Формирование управленческих компетенций выпускников технического направления инженерной подготовки является одной из сложных и масштабных проблем, при этом обладая определенными социально-организационными и педагогическими особенностями. Такие авторы, как Г.П. Корнев, В.А. Сластенин, В.С. Серикова, В.И. Столбов и др., посвятили свои исследования проблеме подготовки управленческих кадров, рассматривая её с точки зрения профессиональной педагогики. В дальнейшем О.В. Попова [1] изучала формирование управленческих компетенций у студентов вуза в процессе внеучебной деятельности или в своих исследованиях Н.А. Ран и А.Е. Шастина [2, 3] изучали особенности формирования и проблемы моделирования управленческих компетенций у студентов технических специальностей. И сегодня данная проблема является недостаточно разработанной.
Организационно-управленческая компетентность специалиста атомной отрасли нами понимается как системная психолого-личностная характеристика, включающая следующие основополагающие составляющие: когнитивную, мотивационную, деятельностную, проектно-исследовательскую и личностную, призванные обеспечивать ему эффективное выполнение организационно-управленческих функций в ходе реализации наукоемких производственных технологий [4, с. 194]. В современных условиях развития инновационных технологий приобретает особую актуальность проблема бесперебойного и надежного управления высокотехнологичным производством в атомной промышленности. Прежде всего, для этого требуется сформированность организационно-управленческой компетентности у будущих инженерных кадров в процессе их профессиональной подготовки. В свою очередь, продвижение данной компетентности обеспечивается созданием необходимых педагогических условий, изложенных нами в исследовании [4, с. 195–196]. Данный комплекс педагогических условий представляет собой те условия, обеспечение которых приводит к успешному продвижению её структурных составляющих.
Однако для оценивания эффективности педагогических условий формирования изучаемой компетентности у будущих инженерных кадров атомной промышленности предварительно необходимо разработать адекватную критериально-оценочную характеристику для рассматриваемой компетентности. В этой связи следует определить критерии, уровни и показатели сформированности данного феномена.
Безусловно, в этой ситуации в ходе продвижения данной компетентности у студентов ядерных специальностей делается упор на педагогические условия, этим требованиям в полной мере соответствуют выявленные педагогические условия. Тем самым приобретает особую актуальность проблема разработки критериально-оценочного аппарата для проверки эффективности предложенных педагогических условий в формировании организационно-управленческой компетентности будущих специалистов атомной промышленности.
Цель исследования: разработать эффективный диагностический инструментарий для измерения сформированности обозначенной управленческой компетентности в процессе профессиональной подготовки инженерных кадров для атомной промышленности.
Материалы и методы исследования
Методологическую основу реализованного исследования составляют следующее: системный, компетентностный, междисциплинарный и личностный подходы, обеспечивающие разработку эффективного критериально-оценочного аппарата исследования по формированию изучаемой компетентности.
Реализован системный подход в раскрытии критериев формирования организационно-управленческой компетентности будущих специалистов атомной отрасли, поскольку совокупность выделенных критериев, по существу, представляет систему со всеми её составляющими и взаимодействиями между ними. В частности, в работах М.К. Бочарова, В.Г. Афанасьева, В.А. Зверева, Ю.В. Васильева, Т.И. Шамовой, С.Я. Батышева, А.П. Беляевой раскрывается содержание понятия «управление» посредством системного образования в управлении. Системный подход является универсальным по своей природе и сущности, посредством которого можно разработать критериально-оценочный аппарат для определения уровня сформированности организационно-управленческой компетентности специалистов атомной отрасли, и является одним из основных общенаучных методологических подходов. Основная цель использования системного подхода состоит в том, чтобы описать структуру объекта исследования (системы).
Современная атомная промышленность нуждается в специалистах с междисциплинарными знаниями на стыке различных сфер наук, генерирующих идеи, способных к инновационной и предпринимательской деятельности, принятию нестандартных решений. Этим обстоятельством вызвано использование междисциплинарного подхода в разработке диагностического инструментария по определению сформированности рассматриваемой компетентности.
