Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

LABOR EDUCATION AS THE BASIS FOR HARMONIOUS DEVELOPMENT OF PERSONALITY

Popovich A.P. 1 Garin E.V. 2
1 Ural State Forestry Engineering University
2 Papanin Institute for Biology of Inland Waters Russian Academy of Sciences
The article deals with the issues of labour education of children in the family and school, the influence of the process of the development of labor skills in the child on the formation of a harmonious personality. The possibility of application of pedagogical theories and views in educational process expressed by scientists from different countries, has been discussed. The approaches to school labor education of scientists of East and West in different periods of pedagogical science development have been analyzed. The inevitability of the influence of industry development on the pedagogical directions has been shown. The relevance of the pedagogical heritage of A.S. Makarenko and A.A. Ukhtomskii has been emphasized and explained. Modern solutions of harmonious education of a personality and optimal ratio of social sciences and labor education have been shown. The attention on positive aspects of the concept of «civic education» has been focused. The impact of labor in schools and army as the most important and effective pedagogical state institutions has been discussed.
labor education
family pedagogy
harmonious personality
skills
spiritual and physical development

Целью исследования является изучение актуальности и роли трудового воспитания в гармоничном развитии современного человека. Трудовое воспитание детей не находится сегодня в центре внимания родителей, педагогов, работников сферы образования и профессиональной подготовки. Методами педагогического и эмпирического исследования выявлено несколько причин этого. Среди них развитие промышленности с одновременным уменьшением доли физического труда в производстве, а также причины общественно-социального и экономического характера, в частности, рост безработицы, смена идеологии. Отгремели великие стройки Магнитки, Днепрогэса, Беломорканала, нет многоголосия духовых оркестров, провожающих отряды комсомольцев на очередные трудовые подвиги. Пролетариат и крестьянство утратили свои позиции гегемонов. А вместе с ними ушёл с авансцены воспитания и гармоничного развития человека труд как воспитательный процесс. Но при смене одной общественно-экономической формации на другую в государстве не снижается потребность социума во всесторонне развитых личностях, гражданах.

Общество ничего не изобрело (и вряд ли сделает это в будущем) лучше труда во всех его проявлениях и формах, как самого эффективного средства развития психики и нравственных устоев человека. Многочисленные «центры развития детей» предлагают сегодня широкий спектр услуг по развитию способностей вашего ребенка, но дети в таких заведениях, как правило, изолированы от труда. Школа пытается решить проблемы трудового воспитания школьников, ставя задачи формирования трудового сознания, воспитания трудолюбия и целеустремленности, сочетаемости умственного и физического развития детей, но без объединения усилий дуэта «семья – школа» добиться этого невозможно.

Педагогическая наука на любом этапе развития человечества всегда отвечала современным требованиям. Если вернуться в прошлое, проанализировать особенности той или иной цивилизации, мы убеждаемся, что воспитание подрастающего поколения всегда соответствовало задачам своего времени, включая и первобытнообщинный строй. Велико многообразие теорий и исследований, проведённых разными учёными. Представитель так называемой «биологической теории», французский этнограф Ше Ле Турно (1831–1902) считал, что воспитание как биологическое явление присуще всем живым организмам. А точка зрения представителя психологической теории П. Монро (1869–1947) базировалась на том, что дети подражают поведению взрослых. Религиозный подход использовал в воспитании детей немецкий педагог К. Шмидт. Трудовое воспитание как одно из основополагающих в гармоничном развитии человека занимает важное место в работах английского социолога Л. Моргана (1818–1881). При этом все учёные едины в одном: воспитание – это передача собственного опыта, накопленного старшим поколением, младшему.

Развитие производительных сил сформировало новую структуру «родового» общества – патриархат. Воспитание детей родовая община поручала опытным, специально обученным людям. С появлением первой письменности (пиктографии) господствующая группа (жрецы) делали акцент в воспитании на умственное развитие детей, отделив физический труд, в соответствии с принадлежностью учеников к тому или иному сословию. Процесс воспитания прошёл многовековые этапы развития. Педагогика как наука возникла из потребностей общества. Существующие на Западе школы афинского, спартанского воспитания, греческой культуры, монастырские, городские, отличались от «восточных». На Востоке школьной программой реализовывались такие дисциплины, как мораль, язык, политика, литература [1]. Следует подчеркнуть, что именно китайские, арабские и иранские мыслители впервые выдвинули концепцию идеального человека – не по происхождению, а по способностям к обучению, воспитанию. На Востоке особую ценность приобрело значение образования, системного обучения, всестороннего гармоничного физического и духовного развития людей.

