Актуальность проблемы, связанной с изучением духовного наследия прошлого, обусловлена необходимостью обращения к устоявшимся и апробированным временем ценностям, к которым, безусловно, можно отнести народную педагогику древнего народа – ногайцев. Цель данного исследования заключается в систематизации и обобщении этнических традиций, сконцентрированных в виде пословиц, поговорок, песенно-поэтического искусства ногайцев, имеющих большой воспитательный потенциал с целью дальнейшего использования в воспитании современной молодежи. Для достижения данной цели использовались методы анализа эмпирических данных, обобщения и сравнения полученного эмпирического материала с целью выявления воспитательного потенциала устного народного творчества.
Анализ проблемы формирования будущего семьянина в современных условиях выявил, что социальная трансформация российского общества создает противоречивые процессы в духовной сфере, затрагивая все сферы жизни современного общества, в том числе влияет на состояние брака и семьи, на взаимоотношения супругов, родителей и детей, что актуализирует обращение к традиционным ценностным системам. В современную эпоху нестабильности, ломки сложившихся патриархальных стандартов и стереотипов сложившаяся база фамилистических исследований не успевает переориентироваться на новую социально-культурную реальность [1]. Нравственные устои современного общества меняются, наблюдается переоценка нравственных ценностей, утрата или замена многих смыслов, казавшихся раньше незыблемыми, отсутствие абсолютных нравственных позиций размывает поведенческие коды, оставляет свободный выбор в повседневных отношениях людей. Это явления, без сомнения, несут некоторую свободу, с одной стороны, с другой стороны, свидетельствуют о нарастании вседозволенности, постепенной утрате нравственных ориентиров и, как следствие, снижении статуса семьи.
В результате анализа литературы по проблеме мы пришли к мнению о том, что истоки формирования бездуховности кроются в семье, а точнее, в девальвации института семьи и семейных ценностей. Снижение статуса семьи, нивелирование значимости семьи в современном обществе свидетельствует о нарастании индивидуализации, эгоистичном отношении к миру, потере интереса к семейно-брачным отношениям, ответственности за супруга и детей. Совершенно очевидно, что сложившаяся ситуация и современные отношения между людьми диктуют новые правила взаимоотношений в семье, как следствие, становятся актуальными исследования, обращенные к изучению проблемы формирования личности, обладающей духовно-нравственными качествами, способной ценить семейно-брачные отношения.
Важным становится вопрос о формировании у детей и молодежи семейных духовно-нравственных ценностей, как общей культуры в аспекте брачно-семейного поведения.
Известный ученый в области исследования семьи и семейных ценностей С.П. Акутина считает, что семейные духовно-нравственные ценности – это мировоззренческие представления и нравственные установки, основанные на понимании института семьи, отношений людей в семье, ответственного брачного и семейного поведения индивида в традиционной духовно-нравственной культуре народов России, обеспечивающие культурное и демографическое воспроизводство народов России, российского общества и государства. Исследователь подчеркивает, что сегодня важным становится вопрос о научно обоснованной стратегии поиска концептов, средств и механизмов, позволяющих задействовать весь комплекс воспитательных установок и ценностно-личностных ориентаций на подготовку растущего поколения к созданию семьи, выполнению роли ответственных родителей и формированию семейных духовно-нравственных ценностей [2].
Анализ имеющихся условий свидетельствует о необходимости обращения к устойчивым ценностям, прошедшим многовековую апробацию – традициям, обычаям народов, в том числе в сфере подготовки будущего семьянина.
Исследование показывает, что важную роль в изучении духовно-нравственного воспитания семьянина в народной педагогике играют произведения устного народного творчества. Являясь свидетельством народной мудрости, они отражают народные представления о нравственных нормах в семье и взгляды на воспитание семьянина. Как и у других народов, в жизни ногайцев фольклор выполнял различные педагогические функции: в нем отражались выработанные на протяжении веков взгляды народа на цели, задачи и средства воспитания детей; в фольклоре содержались конкретные педагогические рекомендации, таким образом, фольклор выступал как источником, так и средством воспитания подрастающего поколения.
В фольклоре ногайского народа отражено мировоззрение народа: представления о добре и зле, особенности мировосприятия, ментальные установки, оценочное отношение к прошлому, мечты о будущем и др. К социально одобряемым чертам личности относились: духовное и физическое совершенство, трудолюбие, скромность, уважение к людям, нравственность, правдивость, мужество, дисциплинированность и т.д. Как и у многих тюркских народов, в ногайской народной педагогике, каждый полноценный человек должен вступить в брак и создать семью. Для этого он должен обладать всеми необходимыми качествами семьянина, которые совпадают, что вполне естественно, с качествами совершенного человека.
