Выбор профессии человеком во многом обусловлен предпочтением той сферы деятельности, в которой он предполагает испытать психологический комфорт и достичь высоких результатов. Поэтому он должен быть связан с особенностями индивидуально-типологических характеристик, чтобы не оказаться в ситуации рассогласования индивидуальных особенностей мышления с требованиями учебного процесса, что неизбежно приведет к учебной и личностной тревожности.
В настоящее время – время поисков и открытий во всех направлениях развития общества – меняются и подходы к организации учебного процесса в вузе. Современный преподаватель должен быть не только профессионалом в своей области, но и иметь фундаментальные представления о психологических особенностях студенческой молодежи. Несомненно, знание индивидуальных особенностей студентов поможет преподавателю выбрать наиболее оптимальный стиль общения и взаимодействия со студентами, позволит преодолеть субъективизм в отношении к ним, избежать возможных ошибок, тем самым повысить качество преподавания предмета [1, 2].
Индивидуальный подход, а также максимальное использование всего арсенала профориентационных возможностей учебно-педагогического процесса, создание и внедрение педагогических технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний студентов, но и на развитие профессионального самоопределения, в настоящее время являются крайне актуальными. Актуальность проблемы усиливается, когда речь касается вопросов психологической адаптации студентов, прибывших из сельской местности в новые социально-экономические условия проживания.
Цель исследования: изучение характерологических особенностей личности студентов-медиков на этапе профессионального становления.
Материалы и методы исследования
Исследование проведено в медицинском институте Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. В комплексном исследовании принимали участие 149 студентов I курса медицинского института. Данная работа проведена с помощью традиционных тестовых и бланковых методов, которые являются доступными и удобными в применении.
Социальный портрет студентов первого курса составлен по материалам личных дел студентов, анкет абитуриентов. Изучение характерологических особенностей личности студентов было проведено по тестам Айзенка EPI. Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (подростковый вариант, разработанный Т.В. Матолиной), классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с подростками каждого типа. Данная методика позволяет такие фундаментальные показатели личности, как экстраверсия-интроверсия и нейротизм. По Г. Айзенку, экстраверсия и интроверсия определяются как степень, в которой человек направляет свою энергию внутрь себя или наружу, на других. Интроверсия подразумевает обращение внимания на внутренние переживания человека, экстраверсия – на других людей и окружающую среду [3].
Для определения уровня тревожности использовали опросник Спилберга и Д. Тейлора. Известно, что существуют два основных типа тревожности: ситуационная – отражающая реакцию личности на конкретную ситуацию и личностная – демонстрирующая относительно устойчивую черту индивидуума [4].
Изучение ценностных ориентаций проводилось по методике М. Рокича. Данная методика основана на ранжировании списка терминальных и инструментальных ценностей. Терминальные ценности М. Рокич определяет как основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, к чему он стремится сейчас и в будущем. Инструментальные ценности характеризуют средства, которые выбираются для достижения целей жизни. Они выступают в качестве инструмента, с помощью которого можно реализовать терминальные ценности [5].
Cтатиcтичеcкая oбрабoтка полученного материала проводилась c пoмoщью метoдoв вариациoннoй cтатиcтики [6]. Oценка межгруппoвых различий oтнocительных пoказателей прoведена пo критерию Пирcoна χ2. Значимым cчиталocь различие между cравниваемыми величинами при р < 0,05.
Результаты исследования и их обсуждение
Из 149 обследованных студентов девушек 98 (65,8 %), юношей – 51 (34,2 %). Несовершеннолетних студентов было 56 (37,6 %), старше 18 лет – 93 (62,4 %). Распределение по национальному составу было следующее: якутов – 124 (83,2 %), русских – 19 (12,8 %), малые народности составили – 10 (6,7 %) и другие национальности 4 (2,7 %). Студенты, до поступления проживавшие в улусах, составили 94 человека (63, 1 %), из них из арктических улусов 27 (18,1 %), из мест компактного проживания 6 (4,0 %). Городских студентов – 55 человек (36,9 %).
