Применяемые на практике традиционные модели управления медицинскими организациями (МО) малоэффективны в условиях перманентного реформирования системы здравоохранения и негативных отраслевых факторов, поскольку ориентируются исключительно на оказание медицинской помощи. Для устойчивого функционирования и развития МО требуется применение новых технологий немедицинского характера, среди которых значительный интерес представляют передовые формы и методы автоматизации, менеджмента, экономического и финансового анализа. Повышение эффективности управления и качества оказания услуг требует применения новых моделей управления на основе информационно-технологических инструментов для сбора, обработки и глубокого анализа данных, разработанных с учетом региональной и отраслевой специфики. Потребность в таких инструментах обуславливает актуальность проектирования и разработки новых инструментальных средств для управления экономической деятельностью МО.
Целью исследования является разработка инструментального комплекса в виде интегрированной медико-экономической платформы для управления экономической деятельностью медицинских организаций, позволяющего повысить эффективность работы организаций в условиях трансформации модели финансирования и усиления конкуренции на рынке платных медицинских услуг.
Материалом исследования являются разнородные медицинские и экономические данные, необходимые для управления экономической деятельностью МО. Разнородность проявляется в форме источника поступления (слабо структурированные источники данных из подразделений, используемые автоматизированные информационные системы (АИС), оборудование, сервисы Internet of Things (IoT), внешние ИТ сервисы и др.), представления (графические данные – рентгенограммы, схемы, чертежи, электронные таблицы, файлы, полученные в результате экспорта из учетных систем), структуре и форматах данных. Анализ данных осуществляется на основе экономико-математических методов, а также методов и принципов структурного, системного, комплексного и экспертного анализов. В качестве программных инструментов для моделирования используются программные продукты Microsoft Visio, Microsoft Excel, ERwin Process Modeler. В процессе разработки используются программные конфигурации: операционные системы семейства Windows и Windows Server, среда разработки Microsoft Visual Studio и СУБД Microsoft SQL Server.
Модель управления экономической деятельностью
В условиях конкурентного рынка платных медицинских услуг (ПМУ) связующим звеном между врачами, пациентами и другими субъектами рынка становится экономическая служба. На рис. 1, иллюстрирующем модель управления экономической деятельностью МО, обозначены основные функциональные звенья экономической службы и их взаимосвязь с субъектами рынка и подразделениями МО [1].
Рис. 1. Модель управления экономической деятельностью МО
Разработанная модель направлена на обеспечение экономической рентабельности и устойчивое функционирование МО за счет эффективного управления экономикой, предоставления качественных медицинских услуг, а также привлечения новых пациентов. Проведенные исследования показали, что реализация модели возможна только в рамках единого информационного пространства МО с широким использованием современных методов и средств автоматизации, поскольку традиционные подходы не способны решить задачу комплексной автоматизации экономической деятельности МО [2, 3].
Целесообразность работы в едином информационном пространстве для эффективного управления экономической деятельностью МО обусловлена необходимостью регистрации и учета всех происходящих событий и включает регистрацию пациентов, полный учет движения материальных, трудовых и финансовых ресурсов, регистрацию действий персонала, регистрацию экономических последствий каждого действия в отношении пациента и т.д. Все различные информационные системы (ИС), сопровождающие бизнес-процессы в МО, должны быть объединены в единую ИС. Используя данные, накопленные в единой ИС, можно создать инструмент управления экономикой МО [4, 5].
В блок медицинской информационной системы (МИС) входят следующие элементы: администрирование потоков пациентов, электронная медицинская карта (ЭМК), система поддержки принятия решений (СППР) для врачей, Digital Health (цифровое здравоохранение: mHealth, телемедицина, системы наблюдения за пациентами и т.п.), система управления взаимоотношениями с пациентами (CRM, биллинг, маркетинг). В блок информационной системы вспомогательных и диагностических служб входят: лабораторная информационная система (ЛИС), аптечный склад, радиологическая информационная система (РИС), системы передачи и архивации DICOM изображений (PACS), регистр лекарственных средств РЛС + . Финансово-хозяйственная система МО включает следующие блоки: бухгалтерский учет, управление кадрами, управление материальными ресурсами (контроль расхода медикаментов, обслуживание оборудования, управление закупками), маркетинг, финансовое планирование (управление рисками, бюджетирование, отчетность, инструменты для анализа) [6].
Инструментальный комплекс в виде медико-экономической платформы позволит в режиме реального времени осуществлять планирование и мониторинг деятельности МО, а также быстро реагировать на изменяющиеся условия рынка (изменение спроса, изменение предпочтений, появление новых конкурентов).
Разработка хранилища данных
Разработку медико-экономической платформы для управления экономической деятельностью МО предлагается начать с создания хранилища данных (ХД), обеспечивающего доступ к разнородной информации, находящейся в нескольких внешних источниках, и направленного на интеграцию локальных подмножеств данных МО и предобработку данных для экономической службы в различных аналитических срезах. Применение технологии ХД обуславливается разнородностью данных, а также требованиями по аналитической обработке и представлению исходных данных.
Цель создания хранилища данных – сбор и хранение информации из различных разрозненных источников и ее многомерное представление в удобном формате, соответствующем управленческим и аналитическим потребностям МО.
Хранилище данных решает следующие задачи:
1. Объединение данных из многих разнотипных источников.
