Построение и развитие российского демократического общества возможно лишь при наличии политически активных граждан этого общества, свободных в своем политическом выборе, способных к самоопределению и самореализации в мире политики.
Политически активная личность формируется в ходе политической социализации, под которой мы понимаем усвоение молодым поколением политических ценностей общества и привлечение молодежи к социально значимой деятельности.
В ходе политической социализации формируется политическая культура.
Под политической культурой мы подразумеваем некую сложившуюся у индивида целостность установок, убеждений, моделей поведения, представляющих основу его деятельности как субъекта политического процесса.
Значение политической культуры состоит в том, что она позволяет сформировать собственную политическую позицию и убеждения, способствует сохранению и обеспечивает воспроизводство политических ценностей общества.
Ряд современных исследователей (К.М. Оганян, О.З. Муштук) отмечают, что политическая культура современной российской молодежи характеризуется фрагментарностью знаний; отсутствием устойчивого интереса к политике; неумением отстаивать свои политические интересы; неверием в результативность своего политического участия в судьбе страны; состоянием неопределенности выбора жизненного пути и политической инфантильностью [1, 2].
Появление этих негативных тенденций связано с тем, что в России отсутствует традиция политической социализации в духе демократизма, так как в советское время существовал лишь гегемонистский тип приобщения человека к миру политики. Развитие демократии в нашей стране позволило расширить рамки участия населения в политической жизни, но отсутствие опыта такого участия и неверие в возможность реального влияния на политику привело к появлению аполитичности.
То есть политическая культура российского общества находится в стадии своего становления, формирования.
Таким образом, становится очевидной актуальность поиска новых способов решения проблемы формирования политической культуры российской молодежи.
Ряд современных ученых (В.И. Кузнецов, Ю.П. Морозова, К.А. Бударина, Е.Н. Малик, Е.В. Бушуева) исследовали механизмы формирования политической культуры, однако способы ее формирования в педагогической науке до настоящего времени не разработаны.
Под способом мы понимаем возможность, реальные условия для осуществления чего-либо [3].
На наш взгляд, эффективным способом решения проблемы может стать участие молодых людей в организации и проведении коллективных творческих дел.
Методика коллективных творческих дел (коммунарского воспитания) была разработана Игорем Петровичем Ивановым в 1950–1960-х гг. Несмотря на давность, объявлять ее пережитком прошлого, этапом в развитии пионерских организаций, на наш взгляд, нерационально, так как и в современных условиях идеи и принципы «коммунарства» могут быть актуальны и востребованы с точки зрения своего воспитательного потенциала [4].
Цель исследования: доказать эффективность использования методики коллективных творческих дел как способа формирования политической культуры российской молодежи.
Материалы и методы исследования
Цель разработанной И.П. Ивановым методики состоит в развитии творческой, активной, общественно полезной личности, а в основе лежат такие правила коллективного творческого воспитания, как открытый диалог и уважение всех участников процесса; общественная польза деятельности; создание специальных условий коллективного творчества, в рамках которых будут проявляться и развиваться творческие способности каждой личности.
Коллективные творческие дела обращены в первую очередь на помощь людям, службу обществу и Родине. Содержанием их может выступать забота о самом себе, друзьях, родственниках или любых других людях, нуждающихся в участии и поддержке.
Проекты могут носить экологическую, политическую, спортивную, правовую, экономическую и другие направленности.
Развивающее значение заключается в постепенном переносе от близких к средним, а потом и к дальним целевым перспективам.
Алгоритм разработки и осуществления коллективного творческого дела состоит из стадий:
1. Предварительная работа. Педагог, учитывая интересы и способности ребят, предлагает им варианты коллективных творческих дел. Идет совместный выбор и обсуждение предстоящего дела, определяются цели и задачи. Дело должно быть не только интересным и полезным, но и формирующим положительную мотивацию на дальнейшую совместную деятельность.
