Молодежь, как особая социально-демографическая группа, всегда играла решающую роль в формировании трудовых ресурсов общества. Поэтому сегодня необходимо целенаправленно организовывать и управлять процессом выбора молодежью будущей профессии, чего требует и экономическая ситуация на рынке труда. Необходимость рационального использования трудовых ресурсов всегда была в центре внимания общества и находила отражение в государственных документах (Конституция РФ, Постановления Правительства РФ, Закон РФ «Об образовании в Российской федерации» и др.). На современном этапе, в условиях сокращения трудовых ресурсов, усложняется социально-экономическое развитие страны. Это связано с тем, что в фокусе внимания современной молодежи преобладают профессии сферы умственного труда (педагога, психолога, врача, инженера, экономиста, юриста, программиста), требующие высокого уровня умственного развития, коммуникативных способностей и наличия высшего образования. Тогда как в сфере рабочих специальностей наблюдается тенденция дефицита квалифицированных кадров, притом что именно рабочие специальности все больше востребованы среди работодателей, и все менее популярны среди абитуриентов. Поэтому все более остро стоит вопрос о профессиональной ориентации молодежи на круг рабочих специальностей.
В нашей стране проблеме профориентации на рабочие профессии посвящено большое количество исследований, среди которых работы О.И. Власовой, Н.Б. Костиной, С.С. Змияк, С.В. Семухиной, С.Г. Тягловой и др. В практике зарубежных исследований (Э.С. Куннен, М. Заман, М.Дж. Монтгомери, К. Тибос, Л. Феррер-Вредер, Л. Эрнандес, Р. ван Эсброк и др.) в русле профессионального ориентирования, особую значимость приобретают модели поэтапного развития профессиональных и личностных интересов и качеств в рамках профессионального выбора. Ориентация подростков и юношества по выбору профессии должна охватывать не только профессиональную сферу, но также личную сферу и глобальную идентичность. Так, рассматриваются соответствия выбранного места образования личным ценностям, навыкам и предпочтениям, потому как профессиональное обязательство в его оптимальной форме – это не просто выбор, который в данный момент кажется привлекательным. Профессиональное обязательство включает в себя знания о том, кем вы хотите быть, и поэтому оно требует развития личных обязательств [1–3]. Следует отметить, что в профориентации молодежи на рабочие специальности накоплен значительный опыт, где особую значимость приобретает организация профориентационной работы при помощи кинематографа в период становления народного хозяйства.
Цель исследования: обращение к историко-педагогическому опыту организации профессиональной ориентации молодежи на рабочие профессии средствами кинематографа в 1920–1930-е г.
Материалы и методы исследования
В статье будет показана роль кинематографа в популяризации рабочих специальностей в России, когда в стране происходили глобальные культурно-исторические и социально-экономические перемены, определившие направления экономического развития страны. В ходе подготовки статьи авторы использовали метод сравнительно-исторического анализа историко-педагогических источников, хронологический, историко-ретроспективный, сравнительно-сопоставительный метод и метод обобщения. Источниковая база исследования представлена периодикой 1930-х гг., современными отечественными и зарубежными исследованиями по изучаемой проблеме.
Результаты исследования и их обсуждение
Начиная с 1920-х гг. вопросы, связанные с пропагандой рабочих профессий, имели для нового советского государства первостепенное значение. Экономическое положение было очень сложным: были разрушены фабрики и заводы, ощущался недостаток квалифицированных кадров. Поэтому необходимо было донести важность строительства крупных промышленных предприятий для идеи развития нового социалистического общества.
Ясно, что в рассматриваемый период сеть СМИ была развита слабо и главными средствами являлись листовки, плакаты, газеты и брошюры и т.д. Но при подавляющей безграмотности населения и недостатке необходимого оборудования и финансирования для их печати данное направление профориентации не приносило нужного эффекта. Решению этой задачи способствовал кинематограф, который новое государство использовало для агитации и пропаганды своих идей. Достоинства киноагитации были очевидными. Экранная пропаганда была наглядной, яркой и простой для восприятия широкого круга зрителей разного возраста и социального положения. Если книга, газета, плакат требовали умения читать, то фильмы были понятны всем, вызывая яркий эмоциональный отклик. Эта проблема развития кинематографа в СССР в 1920–1930-е гг. нашла отражение в работах большого количества исследователе, среди которых С.Н. Еланская, А.А. Иванов, А.В. Серебренников, Н.Ю. Спутницкая, А.В. Федюк, И.В. Шестакова и др.