Средневековье отличается узурпацией влияния церкви на воспитание детей. Тем не менее церковные деятели, среди которых были и передовые люди своего времени, Тартуллиан, Августин, теолог Фома Аквинский, создали трактаты по воспитанию и духовному образованию детей. Основателями педагогики как науки без преувеличения можно считать Я. А. Каменского, Герберта Ф. Дистервега. Но Великая буржуазная революция в Англии оказала большое влияние на развитие не только европейских государств, но и на страны всего мира, провозгласив свободу торговли и предпринимательства, ускорив процесс развития капитализма, формирование государственного права и демократического общества. Капиталистическое общество требовало новых членов, граждан, рабочих. Поэтому вполне закономерно, что с развитием промышленности и новых производственных отношений видоизменялся общественно-экономический строй, возникла высокая потребность в инновациях различных сфер человеческой жизнедеятельности. Педагогическая «среда» ответила на запросы быстро меняющегося общества новыми исследованиями, формированием теории воспитания, образования, подрастающего человека. Именно в этот период гуманитарная сфера человека получила новую науку – педагогику. Безусловно, педагогическая сфера требует прихода высокоинтеллектуальных личностей, передовых людей своего времени, глубоко профессиональных не только по гуманитарным дисциплинам, но и в области медицины, физиологии, биохимии. Способных анализировать проблематику социума не только сегодняшнего дня, но и спрогнозировать будущее. Одним из таких учёных, педагогом-новатором, был Георг Кершенштейнер (1854–1932). Предвидя активное развитие промышленности, осознав потребность общества в формировании и воспитании «рабочего» человека, он сосредоточил свои усилия педагога на решении этой задачи. Его усилия были успешными. Созданная им «трудовая школа» полностью отвечала требованиям того времени. Но педагог, понимая, что не только профессиональные навыки необходимы для жизнедеятельности человека, но и морально нравственный облик, стремление к внутренней и внешней гармонии, включая и физическое развитие. Даже без учёта того, что общество делится на социальные слои, педагог обязан готовить детей к будущей трудовой деятельности, жизни, посредством обучения элементам трудовых навыков, воспитания дисциплины поведения. Учёные подтверждают, что 90 процентов детей обладают образным мышлением, а не абстрактным, что даёт основание считать – эти подростки имеют предрасположенность к ручному труду, а не умственному [2]. Создание школьных лабораторий, мастерских для приобретения практических умений и навыков не теряет актуальности и сегодня.

Различные педагогические течения и теории того периода сходились в одном мнении: только лишь труд выступает как универсальное средство приобретения опыта, формирования сообщества, воспитания гармонично развитой личности. Именно трудовая деятельность должна стать основой «социологизации» современного ребёнка для дальнейшей жизнедеятельности, наделенной следующими функциями:

– труд, как условие жизнедеятельности;

– труд, как основа создания общественного богатства;

– труд, как развитие производительных сил;

– труд, как средство развития человеческого сознания, творчества и интеллекта личности.

Следует отметить, что «трудовая школа» не охватывает период дошкольного воспитания. П.Ф. Каптерев, известный педагог, учёный, специалист в сфере дошкольного воспитания, сыгравший важную роль в разработке теории дошкольного воспитания, подчеркивал, что создание детского сада – это попытка отразить в миниатюре наше общество, нашу историю, национальный характер, способствовать развитию родного языка, включая и элементы трудового воспитания детей, как неотъемлемую часть гармоничного развития ребёнка в дошкольном возрасте. Основополагающая роль в воспитании ребёнка дошкольного возраста отводится семье.

Современная перестройка общественно-политических и экономических систем общества, наряду с позитивными факторами, принесла много негатива. Естественно, что образовательная система сегодня подвергается реформированию. Но её преобразование не должно идти через полное разрушение и отрицание положительного опыта прошлого. На основе историко-теоретического анализа педагогической системы прошлого необходимо строить образовательную систему, решающую задачи, стоящие перед современным обществом и цивилизацией в целом, прогнозировать будущее [3]. Нельзя отрицать опыт великих педагогов XX в. М. Монтессори, Г. Кершенштейнера, Дж. Дьюи и А.С. Макаренко [4], может быть, имеет смысл вернуться к более детальному изучению их наследия и применению в нашей образовательной системе. Неправильно было бы рассматривать достижения выдающихся педагогов прошлого, как представителей и идеологов трудового воспитания детей из семей низкого социального и общественного статуса, а подходить к трудовому воспитанию как к неотъемлемой части гармоничного развития человека [5]. Касаясь проблематики трудового воспитания детей, нельзя обойти вниманием исследования великого российского учёного, основателя физиологии труда А.А. Ухтомского (1875–1942). Став продолжателем И.М. Сеченова, Н.Е. Введенского, Алексей Алексеевич Ухтомский создал «принцип доминанта», в котором раскрывает все стороны педагогического процесса обучения и воспитания. Блестящий учёный, посвятивший свою жизнь изучению физиологии головного мозга, нервной деятельности, физиологических основ поведения человека, пришёл к выводу, что только активная двигательная, разнообразная деятельность, включая элементы трудового обучения, физических упражнений, освоение умений и навыков, является фундаментом развития личности.