По данным опроса студентов из 149 студентов 42 % составляют амбиверты, 5 % – интроверты и 2 % – экстраверты. Потенциальных интровертов 29 %, потенциальных экстравертов 22 %. Анализ полученных результатов в зависимости от пола не выявил достоверных различий. Выявлен достоверно (χ2 = 36,416–45,157, р < 0,01) больший процент амбивертов, что можно считать закономерным, обусловленным спецификой выбора будущей профессии [7]. Известно, что амбивертам свойственны качества как экстраверта, так и интроверта. Данное качество позволяет им быть более гибкими в различных обстоятельствах, что, несомненно, важно в профессиональной деятельности врача. Ежедневно врачи сталкиваются с множеством нравственно-этических проблем, что требует от врача гибкой модели поведения в зависимости от ситуации.
Оценка эмоциональной устойчивости (нейротизма) выявила, что у 40,7 % обследованных студентов регистрируется средний уровень нейротизма (табл. 2). Фактор нейротизма демонстрирует эмоционально-психологическую устойчивость/неустойчивость, стабильность/нестабильность.
Проанализировав связь уровня нейротизма с полом, успеваемостью и местом проживания, определено, что у юношей низкий уровень нейротизма встречается чаще, чем у девушек. У студентов, проживавших до поступления в сельской местности, в отличие от городских, показатели высокого уровня нейротизма регистрируются чаще, что вполне объяснимо необходимостью адаптации не только к учебному процессу, но и к городской жизни. Рассматривая связь уровня нейротизма с успеваемостью студентов, выявлено, что максимальные показатели высокого уровня нейротизма отмечены у отличников и хорошистов. Данный факт можно объяснить тем, что отличные и хорошие оценки даются им большой «психофизиологической ценой».
Оценка уровня тревожности по Тейлору выявила, что в большинстве случаев регистрируется средний уровень тревоги 71,4 %. Высокий уровень тревожности отмечен у 27,5 % опрошенных студентов, низкий – у 1,1 % (табл. 3). Данные показатели дают возможность судить о благополучности психического здоровья первокурсников и о соответствии возрастным нормам.
У девушек отмечается более выраженная тенденция к высокому уровню тревоги. Известно, что у девушек подросткового возраста определяется более высокий уровень тревожности, связанный с психологическими особенностями развития эмоциональной сферы в данном возрастном периоде [8]. Кроме того, более высокие показатели уровня тревоги характерны для студентов, проживавших до поступления в медицинский институт в сельской местности, что является естественным в процессе адаптации первокурсника к городской среде.
Таблица 1
Распределение экстравертированных – интровертированных типов личности ( %) у студентов МИ СВФУ
Показатели |
Всего |
Девушки |
Юноши |
n = 149 |
n = 98 |
n = 51 |
|
Сверхинтроверт |
– |
– |
– |
Интроверт |
5 |
6,6 |
– |
Потенциальный интроверт |
29 |
26,7 |
36 |
Амбиверт |
42 |
42,7 |
40 |
Потенциальный экстраверт |
22 |
22,7 |
20 |
Экстраверт |
2 |
1,3 |
4 |
Сверхэкстраверт |
– |
– |
– |
Таблица 2
Выраженность уровня нейротизма у студентов МИ СВФУ
N |
Низкий уровень 0–10 ( %) |
Средний уровень 11–14 ( %) |
Высокий уровень 15–24 ( %) |
|
Всего |
149 |
20,5 |
40,7 |
38,8 |
Юноши |
51 |
32,4 |
32,9 |
34,7 |
Девушки |
98 |
20,9 |
42,9 |
36,2 |
Место жительства до поступления в вуз |
||||
Село |
94 |
13,8 |
41,4 |
44,8 |
Город |
55 |
25,8 |
40,9 |
33,3 |
