Учитывая требования современного законодательства в области образования [1, 2] и здравоохранения [3], необходимость использования компетентностного подхода в обучении студентов медицинского вуза [4], сотрудники кафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии разработали способ освоения дисциплины «Поликлиническая и неотложная педиатрия» для студентов пятого курса педиатрического факультета Северного государственного медицинского университета [5]. Одной из составляющей представленного инструмента является учебное пособие в формате рабочей тетради для организации как аудиторной, так и внеаудиторной работы. Использование рабочей тетради при обучении студентов медицинского вуза обусловлено оптимальным сочетанием информационного содержания с возможностью формирования компетенций через моделирование профессиональных ситуаций.
В настоящее время выпускники педиатрического факультета после прохождения обязательной аккредитации могут работать врачом-участковым педиатром в детской поликлинике. Перед преподавателем медицинского вуза стоит сложная задача – обеспечить высокое качество теоретических знаний, широкий спектр практических умений и профессиональных навыков будущих участковых педиатров в условиях дефицита аудиторных часов, а также поддерживать достаточно высокий уровень мотивации студентов на протяжении длительного периода изучения профильной дисциплины.
Цель исследования: одновременное повышение эффективности усвоения студентами теоретического материала и формирование компетенций, входящих в перечень трудовых функций профессионального стандарта врача-педиатра участкового [3], с помощью такой формы обучения, как учебное пособие в формате рабочей тетради.
Материалы и методы исследования
Основой исследования являлись нормативные документы, регулирующие ежедневную практическую деятельность участкового педиатра, а также актуальный Федеральный государственный образовательный стандарт [4], учебная литература по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» [6, 7]. К методам исследования относим: анализ перечисленных материалов исследования, приведение в соответствие содержания практического занятия компетенциям будущей профессии и учебному плану освоения дисциплины, актуализацию рабочей программы дисциплины, разработку методического оформления каждого практического занятия по модулю «Здоровый ребенок» дисциплины «Поликлиническая и неотложная педиатрия» для студентов 5 курса педиатрического факультета.
Результаты исследования и их обсуждение
В настоящей статье авторы представляют рабочую тетрадь для изучения модуля «Здоровый ребенок» дисциплины «Поликлиническая и неотложная педиатрия». В течение 9 семестра студенты педиатрического факультета изучают следующие темы:
– организация амбулаторно-поликлинической помощи детям (структура, принципы работы поликлиники, нормативные акты, медицинская документация);
– комплексная оценка здоровья;
– группы риска новорожденного и детей грудного возраста;
– наблюдение за новорожденным ребенком на педиатрическом участке;
– диспансерное наблюдение здорового ребенка (Приказ МЗ РФ 514н). Особенности наблюдения детей раннего возраста в соответствии с группой риска;
– профилактика управляемых инфекций. Национальный календарь прививок (Приказ МЗ РФ № 125);
– особенности вакцинации детей с отклонениями в состоянии здоровья. Работа иммунобиологической комиссии. Индивидуальный график вакцинации.
– нежелательные реакции и поствакцинальные осложнения. Работа с мифами и аргументами родителей против вакцинации;
– организация медицинского наблюдения за детьми в детских образовательных учреждениях (направление, адаптация, определение школьной зрелости, порядок проведения профилактических осмотров);
– итоговое занятие.
Рабочая тетрадь в печатном виде являясь частью учебно-методического комплекса дисциплины «Поликлиническая и неотложная педиатрия», выполняет широкий спектр задач:
– структурирование объемного и сложного для запоминания материала дисциплины;
– повышение эффективности учебного процесса за счет индивидуализации;
– представление учебной информации в компактной форме (признаки опорного конспекта);
– формирование мотивации к тщательной подготовке перед практическим занятием;
– формирование у обучающихся навыков самоконтроля при систематическом выполнении заданий;
– побуждение обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом;
– формирование навыка заполнения медицинской документации в различных профессиональных ситуациях.
