Необходимость проведения экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ) зданий и сооружений, эксплуатирующих опасные производственные объекты (ОПО), регламентируется ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Экспертиза промышленной безопасности – это процедура получения документа (заключения), подтверждающего соответствие промышленного или другого технически сложного и потенциально опасного объекта (предприятия и т.д.) нормативам промышленной безопасности.
Непроведение ЭПБ влечёт за собой значительные штрафные санкции вплоть до запрета ведения производственной и иной деятельности на территории здания (сооружения).
Несмотря на внесение изменений в ПП РФ № 682 от 04.07.2012 г. «Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности» по повышению требований к экспертам по промышленной безопасности, качество заключений ЭПБ не всегда в должной мере соответствует действующим нормам. От качества проведённой экспертизы зависит безопасность не только объекта экспертизы, но и близлежащих территорий, поэтому необходимо с особой тщательностью подходить к её проведению и грамотно составлять заключение с рекомендациями по дальнейшей эксплуатации здания [1, 2]. В общих чертах порядок получения экспертного заключения прописан в Законе «О промышленной безопасности», а сам процесс состоит из нескольких этапов: определение объекта, подлежащего экспертизе; предварительный этап; сама экспертная процедура; предоставление заказчику подготовленного заключения экспертов. Заканчивается работа по экспертизе объекта внесением заключения в реестр, ведущийся Ростехнадзором (если такое заключение соответствует установленным законодательством требованиям и выполнено соответствующими специалистами).
На основе собственного опыта обследования строительных конструкций зданий и сооружений приведем алгоритм проведения экспертизы промышленной безопасности зданий с крановыми нагрузками (здания, эксплуатирующие мостовые краны, являются опасными производственными объектами):
– заключение договора с владельцем ОПО на проведение ЭПБ;
– анализ имеющейся технической документации;
– визуальный осмотр строительных конструкций;
– инструментальный осмотр;
– лабораторные испытания строительных материалов и конструкций (при необходимости);
– выполнение проверочных расчётов и расчётов физического износа;
– составление заключения по результатам экспертизы.
Остановимся подробнее на некоторых этапах проведения экспертизы. К выполнению ЭПБ допускаются только эксперты, успешно сдавшие квалификационный экзамен и занесённые в электронный реестр, и лишь после заключения договора между экспертной организацией и предприятием – владельцем ОПО. Несмотря на то, что наличие аккредитации у эксперта является достаточным условием для выполнения ЭПБ, авторы считают, что нужно ввести дополнительные требования к уровню квалификации специалистов обследователей. К примеру, для объектов среднего уровня ответственности (жилые здания, объекты с местами массового пребывания людей, здания и сооружения промышленных предприятий), в которых в случае аварии возможна гибель людей, материальный ущерб и локальное воздействие на окружающую среду:
– наличие базового высшего образования по строительному профилю подготовки (не ниже специалиста или магистра);
– стаж работы в строительной сфере (инженер, прораб, мастер, технический надзор) не менее 5 лет;
– участие в проведении не менее 5 экспертиз (за последние 3 года);
– наличие свидетельств о повышении квалификации (второе высшее образование, профессиональная переподготовка, добровольная сертификация в области строительства).
В случае проведения ЭПБ на объекте, в случае аварии на котором возникшие негативные последствия могут приобрести региональный масштаб, необходимо ещё более ужесточить требования к уровню квалификации эксперта.
Анализ имеющейся документации занимает почти треть всей работы по экспертизе. При её рассмотрении и внесении сведений в итоговое заключение необходимо указать её шифр, год, исполнителей и количество страниц; часть документации (страховые свидетельства, титульные листы проектной документации и технических паспортов). При обнаружении факта увеличения, по сравнению с проектом, грузоподъёмности ГПМ (вследствие технического перевооружения или его смены), необходимо потребовать от организации, эксплуатирующей здание, техническое заключение, где расчётом несущих конструкций доказана безопасная эксплуатация ГПМ с повышенной грузоподъёмностью.
Визуальный осмотр проводится с обязательной фотофиксацией, выявленных дефектов (так, при выполнении экспертизы одного из промышленных предприятий г. Пензы были зафиксированы наиболее опасные дефекты; рис. 1, 2).
Инструментальный осмотр (возможно с последующим изъятием и лабораторными испытаниями конструкций и материалов) имеет цель наиболее объективно оценить состояние строительных конструкций (рис. 1–4). В связи с тем, что при ЭПБ зданий с крановыми нагрузками основной упор делается на обследование подкрановых путей, испытание подкрановых балок на выносливость является важным фактором, определяющим остаточный ресурс подкрановых конструкций [3].
Рис. 1. Растрескивание перемычки колонны
Рис. 2. Оголение рабочей арматуры
Рис. 3. Металлическая подкрановая балка со следами коррозии
Рис. 4. Железобетонная подкрановая балка с оголённой рабочей арматурой
Обязательным пунктом является и расчёт несущей способности строительных конструкций. Так, при экспертизе машиностроительного предприятия в г. Балаково [4] расчёт балки (разрезная металлическая сварная балка двутаврового сечения (рис. 5) пролётом 6 м под два крана среднего режима работы грузоподъемностью 30/5 т и 20/5 т; сварка поясных соединений – автоматическая с полным проваром стенки; швы вогнутые) проводился с помощью программы SCAD (допускается для любых сертифицированных программно-вычислительных комплексов). Данные и результаты расчетов приводятся соответственно в табл. 1–2.
