В настоящее время к качеству образования предъявляются новые требования, которые рассматриваются как социальная категория, определяющая результативность и состояние образовательного процесса в системе школьного образования, а также его соответствие ожиданиям и потребностям различных социальных групп [1]. В связи с этим одной из главных задач совершенствования региональной образовательной системы является анализ качества дополнительного образования, так как диагностика на данный момент является обязательным компонентом любой образовательной системы [2].
Дополнительное образование школьников является одним из ведущих факторов развития личности. Оно включает в себя развитие интересов и индивидуальных способностей школьника, гражданское воспитание, допрофессиональную и начальную профессиональную подготовку, подготовку к самостоятельной жизни, обучение досуговой деятельности, формирование готовности к непрерывному образованию, иными словами охватывает все сферы жизнедеятельности растущего человека [3, 4].
Общеобразовательные учреждения предоставляют услуги по основным и дополнительным образовательным программам, общеобразовательным программам повышенного уровня, преподаванию специальных курсов, индивидуальным и групповым занятиям, факультативным курсам по выбору [5].
Цель исследования: изучить эффективность влияния программы повышения качества дополнительных физкультурно-спортивных услуг, предоставляемых образовательным учреждением.
Задачи исследования
1. Определить качество дополнительных физкультурно-спортивных услуг по концептуальной модели SERVQUAL.
2. Разработать и апробировать программу повышения качества дополнительных физкультурно-спортивных услуг образовательного учреждения.
3. Разработать структурную схему «Дерево качества» по оценке качества физкультурно-спортивной деятельности образовательных школ и оценить качество рассматриваемых услуг образовательных школ.
В ходе исследования применялись следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование, математическая обработка полученных данных.
Проведенный анализ физкультурно-спортивной деятельности образовательного учреждения включал в себя:
1) описание дополнительных физкультурно-спортивных услуг, предоставляемых образовательным учреждением в 2014–2017 гг., в ходе которого было выявлено, что наиболее посещаемыми дополнительными физкультурно-спортивными занятиями были в 2014/2015 гг. – баскетбол, в 2015/2016 гг. – национальная борьба и в 2016/2017 гг. – армспорт. В среднем в 2014/2015, 2015/2016 и 2016/2017 уч.г., дополнительные занятия посещали 21 %, 22 % и 27 % учеников из общего числа учащихся лицея соответственно;
2) определение целевых установок к дополнительным физкультурно-спортивным занятиям. Так в 2014/2017 гг. первостепенными побуждающими мотивами к занятиям физической культурой и спортом у учеников лицея являются мотивы «Хочу быть здоровым», «Просто интересно» и «Нравится быть спортсменом»;
3) анкетирование родителей учеников (2014–2017 гг.), по результатам которого было выявлено, что 35 % родителей на вопрос «При каких условиях вы готовы оплачивать дополнительные занятия и покупку экипировки для занятий спортом и физической культурой вашего ребенка?» ответили «Главное, чтобы нравилось ребенку», а 38 % – волнует качество предоставляемых услуг.
С целью выявления качества физкультурно-спортивных услуг, а именно удовлетворенности или неудовлетворенности потребителей, была использована концептуальная модель SERQUAL [2]. Анкета была модифицирована к специфике деятельности образовательных учреждений, предоставляющих дополнительные физкультурно-спортивные услуги, и включала в себя 13 вопросов по пяти критериям: «материальность», «отзывчивость», «сочувствие», «надежность», «убежденность».
Совместно с учителями и администрацией лицея была разработана программа по повышению качества предоставления дополнительных физкультурно-спортивных услуг, которая включала в себя комплекс мероприятий физкультурно-спортивной направленности, мастер классы от действующих спортсменов по различным видам спорта, беседы с действующими спортсменами и регулярные встречи администрации учебного заведения с родителями и педагогическим составом лицея. Главной задачей программы было – повысить интерес учащихся к дополнительным занятиям физической культурой и спортом (рис. 1, таблица).
Рис. 1. Количество участников в физкультурно-спортивных и массовых мероприятиях
Участие в мероприятиях в рамках реализации программы по повышению качества дополнительных физкультурно-спортивных услуг
№ п/п |
Блок |
Количество мероприятий |
Количество участников |
1 |
Физкультурно-спортивно-массовые мероприятия |
18 |
350 |
2 |
Беседы с действующими спортсменами |
3 |
210 |
3 |
Мастер-классы с действующими спортсменами |
4 |
5 |
Блок 1. «Физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия» включал 22 мероприятия и 18 из них реализовано на момент завершения исследования. Участие учеников, учителей-предметников и родителей учащихся в мероприятиях представлено на рис. 1.
В рамках блока 2 программы «Тематические беседы с учениками Лицея» было проведено три беседы на следующие темы: «О физических качествах и общих правилах определения уровня их развития», «Новые и популярные виды спорта, современные тенденции в спортивном мире», и «Самостоятельная организация активного отдыха и досуга». В мероприятиях приняли участие 198 учеников. Беседы были проведены совместно с учителями физической культуры.