Вызывает сомнение необходимость использования зарубежных методик и теорий, поскольку, например, педагогическое наследие А.С. Макаренко востребовано во многих странах, практически на всех континентах. Период 1990-х гг. разрушил не только саму систему образования, но и её преемственность, особенно в сфере трудового воспитания. Практически исключив уроки труда из школьной программы, мы нарушили преемственную связь передачи социально-культурных ценностей для подрастающего поколения, а также воспитания в нём трудолюбия, добросовестности, ответственности.

Тем не менее разработав и унаследовав лучшие педагогические, воспитательные, образовательные системы, сейчас страны бывшего СССР оказались в качестве поставщиков отдельных интеллектуалов в высокоразвитые экономики Европы и мира?

В своей публикации хочется еще раз обратить внимание читателей, коллег, что основой трудового воспитания служит сама человеческая природа, анатомо-физиологические основы человека и сенситивные периоды тех или иных сторон развития детей. Трудовое воспитание непосредственно и опосредованно является основой гармоничного развития ребёнка, но сам процесс перехода из одной возрастной ступени в другую находится в компетенции профессионального педагога, учителя. Интересные исследования проводил выдающийся психолог Л.С. Выготский. Невозможно воспитание гармонично развитого, психически здорового ребёнка без трудового воспитания в семье и школе. Предложенная им возрастная периодизация развития человека имеет четыре закономерности детского развития: цикличность, неравномерность, «метаморфозы», сочетание процессов эволюции и инволюции. Единственным эффективным средством как в развитии детей, так и в минимизации негативного воздействия кризисных явлений на ребёнка является трудовое воспитание в семье и в школе [2]. Указывая на гармоничное развитие ребёнка, Л.С. Выготский как психолог отдавал предпочтение развитию речевых функций детей, но на основе активной двигательной деятельности. Обучение трудовым навыкам, точечным умениям, какие могут осваивать дети на уроках труда, наиболее эффективны, так как в данном процессе взаимодействуют мыслительные и двигательные функции ребёнка. Но эту трудовую детскую деятельность необходимо организовывать в соответствии с возрастом ребёнка (Д.Б. Эльконин). К сожалению, государство, как основной «заказчик» образовательной системы, не проявляет активности и настойчивости в своих требованиях, касающихся трудового воспитания.

Посредством труда формируется общественно-трудовая деятельность, происходит интеллектуальное развитие человека, создаются предпосылки к проявлению его способностей к коллективному труду на основе личностного, творческого процесса ребёнка. Общие закономерности развития личности состоят из воспитания социализации и самовоспитания человека. Психоэмоциональное развитие ребёнка на различных возрастных этапах формирования личности проходит посредством таких видов деятельности, как игра, учение, труд. Рассматривая роль трудовой деятельности, как комплексное всестороннее воздействие на воспитание ребёнка, необходимо отметить неотъемлемую значимость роли двигательной деятельности в оптимальном режиме для нормализации всех анатомо-физиологических процессов растущего молодого организма. Гиподинамия, проблема современной цивилизации, вносит свой негативный вклад в жизнедеятельность человека. Современные педагоги, работающие в общеобразовательной системе, недостаточно владеют компетенциями общих закономерностей развития личности. Как правило, отсутствует понимание трёхстороннего процесса формирования личности, а именно: социализации, воспитания и самовоспитания. Личность можно охарактеризовать как результат взаимовлияния внешних факторов с внутренними индивидуальностями человека, проявляемыми в его способностях, характере, психоэмоциях.

Особую роль в формировании личности играют средства труда, а также результаты трудовой деятельности. Средства, орудия труда являются плодами человеческой деятельности на основе научных, практических, теоретических достижений и исследований многих поколений. Они являются не только источником знаний об окружающем мире, но и формируют мировоззрение человека.