В устной народной поэзии нашли отражение общие для всех народов духовно-нравственные качества семьянина. В ней воплотились такие черты народного характера, среди которых можно назвать патриотизм, преданность родной земле, ответственность за семью, уважение к труду, щедрость и другие. Во имя этой любви совершают подвиги легендарные богатыри и герои более поздних исторических песен. Любовь к Родине в фольклоре неразрывно соединилась с любовью к людям, с настойчивым желанием облегчить им жизнь. Представления о духовно-нравственных качествах семьянина нашли отражение и в ногайских легендах. Так, например, в легенде «Кой-Кел» («Овечье озеро»), которую художественно-поэтически оформил С.И. Капаев, речь идет о бедняке по имени Тампик, которому друг подарил ягненка, который оказался волшебным и принес ему богатство и удачу. Бедняк разбогател и стал знаменит, но материальное благополучие изменило качества его характера, он забыл своих старых друзей, проявил неблагодарность по отношению к людям. Это сказка о духовной нищете, узости души, и скудости ума, в которой молодежь, с помощью аллегорий, предостерегается от нравственной несостоятельности. С помощью УНТ в ногайской педагогике сформировался определенный идеал совершенного человека, носителя лучших качеств личности, который нашел отражение в устном народном творчестве. С первых дней жизни фольклор играет важную роль в формировании личности, помогая ребенку ориентироваться в многогранном и сложном окружающем мире. Пословицы, поговорки, благопожелания, песни, сказки и другие виды народного творчества, созданные ногайским народом, создают в сознании ребенка представления о добре и зле, о прекрасном и безобразном, о благородстве и справедливости, о том, что в человеке ценится, а что осуждается. К наиболее ярким благопожеланиям, имеющим воспитательное значение, которые удалось собрать в ходе полевого исследования, можно отнести следующие: сау танъга шыгынъыз (доброе утро), ногай, конакты каймак катылган ногай шайман йолыгады (ногаец встречает гостя с подношением пиалы ногайского чая, забелённого сливками), ас таьтли болсын (приятного аппетита), уьйинъизге яхшылык, яхшылыкпан калынъыз (мир вашему дому) и др. Пословицы назидательного характера звучали таким образом: Алла тала барган еринъе онъып оьсип яшагандай этсин, барган еринъе балтадай бат (дай Аллах, чтобы на новом месте невеста жила долго и счастливо, проживи там до глубокой старости), балам йолынъ ашык болсын, наьсибинъ узак болсын, коьз яс тоькпе, кыйын коьрме, уьйге йылап келме (дитя мое, пусть дорога твоя будет счастливой, пусть счастье будет долгим, чтобы слезы не проливала, трудности не видела, заплаканная в отчий дом не приходила, а приходила как дорогой гость), сербет сувды ишемен уртлап эм юрегимдегин кутлап (обрядовую воду пью глотками и радость на сердце выражаю), уьйинъиз бала толы болсын, яшавынъыз артык болсын (пусть дом наполнится детьми и жизнь будет прекрасна), хайырлы аякпан кир (доброй ногой заходи), тандырда отынъ соьнмесин (пусть в очаге твоем огонь не гаснет), балдай таьтли болсын яшавынъ балам (пусть жизнь твоя будет сладка, как мед, ребенок мой) и др. [3].
Продемонстрированные образцы устного народного творчества формируют образ совершенного человека, являющегося народным идеалом. Народный идеал совершенного человека в ногайской народной педагогике рассматривается в качестве модели воспитания, концентрированного представления о результатах воспитания, т.е. конечная цель воспитания и самовоспитания человека, своего рода высший образец, одобряемый социумом, к которому должен стремиться каждый человек. Он несет в себе социальный заряд, выполняет стимулирующую и вдохновляющую роль. По представлениям ногайцев, основными чертами совершенного человека считались физическое развитие, трудолюбие, скромность, уважение к людям, духовность, правдивость, мужество, дисциплинированность и т.д. Как и у многих тюркских народов, в ногайской народной педагогике каждый человек должен вступить в брак и создать семью. Особенностью ногайской педагогики является культ семьи и детей, вне которых человек достоин сожаления и сопереживания. Ученые объясняют это тем, что в сложных условиях человеку без семьи, рода, племени сложно выжить и др. Но для вступления в брак человек должен обладать всеми необходимыми качествами семьянина, которые совпадают, что вполне естественно, с качествами совершенного человека. Данный отрывок свидетельствует о том, что социальная позиция главных героев эпоса заключается в необходимости формирования личностно и общественно одобряемых качеств личности, таких как храбрость, отвага, способность преодолевать невзгоды и др.
Эпос содержит значительный педагогический потенциал. В нем в образах богатырей отражены личностные качества настоящего мужчины: честность, мужество, умение противостоять трудностям, свободолюбие, любовь к родной земле и родному очагу, причем очаг олицетворяет семью, а также качества, присущие идеальной женщине – целомудрие, верность, мудрость, преданность идеалам семьи и др. Важным средством духовно-нравственного воспитания детей в ногайской семье является сказка. В них отразились и нравственный идеал семьянина, и представления об идеальной семье.
Занимая особое место в устном творчестве народа, сказки отражают его мировоззрение, его мироощущение и миропонимание. В них отражаются педагогические взгляды народа, его характер, его психология, жизненные установки.