Успеваемость |
||||
4–5 |
41 |
23,6 |
32,4 |
44 |
3 |
91 |
22,5 |
42,5 |
35 |
2 |
17 |
17,7 |
52,9 |
29,4 |
Таблица 3
Сравнительная характеристика уровня тревожности по Тейлору у студентов МИ СВФУ
N |
Низкий уровень тревоги, % |
Средний уровень тревоги, % |
Высокий уровень тревоги, % |
Очень высокий уровень тревоги, % |
|||||
с тенденцией к низкому уровню |
с тенденцией к высокому уровню |
Общие показатели |
|||||||
Всего |
149 |
1,1 |
19,8 |
51,6 |
71,4 |
27,5 |
– |
||
Юноши |
51 |
– |
38,1 |
33,3 |
66,6 |
28,6 |
– |
||
Девушки |
98 |
– |
15,7 |
57,1 |
72,8 |
27,2 |
– |
||
Место жительства до поступления в вуз |
|||||||||
Село |
94 |
– |
10,6 |
53,9 |
64,5 |
35,5 |
– |
||
Город |
55 |
1 |
12,9 |
75,8 |
88,7 |
11,3 |
– |
Таблица 4
Сравнительная характеристика уровня тревожности по Спилбергу у студентов МИ СВФУ
N |
Ситуационная тревожность, % |
Личностная тревожность, % |
|||||
Низкая |
Умеренная |
Высокая |
Низкая |
Умеренная |
Высокая |
||
Всего |
149 |
76 |
21,8 |
2,2 |
2,2 |
56,1 |
41,7 |
Юноши |
51 |
85,8 |
14,2 |
– |
– |
71,4 |
28,6 |
Девушки |
98 |
71,4 |
25,8 |
2,8 |
2,8 |
51,5 |
45,7 |
Место жительства до поступления в вуз |
|||||||
Село |
94 |
60,7 |
35,1 |
4,2 |
1,4 |
53,4 |
45,2 |
Город |
55 |
81,8 |
17,1 |
1,1 |
– |
60,6 |
39,4 |
Аналогичные тенденции регистрировались при изучении уровня тревожности по Спилбергу. Во всех группах исследуемых наибольшие показатели ситуационной тревожности оценивались как низкие (60,7–85,8 %) (табл. 4). Анализ показателей личностной тревожности выявил более высокий уровень тревожности у девушек и у студентов, прибывших на обучение из сельской местности.
Изучение уровня тревожности по Тейлору и уровня личностной тревожности по Спилбергу выявило одинаковые результаты. Преобладание среднего уровня тревожности можно расценить как признак относительной благополучности психофизиологического статуса студентов. Низкий уровень ситуационной тревожности, по нашему мнению, указывает на оптимальную организацию учебного, воспитательного процесса и жилищно-бытовых условий первокурсников СВФУ.
Анализ ценностей студентов первого курса показал, что из терминальных ценностей доминирующую позицию занимают шесть ценностей: «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «материально обеспеченная жизнь», «жизненная мудрость», «уверенность в себе», «любовь» (табл. 5). Сравнение результатов по гендерной принадлежности респондентов выявило, что три доминирующие ценности у юношей и девушек были одинаковые – это «здоровье», «дружба», «материально обеспеченная жизнь». Такие результаты вполне объяснимы стабилизирующейся социально-экономической обстановкой в стране, популяризацией здорового образа жизни и улучшением материального состояния граждан. В настоящее время государством уделяется большое внимание вопросам здоровья и благосостояния нации.
После лидирующих ценностей в ранжированном ряду как у девушек, так и у юношей занимает «любовь», далее «семья». Необходимо отметить, что девушки более ориентированы на создание семьи (7 ранг), чем юноши – 12 ранг. Эти различия объясняются тем, что у девушек понятия «любовь» и «семья» более взаимосвязаны, чем у юношей. Студенты (юноши и девушки) также ценят «жизненную мудрость», «развитие», «уверенность в себе» что, вероятно, говорит о том, что они серьезно нацелены на учебу, более глубоко рассматривают смысл жизни для продвижения в профессиональной сфере.