Особую актуальность приобретает использование компетентностного подхода в разработке критериального аппарата исследования организационно-управленческой компетентности специалистов атомной отрасли, поскольку идея данного подхода оказывает существенное влияние на содержание профессиональной подготовки, а также на его структуру, формы, методы и технологии обучения.
Личностный подход изучает влияние личностных качеств на продвижение организационно-управленческой компетентности.
Результаты исследования и их обсуждение
Итак, для оценки эффективности предложенных педагогических условий формирования организационно-управленческой компетентности студентов в условиях инженерной подготовки для предприятий атомной отрасли необходимо определить адекватную критериально-оценочную характеристику данной компетентности. То есть проявляется насущная необходимость разработки объективного критериально-оценочного аппарата для измерения сформированности составляющих исследуемой компетентности.
Проблема измерения результатов формирования организационно-управленческой компетентности связана с проблемой определения критериев и уровней её сформированности. Безусловно, эти критерии наиболее широко нами раскрываются посредством введенных показателей. По мере проявления этих показателей можно утверждать о степени выраженности того или иного критерия [5, с. 125–126].
Из содержания определения организационно-управленческой компетентности специалиста атомной отрасли следует, что данный феномен следует измерять по следующим критериям: когнитивный, мотивационный, деятельностный, проектно-исследовательский, а также личностный. Для этого использован системный подход, поскольку выделенные критерии, в свою очередь, образуют системное образование.
Далее введём в рассмотрение уровни сформированности для когнитивной составляющей изучаемой компетентности, которая определяется в 100-балльной рейтинговой системе путем использования специальных разработанных заданий. Обозначим через R общее число баллов, набранных студентом в течение текущего контроля, при этом 0 ≤ R ≤ 100.
Определены следующим образом уровни сформированности для рассматриваемой составляющей: при R ≤ 60 – адаптивный (низкий) уровень; при 60 ≤ R ≤ 80 – продуктивный (средний) уровень; при 80 ≤ R ≤ 100 – рефлексивно-творческий (высокий) уровень.
Изложенные выше положения позволили нам разработать систему критериев, показателей и уровней сформированности рассматриваемой компетентности. В основу выделения уровней положена степень продвижения студента достижений целостного развития выявленных составляющих. Слово «уровень» означает количественное состояние, ступень, достигнутую в развитии чего-либо. Для измерения сформированности любой компетентности большинство исследователей выделяют три или четыре уровня. В частности, В.Б. Беспалько, М.Б. Лебедева выделяют три (понимание; применение по образцу; творческое применение).
Как правило, эти уровни носят название низкого, среднего и высокого. Для оценки уровня выделяются критерии. Критерий должен быть адекватен тому явлению, измерителем которого он является.
Итак, приведём следующей таблицей критериально-оценочную характеристику по формированию организационно-управленческой компетентности студентов ядерных специальностей – будущих инженерных кадров атомной промышленности.
Критериально-оценочная характеристика сформированности организационно-управленческой компетентности будущих специалистов атомной отрасли
Уровни |
Критерии |
||||
Когнитивный |
Мотивационный |
Деятельностный |
Проектно-исследовательский |
Личностный |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Адаптивный |
Обладание теоретическими и прикладными знаниями в предметной области по управленческой деятельности в сфере атомной промышленности, необходимыми в социальной и профессиональной деятельности носят бессистемный характер. Недостаточно ещё сформированы знания о влиянии управленческой компетентности на эффективное развитие наукоемких производств. Слабо выражены знания основных факторов, определяющих эффективность системы управления производством, коллективом и т.д. Знания о роли организационно-управленческой деятельности в развитии инновационных наукоемких технологий носят неосознанный характер |
Недостаточное ещё представление о мотивационно-познавательных ценностях в ходе занятий по управленческой деятельности. Слабо выражена мотивация к необходимости изучения теоретических и прикладных управленческих знаний. Ценностно-смысловое отношение к формированию основных составляющих организационно-управленческой компетентности в процессе самостоятельной работы проявляется в целом ещё неосознанно. Слабо выражена потребность в овладении методами и способами организации самостоятельной работы по изучению прикладных вопросов по эффективному управлению персоналом на предприятиях атомной отрасли |