2. Коллективное планирование. Происходит подробная разработка избранного коллективного творческого дела. Все участники делятся на микрогруппы, которые могут быть образованы по желанию, по интересам, по месту жительства или по случайному признаку. Каждая группа предлагает кандидатуры организаторов данного дела и свои идеи претворения проекта в жизнь. Таким образом, формируется актив по подготовке и проведению дела, а также разрабатывается сценарий его проведения.
3. Коллективная подготовка дела. На этом этапе уточняется и конкретизируется план подготовки и проведения коллективного творческого дела. Каждый участник должен получить свое задание, соответствующее его интересам и способностям. Роль педагога здесь состоит в умении увлечь каждого воспитанника, не допуская открытого давления и поощряя инициативу участников.
4. Проведение коллективного творческого дела. Осуществляется разработанный проект. В ходе выполнения могут вноситься новые коррективы и некоторые отклонения от намеченного плана, главное – все должно происходить в дружелюбной товарищеской обстановке. Участники должны поддерживать друг друга и не терять уверенности в собственных силах.
5. Коллективное подведение итогов. На этой стадии проводится совместный анализ проведенного коллективного творческого дела. Формы его могут быть различны в зависимости от возраста участников, их желаний и умений: разговор по кругу, анкетирование, референдум и т.д.
6. Важнейшее последействие. На последнем этапе выполняются принятые в ходе анализа решения, задумывается новое дело и т.д.
На каждом этапе все члены группы принимают активное участие и вносят свой вклад в создание социального продукта.
Мотивом участия детей в этой деятельности является их стремление к творчеству, самовыражению и самоутверждению. Некоторые исследователи (Петров и др.) считают, что главная роль и значение политического образования состоит в личном, свободном и осмысленном политическом творчестве человека. Деятельное, живое политическое творчество, коллективное и индивидуальное, позволяет обратить политическое образование в фактор, реально воздействующий на политическую систему.
Смещение целевого акцента методики И.П. Иванова на формирование политической культуры молодежи позволит воспитать у подрастающего поколения устойчивый интерес к политике, получить опыт практического участия в социально-политической деятельности, научить отстаивать свои политические взгляды и интересы.
Приоритетными задачами должны стать:
1) увеличение опыта практического участия в социально-политической деятельности;
2) формирование лидерских качеств, развитие инициативности и самостоятельности;
3) создание ситуации успеха в процессе разработки и осуществления проектов;
4) развитие патриотизма, чувства долга и ответственности не только за себя, но и за своих коллег и общество в целом.
Эти задачи могут быть реализованы в различных видах деятельности:
1. Коммуникативно-творческая (выявление социальных проблем, разработка, внедрение и анализ реализованных проектов, обсуждение результатов). Реализация таких проектов позволит вовлечь молодых людей в социальную практику, активизировать их, приобрести опыт общественного участия и сформировать собственную гражданскую позицию. Проектная деятельность в общественно-социальной сфере предполагает социальное партнерство молодежного актива и администрации образовательной организации, представителей органов государственной власти, государственных учреждений и общественных организаций [5]. Такое взаимодействие рассматривается как особый тип взаимоотношений, характеризующийся общими целями, ценностями и взаимной ответственностью участников.
2. Творческая социально-политическая деятельность (реализация молодежных инициатив, например, по развитию толерантности или воспитанию патриотизма). Данный вид деятельности может быть реализован через организацию молодежных общественных объединений, деятельность которых направлена на развитие толерантности в молодежной среде и получение навыков включения в социально-политическую жизнь общества. Работа таких объединений, при условии налаженного взаимодействия молодежного актива и муниципальных органов власти, позволит развивать и реализовывать юношеские инициативы в социально-политической сфере общества, оказывать государственным органам власти непосредственную помощь в проведении социально значимых мероприятий. А это, в свою очередь, развивает созидательную активность молодежи, вовлекает ее в социальную практику.
3. Волонтерская деятельность. Это общественно полезная деятельность по оказанию безвозмездной помощи нуждающимся. Участие в реализации таких проектов позволяет волонтеру:
– ощутить собственную значимость, полезность для общества;
– проявить свои лидерские качества;
– развить творческие способности;
– сформировать собственную гражданскую позицию и отстаивать ее;
– научиться защищать свои права и интересы и уважать права и интересы других людей;
– развить чувство толерантности.
