventиада Awards 2015», где были представлены работы участников из 80 городов России. А в 2016 г. курсанты и слушатели образовательной организации БЮИ МВД России участвовали в реконструкции переломного события – «Битва за Москву», ставшей самой масштабной в Сибири по количеству участников, техники, спецэффектов и зрителей. Участие в данных мероприятиях позволяет почувствовать важность тех событий, грандиозность подвига нашего народа, связь поколений, это воспитание патриотических чувств на примере героизма;

– проведение мероприятий организованных преподавателями-кураторами. Преподаватели-кураторы в своей деятельности большое внимание уделяют именно патриотическому воспитанию – это и просмотр художественных и документальных фильмов, посвященных памятным датам в истории России («Ленинград», «28 панфиловцев» и многие другие фильмы, показывающие подвиги нашего народа), это и проведение ежегодного круглого стола кафедрой уголовного права и криминологии с приглашением к участию студентов других учебных заведений «Наследники Победы», посвященного Победе в Великой Отечественной войне, это и посещение музея нашего института, и проведение круглых столов, посвященных памятным датам в истории России [7];

– участие в этой важной деятельности ветеранских организаций. В целях сохранения непрерывности преемственности поколений, формирования положительного мнения о деятельности сотрудников МВД России, популяризации службы в МВД России, ветераны БЮИ МВД России принимают активное участие во всех проводимых мероприятиях. Проведение просветительских бесед с рассказами о службе вызывает у курсантов неподдельный интерес, так как ветераны делятся опытом, рассказывают некоторые нюансы практической деятельности, что в свою очередь является ценной информацией для будущих сотрудников полиции. Организуют экскурсии в музеи, где с интересной и познавательной информацией выступают для курсантов и слушателей, приводя примеры из личной жизни. Важным направлением патриотического воспитания является наставническая работа, а если эту работу проводит заслуженный работник правоохранительной системы, за плечами которого многие годы службы, воспитательный эффект способствует стимулированию процесса самовоспитания будущих сотрудников полиции [8];

– участие учащихся школ в проведении дней открытых дверей, в ходе экскурсии по институту показывают и одну из лучших библиотек, и криминалистический полигон, и спортивный комплекс с бассейном, и многое другое. А самое главное – это нахождение на территории института подтянутых юношей и прекрасных девушек, с гордостью носящих форму сотрудника полиции. Основной целью проводимых мероприятий является создание у молодого поколения позитивного образа сотрудника полиции, формирование как у юношей, так и у девушек чувства патриотизма, сознательного выбора сложной и ответственной службы в полиции, способности противодействию различным девиантным и делинквентным проявлениям в обществе [9];

– участие в организации смотров-конкурсов художественной самодеятельности, привлекаются студенты других учебных заведений, проводятся выставки изобразительного искусства и прикладного творчества, спортивные соревнования – все это влияет на повышение уровня патриотического самосознания курсантов, слушателей, студентов и гостей проводимых мероприятий.

Заключение

Патриотическое воспитание в образовательной организации МВД России является сложным, многогранным педагогическим процессом, который включает в себя все содержательные компоненты, форм и методов патриотического воспитания, что в свою очередь имеет первостепенную патриотическую направленность.

Важной содержательной стороной процесса воспитания патриотизма является учебная, методическая и воспитательная работа. Они должны быть организованы в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, рабочих учебных планов и воспитательных программ.

Патриотическое воспитание в образовательных организациях МВД России является неотъемлемой частью процесса воспитания, строящегося с учетом героических примеров истории России, национальных традиций, культурных и исторических ценностей народов России в целях формирования полноценно развитой личности с четкой гражданской позицией, профессионала, способного противостоять преступности.