Проблема развития психофизических качеств у детей дошкольного возраста средствами физической культуры достаточно актуальна на современном этапе. Анализ специальной литературы показывает, что проблема физического развития ребенка определяется особенностями проявления его двигательной активности в разные возрастные периоды. Последние достижения медицины и педагогики говорят о том, что такие качества ребенка, как выносливость, быстрота реакции, гибкость, ловкость и др., генетически предрасположены. Мы считаем, что необходимо учитывать анатомические, генетические возможности ребенка, но под влиянием специально организованной физкультурной работы можно существенно улучшить показатели уровня развития психических качеств у ребенка.
Физические качества являются основой двигательных способностей человека. К ним относятся силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общая и специфическая выносливость. Э.Я. Степаненкова, изучая двигательные способности, пришла к выводу, что на них в значительной степени влияют психодинамические задатки (темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.) [1].
О двигательных способностях человека судят не только по его достижениям в процeссe обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки.
Проблема формирования такого сложного психофизического качества, как ловкость, вызывает множество дискуссионных вопросов.
Э.Я. Степаненкова считает, что ловкость – это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени [1]. По мнению Л.П. Матвеева – это способность быстро овладевать новыми движениями, быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки [2].
Наиболее полное и глубокое изучение проблемы ловкости принадлежит физиологу Н.А. Бернштейну, который рассматривает ловкость как способность двигательно выйти из любого положения, т.е. способность справиться с любой возникшей двигательной задачей [3]. Исследования В.С. Фарфеля также подтверждают мнение о том, что ловкость является качеством воспитываемым и тренируемым [4].
В основе психофизиологических механизмов находятся, по мнению физиолога П.К. Анохина, представления о стадии «предрешения», на которой базируется решение и предопределяется его направленность. В проблеме принятия решения главная роль отводится мотивации, которая является обязательным фактором, определяющим и устанавливающим форму и тип решения. Принятие решений, как говорит П.К. Анохин, переводит один системный процесс (афферентный синтез) в другой – в программу действий. Это является переходным моментом, после которого все комбинации возбуждений приобретают исполнительный характер.
Цель исследования: изучить педагогические условия развития психофизических качеств у детей дошкольного возраста средствами физической культуры.
Материалы и методы исследования
Для изучения уровня развития психофизических качеств (быстрота и ловкость) у детей старшего дошкольного возраста нами была использована диагностическая методика Н.А. Ноткиной [5]. В эксперименте приняли участие 60 детей старшего дошкольного возраста – 30 мальчиков и 30 девочек. Обследование детей мы провели на диагностическом игровом физкультурном занятии. В гости к ребятам прилетает пришелец из космоса, который планирует взять в космическое путешествие только самых сильных, быстрых и ловких детей.
Для оценки уровня развития быстроты мы использовали тестовое задание – бег на 30 м.
Нормативный показатель для мальчиков 6 лет – 8,2–7,5 с, для девочек – 8,3–7,6 с. Уровень развития ловкости мы оценивали по результатам бега на дистанцию 10 м с преодолением препятствий. Нормативный показатель для мальчиков 6 лет – 4,6–4,9 с, для девочек – 5,1–5,9 с. После трех показов ребенку предлагали повторить упражнение. Выполнение оценивали по пятибалльной системе. Каждому ребенку давали по три попытки.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты диагностики уровня развития быстроты у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста мы отобразили в табл. 1.
Таблица 1
Результаты диагностики уровня развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента
Уровень развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента |
|||
Девочки (30 человек) |
Мальчики (30 человек) |
||
Низкий уровень |
58 % |
Низкий уровень |
46 % |
Средний уровень |
30 % |
Средний уровень |
36 % |
Высокий уровень |
12 % |
Высокий уровень |
18 % |
Рис. 1. Результаты исследования уровня развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента
Рис. 2. Результаты исследования уровня развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента
Сравнительные показатели исследования уровня развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента отражены на рис. 1.
Результаты диагностики уровня развития ловкости у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста отражены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты диагностики уровня развития ловкости у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента
Уровень развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента |
|||
Девочки (30 человек) |
Мальчики (30 человек) |
||
Низкий уровень |
61 % |
Низкий уровень |
48 % |
Средний уровень |
32 % |
Средний уровень |
40 % |
Высокий уровень |
7 % |
Высокий уровень |
12 % |
Сравнительные показатели исследования уровня развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента отражены на рис. 2.
Результаты исследования показали, что у детей исследуемого возраста преобладает низкий уровень развития ловкости и быстроты. Однако уровень развития быстроты и ловкости у мальчиков выше на 5 %, чем у девочек. Высокий уровень развития быстроты продемонстрировали 12 % девочек и 18 % мальчиков. Средний уровень составил 30 % и 36 % соответственно. К низкому уровню мы отнесли 58 % девочек и 46 % мальчиков.
К высокому уровню ловкости были отнесены 7 % девочек и 12 % мальчиков. Средний уровень составил 32 % и 40 % соответственно. Низкий уровень показали 61 % девочек, мальчиков на 13 % меньше.
Для увеличения уровня развития быстроты и ловкости у детей нами были реализованы следующие педагогические условия:
1. Предварительная работа с педагогами по ознакомлению с технологией развития психофизических качеств на физкультурных занятиях в форме эстафет и соревнований.
