Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

DEVELOPMENT OF THE INTEGRATED MEDICAL-ECONOMIC FRAMEWORK FOR MANAGEMENT OF ECONOMIC ACTIVITY OF HEALTH CARE ORGANIZATIONS

Tsyganov S.N. 1
1 Plekhanov Russian University of Economics
2981 KB
This paper is devoted to the development of the instrumental complex in the form of the integrated medical-economic framework for management of economic activity of health care organizations, which allows to increase the organizational performance in conditions of transformation of the financing model and strengthening competition in the market of paid medical services. The instrumental complex is based on the integrated management model of economic activity of health care organizations aimed at ensuring economic profitability and sustainable functioning of the organization. The necessity of the model realization with application of methods of integrated automation is grounded, the features of work in Common Information Space are determined. The conceptual and technological foundations of the model are described, practical issues of application and effects of the implementation are considered. The developed integrated medical-economic framework includes a complex of software modules consisting of automated system for managing the cost of medical services, patient relationship management system and modules for automating the activity of economic and personnel services, cashier, senior medical personnel, laboratories and occupational pathology services. The tool complex allows to generate a plan for managing purchases of medicines and supplies, procurement management and technical maintenance of medical equipment, personnel, payroll and financial management.
medical-economic framework
health care organization
integrated management model
health care information system
paid medical services

Применяемые на практике традиционные модели управления медицинскими организациями (МО) малоэффективны в условиях перманентного реформирования системы здравоохранения и негативных отраслевых факторов, поскольку ориентируются исключительно на оказание медицинской помощи. Для устойчивого функционирования и развития МО требуется применение новых технологий немедицинского характера, среди которых значительный интерес представляют передовые формы и методы автоматизации, менеджмента, экономического и финансового анализа. Повышение эффективности управления и качества оказания услуг требует применения новых моделей управления на основе информационно-технологических инструментов для сбора, обработки и глубокого анализа данных, разработанных с учетом региональной и отраслевой специфики. Потребность в таких инструментах обуславливает актуальность проектирования и разработки новых инструментальных средств для управления экономической деятельностью МО.

Целью исследования является разработка инструментального комплекса в виде интегрированной медико-экономической платформы для управления экономической деятельностью медицинских организаций, позволяющего повысить эффективность работы организаций в условиях трансформации модели финансирования и усиления конкуренции на рынке платных медицинских услуг.

Материалом исследования являются разнородные медицинские и экономические данные, необходимые для управления экономической деятельностью МО. Разнородность проявляется в форме источника поступления (слабо структурированные источники данных из подразделений, используемые автоматизированные информационные системы (АИС), оборудование, сервисы Internet of Things (IoT), внешние ИТ сервисы и др.), представления (графические данные – рентгенограммы, схемы, чертежи, электронные таблицы, файлы, полученные в результате экспорта из учетных систем), структуре и форматах данных. Анализ данных осуществляется на основе экономико-математических методов, а также методов и принципов структурного, системного, комплексного и экспертного анализов. В качестве программных инструментов для моделирования используются программные продукты Microsoft Visio, Microsoft Excel, ERwin Process Modeler. В процессе разработки используются программные конфигурации: операционные системы семейства Windows и Windows Server, среда разработки Microsoft Visual Studio и СУБД Microsoft SQL Server.

Модель управления экономической деятельностью

В условиях конкурентного рынка платных медицинских услуг (ПМУ) связующим звеном между врачами, пациентами и другими субъектами рынка становится экономическая служба. На рис. 1, иллюстрирующем модель управления экономической деятельностью МО, обозначены основные функциональные звенья экономической службы и их взаимосвязь с субъектами рынка и подразделениями МО [1].

chigan1.tif

Рис. 1. Модель управления экономической деятельностью МО

Разработанная модель направлена на обеспечение экономической рентабельности и устойчивое функционирование МО за счет эффективного управления экономикой, предоставления качественных медицинских услуг, а также привлечения новых пациентов. Проведенные исследования показали, что реализация модели возможна только в рамках единого информационного пространства МО с широким использованием современных методов и средств автоматизации, поскольку традиционные подходы не способны решить задачу комплексной автоматизации экономической деятельности МО [2, 3].