В результате изучения модуля «Здоровый ребенок» дисциплины «Поликлиническая и неотложная педиатрия» студент получает следующие навыки:
– навык расчета основных показателей эффективности работы участкового педиатра;
– навык проведения комплексной оценки здоровья;
– навык определения группы риска новорожденного и планирования профилактических мероприятий с учетом направленности группы риска;
– навык оформления первичного патронажа к новорожденному с планом наблюдения до года;
– навык оформления эпикриза новорожденного;
– навык осмотра детей различных возрастных групп; навык оформления эпикризов в различные декретированные сроки;
– навык заполнения бланка согласия/отказа на проведение вакцинопрофилактики;
– навык работы с возражениями относительно иммунопрофилактики;
– навык оформления медицинской документации при проведении вакцинации;
– навык оформления эпикриза на иммунобиологическую комиссию;
– навык составления плана профилактических прививок для ребенка с медицинским отводом по различным причинам;
– навык дифференциального диагноза нежелательной реакции и поствакцинального осложнения;
– навык заполнения медицинских документов для ребенка, поступающего в детское образовательное учреждение;
– навык составления плана профилактических и оздоровительных мероприятий для ребенка, поступающего в детское образовательное учреждение;
– навык оценки скрининг-тестов при массовых обследованиях детей в детском образовательном учреждении.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов заключается в изучении актуальности темы, перечня знаний, умений, навыков, материалов, размещенных в электронной образовательной среде Moodle, рекомендованных преподавателем разделов учебной литературы и заполнение информационно-теоретической части рабочей тетради перед каждым практическим занятием. Теоретическая часть учебного пособия систематизирована, приведена в соответствие с рабочей программой, учебным планом и требованиям нормативно-правовых актов, регламентирующих конкретную часть будущей профессиональной деятельности обучающихся.
Например, при подготовке к практическому занятию по теме «Диспансерное наблюдение здорового ребенка (Приказ № 514н). Особенности наблюдения детей раннего возраста в соответствии с группой риска» студент после изучения учебных материалов должен выполнить следующие контрольные задания:
– перечислить физкультурные группы и дать их краткую характеристику;
– заполнить таблицу со сроками консультаций специалистов, лабораторных и инструментальных исследований согласно Приказу МЗ РФ № 514н;
– заполнить таблицу с рекомендациями для детей раннего возраста по режиму кормлений и продолжительности сна;
– написать сроки введения прикормов;
– заполнить графы с рекомендациями по гигиеническому воспитанию для ребенка первого, второго полугодий жизни и в возрасте старше одного года;
– заполнить таблицу с рекомендациями по массажу и гимнастике для ребенка первого года жизни;
– сформулировать краткие рекомендации для родителей по воспитательным воздействиям для детей в возрасте до трех лет.
Преподаватель начинает практическое занятие с просмотра рабочей тетради для проверки факта её заполнения, блиц-опроса или тестового контроля для определения уровня знаний теоретического материала каждого студента, разъяснения нюансов изучаемой темы для увеличения вероятности успешного самостоятельного поиска учащимися путей и вариантов решения поставленной учебно-профессиональной ситуационной задачи.
Затем обучающиеся от преподавателя получают чёткую инструкцию с особенностями заполнения медицинской документации в профессиональных ситуациях, разбираемых в рамках конкретной темы практического занятия, и условие клинической ситуационной задачи, моделирующей ежедневную практическую деятельность участкового педиатра.