С целью проверки эффективности применения методики коллективных творческих дел как способа формирования политической культуры было проведено опытно-экспериментальное исследование, включающее три этапа:
1 этап – констатирующий (диагностический);
2 этап – формирующий (созидательный);
3 этап – контрольный (оценочный).
Исследование проводилось на базе ГБОУ ВО «Нижегородский инженерно-экономический университет», г. Княгинино, в течение 2018 г. В эксперименте приняли участие 200 студентов 1–4 курса, из которых 100 составили экспериментальную группу (ЭК), 100 – контрольную (КГ).
В ходе исследования было проведено анкетирование, позволившее получить исходные данные для оценки уровня общественно-политической активности студентов. Результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Общественно-политическая активность студентов (исходный уровень)
Вопрос анкеты: |
ЭГ |
КГ |
||||
часто |
редко |
никогда |
часто |
редко |
никогда |
|
Насколько часто Вы принимаете участие в общественно-политической жизни общества? |
20 % |
32 % |
48 % |
20 % |
44 % |
36 % |
Из табл. 1 видно, что 48 % студентов экспериментальной группы никогда не принимают участие в общественно-политической жизни своего города и страны.
На формирующем этапе исследования экспериментальная группа в течение 2018 г. разрабатывала и реализовывала общественно-политические, социально полезные коллективные творческие дела. Были реализованы проекты: «Человек мира», «Моя малая Родина», «Я – гражданин», «Спортивный двор», «Интернет-бабушки».
На заключительном этапе эксперимента было повторно проведено анкетирование студентов и проведен сравнительный анализ полученных результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента. Результаты представлены в табл. 2.
Таблица 2
Общественно-политическая активность студентов (итоговый уровень)
Вопрос анкеты: |
ЭГ |
КГ |
||||
часто |
редко |
никогда |
часто |
редко |
никогда |
|
Насколько часто Вы принимаете участие в общественно-политической жизни общества? |
40 % |
35 % |
25 % |
20 % |
45 % |
35 % |
Результаты исследования и их обсуждение
Обработка и анализ результатов показали, что у студентов КГ статически значимых изменений не выявлено, а у студентов ЭГ возросла частота участия в общественно-политической жизни своего города, страны. Количество никогда не участвующих в этой деятельности уменьшилось на 23 %. А поскольку важным фактором формирования политической культуры является включенность в политическую реальность, активное участие в общественно-политической жизни общества [6], то можно сделать вывод об эффективности применения методики коллективных творческих дел как способа формирования политической культуры российской молодежи.
Определим достоверность различий между ответами студентов ЭГ и КГ по критерию Пирсона (хи-квадрат). Проверим гипотезу о том, что частота участия в общественно-политической жизни общества у ЭГ возросла благодаря применению методики коллективных творческих дел. Результаты повторного анкетирования занесем в многопольную табл. 3.
Таблица 3
Результаты итогового анкетирования студентов ЭГ и КГ
Группа |
Ответы студентов |
Всего |
||
часто |
редко |
никогда |
||
ЭГ |
Э1 = 40 |
Э2 = 35 |
Э3 = 25 |
100 |
КГ |
К1 = 20 |
К2 = 45 |
К3 = 35 |
100 |
Всего |
60 |
80 |
60 |
200 |
Производим вычисления по формуле
Критическое значение (Х2крит) для числа степеней свободы V = C – 1 = 3 – 1 = 2 при 0,05 уровне значимости составляет 5,9, что меньше наблюдаемого значения. Это говорит о том, что различия между ответами студентов ЭГ и КГ являются достоверными, а следовательно, наша гипотеза подтверждается.
Выводы
Таким образом, использование методики коллективных творческих дел может стать эффективным способом решения проблемы формирования политической культуры российской молодежи.
Перспектива дальнейшего исследования видится нам в разработке на основе методики коммунарского воспитания новых педагогических технологий, способствующих становлению и развитию политической культуры.