Целесообразность работы в едином информационном пространстве для эффективного управления экономической деятельностью МО обусловлена необходимостью регистрации и учета всех происходящих событий и включает регистрацию пациентов, полный учет движения материальных, трудовых и финансовых ресурсов, регистрацию действий персонала, регистрацию экономических последствий каждого действия в отношении пациента и т.д. Все различные информационные системы (ИС), сопровождающие бизнес-процессы в МО, должны быть объединены в единую ИС. Используя данные, накопленные в единой ИС, можно создать инструмент управления экономикой МО [4, 5].

В блок медицинской информационной системы (МИС) входят следующие элементы: администрирование потоков пациентов, электронная медицинская карта (ЭМК), система поддержки принятия решений (СППР) для врачей, Digital Health (цифровое здравоохранение: mHealth, телемедицина, системы наблюдения за пациентами и т.п.), система управления взаимоотношениями с пациентами (CRM, биллинг, маркетинг). В блок информационной системы вспомогательных и диагностических служб входят: лабораторная информационная система (ЛИС), аптечный склад, радиологическая информационная система (РИС), системы передачи и архивации DICOM изображений (PACS), регистр лекарственных средств РЛС + . Финансово-хозяйственная система МО включает следующие блоки: бухгалтерский учет, управление кадрами, управление материальными ресурсами (контроль расхода медикаментов, обслуживание оборудования, управление закупками), маркетинг, финансовое планирование (управление рисками, бюджетирование, отчетность, инструменты для анализа) [6].

Инструментальный комплекс в виде медико-экономической платформы позволит в режиме реального времени осуществлять планирование и мониторинг деятельности МО, а также быстро реагировать на изменяющиеся условия рынка (изменение спроса, изменение предпочтений, появление новых конкурентов).

Разработка хранилища данных

Разработку медико-экономической платформы для управления экономической деятельностью МО предлагается начать с создания хранилища данных (ХД), обеспечивающего доступ к разнородной информации, находящейся в нескольких внешних источниках, и направленного на интеграцию локальных подмножеств данных МО и предобработку данных для экономической службы в различных аналитических срезах. Применение технологии ХД обуславливается разнородностью данных, а также требованиями по аналитической обработке и представлению исходных данных.

Цель создания хранилища данных – сбор и хранение информации из различных разрозненных источников и ее многомерное представление в удобном формате, соответствующем управленческим и аналитическим потребностям МО.

Хранилище данных решает следующие задачи:

1. Объединение данных из многих разнотипных источников.

2. Обеспечение совместного доступа к данным.

3. Предобработка данных для их представления в различных аналитических срезах для быстрой подготовки отчетности или для дальнейшего анализа.

В основе модели хранилища лежит многомерная модель данных. Основными понятиями многомерной модели данных являются: куб (гиперкуб) данных, факты, показатели (меры), измерения, иерархии, агрегаты, срез. На рис. 2 приведен пример гиперкуба, разработанного для анализа объемов оказанных медицинских услуг.

chigan2.tif

Рис. 2. Пример куба данных для анализа объемов оказанных медицинских услуг

Три измерения гиперкуба: «Время», «Объем оказанных услуг», «Группа пациентов» – позволяют анализировать факты оказания медицинских услуг в контексте:

- определенного времени (конкретный месяц или квартал определенного года);

- медицинской услуги (конкретные услуги, категории, характер, технологии, уровни медицинской помощи и т.п.);

- группы пациентов (виды договоров, кластеры и профили пациентов).

В гиперкубе отображены как детализированные, так и агрегированные значения показателя «Объем оказанных услуг». Детализированные значения – это факты оказания медицинской помощи по конкретной услуге за конкретный месяц пациентам из определенной группы. Примером детализированного значения может служить факт оказания медицинской услуги «В01.065.001 – Прием (осмотр, консультация) врача – стоматолога-терапевта» в феврале 2018 г. пациентам по договору добровольного медицинского страхования (ДМС) – 150 услуг на сумму 100 000 руб. Примером агрегированного значения в рассматриваемом гиперкубе могут быть все оказанные ПМУ в феврале 2018 г. пациентам по ДМС – 690 услуг на сумму 5 млн руб.

