Современное образование базируется на гуманистических установках и индивидуализации педагогического процесса. Создание условий для самореализации и саморазвития личности есть качественно новое понимание и выстраивание взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса. Профессионально грамотное взаимодействие педагога с детьми выступает одним из главных факторов успешности педагогической деятельности. Взаимодействие, как научная категория, лежит в основе многих исследований, поскольку раскрывает и объясняет сущность бытия.
Цель исследования: анализ взаимодействия как междисциплинарной научной категории.
Материалы и методы исследования
Для достижения цели в нашей работе использовался теоретический метод – системный анализ литературы, с помощью которого в данной работе рассматриваются различные теории и подходы к определению взаимодействия.
Результаты исследования и их обсуждение
В результате проведенного исследования, базовой категорией человеческого бытия является взаимодействие, которое можно рассмотреть на трех различных уровнях. Во-первых, научные принципы разработки проблемы определяются на уровне конкретизации. Во-вторых, раскрытие общих и существенных линий объективной действительности обозначено на фундаментальной ступени, основанной на принципах науки, познания категории взаимодействия. В-третьих, теоретический уровень заключается в выявлении существенных особенностей и дифференциация объективной действительности.
Анализируя исторические данные в изучении взаимодействия как научной категории, можно сделать вывод, что ученые подошли к пониманию взаимодействия как основополагающего свойства материи и источника движения. Взаимодействие, как явление и философская теория, стало изучаться в эпоху нового времени.
Взаимосвязь окружающего мира – идея, которая интересовала ученых в Древней Греции. Взаимодействие бесконечного числа атомов – вот объяснение происхождению различных явлений. Согласно теории А. Демокрита во вселенной сохраняется общее количество движения, которое перераспределяется между объектами при их взаимодействии. Платон в своих работах рассматривал взаимодействие через «систему воздействий и восприятий», выявлял своеобразную структуру процессов взаимодействия, которая заключалась в чередовании, для любого объекта живой и неживой материи, страдания (воздействие на объект) и действия (воздействие происходит от самого объекта) [1].
П. Гольбах представил в своей работе взаимодействие, как универсальное свойство материи. По его мнению, материя – это все то, что воздействует, а движение дает способ жизни материи. В работах можно отметить тот факт, что П. Гольбах отрицал существование случайности, объясняя это тем, что движение – это и есть не что иное, как перемещение в пространстве [2].
Наибольший интерес у нас вызвала работа И. Канта – «Критика чистого разума», согласно которой вещи не только воздействуют, но и способствуют внутренней активности, которая, в свою очередь, дает знанию организованный, оформленный характер. Кроме того, И. Кант разработал космогоническую гипотезу об образовании планетной системы из огромного облака диффузного вещества, выделил впервые взаимодействие как самостоятельную философскую категорию. Это позволило выявить признаки, на основе которых в различных системах осуществляется взаимодействие. Он определял общение через взаимодействие между действующим и подвергающимся воздействию. И. Кант выводит «закон взаимодействия»: «Все субстанции, поскольку они могут быть восприняты в пространстве как одновременно существующие, находятся в полном взаимодействии» [3].
Г.В.Ф. Гегель рассматривает систему категорий, начиная от общих и заканчивая конкретными понятиями. Действительность и существование раскрывается через взаимодействие. Он не сводит взаимодействие к циклу повторений и такое взаимодействие называет бесконечностью.
В начале ХХ в. подходы к изучению взаимодействия как категории и явления, разделились на философские и социологические основания в научной сфере. Важнейшие формы бытия рассматривались сторонниками релятивистской концепции не как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее, а как система отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. То, что не входило в эту систему, считалось недействительным. В начале ХХ в. была основана теория относительности, которая подтверждала правильность релятивистской концепции, в которой отражалась зависимость пространственно-временных отношений от характера движения и взаимодействия материальных систем [4]. Теория относительности не смогла положить конец дискуссиям о взаимодействии. Мы выяснили, что в литературе выделяется целое направление – русский космизм, в котором отражаются идеи единства человека и космоса, что в дальнейшем ознаменовало начало взаимоотношений природы и общества, что затем породило формирование современного экологического сознания.
Следует обратить внимание на различные подходы к определению взаимодействия в этот исторический период.