Блок 3 программы включал три мастер-класса от действующих спортсменов.
На основе анкеты, которая позволила узнать мнение учеников о качестве дополнительных физкультурно-спортивных услуг, а именно удовлетворенности или их неудовлетворенности, лежит концептуальная модель SERQUAL. Анкета была адаптирована к специфике деятельности образовательных учреждений, предоставляющих дополнительные физкультурно-спортивные услуги, и требованиям методики оценки качества предоставляемых услуг, для дальнейшего построения структурной схемы показателей качества услуг учреждения, предоставляющей физкультурно-спортивные услуги, «Дерево качества».
«Дерево качества» состоит из 6 разделов, которые также подразделяются на части, для более глубокого анализа качества предоставляемых услуг (рис. 2).
Рис. 2. Структурная схема показателей качества услуг учреждения, предоставляющего физкультурно-спортивные услуги – «Дерево качества»
На рис. 2 видно, что пяти критериям соответствуют десять параметров, которые позволяют более подробно рассмотреть критерии концептуальной модели SERVQUAL и позволяют оценить качество рассматриваемых услуг, а также увидеть их «слабые» и «сильные» стороны. Это облегчает построение плана по проведению ряда мероприятий по устранению недочетов и тем самым повышения качество услуг.
По полученным данным была построена структурная схема показателей качества услуг учреждения, предоставляющей физкультурно-спортивные услуги «Дерево качества» для лицея-интерната (рис. 3). Как видно из рисунка, коэффициент качества услуг имеет значения, которые имеют незначительное отрицательное отклонение от нормы по таким параметрам, как «подбор средств, методов, методических приемов обучения, оздоровления, тренировки», «характер физической (объем, интенсивность, тип) нагрузки», «результативность и надежность процессов обучения и тренировки», «профильная специализация и уровень квалификации тренеров», «профессионализм и коммуникативные способности тренерско-преподавательского состава», «эффективное разрешение проблем учеников».
Рис. 3. Структурная схема показателей качества услуг учреждения, предоставляющего физкультурно-спортивные услуги, «Дерево качества» для лицея-интерната в 2015/2016 уч.г.
Рис. 4. Структурная схема показателей качества услуг учреждения, предоставляющего физкультурно-спортивные услуги, «Дерево качества» для лицея-интерната в 2016/2017 уч.г.
По таким параметрам, как «внешний вид исполнителей услуг», «разнообразие, количество и качество спортивного оборудования и инвентаря», «новаторство, успешность, известность, престижность, узнаваемость образовательного учреждения», коэффициент качества услуг имеет значение, имеющее значительное отрицательное отклонение от нормы.
На рис. 4 представлена структурная схема показателей качества услуг учреждения, предоставляющей физкультурно-спортивные услуги «Дерево качества» для лицея-интерната, которая была построена по итогам внедрения программы по повышению качества дополнительных физкультурно-спортивных услуг.
По представленному на рис. 4 «Дереву качества» видно, что по четырем показателям качества услуг, таким как: «подбор средств, методов, методических приемов обучения, оздоровления, тренировки», «результативность и надежность процессов обучения и тренировки», «эффективное разрешение проблем учеников» и «новаторство, успешность, известность, престижность, узнаваемость образовательного учреждения», произошли положительные изменения.
Показатели по таким параметрам, как «характер физической нагрузки», «внешний вид и качество физкультурно-спортивных сооружений», «разнообразие, количество и качество спортивного оборудования и инвентаря», «профильная специализация и уровень квалификации тренеров», «внешний вид исполнителей услуг», «профессионализм и коммуникативные способности тренерско-преподавательского состава», имеют отрицательное значение.
По остальным параметрам структурной схемы показателей качества услуг значительных изменений не произошло.
Проведенная оценка качества дополнительных физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий, предоставляемых образовательными учреждениями, позволила получить следующие результаты: показатели уровня качества дополнительного физкультурно-оздоровительного и спортивного образования, предоставляемого образовательным учреждением в начале 2014/2015, 2015/2016 и 2016/2017 учебных годов существенных различий не имеют. За весь период проведения исследования показатели изменились следующим образом: по критерию «материальность» с «–0,9» до «–0,79»; по критерию «надежность» с «–0,54» до «0,3», по критерию «отзывчивость» от «–0,3» до «0,11» и по критерию «сочувствие» от «–0,76» до «0,3», а по критерию «убежденность» показатель с «–0,91» до «0».
Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод, что в результате проведения мероприятий в рамках программы по повышению качества дополнительных физкультурно-спортивных услуг удалось повысить коэффициент качества по следующим параметрам: «подбор средств, методов, методических приемов обучения, оздоровления, тренировки» и «новаторство, успешность, известность, престижность, узнаваемость образовательного учреждения», а по остальным параметрам структурной схемы показателей качества услуг учреждения значительных изменений не произошло.