Важнейшим фактором является воспитание ответственности за результат как индивидуального, так и коллективного труда. Наряду с развитием ребёнка необходимо выявлять его способности. Наиболее эффективно это можно сделать посредством трудовой деятельности, с учётом его индивидуальных особенностей. Выявление способностей ребёнка дошкольного возраста можно проводить через игровую деятельность. Способности детей младшего и среднего школьного возраста можно выявлять в процессе обучения, а юношей старшего школьного возраста – посредством предварительной профессиональной трудовой подготовки. Трудовая деятельность сопровождается позитивными психоэмоциональными процессами, которые невозможно сформировать у ребёнка иными средствами и методами. Систематическая трудовая деятельность формирует адекватную оценку соответствия требованиям той или иной профессии. Именно такими сложностями и несоответствиями объясняется тот факт, что в будущем 63 % выпускников вузов Российской Федерации не работают по специальности, а ищут себя в иных сферах. Темпы современной жизни человека, безусловно, сказываются и на детях. Средства коммуникации, интернет оказывают большое влияние на развитие подрастающего поколения. Родители, подвергнувшись общественному «ажиотажу» в поисках обеспечения места под солнцем для своих «чад», практически лишая ребёнка такого этапа в жизни, который именуется «детством», готовы на любые эксперименты тьюторов, стилистов, визажистов. Проводя тестирование или используя целую батарею тестов, в раннем детском возрасте можно определить способности ребёнка в той или иной сфере. Если, по мнению «экспертов», ребёнок наделен творческими способностями, родители практически исключают трудовое воспитание. С учётом того, что «развивающие» занятия для ребёнка платные, и такие студии-центры заинтересованы в притоке клиентов, то есть финансовых поступлениях, можно с высокой долей вероятности предположить, что практически 100 % детей по итогам отбора и тестирования имеют «творческий дар», а трудовое воспитание – это «пустое времяпрепровождение» [6].

Сама учёба не возведена ли в категорию труда? Педагоги не сформировали «учёбу» как трудовую деятельность ребёнка, независимо от отношения школьника к процессу обучения и характеристики этой деятельности.

Современная школа направлена на предоставление детям знаний «чем больше, тем лучше», закладывая основы их будущей счастливой жизни. Но так ли они будут ценны для его «носителя», если общество сегодня требует от своих граждан сменить не одну профессию, а несколько, проявляя гибкость и коммуникабельность в поиске высокооплачиваемой работы. Следовательно, и в семье, до школы, родители должны попытаться воспитывать ребёнка с учётом их способностей и высоких адаптационных возможностей. Напомним, что впервые понятие «способности» в науку «о человеческой душе» ввёл Платон ещё четыре столетия до нашей эры, написав: «не все люди равно способны к одним и тем же обязанностям, потому что люди по своим способностям весьма различны; одни рождены для управления, другие – для вспомоществования, а иные – для земледелия и ремесленничества» [7]. С этих позиций трудовое воспитание, уроки труда были бы наиболее эффективным средством обучения, а также и выявления способностей ребёнка. Но, увы, школа сегодня ограждает ученика от трудового воспитания.

Проблематикой гармоничного развития личности занимаются научные коллективы, учителя-практики, педагогическая общественность. Сформировано единое мнение педагогов о необходимости сочетания в процессе воспитания ребёнка разнонаправленности дисциплин, включающих элементы интеллектуального, физического и трудового развития. Тем не менее именно трудовое воспитание является явно недооцененным в сфере педагогики. Для решения этой проблемы необходимы усилия не только педагогов, но и всей общественности. Необходимо высказать ещё одно мнение: не связана ли проблема нравственности современного общества с отсутствием трудового воспитания в образовательной системе? На наш взгляд, здесь имеет место прямая взаимосвязь. Современное образование злоупотребляет использованием словесной формы обучения, необходимо прийти к оптимизации соотношения общественных наук и трудового воспитания.

В заключительной части своей статьи о проблемах воспитания подрастающего поколения, невзирая на понижение уровня нравственности, гуманизма в обществе и многих иных негативных явлений, педагогика, система образования способны сделать многое, воспитывать для нашего общества гармонично развитое поколение, которое должно быть физически здоровым, высокоинтеллектуальным, профессионально подготовленным, наделенным морально-нравственными устоями. В этом процессе воспитания существенная роль отводится труду, в различных формах и проявлениях. Без трудового воспитания невозможно сформировать гармонично развитую личность. Трудовая деятельность видоизменяет представление о себе и окружающем мире, развивая самопознание на основе самооценки. Развитие двигательных навыков, моторики, освоение умений и навыков в процессе трудовой деятельности являются основой интеллектуального развития человека. Великие педагоги прошлого оставили наследие, которым мы должны воспользоваться в полной степени и мере. Многие критики теории Ч. Дарвина не отрицают его открытия о важнейшей роли «труда» в достижении человечеством высокого уровня развития, не исчерпав при этом своего колоссального потенциала.