В 1920-е гг. кинотеатров было недостаточно, строительство их требовало больших затрат. Эта проблема решалась через широкую сеть кинопередвижек (мобильных кинотеатров). В репертуар кинопередвижек входили в основном фильмы о гражданской войне, восстановлении сельского хозяйства и строительстве промышленных предприятий. Период 1920–1930-х гг. – время усиленного внимания к экономическому развитию страны, к становлению разных отраслей промышленности. С начала первой пятилетки (с 1928 г.) создавались различные направления в металлургической промышленности (алюминиевая, никелевая, твердых сплавов, медная и др.). Основываются и развиваются металлургические заводы на Кузбассе, в Ленинградской области, на Урале, в Челябинске, в Казахстане и др. В этот период начинается сооружение Волховской гидроэлектростанции, Днепрогэса и др. Многие исследователи социально-экономического развития нашей страны 1920–1930-х гг. посвятили проблеме индустриализации глубокие и интересные работы, среди которых В.А. Гордеев, А.А. Гордеев, В.Н. Кучер, А.Н. Макаров, В.А. Чолохян и др. Авторы отмечают, что по мере восстановления промышленности и улучшения социально-экономической ситуации в России в 1920–1930-е гг. вопрос о путях дальнейшего развития приобретал особый интерес, реализовывалась идея превращения страны из аграрной в передовую индустриальную державу [4]. Как было сказано выше, в период восстановления народного хозяйства кинематограф играет все более значимую роль в воспитании нового типа человека, его экранные образы с успехом используются для рекламы рабочих профессий. Для этого создаются и активно работают киностудии, которые выпускают фильмы о строительстве заводов, возведении гидроэлектростанций, что отражало развитие экономики страны, масштабное развертывание индустриализации.
В кинофильмах показывалось, как мощными темпами развивается экономика страны, идеализировался образ рабочего человека, прославлялся трудовой подвиг простого советского человека. В то же время в исследуемый период стал резко ощущаться недостаток технически подготовленных кадров, в том числе высококвалифицированных рабочих, что задерживало освоение и пуск новых предприятий [5]. В стране в рамках культурной революции создавался новый человеческий капитал, отвечающий требованиям нового индустриального общества.
Несколько иначе обстояло дело с содержанием голивудских и западноевропейских фильмов. Можно сказать, что ориентации на выбор профессии как таковой не было. В фильмах рекламировали предпринимательство, показывали возможность заработка денег («Золотая лихорадка» (1925 г.), «Энни с Клондайка» (1936 г.) и др.) Это объясняется тем, что в США – это время кризиса, который заставил искать новые формы зарабатывания денег. Кинематограф показывал, как можно задействовать людей в малом и среднем бизнесе.
В кинематографе США и Западной Европы кинокартин, созданных с целью идеологической и культурно-просветительской работы, для молодежи практически не существовало. В 1920–1930-е гг. в западных странах и США ресурс кинематографа не рассматривался как средство идеологической, культурно-просветительской и профориентационной работы. В то время как в зарождающемся советском государстве практически все виды искусства должны были способствовать утверждению новой идеологии, популяризации труда и рабочих профессий. Период конца 1920-х – 1930-е гг. – период индустриализации. Средства массовой информации, и в первую очередь кинематограф, пропагандировали новый курс экономического развития страны.
Список кинофильмов о строительстве промышленных предприятий в 1920–1930-е гг.
Год создания |
Киностудия |
Фильм |
1925 |
Госкино |
«Вчера и сегодня» |
1928 |
Совкино (1-я фабрика) |
«Кружева» |
1929 |
Совкино (Л.) |
«А почему так?» |
ВУФКУ (Киев) |
«Ветер с порогов» |
|
Мосфильм |
«Перегон смерти» |
|
МЕЖРАБПОМФИЛЬМ |
«Рельсы гудят» |
|
Госкинпром Грузии |
«Скорый № 2» |
|
1930 |
ГТК |
«Враг на пути» |
Украинфильм (Киев) |
«Контакт» |
|
Союзкино (Ленинград) |
«Наши девушки» |
|
1931 |
Киевская киностудия |
«Гегемон (Огни Бессемера)» |
Госкинпром Грузии |
«Дело доблести (Ударник)» |
|
«Союзкино» (Ленинград) |
«Товарный № 717» |
|
1932 |
Росфильм |
«Встречный» |
УКРАИНФИЛЬМ |
«Иван» |
Кинематограф исследуемого периода является не только новым видом искусства и символом технического прогресса, но и мощным, зрелищным средством информации и коммуникации. Именно эти функции кинематографа были использованы при популяризации рабочих профессий, и в исследуемый период кинематограф становился инструментом формирования общественного мнения. Среди общих тенденций в развитии роли кинематографа, в русле организации идеологической, просветительской и профориентационной работы с молодежью в период становления советского государства можно выделить расширение круга фильмов о рабочих профессиях; доступность просмотра фильмов (кинопередвижки, воскресные киносеансы и др.); разработка педагогически целесообразных рекомендаций по подготовке ребенка к посещению кинематографа и просмотру кино; подготовка кинопедагогов.
В 1920–1930-е гг. фильмы для детей перестали быть случайным явлением, они появлялись регулярно и выражали стремление кинематографистов использовать киноискусство для «коммунистического воспитания подрастающего поколения». Советский кинематограф поставил своей целью формирование у молодого поколения общественного сознания, взглядов, вкусов, привычек нового человека социалистического общества [6]. Экранные образы героев способствовали не только выбору будущей профессии, но и формированию мировоззрения. Школьников и молодежь привлекали фильмы с яркими героями, что зачастую служило толчком к размышлению о важности выбора профессии, о таких ценностях, как любовь, вера, дружба, добро. В связи с этим актуальной становилась проблема выявления роли кинематографа в профориентационной работе.