В теории И.И. Жбанковой взаимодействие раскрывается как центральный принцип философии. Взаимодействие – явление методологической категории, изменения которой могут носить как объективный, так и субъективный характер. Исходя из анализа литературы, можно сделать вывод, что взаимодействие есть процесс, взаимообусловленный происходящий между двумя системами, который может приводить к достижению цели общей и частной, получению результата субъектом или субъектами.
В.Е. Кемеров считает, что для современной науки характерны преобразования системы «жестких взаимодействий» между людьми в систему отношений, где самостоятельные субъекты связывают и уравновешивают различные интересы через общие нормы и ценности. Для того чтобы создать предпосылки для решения данной задачи, науке необходимо преодолеть стереотипы индустриализации, переосмыслить свои деятельные и организационные нормы. Процессу преодоления стереотипов способствует динамично разрабатываемый синергетический подход, который связан с проблемой взаимодействия. Синергетика изучает «связи между элементами структуры (подсистемами), которые образуются в открытых системах благодаря интенсивному обмену веществ и энергии с окружающей средой в неравновесных условиях. В таких системах наблюдается согласованное поведение подсистем, в результате чего возрастает степень ее упорядоченности» [5].
Главная задача, которую ставит междисциплинарное направление научных исследований – это познание принципов самоорганизации различных систем. Согласно законам диалектики, все процессы, происходящие в окружающем мире, можно разделить на два типа систем:
– замкнутые, которые устремляются к сбалансированию в замкнутых системах;
– открытые, направленные на переработку неустойчивости в системах.
Процессы и состояния систем всегда меняют друг друга во времени и пространстве. Традиционная наука обращает особое внимание на замкнутые системы, делая акцент на устойчивость, порядок, равновесность, однородность. Синергетика исследует диссипативные структуры – открытые, главной характеристикой которых является неупорядоченность, неравновесность, неустойчивость, нелинейные отношения [6].
Таким образом, взаимодействие не только дает основание для разнообразных подходов в познании картины мира, но и стало объектом анализа различных научных областей, в первую очередь философских течений [7, 8].
В отечественной и зарубежной литературе проблема взаимодействия представлена как общенаучная категория, при этом следует выделить специализированную сферу общения людей – педагогическое взаимодействие, которой присуща передача знаний и общественного опыта [9, 10]. Педагогическое взаимодействие изучается целым рядом дисциплин, поскольку его суть и результаты связаны с постоянно меняющейся социокультурной ситуацией: демократизацией общественного сознания, утверждении гуманистических принципов в формировании человека начиная с самых первых лет его жизни. Являясь одной из базовых категорий человеческого познания, педагогическое взаимодействие рассматривается в работах Г.В.Ф. Гегеля, И.Т. Фролова, Л.Г. Чусовитина и др. Педагогическое взаимодействие так же изучается и отечественными учеными, такими как Г.М. Андреева, А.В. Мудрик. Наиболее ярко педагогическое взаимодействие представлено в работах В.К. Дьяченко, И.А. Зимней, И.П. Иванова, В.А. Кан-Калика, Л.Я. Коломинского, В.И. Кудашева, Н.И. Новиковой, А.В. Петровского, Г.А. Цукерман.
В заключение можно сделать вывод о том, что в связи с утверждением в педагогике гуманистических позиций, термин «взаимодействие» стал достаточно широко обсуждаться. Проанализировав литературу по данной проблематике, мы выделили следующие три основных направления исследований:
– изучение прямого взаимодействия между педагогом и воспитанниками;
– специфика взаимодействия детей в совместной продуктивной деятельности;
– особенность педагогического регулирования совместной деятельности ребенка со сверстниками.
Идея гуманизации в педагогической работе со студентами стала для нас центральной, так как в процессе работы мы выделили для себя несколько наиболее значимых направлений. Анализируя систему педагогического образования, мы пришли к выводу, что она нацелена на студента, который должен усвоить широкий диапазон знаний. Такая система педагогического образования закономерно привела к тому, что студент не раскрывается как личность, не может показать свои индивидуальные особенности и возможности, а формально пытается перенести знания в практику. Не принимая индивидуальность студента, не ориентируясь на личность со всеми ее особенностями, мы не можем требовать других установок у будущего педагога. Особенно актуальна это проблема при подготовке студентов для работы с детьми в дошкольных учреждениях.
