Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE SYSTEM OF MONITORING OF GRADUATES EMPLOYMENT AS A FACTOR OF INCREASE OF EFFICIENCY OF THE UNIVERSITY EDUCATIONAL ACTIVITY

Pykhtin A.I. 1 Ovchinkin O.V. 1 Shirokova L.V. 1 Zapolskiy A.D. 1
1 Southwest State University
The effectiveness of universities in General and the effectiveness of employment of graduates in particular is currently being given increased attention. To meet the criterion of efficiency of employment of graduates in the monitoring of the Ministry of education and science of Russia, taking into account data on employment according to the Pension Fund of the Russian Federation, universities create their own software system to track the employment of students and modify the organizational structure to collect information about employment. In the South-West state University since 2012, the development and implementation of a multi-user client-server system based on the technology platform 1C: Enterprise 8.3. The proposed IDEF0 functional model and the entity-relationship ER model prior and current collection of information on potential employment of graduates. The optimal source of data for internal monitoring of employment of students is the information mandatory transmitted by universities in the state information system «Federal register of information documents on education.» As a result, the introduction of such a system has slightly improved the efficiency of collecting information about the current status of employment of students, increase the speed of data processing for the construction of external and internal statistical reporting, posting information about employment and places of employment on the official website of the University on the Internet.
efficiency
university
monitoring
software
employment

Одним из важнейших критериев эффективности образовательной деятельности вузов является трудоустройство выпускников. Так, показатель «Удельный вес выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательной организации обучавшихся по основным образовательным программам высшего образования» учитывается в мониторинге эффективности деятельности организаций высшего образования, проводимом ежегодно Минобрнауки России. Расчет этого показателя осуществляется на основании обработки данных из двух независимых источников: Пенсионного фонда Российской Федерации и Федерального реестра сведений документов об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении (далее – ФРДО), в который все образовательные организации обязаны вносить в 60-дневный срок сведения о выданных документах об образовании. Дополнительно по результатам сбора информации Минобрнауки России создан интернет-портал «Мониторинг трудоустройства выпускников» (graduate.edu.ru), который аккумулирует на данный момент обработанные сведения по факту трудоустройства и средней заработной плате выпускников 2013–2015 гг. в 2014–2016 гг. соответственно; готовятся к отображению данные выпуска 2016 г. (и их трудоустройства на протяжении 2017 г.). Портал позволяет получить статистическую информацию по России в целом, по регионам, по отдельным вузам, направлениям подготовки (специальностям), а также позволяет оценить внутрироссийскую миграцию выпускников. Стоит отметить, что процент трудоустройства или иные аналогичные характеристики анализируются и при построении различных национальных и международных рейтингов.

Вопрос разработки моделей, алгоритмов и программного обеспечения для прогнозирования основных показателей эффективности деятельности вуза рассматривался в ряде научных работ [1, 2]. При этом было показано, что используемые в большинстве вузов информационные системы (как коммерческие, так и собственной разработки), как правило, не позволяют вычислять все прогнозные значения показателей эффективности деятельности, хотя некоторые из них предназначены для интеллектуализации управления изменениями деятельности вуза [3–5]. В то же время вопросу мониторинга трудоустройства выпускников, проблемам расчета показателя трудоустройства, используемого Минобрнауки России (сведения о трудоустройстве поступают из Пенсионного Фонда России, который не располагает информацией об отчислениях работников силовых структур и аналогичных ведомств, не учитываются лица, призванные на военную службу, находящиеся в декретном отпуске, работающие или продолжившие обучение за границей) и созданию соответствующей инфраструктуры в вузах уделяется большее внимание [6–8]. При этом рядом исследователей подчеркивается важность именно показателя доли трудоустройства для общей эффективности образовательной деятельности вуза [9].

Данная работа акцентирует внимание исключительно на процедуре мониторинга трудоустройства выпускников вуза, соответствующих технических средств и их роли в повышении эффективности деятельности университета. За пределами исследования остались не менее важные вопросы в комплексе мер, направленных на трудоустройство выпускников в общем: заключение долгосрочных договоров о сотрудничестве с потенциальными работодателями, модернизация образовательных программ под потребности крупных заказчиков, система стажировок, профориентационное и карьерное консультирование обучающихся, развитие у них рекрутинговых компетенций и профессиональная адаптация. Процесс отслеживания статусов трудоустройства студентов важен как для своевременного предоставления точной внешней и внутренней статистической отчетности, так и для оперативной коррекции локальных «провалов» в обеспечении занятости выпускников.

Материалы и методы исследования

В качестве методов исследования использованы системный подход, методология функционального моделирования IDEF0, теория проектирования баз данных. Материалы для исследования получены на основе деятельности центра трудоустройства выпускников и управления информатизации ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» (далее – ЮЗГУ) в 2012–2018 гг. [10, 11].

Результаты исследования и их обсуждение

Наиболее точным источником входных данных для анализа трудоустройства выпускников является электронная информационно-образовательная среда вуза, а точнее, ее подсистема, обеспечивающая выгрузку данных о выданных документах о высшем или среднем профессиональном образовании в ФРДО. Вуз обязан обеспечивать полную корректность и своевременность сведений о выпускниках в ФРДО (фамилии, имени, отчестве, гражданстве, дате рождения, реквизитах выданного документа об образовании, форме обучения, источнике финансирования обучения, образовательной программе). Указанные данные учитываются не только Минобрнауки России для оценки эффективности трудоустройства, но и контролирующими органами (например, Рособрнадзором) при проведении проверок соблюдения законодательства России и иными организациями, в том числе для проверки дипломов на подлинность при приеме на работу.