Например, во время практического занятия по теме «диспансерное наблюдение здорового ребенка (Приказ № 514н). Особенности наблюдения детей раннего возраста в соответствии с группой риска» студент получает ситуационную задачу в виде выписки из роддома новорожденного с новыми вводными данными дальнейшего развития клинической ситуации. Практическая часть рабочей тетради представлена страницами истории развития ребенка (рисунок), которые необходимо заполнить участковому педиатру с учетом условий клинической задачи и оформить осмотры в возрасте 3, 6, 9 и 12 месяцев. А также необходимо написать эпикриз для ребенка в возрасте одного года с обязательным анализом реализации риска развития заболевания и осмотр ребенка в 2 и 3 года. Преподаватель обращает внимание на правильность оформления записей в шаблоне истории развития ребенка, соблюдение требований Приказа МЗ РФ № 514н в части сроков консультаций специалистов, лабораторных и инструментальных исследований, наличие профилактических мероприятий с учетом направленности групп риска, а также полноту рекомендаций студента-педиатра по режиму дня, массажу, гигиеническому воспитанию, гимнастике, питанию (сроки введения прикормов) и воспитательным воздействиям для развития определенных навыков с учетом возраста ребенка. Особенности оформления записей при вакцинации мы разбираем в последующих практических занятиях, посвященных вопросам иммунопрофилактики. Таким образом, успешное освоение дисциплины «Поликлиническая и неотложная педиатрия» с помощью рабочей тетради реализуется посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности.
В разделе приложений учебного пособия в формате рабочей тетради представлены:
– вопросы к курсовому экзамену по поликлинической и неотложной педиатрии для студентов 6 курса (модуль «Здоровый ребенок»);
– схема оформления дородового патронажа;
– таблица подсчета факторов риска новорожденных и детей грудного возраста;
– схема оформления первичного патронажа к новорожденному;
– схема оформления эпикриза на новорожденного ребенка (в 1 месяц);
– схема оформления осмотра в декретированные сроки;
– схема оформления эпикриза в декретированные сроки;
– схема эпикриза на ребенка, оформляемого в дошкольное образовательное учреждение;
– прогностическая таблица для определения риска срыва адаптации у детей раннего возраста;
– прогностическая таблица для определения исхода адаптации у дошкольников при поступлении в детский сад;
– эталоны ответов к тестовым заданиям.
При апробации представленного инструмента формирования компетенций участкового педиатра мы ожидаемо столкнулись с проблемой плагиата теоретической части рабочей тетради, которую студенты должны заполнять во время внеаудиторной подготовки к практическому занятию. Для решения этой проблемы мы используем ряд мероприятий: беседа преподавателя о значении самостоятельного заполнения информационной части рабочей тетради и ценности аналитической работы с учебной литературой; устный блиц-опрос, в ходе которого каждому студенту преподаватель задаёт несколько вопросов, не требующих развернутого ответа; банк разнообразных ситуационных клинических задач по каждой теме. В этом случае, если обучающийся невнимательно изучил теоретический материал, а информационную часть рабочей тетради списал, то решение профессионально ориентированных задач на оформление медицинской документации или определение тактики участкового педиатра становится невозможным.
Фрагмент рабочей тетради по дисциплине «Поликлиническая и неотложная педиатрия»: поле для оформления осмотра участковым педиатром здорового ребенка в декретированные сроки
Рабочая тетрадь соответствует требованиям, применяемым к учебным пособиям, прошла внутреннюю и внешнюю рецензию, успешную апробацию в течение трех лет, бумажная версия ежегодно обновляется и дополняется с учетом рекомендаций от преподавателей и студентов, использующих её в процессе обучения или освоения дисциплины.
Таким образом, учебное пособие в формате рабочей тетради способствует выходу студентов на уровень осознанной компетентности, совмещая в себе информационную часть, которую студент заполняет самостоятельно с помощью рекомендованной преподавателем учебной литературы, и часть для текущего контроля умений и знаний студентов с помощью решения учебно-познавательной задачи во время аудиторных часов.
Заключение
Дидактической ценностью представленного учебного пособия в формате рабочей тетради является ориентация на действенное усвоение теоретических знаний и формирование компетенций врача-педиатра участкового. Выполнение практико-ориентированных заданий нацелено на закрепление полученных теоретических знаний через моделирование практической деятельности. Представленный способ использования учебного пособия в формате рабочей тетради в процессе преподавания дисциплины «Поликлиническая и неотложная педиатрия» позволил создать комфортные условия обучения, при которых студент чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что, безусловно, сделало процесс обучения наиболее продуктивным.