Сценарий функционирования хранилища данных

На рис. 3 представлена функциональная схема ХД, лежащего в основе интегрированной медико-экономической платформы для управления экономикой МО.

chigan3.tif

Рис. 3. Функциональная схема хранилища данных

По заданному регламенту в ХД собираются данные из различных источников – базы данных (БД) МИС, БД вспомогательных служб (лаборатории, аптеки и др.) и БД финансово-хозяйственных систем. Данные приводятся к единому формату, согласовываются, обогащаются и агрегируются до минимально требуемого уровня обобщения. После этого пользователи с помощью административных модулей получают необходимую информацию для построения табличных и графических представлений, прогнозирования, моделирования и выполнения других аналитических задач. В хранилище поддерживается хронология: наравне с текущими хранятся исторические данные с указанием времени, к которому они относятся. ХД позволяет осуществлять мониторинг данных о финансово-хозяйственной деятельности МО, который достигается путем применения методов интеллектуального анализа.

Медико-экономическая платформа

Инструментальный комплекс в виде интегрированной медико-экономической платформы включает комплекс программных модулей в составе: автоматизированной системы управления стоимостью медицинских услуг, системы управления взаимоотношениями с пациентами, а также модулей для автоматизации работы экономической, административной, медицинской и кадровой служб и позволяет генерировать план по управлению закупками медикаментов и расходных материалов, управлению закупками и техническим обслуживанием медицинского оборудования, управлению персоналом и фондом оплаты труда (ФОТ), управлению финансами.

Накопленная в ХД информация по фактически оказанным медицинским услугам является базой для прогнозирования объема оказания услуг для внесения в бизнес-план и извлекается с помощью модуля «Автоматизированное рабочее место (АРМ) экономиста».

chigan4.tif

Рис. 4. Программный модуль «АРМ экономиста медицинского учреждения»

Структурные модели себестоимости медицинских услуг, заложенные в «Автоматизированной системе управления стоимостью медицинских услуг» и содержащие нормы расхода медикаментов и расходных материалов, нормы использования оборудования, нормы трудозатрат, в сочетании с прогнозным значением количества услуг, полученным при помощи прогностического ядра подсистемы планирования, позволяют определить необходимые ресурсы для выполнения бизнес-плана [7].

Инструментальный комплекс в виде интегрированной медико-экономической платформы для управления экономической деятельностью МО успешно прошел апробацию в ФГБУ «Центральная клиническая больница с поликлиникой» Управления делами Президента РФ, ГБУЗ «Инфекционная клиническая больница № 2 ДЗМ», ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 19 ДЗМ», частном медико-диагностическом центре «Маир Медика» и других московских и региональных медицинских центрах.

Заключение

Интегрированная медико-экономическая платформа включает комплекс программных модулей для автоматизации работы экономической, административной, медицинской и кадровой служб. В основу инструментального комплекса заложена модель управления экономической деятельностью МО, направленная на обеспечение экономической рентабельности и устойчивое функционирование МО. Ожидаемыми эффектами от внедрения платформы являются повышение эффективности экономической деятельности МО и качества медицинской помощи за счет накопления и предоставления качественных медицинских данных в структурированном и формализованном виде. Медико-экономическая платформа позволяет не только унифицировать рабочие процессы и снизить временные затраты на работу с документами, но и проводить анализ загруженности МО, отдельных врачей и отделений, а также формировать отчетность об оказанных медицинских услугах в различных разрезах и управлять процессом ценообразования на основе расчета экономически обоснованных плановых или нормативных затрат материальных и трудовых ресурсов. Использование инструментального комплекса позволит повысить не только эффективность управления экономической деятельностью МО, но и качество оказания медицинской помощи в целом.