В современном мире укрепилась тенденция технологизации всех сфер жизни общества: информационные, телекоммуникационные технологии являются неотъемлемой частью жизни каждого человека и основой современных бизнес-процессов. Считается, что лидерами рынка станут те, кто сможет представить комплексное решение задач автоматизации как для отдельного индивида, так и для компании конкретной отрасли. Одним из наиболее эффективных инструментов для достижения поставленных целей может стать Интернет вещей (Internet of Things, IoT) [1].
Интернет вещей (IoT) – концепция вычислительной сети физических предметов («вещей»), оснащённых встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой, рассматривающая организацию таких сетей, как явление, способное перестроить общественные процессы и процессы, протекающие в экономике, исключающее из части действий и операций необходимость участия человека [2].
IoT представляет собой множество вариантов беспроводной связи. В разных проектах Интернета вещей IoT-соединение может строиться на базе таких технологий, как Wi-Fi, Bluetooth, 3G, 2G, LTE, RFID, LPWAN, NFC, ZigBee, Li-Fi, Z-wave, LoRa и др.
Одно из ведущих мест в проектах IoT занимают датчики, собирающие информацию (о городской среде, о здоровье человека, о состоянии оборудования на заводе). Протоколы и беспроводная связь делают возможным взаимодействие датчиков между собой и передачу собранной информации для её последующего анализа человеком или искусственным интеллектом. Для хранения и обработки полученных данных используются дата-центры, облачные технологии и Big data. На сегодняшний день у Интернета вещей не существует единого стандарта или протокола [3], хотя можно отметить довольно распространённый в прикладных задачах протокол MQTT [4].
Часто термин Интернет вещей отождествляют с технологией M2M. Особенностью технологии M2M является то, что подразумевается взаимодействие объектов, оснащенных вычислительным и коммуникационным модулем, практически или совсем без участия человека. В отличие от М2М, концепция Интернета вещей рассматривает не только устройства c вычислительными и коммуникационными компонентами, но и любые вещи, оснащенные специальными средствами идентификации. Второе отличие состоит в том, что устройства обмениваются данными с помощью IP-сетей связи с различными протоколами. Данные собираются от огромного количества датчиков – в разы больше, чем у М2М-устройств. Кроме того, IoT подразумевает не только сбор информации, но и реагирование на нее в автоматическом режиме, а также глубокую аналитику данных.
Целью данного исследования является анализ российского рынка Интернета вещей, определение основных направлений и сфер внедрения и использования, драйверов и барьеров развития.
В России рынок технологий Интернета вещей находится на стадии зарождения. В общем объеме подключенных устройств по всему миру – 4,6 млрд – на долю России приходится около 0,35 %. Основная проблема отставания России от темпов мирового развития состоит в том, что на рынке предлагаются отдельные устройства, а не комплексные решения, отсутствует сквозное интегрированное производство, нет единой экосистемы (рис. 1) [5].
Рис. 1. Общее количество подключенных устройств IoT в России на 2016 г. и прогнозируемые значения на 2017/2018 гг. (тыс. штук) [4]
Выделяется три основных сегмента рынка технологий IoT в России:
- массовый рынок (B2C) или потребительский сегмент: решения для домашних хозяйств и пользователей – pos-материалы, «умный дом», банки и др.;
- рынок коммерческих компаний (B2B) или индустриальный Интернет вещей: промышленность, транспорт и логистика, финансы, сельское хозяйство и др.;
- рынок государственных учреждений и госкомпаний (B2G): электроэнергетика, ЖКХ, «умный город» и др.
Существует еще так называемый кросс–индустриальный сегмент, покрывающий IoT-решения во всех областях [6, 7]. У каждого участника рынка IoT технологий существует собственная роль и механизмы реализации стратегии развития технологий будущего. Что касается государства, то это – создание стимулирующих развитие IoT инициатив, поддержка IoT-проектов, стимулирование спроса на IoT-технологии. Поставщикам необходимо повышать конкурентоспособность отечественной экономики, подготавливать кадры, переходить к цифровому производству и разработке IoT-платформ, сервисов и приложений. Потребители должны за счет приобретения существующих устройств и наращивать спрос на IoT.
Среди российских компаний степень внедрения технологий Интернета вещей очень варьируется. Результаты проведенных опросов среди CIO крупнейших компаний показывают, что более трети заинтересованы в IoT и уже проводят пробные эксперименты с подобного рода решениями (рис. 2).