Таблица 5
Ранжирование терминальных ценностей у студентов МИ СВФУ
юноши |
девушки |
|
1) активная деятельная жизнь |
10 |
10 |
2) жизненная мудрость |
4 |
4 |
3) здоровье |
1 |
1 |
4) интересная работа |
11 |
11 |
5) красота природы и искусства |
19 |
19 |
6) любовь |
6 |
6 |
7) материально обеспеченная жизнь |
3 |
3 |
8) наличие хороших и верных друзей |
2 |
2 |
9) общественное признание |
9 |
14 |
10) познание |
14 |
9 |
11) продуктивная жизнь |
16 |
12 |
12) развитие |
8 |
8 |
13) развлечения |
15 |
17 |
14) свобода |
11 |
15 |
15) счастливая семейная жизнь |
12 |
7 |
16) счастье других |
18 |
18 |
17) творчество |
17 |
16 |
18) уверенность в себе |
5 |
5 |
Из инструментальных ценностей первую шестерку ценностей и у юношей и девушек составляют: «образованность», «ответственность», «исполнительность», «самоконтроль», «смелость в отстаивании своих взглядов», «честность». В дальнейшем ранжировании отмечаются половые отличия: для юношей характерно в отличие от девушек выделение таких ценностей, как «независимость», «самостоятельность», «твердая воля». А у девушек более высокие ранги получили «воспитанность», «чуткость» и «честность».
Заключение
В настоящей работе представлены результаты анализа комплексного исследования характерологических особенностей личности и уровня тревожности 149 студентов-первокурсников медицинского института СВФУ им. М.К. Аммосова.
Исследование психологических особенностей личности выявило, что среди студентов регистрируется больший процент амбивертов (42 %). Доля интровертов составила 5 %, экстравертов – 2 %. Половина обследованных студентов относились к переходным формам типов личности: процент лиц, относящихся к потенциальным интровертам, был 29, к потенциальным экстравертам – 22.
Оценка эмоциональной устойчивости (нейротизма) выявила, что у студентов регистрируется средний уровень нейротизма – 40,7 %. Проанализировав связь уровня нейротизма с полом, выявили, что у 32,4 % юношей регистрируется низкий уровень нейротизма. Полученный результат выше на 11,5 % аналогичного показателя девушек.
У студентов, прибывших на учебу из сельской местности, показатели высокого уровня нейротизма составили 44,8 %, что выше аналогичного параметра у городских студентов. Анализ связей уровня нейротизма с успеваемостью студентов показал, что высокий уровень нейротизма чаще регистрируется у отличников и хорошистов.
Сравнительная оценка уровня тревожности по Тейлору выявила средний уровень тревоги – 71,4 %, низкий уровень тревожности определен только у 1,1 % респондентов. Более высокие показатели уровня тревоги характерны для девушек, а также для студентов, проживавших до поступления в медицинский институт в сельской местности.
Аналогичные тенденции регистрировались для личностной тревожности по Спилбергу. Ситуационная тревожность оценивалась как низкая у 85,8 % обследованных, высокий показатель регистрировался лишь в 2,8 % случаев.
Преобладающими ценностями студентов-медиков являются «здоровье», «дружба», «материально обеспеченная жизнь» и «ответственность и образованность». Такие результаты доказывают правильность выбора профессии врача студентами-первокурсниками.
Таким образом, проведенное исследование позволило нам прийти к выводу, что значительную роль в формировании профессиональной направленности играют характерологические особенности личности и уровень развития ее способностей. Знание индивидуальных особенностей студентов поможет преподавателю выбрать наиболее оптимальный стиль общения и взаимодействия со студентами, что является важным на этапе профессионального становления будущего специалиста-медика. Полученные результаты могут быть использованы в выборе форм и методов обучения, наиболее соответствующих индивидуально-психологическим особенностям студентов в целях повышения эффективности профессионального обучения в медицинском вузе и правильной ориентации первокурсников в выборе будущей специализации.