2. Реализация технологии развития психофизических качеств на физкультурных занятиях в форме эстафет и соревнований.
3. Работа с родителями по совершенствованию уровня развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
На первом этапе экспериментальной работы мы провели предварительную работу с педагогами: познакомили с теоретическими аспектами проблемы развития физических качеств у детей (обучающий семинар «Возможности развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»), на мастер-классе подробно была представлена технология развития физических качеств на физкультурных занятиях в форме эстафет и соревнований.
На втором этапе экспериментальной работы была реализована технология развития физических качеств на физкультурных занятиях в форме эстафет и соревнований. Нами были отобраны и включены в основную часть физкультурного занятия эстафеты и соревнования, которые, на наш взгляд, будут развивать у детей ловкость и быстроту. Также мы отобрали подвижные игры и физкультурные досуги с элементами эстафет и соревнований, направленные на развитие ловкости и быстроты. Формы физического воспитания с элементами эстафет и соревнований представлены в табл. 3.
Структура проведения физкультурного занятия, направленного на развитие психофизических качеств, представлена в табл. 4.
На этапе экспериментальной работы мы провели родительское собрание, на котором рассказали родителям о важности развития психофизических качеств для физического развития детей и укрепления здоровья; организовали совместные физкультурные досуги с элементами эстафет и соревнований «Веселые старты», «Мама папа, я – спортивная семья», «Здравствуй, зимушка-зима». Были разработаны и розданы индивидуальные памятки родителям с описанием игр на свежем воздухе в виде эстафет, совместных соревновательных игр родителей с ребенком, которые, на наш взгляд, способствуют не только развитию быстроты и ловкости, но и доставляют удовольствие, повышают интерес ребенка к совместным играм с родителями, гармонизируют детско-родительские отношения.
Заключение
Контрольное обследование уровня развития психофизических качеств у детей старшего дошкольного возраста показало положительные результаты проведенной экспериментальной работы.
Таблица 3
Формы физического воспитания с элементами эстафет и соревнований
Формы физического воспитания с элементами эстафет и соревнований, направленные на развитие психофизических качеств у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ |
||
Подвижные игры, направленные на развитие ловкости и быстроты |
Физкультурные занятия в форме эстафет и соревнований |
Физкультурный досуг |
– «Мы веселые ребята» – «Солнце и дождик» – «Самолеты» – «Стой, беги» – «Бездомный заяц» – «Попади в свой домик» – «Веселая кенгуру» |
– «Игольное ушко» – «Поезд» – «Преодоление препятствий» – «Стоп» – «Репка» – «Кто ловчей» – «Точно в цель» – «Перебрось-поймай» |
– «Веселые старты» – «Мама папа, я – спортивная семья» – «Осенний марафон» – «Здравствуй, зимушка-зима» – «Веселая масленица» – «Весна-красна» |
Таблица 4
Структура физкультурного занятия, направленного на развитие психофизических качеств
Структура занятия |
Задачи |
Содержание |
Технология проведения |
Длительность частей в мин |
I. Вводная |
Подготовка организма к физической нагрузке, повышение эмоционального тонуса ребенка |
Разминка, строевые упр., бег, ходьба, подвижная игра, могут быть упражнения в равновесии |
Педагог дает четкие, краткие команды, распоряжения |
4–5 |
II. Основная |
Развитие быстроты, ловкости, тренировка разных мышечных групп, обучение новым движениям, повторение, закрепление пройденного материала |
1. Комплекс общеразвивающих упражнений. 2. Основные виды движений. Подвижная игра. 3. Эстафеты-соревнования |
Педагог меняет исходные положения, показывает, ставит задачу, проигрывает с ними в игру. Проводит соревнования, добивается выполнения правил, распределяет роли |
ОРУ – 6 ОВД – 4(13) Эстфета – 7 Игра – 4 |
III. Заключительная |
Снижение эмоциональной и физической нагрузки |
Ходьба в спокойном темпе. Дыхательные упражнения, релаксация. Возможное применение йоги |
Педагог контролирует переход в спокойное состояние, не допускает резкой остановки после бега, восстанавливает дыхание |
3–4 |
Уровень развития быстроты у девочек улучшился на 35 % и составил 47 %, у мальчиков показатель быстроты увеличился более значительно (на 42 %) и на этапе контрольного эксперимента достиг результата 60 %.
Уровень развития ловкости у девочек увеличился в 2 раза и составил 45 %, у мальчиков итоговый результат показал 42 % (увеличение составило 30 %).
Увеличению уровня развития быстроты и ловкости у детей способствовали следующие педагогические условия: предварительная работа с педагогами, которая включала обучающий семинар, мастер-класс по ознакомлению с технологией развития психофизических качеств на физкультурных занятиях в форме эстафет и соревнований; работа с родителями по совершенствованию уровня развития быстроты и ловкости у детей (родительское собрание, совместные физкультурные досуги с элементами эстафет и соревнований, индивидуальные памятки родителям); реализация технологии развития физических качеств на физкультурных занятиях с элементами эстафет и соревнований, которая доказала свою эффективность. Для развития скоростных качеств наиболее эффективным является бег в различном темпе; усложнение упражнений дополнительными движениями; зеркальное выполнение движений; использование эстафет и соревнований с мячом.