Рис. 2. Оценка степени использования IoT российскими компаниями. Выборка – 130 CIO из различных отраслей экономики [8]
Рис. 3. Основные отрасли применения IoT-технологий в России в 1 полугодии 2017 г. [8]
Устройства IoT, представленные в различных областях
Отрасль |
Устройства |
Транспорт и логистика |
Электромобили, «умные» транспортные средства, системы определения пробок и положения машины, дорожные знаки и дорожная разметка, «умный город», автоматизация складов |
Промышленность |
Системы сквозного планирования, промышленная электроника, «умное производство» |
Энергетика |
«Умное» потребление, возобновляемая энергетика, системы хранения и передачи электроэнергии |
Сельское хоз-во |
«Умное» агропромышленное производство: фермы, теплицы, точечное земледелие, электронный мониторинг и управление с/х работами, транспортом и сырьем |
ЖКХ |
Автоматизированный учет, «умные» ЖКХ-сети, счетчики, датчики, системы «умного дома» |
Ритейл |
Сквозные системы электронных закупок и логистики, автоматизация процессов, электронная коммерция и финансы |
Технологии IoT наибольшее развитие и применение получили в таких отраслях, как транспорт и логистика, цифровой банкинг, финансы и электронные деньги, торговля и др. (таблица, рис. 3) [1].
Российские компании, выводящие на рынок решения в сфере Интернета вещей, условно можно разделить на 3 группы: производители, поставщики и интеграторы с рыночными долями 59,4; 21,3 и 19,3 % соответственно. Некоторые из них выполняют несколько ролей одновременно. В основном это крупные представители телекоммуникационного и ИТ-рынков, развивающие свои технологии и внедряющие их в различные отрасли экономики страны. К таким относятся КРОК, АО «Лаборатория Касперского», АйТи, IBS, «Большая тройка» операторов мобильной связи – МТС, Мегафон и ВымпелКом. Эти «гиганты» разрабатывают новые решения существующих проблем, используя IoT, подбирают оптимальные решения и внедряют технологии в жизнь, тем самым стимулируя их развитие и внедрение, а также развивают систему информационной безопасности новых технологий [1]. На их долю приходится 85 % рынка всего Интернета вещей России. Другие компании предлагают свои решения для конкретных областей применения. Масштабы фирм разнятся существенно: от стартапов до крупных предприятий. В России доступны решения большинства международных поставщиков, а также решения локальных игроков, но говорить о лидерстве тех или иных сложно, так как отсутствует достаточное количество полномасштабных (не пилотных) внедрений.
По отдельным направлениям можно выделить следующие организации:
- ИТ-сервисы и платформы для транспорта. Они занимаются производством беспилотного транспорта, развертыванием умной транспортной системы и организацией системы безопасности автотранспорта. Лидирующее место занимают такие государственные проекты, как «ПЛАТОН» и «ЭРА-ГЛОНАСС». Последнее время особо актуальны проекты Яндекс – Яндекс.Пробки, Яндекс.Навигатор и т.д.
- ИТ-решения в ЖКХ и энергетике: «Стриж», ЗАО «НПО ПРОГТЕХ», Омником и др. Основными задачами компаний являются разработка и внедрение оборудования и различных решений для сферы энергетики и ЖКХ. Наибольшую долю рынка (около 80 %) занимает компания «Стриж» – первый производитель беспроводных решений на базе энергоэффективных датчиков и устройств класса LPWAN, которые применяются практически во всех сферах жизнедеятельности.
- ИТ-решения для сельского хозяйства: «Геоскан», ZALA AERO, Rightech, KSense» и др. – позволяют автоматизировать такие аспекты сельскохозяйственной деятельности, как мониторинг с/х техники, хранение и переработка продукции, точное земледелие, управление животноводством и т.д.
- «Умный город» и «умный дом»: «GS Group», Аквасторож, Rubetek, «НИИТС», ООО «УРУС – Умные цифровые сервисы» и др. Проекты, объединенные тематикой «умный город», размещены на единой платформе и, дополняя друг друга, делают управление городским имуществом эффективным, а городское пространство – удобным. Другие компании занимаются разработкой решений для «умного дома». Минкомсвязи России, «РосАтом», «Ростелеком», Университеты ИТМО и МГУ им. М.В. Ломоносова составляют Национальный консорциум развития и внедрения цифровых технологий в сфере городского управления. Эта группа занимается созданием целой системы «умных городов» России в рамках проекта Правительства РФ.
- Платформы и облачные решения для Интернета вещей: Ростелеком, ООО «Горизонты роста», GreenPL, 2TEST, «1С», Tibbo System и др. Они занимаются разработкой платформ для автоматизации бизнес-процессов, хранения данных, ПО для систем управления и мониторинга [4, 5].
