Повышение эффективности деятельности вуза как результативности использования имеющихся в распоряжении образовательной организации ресурсов в настоящее время является ключевым аспектом и для прохождения контрольных мероприятий со стороны Минобрнауки России и Рособрнадзора, и для позиционирования в российских и международных рейтингах, и для выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части, касающейся увеличения средней заработной платы преподавателей и научных работников образовательных учреждений высшего образования до 200 % от средней заработной платы в регионе, в котором расположен соответствующий вуз.
Соответственно, в современных условиях каждый вуз организует деятельность таким образом, чтобы не только выполнять требования, предъявляемые к лицензированию и аккредитации основных образовательных программ, но и повышать позиции в ведущих российских и международных рейтингах, выполнять критерии эффективности мониторинга Минобрнауки России и приказа Минобрнауки России от 23.01.2018 г. № 41. Одним из инструментов такой организации является разработка и реализация вузами программ стратегического развития.
В Юго-Западном государственном университете программа стратегического развития была утверждена в 2012 г., модифицирована в 2016 и 2019 гг. Эффективность реализации программы оценивается ежегодно как выполнение кафедрами, факультетами и иными подразделениями целевых показателей, характеризующих основные сферы деятельности вуза (качество образования, трудоустройство, прием, научные достижения, финансово-экономические результаты и др.). При этом строится рейтинг факультетов и кафедр, от которого зависит внутреннее распределение ресурсов на будущие стратегические периоды (например, выделение годовой премии для работников).
Обзор исследований по сформулированной проблеме показал, что важность управления эффективностью деятельности вуза обоснована [1], рассмотрены вопросы создания моделей и программного обеспечения для моделирования, прогнозирования и мониторинга показателей эффективности деятельности вуза для внешней оценки [2, 3], показана необходимость и эффективность автоматизации управления деятельностью вуза [4], в том числе с применением нейронных сетей [5], рассмотрены подходы к повышению отдельных важных показателей (публикационной активности, среднего балла ЕГЭ) [6, 7], предложена методика для оценки деятельности кафедр [8], продемонстрирована эффективность использования рейтинга для стимулирования работы подразделений вуза [9]. В то же время особое внимание разработке систем мониторинга внутренних показателей стратегического развития вуза и их влиянию на внешние оценки не уделялось.
Цель исследования: обобщение опыта создания и внедрения системы внутреннего мониторинга выполнения показателей стратегического развития вуза и ее роль в повышении эффективности деятельности университета для внешней оценки.
Материалы и методы исследования
В качестве методов исследования использованы системный подход, теория проектирования баз данных, метод экспертных оценок. Материалы для исследования получены на основе деятельности ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» (далее – ЮЗГУ) в 2012–2019 гг.
Результаты исследования и их обсуждение
Ежегодно вуз утверждает список показателей программы стратегического развития и их целевые значения для каждого факультета университета. Эффективность деятельности вуза при этом определяется как результативность достижения всех запланированных значений показателей всеми факультетами. Планирование целевого значения каждого показателя как по вузу в целом, так и для каждого факультета (института) – отдельная организационно-техническая задача, решение которой направлено на выполнение внешних требований к вузу путем достижимого и рационального распределения суммарного значения между отдельными структурными подразделениями. Так, например, планирование объемов приема является функцией от выделенного количества бюджетных мест, необходимого объема финансовых поступлений от внебюджетных обучающихся, потенциального трудоустройства выпускников и т.д.
Каждый факультет по аналогии с вузом распределяет спланированные значения показателей между кафедрами, а те, в свою очередь, назначают конкретные индикаторы отдельным работникам (при необходимости).
Сбор сведений о текущем значении для каждого структурного подразделения показателей выполняется соответствующими структурными подразделениями вуза.
По итогам сбора сведений строится текущий рейтинг структурных подразделений. Для оценивания каждого подразделения используется формула
(*)
где i – номер показателя, j – номер кафедры (факультета);
Rj – оценка j-й кафедры (факультета);
wi – вес i-го показателя;
fji – фактическое значение i-го показателя для j-й кафедры (факультета);
pji – плановое значение i-го показателя для j-й кафедры (факульета);
Fmax – максимально возможное перевыполнение показателя подразделением, за которое оценка увеличивается. Данное значение отсекает случаи неоптимального планирования показателей, например, в 2018 г. в ЮЗГУ это значение принято равным 2 (подразделение, выполнившее показатель свыше, чем на 200 %, не получает преимущества при построении рейтинга).
Подразделение, которое на 100 % выполнит все запланированные показатели, получит оценку 1. Максимально возможно значение оценки – Fmax.
Пример показателей стратегического развития, используемых в Юго-Западном государственном университете, их весовые коэффициенты, определенные методом экспертных оценок, а также их взаимосвязь с некоторыми внешними показателями, учитываемыми при построении различных рейтингов и проведении мониторингов, приведен в табл. 1.
Таблица 1
Пример показателей стратегического развития ЮЗГУ 2018 г.
