Важнейшей задачей современного российского образования является воспитание культурной личности, обладающей системой духовно-нравственных ориентиров. Школьное географическое образование при этом выполняет опережающую функцию, связанную с формированием целостной картины мира на основе не только научного, но и эмоционально-чувственного познания и восприятия окружающей среды – «и мыслью, и сердцем» (В.А. Николаев). Последнее является важнейшим «актом» освоения школьниками окружающего мира и направлено на изучение прекрасного в жизни, природе, нравственном облике и поведении людей. Такое духовное восприятие становится хорошей основой моральных действий, поступков, гражданской ответственности, регулирует нравственный выбор подростков в будущем. Таким образом, существенное значение в формировании культурной личности выполняет нравственно-эстетическое воспитание.
Методическая система реализации нравственно-эстетического воспитания учащихся в школьном географическом образовании
Анализ школьной практики показал, что методика нравственно-эстетического воспитания – актуальная и востребованная проблема. Однако вопросы связанные с нравственностью и эстетикой в географическом образовании чаще всего рассматриваются изолированно друг от друга, носят в целом фрагментарный характер; остаются слабо раскрытыми методические механизмы взаимосязи эстетического и нравственного (этического) воспитания; отсутствует единая методическая система. С целью разрешения данного противоречия нами раскрыты теоретико-методологические основы и разработана авторская методическая система реализации нравственно-эстетического воспитания учащихся в школьном географическом образовании (рисунок).
Цель исследования заключается в раскрытии теоретико-методологических оснований реализации нравственно-эстетического воспитания учащихся в школьном географическом образовании, которые служат основой внедрения в учебный процесс конкретных методических разработок по данной тематике.
Материалы и методы исследования
Методологическим ориентиром разработки методической системы явились научные, психолого-педагогические и методические исследования, посвященные проблемам нравственного и эстетического воспитания. Анализ научных и психолого-педагогических работ К.В. Гавриловец, М.С. Каган, И.И. Казимирской, Б.Т. Лихачева, Б.М. Неменского, В.А. Сластенина, И.Ф. Харламова и других позволил установить, что как нравственное, так и эстетическое воспитание тесно связаны с освоением окружающей среды по законам красоты и направлены на выработку этической и эстетической культуры. Причем развитие нравственных, этических, эстетических потребностей и вкусов происходит в органичном единстве с эстетикой поведения школьников [1]. В данном контексте большое значение придается понятию «отношение» (этическое отношение, эстетическоее отношение). В нашем исследовании мы придерживаемся определения отношения, данного В.Н. Мясищевым, который отмечает, что отношение характеризуется различным соотношением личных стремлений и общественных требований. На основе исследований В.Н. Мясищева были выделены четыре уровня сформированности нравственно-эстетического отношения. На первоначальном уровне доминируют личные потребности и побуждения учащегося и его поведение регулируется принципом «хочу». На втором уровне происходит разграничение принципов «можно – нельзя», то есть имеет место выделение личных побуждений и общественных объективных требований. Личные требования сопоставляются с общественными. На третьем уровне формируется соотношение «должно, хочу», для которого характерно понятие должного, причем долженствование обусловлено внешними побуждениями. Четвертый (высший) уровень нравственного отношения связан не только с осознанием формулы «должен делать», но и с осознанием формулы «нужно делать», то есть такого долженствования, которое обуславливается не внешней необходимостью, а внутренними побуждениями («должно – нужно»).
В школьном географическом образовании проблемам нравственного и эстетического воспитания уделяют большое внима-
ние И.А. Алексеев, И.А. Баринова, Н.Ф. Винокурова, И.В. Душина, В.В. Николина, Е.А. Смирнов, О.В. Смирнова, В.Д. Сухоруков, Д.П. Финаров и др. Методисты-географы отмечают, что такое воспитание необходимо осуществлять в русле процесса экологизации школьной географии, что подразумевает проникновение эстетики во все сферы жизни человека с целью создания гармонии и красоты окружающего мира, сотворчества человека и природы, бережного отношения к природным ценностям. Нравственно-эстетическое воспитание базируется на коэволюционной системе ценностей, идеях гармонии и сотворчества человека и природы. Оно рассматривается как целенаправленный процесс формирования творчески активной, эмоционально-нравственной личности, способной чувствовать и переживать прекрасное в окружающем мире. Содержание нравственно-эстетического воспитания в школьной географии составляют понятия: культурный ландшафт, эстетика ландшафта (прекрасное и безобразное в ландшафте), геоэкологическая проблема, природное и культурное наследие, экологическая этика. Данные понятия отражают диалектику взаимоотношений человека и окружающей среды, позволяют учащимся ощутить сопричастность к проблемам окружающей среды, включенность во все процессы, происходящие в ней, мотивируют и активизируют созидательную деятельность школьников [2].