В рамках нашего исследования, под взаимодействием мы понимаем целенаправленный процесс между участниками образовательного процесса, результатом которого является развитие социально-психологических свойств личности. Определены в наших работах и типы педагогического регулирования детей дошкольного возраста со сверстниками. Первый тип, который мы выделяем на начальных этапах овладения взаимодействием – обучающий. Второй тип проявляется, когда опыт взаимодействия у участников образовательного процесса есть, но результат не может быть достигнут по определенным причинам – корректирующий тип. Третий тип, проявление наивысшего качества взаимодействия, проявляется в случае овладения детьми способов осознания цели, регулирования взаимных манипуляций, компетентного восприятия общей результативности – направляющий.
На основе изученной проблемы нами был разработан курс по выбору для студентов высших учебных заведений: «Подготовка студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в условиях непрерывного профессионального образования». Основой для курса послужил анализ нормативной базы и стандартов образования. Кроме того, мы сгруппировали результаты анкетирования студентов, задания выполняемые в процессе педагогических практик. Так же были выявлены компетенции и поставлены задачи по формированию навыков, умений и знаний, связанных с организацией педагогического взаимодействия. Профессия педагога особенная, она является как управляющей, так и преобразующей.
Целью курса «Подготовка студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в условиях непрерывного профессионального образования», является формирование у студентов готовности к регулированию совместной изобразительной деятельности детей со сверстниками. Вопросы, раскрывающие непрерывность обучения, позволяют студентам осознать важность овладения всеми профессиональными компетенциями, что позволяет быть более востребованными в своей профессиональной деятельности.
Данный курс позволяет отследить процесс становления педагога как профессионала в своей профессиональной деятельности. Грамотно выстроенное педагогическое регулирование позволяет решить несколько проблем, связанных со взаимодействием детей со сверстниками. Первое – устранение причин, которые мешают благополучному социальному развитию личности. Второе – побуждение прогрессированию желаний ребенка взаимодействовать с людьми, а также регулировать свои действия. Педагогическое регулирование – это искусство, которым должен обладать высококомпетентный педагог, оно не предполагает жесткой манипуляции и контроля, а помогает решить проблему взаимодействуя с ребенком, применяя творческий потенциал. Особое внимание уделяется мониторингу и диагностике студента на первых этапах изучения дисциплины с целью определения уровня знаний, умений и навыков, стиля педагогического регулирования взаимодействием. Для организации педагогического взаимодействия детей со сверстниками педагогу необходимо решать большой спектр профессиональных задач. Во-первых, организация взаимодействия со всеми участниками образовательно процесса, а именно организация сотрудничества между детьми в различных видах деятельности. Во-вторых, развитие творческих способностей детей. В-третьих, моделирование индивидуальных маршрутов и коррекция взаимодействия между детьми.
Механизм формирования педагогических компетенций в процессе изучения курса «Подготовка студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в условиях непрерывного профессионального образования»
На схеме (рисунок) представлен механизм формирования педагогических компетенций в процессе изучения курса «Подготовка студентов к педагогическому регулированию совместной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в условиях непрерывного профессионального образования».
Нами были выделены четыре уровня готовности студента к педагогическому регулированию взаимодействия детей со сверстниками:
– когнитивный, предполагает наличие системы знаний у студентов о специфике педагогического регулирования совместной изобразительной деятельностью детей, учета личностных особенностей детей;
– профессионально-целевой, предусматривает наличие у студентов направленности на педагогическое регулирование совместной изобразительной деятельностью детей;
– практический, включающий владение методикой воспитательной работы, умение организации совместной изобразительной деятельности детей;
– личностный, направленный на гуманизацию педагогического процесса, развитие творческих способностей студента.
В ходе анализа анкет студентов обратили внимание на то, что мотивационно-целевой уровень не востребован. Для изменения данной ситуации был реализован данный курс, который помогает овладеть студентам методами и приемами работы педагогического регулирования взаимодействия детей дошкольного возраста в совместной изобразительной деятельности. Позволяет им мобилизовать знания, умения и навыки. Профессиональные характеристики педагога, определяющие индивидуальный стиль педагогического взаимодействия с детьми дошкольного возраста, являются ключевыми наряду с основными параметрами взаимодействия детей.