Показатель (i) |
Вес wi |
План pji |
Факт fji |
Взаимосвязанные внешние показатели |
1.13 Средний балл ЕГЭ студентов очной формы обучения, принятых на первый курс без учета целевого набора |
0,5 |
60,7 |
60,7 |
E.1 Образовательная деятельность (Мониторинг эффективности Минобрнауки России) |
2.33 Количество опубликованных статей, индексируемых в Scopus, ед. |
1,0 |
402 |
204 |
Цитируемость преподавателей (международные рейтинги THE, QS) |
2.34 Количество опубликованных статей в журналах, рекомендованных ВАК |
1,0 |
872 |
709 |
Рейтинг востребованности вузов в РФ («Россия сегодня») |
2.37 Количество заявок на патенты, ед. |
0,25 |
149 |
136 |
Рейтинг изобретательской активности вузов («Эксперт РА») |
1.23 Доля численности выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска |
1,0 |
80 |
74,83 |
E.6 Трудоустройство (Мониторинг эффективности Минобрнауки России), Рейтинг востребованности вузов в РФ («Россия сегодня») |
2.21 Объем средств, полученных от всех видов деятельности (за исключением основных образовательных программ)) |
1,0 |
174 |
112 |
E.4 Финансово-экономическая деятельность (Мониторинг эффективности Минобрнауки России), Указ Президента России от 07.05.2012 года № 597 |
1.12 Численность иностранных студентов, зачисленных на первый курс |
0,25 |
220 |
297 |
Доля иностранных обучающихся (международные рейтинги THE, QS) |
По формуле (*) могут быть ранжированы как факультеты или кафедры, так и отдельные работники вуза. В формуле (*) учтено, что если вузу не запланировано выполнение какого-либо показателя, то это не снижает его итоговую рейтинговую оценку.
Пример расчета рейтинга факультетов вуза по формуле (*) с использованием разработанного программного обеспечения приведен в табл. 2.
Таблица 2
Пример рейтинга факультетов ЮЗГУ 2018 г.
Позиция |
Факультет |
Рейтинговая оценка |
1 |
Естественнонаучный факультет |
1,07138 |
2 |
Факультет экономики и менеджмента |
0,95927 |
3 |
Механико-технологический факультет |
0,91377 |
4 |
Юридический факультет |
0,89198 |
5 |
Факультет фундаментальной и прикладной информатики |
0,86170 |
6 |
Факультет строительства и архитектуры |
0,84626 |
7 |
Факультет лингвистики и межкультурной коммуникации |
0,81853 |
8 |
Факультет государственного управления и международных отношений |
0,76673 |
9 |
Институт международного образования |
0,51663 |
Основные сущности инфологической ER-модели разработанной системы мониторинга представлены на рис. 1. Модель создана в программе Dia.
Рис. 1. Фрагмент ER-модели разработанной системы мониторинга
В модели предусмотрена возможность сбора истории изменения значений показателей, для отслеживания динамики их изменения по отдельным структурным подразделениям и вузу в целом.
Первоначальная версия системы мониторинга использовала в качестве инструмента для сбора данных документы, созданные в программе Microsoft Excel. Обработка данных осуществлялась с помощью макросов Visual Basic For Applications (VBA). С 2018 г. программная часть системы мониторинга переработана как дополнение к базе данных собственной разработки, созданной с использованием технологической платформы «1С: Предприятие 8.3» с целью учета публикационной активности и интеллектуальной собственности работников и обучающихся университета. Интеграция с уже существующей системой позволила автоматически фиксировать информацию по показателям, связанным с количеством публикаций в журналах из списка ВАК, публикаций, индексируемых в Scopus и Web of Science, числом полученных патентов, изданных монографий, учебных пособий и учебников. Также была автоматизирована передача сведений о выполнении показателей, связанных с приемом на обучение в университет (численность принятых русских и иностранных студентов и аспирантов, средний балл ЕГЭ в разрезе кафедр и факультетов), из соответствующей подсистемы вуза [10].
Выбор платформы «1С: Предприятие 8.3» обоснован, во-первых, наличием в вузе необходимого количества лицензий (как серверных, так и пользовательских), во-вторых, возможностью легкой интеграции и обмена данными с другими подсистемами университета, в-третьих, обеспечением клиент-серверного, многопользовательского режима работы и кросс-платформенностью приложения (большинство пользователей работают с системой с помощью обычного браузера).
Для внесения и анализа данных реализованы 4 вида интерфейсов и соответствующих ролей (совокупностей прав доступа): «Просмотр сведений», «Факультет», «Подразделение», «Администратор». Роль «Просмотр сведений» позволяет кафедрам и другим подразделениям знакомиться с текущей ситуацией мониторинга в режиме «только для чтения». Роль «Факультет» дополнительно позволяет распределять целевые значения показателей между подчиненными кафедрами, знакомиться с текущим рейтингом, интерактивно сравнивать результаты различных подразделений по отдельным или всем показателям. Роль «Подразделение» дополнительно позволяет вносить в разрезе времени значения показателей. Роль «Администратор» позволяет планировать значения показателей по всему вузу, изменять параметры построения рейтинга, формировать статистические отчеты (рис. 2).
«Программа для планирования и анализа выполнения показателей программы стратегического развития вуза» официально зарегистрирована в Роспатенте в установленном порядке (свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RUS 2018664944 17.10.2018 г.).
Рис. 2. Фрагмент интерфейса «Администратор» разработанной программы
Заключение
Таким образом, в работе описана структура системы мониторинга выполнения показателей эффективности деятельности вуза, сформированная в ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» в 2012–2019 гг. Внедрение такой системы способствовало достижению показателей стратегического развития вуза и, соответственно, выполнению показателей мониторинга эффективности деятельности вузов Минобрнауки России, сохранению с 2012 г. позиций ЮЗГУ в топ-100 вузов России в различных национальных рейтингах (ежегодно вуз входит в топ-100 рейтинга «Эксперт РА», поднялся с 7 места на 3 среди классических вузов в рейтинг востребованности вузов «Россия сегодня» и др.), а также стимулировало вхождение университета в 2018 г. в престижные международные рейтинги QS BRICS (301–350 место), QS EECA (201–250 место).
Работа выполнена в рамках Гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук № МК-968.2018.8.