Таким образом, научная основа нравственно-эстетического воспитания в школьной методике географии представлена научным направлением – эстетика, а также новым направлением географических исследований – культурной географией, где центральным объектом изучения является культурный ландшафт, как «доминант ноо-сферы» (Н.Ф. Винокурова). Методологическим основанием рационально-логического и образно-ассоциативного познания окружающей среды является аксиологический подход (В.А. Сластенин). Применительно к нашей работе, аксиологический подход определил стратегическую цель методической системы – воспитание географической и экологической культуры учащихся, как части общечеловеческой культуры, а также позволил выделить уровни эстетического отношения учащихся к ценностям природы и окружающей среды – мотивационный (первичный интерес и стихийное проявление эмоций к ценностям окружающей среды), оценочно-образный (эмоциональная оценка ценностей окружающей среды), нравственно-эстетического осмысления (осознанная оценка ценностей окружающей среды, аргументация своей позиции), нравственно-эстетического поступка и творчества (создание ценностей на основе сотворчества, соразвития с окружающей средой, природой).
Аксиологический подход в нравственно-эстетическом воспитании основан на личностно-ориентированных и культурологических идеях современного образования (Е.В. Бондаревская, А.П. Валицкая, С.В. Кульневич, В.В. Сериков, А.В. Хуторской). Аксиологический подход направляет методическую систему в русло экологизации и гуманизации образования, что расширяет личностный смысл в деятельности ученика и направляет его на познание эстетики, норм этики и морали, базовых общечеловеческих ценностей (совесть, долг, гражданственность, ответственность, честь, милосердие, любовь, доброта, труд и др.), правил взаимоотношений в системе «человек – природа», гуманитарного знания и опыта, включение учащихся в многообразную познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную деятельность по улучшению окружающей среды.
Рассмотренные выше идеи методической системы определили выбор основополагающих принципов реализации нравственно-эстетического воспитания учащихся в школьном географическом образовании: принцип экологизации предполагает осуществление нравственно-эстетического воспитания учащихся на основе взаимодействия человека и природной окружающей среды; субъектности и социальности предполагает создание субъектно-субъектных отношений с окружающей средой; ценностно-смысловой принцип предполагает овладение учащимися материальными и духовными ценностями, а окружающая среда выступает субъектом ценностных отношений; принцип проблемности задает вектор проблемно-творческой направленности компонентам методической системы через изучение основ экологической этики и создание проблемных личностно-смысловых ситуаций нравственно-этического взаимодействия; принцип нравственного выбора предполагает принятие решения о нравственно-эстетическом поступке; принцип патриотизма обеспечивает развитие гражданских и паотриотичских чувств, координацию национального
сознания [3].
На основе принципа системности методики обучения и воспитания географии, аксиологический подход реализуется в целевом, содержательном, процессуальном, технологическом и результативно-оценочном компонентах разработанной методической системы. Таким образом, данный подход способствует духовному и социальному развитию личности учащихся и направлен на гармонизацию отношений между школьником и природой [4].
Методический уровень авторской методической системы включает раскрытие особенностей целевого, содержательного, процессуально-технологического и результативно-оценочного компонентов. Целевой компонент направлен на развитие эстетического отношения учащихся к окружающей среде [5]. Содержательный компонент предполагает отбор информации нравственно-эстетического характера в качестве учебной основы для получения учащимися географических, исторических, культурологических и др. знаний. В структуру содержательного компонента входят познавательный, нравственно-эстетический, творческо-деятельностный и личностный аспекты. Процессуальный компонент методической системы базируется на поэтапном развитии нравственно-эстетического воспитания (на основе исследований А.И. Шемшуриной и В.А. Сластенина) [6]:
1 этап мотивационный – на основе эстетических переживаний и чувств происходит мотивация учащихся к познанию красоты окружающей среды. На данном этапе используются методы создания ситуаций нравственно-эстетического восприятия культурных и деструктивных ландшафтов как нравственно-эстетических антиподов, эвристическая беседа, составление фото-коллажей и др. Важное значение имеет эмоциональная окраска изучаемого материала, форма его подачи, стремление вызвать у учащихся сопутствующие материалу эмоции, которые впоследствии перейдут в устойчивые чувства и будут определять заинтересованность школьников в изучении материала.