Применение IoT-технологий в перспективе изменит облик многих сфер и областей жизнедеятельности – как с учетом экономической составляющей, так и с точки зрения потребительского опыта. В ряде областей человеческие трудозатраты и ошибки будут сведены к минимуму. Создание единой экосистемы позволит объединить как потребителей различных информационных технологий, так и поставщиков и интеграторов самих ИКТ услуг и создаст единое решение для сбора, передачи, агрегации данных.
Сейчас возлагаются большие надежды на отдачу и экономический эффект от внедрения Интернета вещей в большинство отраслей экономики нашей страны. В ближайшие 3–5 лет Интернет вещей проникнет в той или иной степени во все сферы жизни. Это будет возможно за счет ряда факторов:
- Рост эффективности и конкурентоспособности производства. С развитием Интернета вещей у российских компаний появится реальная возможность повысить эффективность производственных процессов и оптимизировать бизнес-процессы за счет интеграции ИТ- и производственных систем, надежного ввода данных и создания сквозных процессов сбора и анализа информации на всех этапах. Это в свою очередь определяет следующую задачу IoT в России.
- Существенные изменения во всех отраслях экономики страны. Это относится как к тем сферам, в которых активно применяются ИТ, так и к тем, в которых до недавнего времени уровень автоматизации был незначительным.
- Снижение затрат и себестоимости продукции, минимизация рисков компаний. Так, например, в здравоохранении технологии Интернета вещей позволят точнее и на более ранних сроках определять заболевания, а за счет дистанционного диагностирования снижать нагрузку на стационары, врачей и т.д. Внедрение IoT в электроэнергетике окажет стимулирующее воздействие на развитие в России конкурентного розничного рынка электроэнергии, в рамках которого потребители смогут выбирать поставщика услуг. Технологии Интернета вещей в городской среде принципиальным образом улучшат экономику города, повысят уровень жизни и безопасности населения за счет улучшенного и эффективного управления транспортом, ЖКХ и городской инфраструктурой (рис. 4).
Рис. 4. Экономический эффект от внедрения устройств Интернета вещей в некоторых отраслях России (прогноз до 2025) [1]
Достижение мультипликативного эффекта от внедрения зависит от системности государственного подхода к внедрению IoT-решений в России: обновления законодательной базы, развития механизмов поддержки и продвижения, создания условии? для развития кадрового потенциала, продвижения российского опыта за рубежом, поддержка малого бизнеса [5, 9].
Стоит отметить, что процесс внедрения и дальнейшего применения технологий Интернета вещей в России сопряжен с рядом особенностей и ограничений. Основными барьерами выступают:
1. Отсутствие должного объёма инвестиций. Новые технологии – новые инвестиции, для большинства отраслей сейчас на первом месте стоят возмещение существующих затрат и поддерживание существующей жизнедеятельности на должном уровне, а не развитие.
2. Кибербезопасность. Цифровизация экономики ведет к большей уязвимости и новым, ранее неизведанным рискам. Это и защита персональных данных, и ответственность за аварии и катастрофы.
3. Отсутствие существующей законодательной и нормативно-правовой базы. Необходима работа над адаптацией технологических стандартов и протоколов к новым технологическим условиям.
4. Консерватизм большинства жителей нашей страны. Данное препятствие возможно преодолеть тем быстрее, чем больше значимых успехов продемонстрирует IoT.
5. Бюрократизм, медлительность и инертность при принятии решений. Данный фактор усугубляется еще тем, что первое время финансовая отдача от инвестиций в развитие IoT минимальна.
6. Локализованные ИТ-решения. В настоящий момент на российском рынке нет комплексных отработанных ИТ-решений для внедрения. Недостаток специалистов и компетенций по установке комплексных систем.
7. География нашей страны. Широкие просторы для развития технологий IoT скорее минус, чем плюс: разница в климате, протяженные арктические льды и пустыни, большие расстояния и дальние сроки перемещения [4].
Заключение
Интерес к рынку Интернета вещей вполне обоснован. На данном этапе развития в России нет сформированной экосистемы Интернета вещей, однако все большее число компаний в той или иной степени используют различные устройства и модели Интернета вещей. Технологии Интернета вещей окажут влияние на экономику как отдельных компаний, так и страны в целом, будут способствовать повышению производительности (труда) и росту валового национального продукта, положительным образом скажутся на условиях труда и профессиональном росте сотрудников. Дальнейшее развитие Интернета вещей требует внешней поддержки и должного инвестирования, нормативной базы и стандартов, эффективной инфраструктуры взаимодействия.