Например, в основе сюжета фильма «Ветер с порогов» (1929 г.) лежит история семьи Остапа Ковбаня, дети которого становятся первыми строителями Днепростроя. Воздействие на зрителя в данной картине происходит благодаря созданию образов молодых людей, увлеченных масштабным строительством и понимающим его значение для будущего страны. О важности строительства гидростанций повествовали кинофильмы 1932 г. «Встречный» и «Иван». Фильмы рассказывают о годах первой пятилетки, когда молодые рабочие, сознавая важность получения электроэнергии для страны, отдают все силы на конструирование новой турбины («Встречный»), самоотверженно работают на строительстве, становясь передовиками производства («Иван»). Фильмы повествуют о дружбе и взаимовыручке на производстве, о взаимопомощи, неравнодушии к делу и нетерпимости к тунеядству.
В идеологических фильмах «Дело доблести», «Огни Бессемера» (1931 г.) показана борьба молодых рабочих заводов за повышение продуктивности труда и перевыполнение производственных показателей пятилетки на металлургических предприятиях. Тема металлургии в кинофильмах и кинохронике занимала особое место. В стране активно шло строительство доменных печей, что считалось показателем экономического развития: чем больше плавили сталь и чугун, темболее развитой считалось экономика государства. Это находило отражение в кинематографе.
Кинематограф исследуемого периода пропагандирует рабочие профессии не только для молодых людей, но и для девушек: главная героиня фильма «Скорый № 2» (1929 г.) – молодая девушка, стремится работать на производстве; фильм «Наши девушки» (1930 г.) рассказывает о бригаде девушек-токарей, которые с успехом работают на заводе.
В кинокартинах исследуемого периода показывают значимые исторические события Советской России 1920–1930-х гг. Мощное воздействие кинокартин на молодежь определяется тем, что, с одной стороны, образы героев, максимально приближенны к образам людей из реальной жизни, а с другой, герои кинокартин демонстрируют настоящий героизм на рабочих местах, жертвуют собой ради будущего родной страны, демонстрируют рабочее братство и взаимовыручку и поддержку.
При создании кинофильмов в исследуемый период учитывали следующие требования: воспитательность, комплексность, аналитичность, динамичность.
«Воспитательность» фильма – это качество, «пронизывающее все эпизоды и кадры, и поэтому она и не может быть осуществлена только в какой-либо части или случае». Всякий кадр должен быть «воспитательно» взвешен и подлежать критике в этом отношении. В качестве примера можно указать фильм «Перегон смерти» (1929 г.), где очень реалистично были обрисованы события гражданской войны (образовательная составляющая) и судьба машиниста Гаврилова, который находит свое место в новой эпохе (воспитательная составляющая). Художественный фильм должен обладать «могущественным средством показать саму жизнь во всей ее комплексной сложности: …восстановить эпохи прошлого и перенести зрителя в разные пространства» [7, с. 9]. Кроме того, фильм должен не только показывать самую действительность, но и путем подбора эпизодов и искусством монтажа давать ее толкование и анализ (реализация принципа комплексности). Аналитичность заключалась в изучении, основанном на мысленном расчленении предмета, явления на составные части, определении входящих в целое элементов, разборе его свойств, умении выявлять причинно-следственные связи. Однако, как бы внимательно ни была проведена комплексность, как бы ни была осуществлена аналитичность, фильм будет педагогически недействителен, если он не динамичен. Динамичность фильма заключается в предложении материала, которое устремлено к единой цели воздействия на зрителя. Решить эту задачу может только профессиональный монтаж фильма. Общеизвестно, что получаемая человеком информация воспринимается и лучше запоминается, если она усваивается посредством разных способов (слух, зрение). Соединяет это воедино именно кинематограф. В кинофильме эффект воздействия достигается через звук и динамичность картинки. Поэтому учебный фильм, становление которого датируется 1930-ми гг., интересен, понятен, позволяет добиваться общепедагогических задач и с успехом используется по сей день [8].
Выводы
Так, историко-педагогической анализ позволяет показать, что советское кино 1920–1930-х гг. добилось не только важнейших художественных, но воспитательных, идейно-агитационных успехов и заслужило признание народных масс в Советской России и за рубежом. Социально-политические факторы, влияющие на кинематограф 1920–1930-х гг., открыли новый путь развития кино как средства организации просвещения, идеологического воспитания и агитационно-идеологической пропаганды в решении задач профессиональной ориентации молодежи. Яркость и реалистичность экранных образов, обогащение кино звуком, привлечение к съемкам профессиональных актеров театров позволило кинематографу данного периода стать эффективным средством поднятия престижа рабочих профессий, что способствовало развитию экономики страны.