2 этап оценочно-образный – ориентирован на конкретизацию знаний об эстетике окружающей среды, понимание ее значимости, изучение гармоничных канонов природы. Оценка эстетического состояния окружающей среды наглядно дает учащимся дальнейший мотив в ее изучении и улучшении, ее духовном освоении. Создание образа среды позволяет воздействовать на эмоционально-ценностную сферу школьников, наметить пути ее улучшения. Основной целью восприятия образа среды является поиск гармонии, красоты, совершенства. При этом большое значение уделяется методам и технологиям развития личностных качеств школьников, так как именно способность индивида адекватно чувственно осваивать окружающую среду является своего рода «магическим кристаллом» (по выражению В.А. Николаева) [7], сквозь призму которого каждый человек видит прекрасное.
3 этап нравственно-эстетического осмысления – происходит дальнейшее приобретение социально-экологических знаний, осмысление и осознание эстетического отношения к окружающей среде на основе ситуаций нравственного выбора и опоры на общественное мнение, «переоценка ценностей»; опора на опыт и имеющиеся у ученика знания и умения для того, чтобы проблема стала для него не только учебной, но и реально значимой. Включение в ситуацию реализуется на основе методов побуждения эмоций учащихся. Этап связан с нравственным и эстетическим становлением, развитием ценностного отношения к природе. Нравственное становление характеризуется формированием нравственного опыта учащихся [8]. Поэтому в качестве методического инструментария на данном этапе используются ситуации нравственного выбора, включение в которые осуществляется посредством метода эмоционально-ценностных противопоставлений. Данный прием позволяет учащимся осмыслить значение эстетики окружающей среды и нравственные «механизмы» жизни в ней.
4 этап нравственно-эстетического поступка и творчества – этап направлен на осуществление нравственно-эстетических поступков, получение опыта самостоятельной социальной деятельности, направленной на создание красивой и комфортной окружающей среды, опыта, ведущего к эстетическому и нравственному саморазвитию; школьник проявляет самостоятельные действия в общественной жизни, преобразуя ее. Этап реализуется также посредством ситуаций нравственно-эстетической рефлексии, направленных на рефлексию и оценку деятельности с выработкой своей эстетической и нравственной позиции. Данный этап предполагает самоопределение, принятие решения о значимом нравственно-эстетическом поступке, критическую оценку нравственно-эстетической ситуации.
Результаты исследования и их обсуждение
Результативно-оценочный компонент методической системы ориентирован на выявление усвоения знаний по критерию глубины и художественного аспекта в соответствии с планируемыми результатами, а также развитие эстетического отношения по эмоционально-стихийному, оценочно-образному и сотворческому уровням. Исследовательской базой, на которой осуществлялась опытно-экспериментальная работа, послужиди исследования Ю.К. Бабанского, С.Д. Дерябо, И.С. Колесниковой, И.Я. Лернера, В.Н. Мясищева, В.А. Петровского, И.Т. Суравегиной, И.С. Якиманской, В.А. Ясвина. Оценка сформированности эстетического отношения опиралась на исследования Р.З. Апресяна, А.И. Бурова и включала три уровня: эмоционально-стихийный, для которого характерно восприятие учащимися преимущественно внешнего вида объектов окружающей среды, оценочно-образный уровень, на котором учащиеся создают собирательный образ объектов, сравнивая его с известным, и творческий, на котором учащиеся проявляют эстетическое отношение через разнообразную деятельность [9].
Апробация разработанной методики и выявление ее эффективности осуществлялись на базе МАОУ «Школа № 81», МАОУ «Школа № 172» г. Н. Новгорода, МБОУ «Средняя школа № 17» г. Дзержинска Нижегородской области. Всего в эксперименте приняли участие 214 человек. Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждаются достаточной длительностью опытно-экспериментальной практики (2015–2017 уч. гг.) и репрезентативностью выборки – экспериментом было охвачено 13 учителей и 201 учащийся (7, 8, 9, 10 классы). В процессе обучения и экспериментальной проверки применялись такие методы исследования, как педагогическое наблюдение, беседы, тестирование, анкетирование учителей и учащихся, проведение контрольных срезов учащихся, анализ результатов методической работы. Полученные результаты педагогического эксперимента выявили положительную динамику. Итоговая интерпретация полученных результатов позволила сделать вывод об эффективности и доступности разработанной методической системы, что позволяет судить о достижении поставленных целей.
Выводы
Разработанная методическая система успешно внедряется в практику работы школ г. Н. Новгорода и Нижегородской области. Подчеркнем, что внедрение авторской методической системы реализации нравственно-эстетического воспитания учащихся при изучении школьной географии показало повышение интереса к эстетике природы и окружающей среды в целом, существенное углубление знаний нравственно-эстетического характера, стремление к ее познанию, в том числе с помощью различных видов искусства. Этот вывод подкрепляется результатами педагогического эксперимента.