Отметим, что в Курской области региональный орган управления образованием ежегодно до момента выпуска собирает предварительную информацию (прогноз) о потенциальном распределении выпускников по каналам занятости. Соответственно, информация о фактическом выпуске на этот момент времени отсутствует, и единственным относительно достоверным источником сведений о будущем трудоустройстве является анкетирование обучающихся выпускного курса и верификация этой информации на уровне кафедр, факультетов и центра трудоустройства выпускников вуза. Функциональная модель данного процесса, спроектированная с использованием методологии IDEF0 с помощью программы Ramus Educational, представлена на рис. 1.

pihtin1.tif

Рис. 1. IDEF0-модель предварительного мониторинга распределения выпускников по каналам занятости

Предварительный мониторинг позволяет заранее выявить проблемные места обеспечения занятости текущего выпуска и принять необходимые организационные меры. Так, например, с выпускниками, планирующими продолжение образования или трудоустройство за рубежом, уход в декретный отпуск, службу по призыву или контракту, должна быть организована разъяснительная работа и предложены варианты частичной занятости в РФ, в том числе удаленной работы, по направлениям деятельности, результаты которых будут отражены отчислениями в Пенсионный Фонд России в течение года после выпуска.

Функциональная модель процесса мониторинга текущего трудоустройства выпускников для предоставления ежеквартальных отчетов и для оценки выполнения критерия мониторинга эффективности деятельности вузов представлена на рис. 2.

pihtin2.tif

Рис. 2. IDEF0-модель процесса мониторинга текущего трудоустройства выпускников

pihtin3.tif

Рис. 3. Фрагмент ER-модели процесса мониторинга трудоустройства выпускников

pihtin4.tif

Рис. 4. Пример сведений о местах трудоустройства выпускников, размещаемых на сайте образовательной организации

Основные сущности инфологической ER-модели процесса мониторинга трудоустройства выпускников, спроектированной в программе Dia, представлены во фрагменте на рис. 3.

Программное обеспечение для системы реализовано с использованием технологической платформы «1С: Предприятие 8.3» в виде конфигурации собственной разработки.

После внесения в систему данных, переданных вузом в ФРДО, кафедры, факультеты и центр трудоустройства в многопользовательском клиент-серверном режиме получают возможность добавления информации о текущем статусе трудоустройства каждого выпускника («работает», «работает за рубежом», «служит в армии», «продолжает обучение» и т.д.) с указанием места занятости, должности и их соответствия полученной профессии. История изменения статусов хранится и позволяет отслеживать персональную карьерную траекторию каждого выпускника. Отметим, что архитектура платформы «1С: Предприятие 8.3» позволяет осуществлять защищенный доступ к данным о трудоустройстве по локальной сети вуза через Web-интерфейс без необходимости установки и обновления клиентского программного обеспечения каждого отдельного пользователя.

Система позволяет формировать как общие внешние отчеты (например, данные для формы ВПО-1, количество и процент выпускников вуза, факультета, направления подготовки или отдельной учебной группы в разрезе статусов), так и специализированные внутренние, например, по подбору кандидатур, имеющих 2 высших образования в заданных сферах и прошедших службу в армии, отбору лиц с руководящим опытом работы и т.д., что позволяет оперативно реагировать на специфические запросы работодателей. Программа позволяет формировать сведения о местах трудоустройства выпускников в формате, утвержденном в методических рекомендациях Рособрнадзора, и без дополнительной обработки размещать их на официальном сайте вуза в сети Интернет в обязательном разделе «Сведения об образовательной организации» (рис. 4), что значительно упрощает данную трудоемкую процедуру, которая должна в общем случае выполняться в течение 10 дней с момента изменения информации.

Текущие характеристики сформированной в ЮЗГУ программной и организационной системы мониторинга трудоустройства выпускников в сравнении с действовавшей ранее структурой приведены в таблице.

Текущие характеристики системы мониторинга трудоустройства выпускников ЮЗГУ в сравнении с действовавшей ранее структурой

Характеристика

Ранее существовавшая структура

Созданная структура

Количество анализируемых выпускников в системе, чел.

1500

12305

Количество анализируемых дипломов выпускников в системе, шт.

0

18694

Количество сведений о местах трудоустройства выпускников, размещенных и непрерывно обновляемых на официальном сайте университета в сети Интернет

0

91

Среднее время поиска информации по трудоустройству выпускника, мин.

10

1

Среднее время построения и публикации 1-го отчета для раздела сайта «Сведения об образовательной организации», мин

240

5

Возможность специфического отбора выпускников по нескольким статусам

Нет

Да

Среднее время сбора данных о текущем статусе трудоустройства выпускников 1-го года, дней

10

2

Заключение

Таким образом, в работе описана структура системы мониторинга трудоустройства выпускников в ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», ее функциональная и ER-модели. Показано, что внедрение такой системы позволило повысить оперативность сбора сведений о текущем статусе трудоустройства обучающихся не менее чем в 5 раз. Скорость обработки данных для построения внешней и внутренней статистической отчетности, в том числе для выполнения требований Рособрнадзора по размещению информации о трудоустройстве и местах трудоустройства на официальном сайте вуза в сети Интернет, при этом увеличилась в 48 раз. Рассматривая эффективность как «относительную результативность процесса, определяемую как отношение результата к затратам обусловившим или обеспечившим его получение» [12], можно сделать вывод о том, что при сохранившихся затратах на содержание системы мониторинга трудоустройства выпускников внедрение новых средств повысило эффективность системы в целом, увеличив результативность процесса.

Работа выполнена в рамках Гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук № МК-968.2018.8.