Таблица 1
Сосредоточенные силы, действующие на балку
Ориентация и значение сил |
Нормативная, кН |
Коэффициенты |
Расчётная, кН |
|||
Надёжности, ун |
Динамичности |
Сочетаний, ψ |
Массы, т |
|||
30/5т |
||||||
Вертикальная Р1 |
284,49 |
1,2 |
1,2 |
0,85 |
1,03 |
358,66 |
Горизонтальная Т |
28,449 |
1,2 |
1,2 |
0,85 |
– |
35,87 |
20/5т |
||||||
Вертикальная Р2 |
213,79 |
1,2 |
1,2 |
0,85 |
1,03 |
269,53 |
Горизонтальная Т |
21,379 |
1,2 |
1,2 |
0,85 |
– |
27 |
Таблица 2
Результаты расчета
Проверено по СНиП |
Проверка |
Коэффициент использования |
п. 7.12 |
Устойчивость опорного ребра |
0,078 |
п. 7.12 |
Смятие опорного ребра |
0,077 |
п. 11.5 |
Прочность поясного шва |
0,088 |
п. 11.5 |
Прочность шва опорного ребра |
0,171 |
п. 5.12 |
Прочность при действии поперечной силы |
0,141 |
п. 5.12 |
Прочность при действии изгибающего момента |
0,214 |
п. 5.15 |
Устойчивость плоской формы изгиба при действии момента |
0,214 |
п. 7.24 |
Местная устойчивость поясного свеса |
0,787 |
Сталь с расчетным сопротивлением по временному сопротивлению Ru = 38735,984 Т/м2; по пределу текучести Ry = 27522,936 Т/м2. Коэффициент надежности по ответственности 1,2. Коэффициент условий работы 1.
В случае необходимости (при наличии особых условий в обследуемом здании) вводятся дополнительные уточняющие коэффициенты, к примеру учитывающие температурный и технологический режим эксплуатируемого оборудования, условия эксплуатации крановых путей и т.д.
По итогам расчёта, коэффициент использования 0,787 – местная устойчивость поясного свеса (конструкции используются на 78,7 % от своего потенциала, то есть находятся в работоспособном состоянии).
Отметим, что в нормативных документах запрета на расчёт конструкций «вручную» нет, в связи с этим расчеты, выполненные без использования программных комплексов, разрешены.
Рис. 5. Сечение рассчитываемой подкрановой балки
При проведении экспертизы эстакады с металлическим каркасом (обследование проводилось в 2014 г.) были обнаружены местные погнутости металлических колонн; отсутствие рёбер жёсткости у подкрановых балок. В ходе обследования возникла необходимость рассмотрения возможности установки дополнительных грузоподъёмных механизмов и плит покрытия. Был выполнен проект ферм и плит покрытия; произведён расчёт с помощью SCAD (расчётная схема, рис. 6), доказано, что установка дополнительных ГПМ не снижает безопасность строительных конструкций. В дальнейшем из данной эстакады планируется сделать полноценный отапливаемый цех.
Рис. 6. Расчётная схема металлической эстакады
По требованию заказчика в экспертизу зданий с крановыми нагрузками может быть включено комплексное обследование крановых путей и обследование тупиковых упоров (с составлением отдельных заключений).
В комплексном обследовании делается упор на геодезическую съёмку крановых путей, выявление возможных горизонтальных и вертикальных отклонений от установленных норм; составление паспорта кранового пути (при его отсутствии)
В обследование тупиковых упоров входит: расчёт упоров, проведение динамических испытаний, выполнение их обмерочных чертежей, составление паспорта тупикового упора (при его отсутствии).
Для определения физического износа рекомендуется применять методику определения общей оценки повреждаемости [5–7] (разработчик методики ООО «Урал-профи»).
В качестве приложений (помимо вышеуказанных документов) к заключению ЭПБ прикладываются документы:
– перечень нормативно-технической и методической документации, использованной при экспертизе;
– приказ на проведение экспертизы и назначение экспертной группы;
– индивидуальная программа обследования;
– протокол визуального и измерительного контроля;
– протокол неразрушающих испытаний;
– перечень приборов и средств измерения;
– результаты расчетов на прочность;
– акт о проведении работ;
– протокол контроля пространственного положения конструкций;
– планово-высотное положение крановых путей;
– планировка обследуемого объекта.
На основании собранных сведений эксперты дают заключение (с обоснованными выводами) о соответствии или несоответствии объекта требованиям промышленной безопасности (положительном или отрицательном заключении) и рекомендации по техническим решениям устранения выявленных дефектов. После получения заключения экспертизы промышленного объекта владелец предприятия обязан представить его в Ростехнадзор для включения в единый реестр заключений экспертизы промбезопасности.
Практически любая компания, эксплуатирующая опасные производственные объекты (ОПО), подвержена риску возникновения аварий с серьезными последствиями. Главная цель ЭПБ – предупреждение аварий на опасных производственных объектах; ее своевременное проведение и грамотное составление заключения – залог экологической чистоты региона, благополучие (повышение уровня безопасности) работников опасных предприятий и снижение экономических издержек при эксплуатации.