2. Обеспечение совместного доступа к данным.
3. Предобработка данных для их представления в различных аналитических срезах для быстрой подготовки отчетности или для дальнейшего анализа.
В основе модели хранилища лежит многомерная модель данных. Основными понятиями многомерной модели данных являются: куб (гиперкуб) данных, факты, показатели (меры), измерения, иерархии, агрегаты, срез. На рис. 2 приведен пример гиперкуба, разработанного для анализа объемов оказанных медицинских услуг.
Рис. 2. Пример куба данных для анализа объемов оказанных медицинских услуг
Три измерения гиперкуба: «Время», «Объем оказанных услуг», «Группа пациентов» – позволяют анализировать факты оказания медицинских услуг в контексте:
- определенного времени (конкретный месяц или квартал определенного года);
- медицинской услуги (конкретные услуги, категории, характер, технологии, уровни медицинской помощи и т.п.);
- группы пациентов (виды договоров, кластеры и профили пациентов).
В гиперкубе отображены как детализированные, так и агрегированные значения показателя «Объем оказанных услуг». Детализированные значения – это факты оказания медицинской помощи по конкретной услуге за конкретный месяц пациентам из определенной группы. Примером детализированного значения может служить факт оказания медицинской услуги «В01.065.001 – Прием (осмотр, консультация) врача – стоматолога-терапевта» в феврале 2018 г. пациентам по договору добровольного медицинского страхования (ДМС) – 150 услуг на сумму 100 000 руб. Примером агрегированного значения в рассматриваемом гиперкубе могут быть все оказанные ПМУ в феврале 2018 г. пациентам по ДМС – 690 услуг на сумму 5 млн руб.
Сценарий функционирования хранилища данных
На рис. 3 представлена функциональная схема ХД, лежащего в основе интегрированной медико-экономической платформы для управления экономикой МО.
Рис. 3. Функциональная схема хранилища данных
По заданному регламенту в ХД собираются данные из различных источников – базы данных (БД) МИС, БД вспомогательных служб (лаборатории, аптеки и др.) и БД финансово-хозяйственных систем. Данные приводятся к единому формату, согласовываются, обогащаются и агрегируются до минимально требуемого уровня обобщения. После этого пользователи с помощью административных модулей получают необходимую информацию для построения табличных и графических представлений, прогнозирования, моделирования и выполнения других аналитических задач. В хранилище поддерживается хронология: наравне с текущими хранятся исторические данные с указанием времени, к которому они относятся. ХД позволяет осуществлять мониторинг данных о финансово-хозяйственной деятельности МО, который достигается путем применения методов интеллектуального анализа.
Медико-экономическая платформа
Инструментальный комплекс в виде интегрированной медико-экономической платформы включает комплекс программных модулей в составе: автоматизированной системы управления стоимостью медицинских услуг, системы управления взаимоотношениями с пациентами, а также модулей для автоматизации работы экономической, административной, медицинской и кадровой служб и позволяет генерировать план по управлению закупками медикаментов и расходных материалов, управлению закупками и техническим обслуживанием медицинского оборудования, управлению персоналом и фондом оплаты труда (ФОТ), управлению финансами.
Накопленная в ХД информация по фактически оказанным медицинским услугам является базой для прогнозирования объема оказания услуг для внесения в бизнес-план и извлекается с помощью модуля «Автоматизированное рабочее место (АРМ) экономиста».
Рис. 4. Программный модуль «АРМ экономиста медицинского учреждения»
Структурные модели себестоимости медицинских услуг, заложенные в «Автоматизированной системе управления стоимостью медицинских услуг» и содержащие нормы расхода медикаментов и расходных материалов, нормы использования оборудования, нормы трудозатрат, в сочетании с прогнозным значением количества услуг, полученным при помощи прогностического ядра подсистемы планирования, позволяют определить необходимые ресурсы для выполнения бизнес-плана [7].
Инструментальный комплекс в виде интегрированной медико-экономической платформы для управления экономической деятельностью МО успешно прошел апробацию в ФГБУ «Центральная клиническая больница с поликлиникой» Управления делами Президента РФ, ГБУЗ «Инфекционная клиническая больница № 2 ДЗМ», ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 19 ДЗМ», частном медико-диагностическом центре «Маир Медика» и других московских и региональных медицинских центрах.
Заключение
Интегрированная медико-экономическая платформа включает комплекс программных модулей для автоматизации работы экономической, административной, медицинской и кадровой служб. В основу инструментального комплекса заложена модель управления экономической деятельностью МО, направленная на обеспечение экономической рентабельности и устойчивое функционирование МО. Ожидаемыми эффектами от внедрения платформы являются повышение эффективности экономической деятельности МО и качества медицинской помощи за счет накопления и предоставления качественных медицинских данных в структурированном и формализованном виде. Медико-экономическая платформа позволяет не только унифицировать рабочие процессы и снизить временные затраты на работу с документами, но и проводить анализ загруженности МО, отдельных врачей и отделений, а также формировать отчетность об оказанных медицинских услугах в различных разрезах и управлять процессом ценообразования на основе расчета экономически обоснованных плановых или нормативных затрат материальных и трудовых ресурсов. Использование инструментального комплекса позволит повысить не только эффективность управления экономической деятельностью МО, но и качество оказания медицинской помощи в целом.