Недостаточно сформированы навыки выполнения индивидуально подобранных прикладных задач в области управленческой деятельности. Слабо ещё выражены навыки использования инновационных средств и методов решения управленческих задач в условиях работы на предприятиях атомной отрасли. Неустойчивые способности принятия адекватных управленческих решений в нестандартных ситуациях. Недостаточно владеет умениями по организации самостоятельной работы в сфере организационно-управленческой деятельности. Владеет в недостаточной мере системой практических умений и навыков, обеспечивающих успешное управленческое решение в условиях наукоемких технологий в атомной отрасли. Слабо выражены способности добиваться намеченной цели в процессе управленческой деятельности |
Недостаточно выражены навыки выполнения работ исследовательского характера в области решения управленческих исследований. Реализуются работы лишь на уровне реферативных исследований. Не владеют методологией научных исследований в сфере управленческой деятельности, вследствие этого в целом осознанно её не используют в студенческих исследовательских работах. Не владеют математико-статистическими методами обработки результатов экспериментального исследования. Не обладают необходимыми навыками оформления творческих работ в виде докладов, различных презентаций, рефератов и т.д. |
В целом ситуативно проявляются такие личностные качества, как: ответственность; способность добиваться намеченной цели; способность принимать адекватные управленческие решения в критической ситуации; коммуникативность; решительность; настойчивость; способность работать в команде |
Продолжение таблицы |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Продуктивный |
Систематизированы и осмыслены теоретические и прикладные знания в предметной области по управленческой деятельности в сфере атомной промышленности, необходимые в социальной и профессиональной деятельности. Полностью осознается важность знаний о влиянии управленческой компетентности на эффективное развитие наукоемких производств в атомной отрасли. Сложились устойчивые знания о ведущих факторах, влияющих на эффективность системы управления производством, в целом коллективом. Сформированы систематизированные и осмысленные знания о роли организационно-управленческой деятельности в развитии инновационных наукоемких технологий в атомной промышленности |
Осознанное представление о мотивационно-познавательных ценностях в процессе учебных занятий по управленческой деятельности. Ярко выражена мотивация к необходимости изучения теоретических и прикладных управленческих знаний. Ценностно-смысловое отношение к формированию основных составляющих организационно-управленческой компетентности в процессе самостоятельной работы происходит в целом осознанно и ярко. Проявляется осознанная потребность в овладении методами и способами организации самостоятельной работы по изучению прикладных вопросов по эффективному управлению персоналом на предприятиях атомной отрасли |
Сформированы достаточные навыки выполнения индивидуально подобранных прикладных задач в области управленческой деятельности. На достаточном уровне выражены навыки использования инновационных средств и методов решения управленческих задач в условиях работы на предприятиях атомной отрасли. Сформированы достаточно устойчивые способности принятия адекватных управленческих решений в нестандартных ситуациях. Владеет осознанно необходимыми умениями по организации самостоятельной работы в сфере организационно-управленческой деятельности. Владеет в достаточной степени системой практических умений и навыков, обеспечивающих успешное управленческое решение в условиях наукоемких технологий в атомной отрасли. Достаточно уверенно выражаются способности добиваться намеченной цели в процессе управленческой деятельности |
Сформированы в целом навыки выполнения работ исследовательского характера в области решения управленческих исследований. Представляются на достаточно высоком уровне исследовательские работы к опубликованию в журналах, индексируемых в РИНЦ. Владеют в должной мере методологией научных исследований в сфере организационно-управленческой компетентности, тем самым на соответствующем научно-теоретическом и методическом уровне научно проводятся студентами исследовательские студенческие работы. Владеют необходимыми навыками математико-статистической обработки результатов экспериментального исследования в сфере управленческих научных исследований. Обладают достаточными навыками поиска необходимой научной литературы На должном уровне сформированы необходимые навыки выступления на всевозможных конференциях, представления результатов исследований на выставках, всевозможных конкурсах и т.д. Владеют на достаточно высоком уровне современными информационно-компьютерными технологиями представления результатов собственных научных исследований |
Достаточно ярко проявляются такие личностные качества, как: ответственность; способность добиваться намеченной цели; способность принимать управленческие адекватные решения в критической ситуации; коммуникативность; настойчивость; решительность; способность работать в команде |