Сказка всегда имеет нравственную, этическую основу, что многократно усиливает ее воспитательный потенциал и педагогическое воздействие. Ногайская народная педагогика в идеале семьянина высоко ценила такие духовно-нравственные качества, как жертвенность, сочувствие, преданность и любовь к родителям, преданность и верность мужу, вера во Всевышнего (целительная сила молитвы). Все эти качества отразились в народных сказках. Так, одной из них является сказка «Прекрасный юноша в змеиной шкуре», которая дает добротный материал для обсуждения проблем, касающихся духовно-нравственных качеств семьянина.
Большое воспитательное значение имели в народной педагогике пословицы и поговорки, благодаря своей краткости, образности и меткости. Поговорка представляет собой устойчивое речевое выражение, ярко, коротко и емко отражающее стороны, характеристику общественного поведения и психологию людей. Из этих определений совершенно очевидно, почему и пословицы, и поговорки получили в народе широкую популярность.
Одним из важных проявлений воспитанного человека ногайцы всегда считали почитание родителей, о чем свидетельствует пословица: «Атасына яхшылык этпегеннен, яхшылык куьтпе» (не жди добра от того, кто не делал добра своему отцу). О том, какое значение в ногайской народной педагогике придается воспитанности, хорошему поведению, говорят пословицы: «Кыз кылыгыман суьйдирер» (девушка заставляет полюбить себя своим поведением), «Кылык кызгакерек, кыздан алдын йигитке керек» (благовоспитанность нужна девушке, но в первую очередь она нужна парню) [4]. Так, краткая формулировка морали, заключенная в пословицах и поговорках, позволяет донести до сознания молодого человека в эмоциональной форме глубокий смысл, кроющийся в небольшой по объему сентенции.
Широко проникая в разговорную, обиходную речь, пословицы и поговорки позволяли с самого раннего детства приобщить детей к этическим нормам поведения. Одним из древнейших фольклорных жанров являются загадки, их практическая функция состоит в том, что загадки заставляют задуматься о том, что уже отражено в жизненном и трудовом опыте народа. В загадках, так же как и в других фольклорных произведениях, нашли отражение народные представления о красоте, идеальном образе девушки: девушка – звезда, значит, несет в себе признаки звезды: красивая, яркая и др.
Большое место в ногайском фольклоре занимают лиро-эпические поэмы, такие как «Карайдар и Кызыл-Гуль», «Козы-Корпеш и Баян-Слу», «Бозийгит» и другие, в которых также содержится большой воспитательный потенциал. В них отражается миропонимание народа, а именно то, что народ считает любовь и верность величайшими ценностями, сочувствует влюбленным, считает, что человек должен на пути к личному счастью преодолеть все преграды и невзгоды.
В народной педагогике ногайцев главенствующее значение придавалось вопросам формирования будущего семьянина, поэтому множество поговорок, адресованных потенциальным молодоженам, носило назидательный характер.
Многие обстоятельства, которые описываются в сказках, требуют преданности своему народу, земле, но в них одновременно подчеркивается, что любовь к Родине начинается с любви к семье, своему роду. В пословицах, поговорках, сказках народ показывает, что формирование будущего семьянина положительно влияет на общество, так как крепкая семья, устойчивость семейных отношений создает хорошие предпосылки для стабильности общества.
Известный педагог-исследователь В.А. Караковский отмечал, что духовность и культура являются близкими понятиями, отраженными в устном народном творчестве охватывающими все сферы человеческого бытия. Формирование их связано с базовой культурой формирования личности, которая закладывается, прежде всего, в семье, в том числе средствами УНТ. Ведь именно семья стремится к созданию обстановки мира и согласия [5]. Проблема семейных ценностей и ориентаций российской молодежи уже давно перешла в разряд наиболее актуальных с тех самых пор, как российское государство начало свое поступательное движение к депопуляции, и дело не только и не столько в том, как отмечают российские ученые, что Россия стала в один ряд со странами, перед которыми стоит угроза депопуляции, а в том, что перед страной стоит проблема духовной деградации, тесно связанной с проблемой демографической безопасности общества. И с этой точки зрения изучение семейных ценностей и ориентаций молодежи выступает необходимым основанием для понимания специфики происходящих перемен в современной реальности и возможности прогнозирования показателей демографического поведения и развития общества в недалекой перспективе [6].
Подводя итоги исследования, следует отметить, что в результате анализа устного народного творчества ногайского народа выявлен значительный воспитательный потенциал, не потерявший актуальность в настоящее время. Обсуждение результатов исследования, в том числе в научной периодике, показал, что эмпирический материал можно использовать в современной практике воспитания.
Таким образом, устное народное творчество ногайского народа, будучи частью духовной культуры народа, отражая быт, материальную и духовную культуру, историческую судьбу, имеет колоссальные возможностями в плане, духовно-нравственного воспитания современной молодежи. На протяжении всей жизни устное творчество способствовало развитию нравственных чувств, воспитанию духовно-нравственных качеств и готовности к семейной жизни. Эмпирический опыт духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений, отраженный в УНТ, постулирует непреходящие ценности и может быть использован при адаптации к современной действительности, в том числе образовательной практике.