Окончание таблицы |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Рефлексивно-творческий |
Сформированы высокие теоретические и прикладные знания в предметной области по управленческой деятельности в сфере атомной промышленности, необходимые в социальной и профессиональной деятельности. Глубинное понимание и осознание особой важности знаний о влиянии организационно-управленческой компетентности на эффективное развитие наукоемких производств в атомной отрасли. Сформированы глубинные и полноценные научно-теоретические и практические знания о ведущих факторах, влияющих на эффективность системы управления производством, в целом коллективом. Придается приоритетная значимость роли организационно-управленческой деятельности в эффективном развитии инновационных наукоемких технологий в атомной промышленности |
Рефлексивно-осознанное представление о мотивационно-познавательных ценностях в процессе учебных занятий по управленческой деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к формированию составляющих организационно-управленческой компетентности сопровождается посредством рефлексии и саморегуляции. Высокая потребность в овладении методами и способами организации самостоятельной работы по изучению прикладных вопросов по эффективному управлению персоналом на предприятиях атомной отрасли |
Высокий уровень сформированности навыков выполнения индивидуально подобранных прикладных задач в области управленческой деятельности. Обладает высоким уровнем использования инновационных средств и методов решения управленческих задач в условиях работы на предприятиях атомной отрасли. Сформированы ярко выраженные способности принятия адекватных управленческих решений в нестандартных ситуациях. Владеет устойчивыми умениями по организации самостоятельной работы в сфере организационно-управленческой деятельности. Уверенно владеет системой практических умений и навыков, обеспечивающих успешное управленческое решение в условиях наукоемких технологий в атомной отрасли. Ярко проявляются способности добиваться намеченной цели в процессе управленческой деятельности |
Сформированы устойчивые навыки выполнения исследовательских работ в области управленческих научных исследований. На высоком уровне осуществляются научные исследования и имеют возможности опубликования их результатов в весомых научных журналах, в частности, ваковского издания. Владеют на достаточно высоком уровне методологией научного исследования в области организационно-управленческой компетентности, что позволяет проводить научные исследования на высоком и надежном научно-теоретическом и методологическом уровне. Владеют достаточно сложившимися навыками математико-статистической обработки результатов экспериментального исследования в сфере управленческих научных изысканий. Владеют устойчивыми навыками поисковой работы с научной библиографией, широко используя также электронные ресурсы. Продуктивно используются в научных исследованиях возможности современных информационно-компьютерных технологий. Ярко выражены способности по представлению результатов собственных научных исследований на всевозможные научные мероприятия |
Сформированы на оценочно-рефлексивном уровне такие личностные качества, как: ответственность; способность добиваться намеченной цели; способность принимать адекватные управленческие решения в критической ситуации; коммуникативность; настойчивость; решительность; способность работать в команде |
Далее, возвращаясь к диагностике составляющих данной компетентности, следует отметить, что для измерения ее мотивационной составляющей нами использован модифицированный опросник ценностных ориентаций в карьере Э.Шейна («Якорь карьеры»). Диагностика деятельностной составляющей осуществляется посредством использования метода кейсов, имитационных управленческих игр, компетентностно-ориентированных управленческих заданий, метода «Мозгового штурма». Проектно-исследовательская составляющая определяется путем выполнения творческих заданий управленческого характера (рефераты, представление исследовательских работ на конкурсы, по результатам выполнения студенческих научных исследований, студенческие публикации и т.д.) Сформированность личностных качеств обучающегося, прежде всего, выявляется в процессе их учебной деятельности, в частности путем наблюдения, межличностной коммуникации и т.д.
При этом, периодически проводя диагностику сформированности компонентов, можно обнаружить процесс продвижения данной компетентности. Безусловно, результаты диагностики уточняются другими методами.
Выводы
Разработан критериально-оценочный инструментарий для статистической обработки результатов экспериментального исследования по формированию организационно-управленческой компетентности будущих специалистов атомной отрасли. Данный диагностический аппарат, прежде всего, необходим для отслеживания динамики продвижения студентов на любом этапе их формирования данной компетентности и позволяет своевременно принимать коррекционные управленческие действия в случае несоответствия достигнутых результатов ожидаемым.