Физическое состояние студентов следует понимать как совокупность результатов, характеризующих физическое развитие, функциональные возможности, уровень развития основных двигательных способностей и состояния здоровья. Объективная оценка физического состояния и установление его динамики во времени и количестве являются непременными условиями эффективного управления учебно-тренировочным процессом. Построение процесса физического воспитания в вузе ведется в соответствии с Учебной программой [1].
Примерная учебная программа дисциплины «Прикладная физическая культура» для вузов отражает требования государственного образовательного стандарта, а также может быть расширена с учетом регионально-территориальных, социокультурных и климатических факторов, материально-технических условий. Учебная дисциплина «Прикладная физическая культура» предусматривает контроль физической подготовленности студентов, которую кафедры физической культуры оценивают по балльно-рейтинговой системе. На протяжении более 25 лет мы можем наблюдать, что существенных изменений в подходе к оценке физической подготовленности студентов не происходит.
Так, базисная учебная программа дисциплины «Физическая культура» для вузов 1990 г. содержала более 10 контрольных тестов для оценки физической подготовленности студентов и включала практически все виды испытаний современного комплекса ГТО с оценкой в очках [2].
Примерная программа 2010 г. включила оценку в баллах трех обязательных тестов физической подготовленности, соответствующих предыдущей программе, но с учетом массы тела испытуемого в беге на 3000 м и подтягиваниях на перекладине у мужчин и в беге на 2000 м у женщин [1].
Многочисленные исследования показывают, что показатели физической подготовленности и уровень здоровья населения нашей страны, в том числе студенческой молодежи, неуклонно снижаются. Это определило необходимость издания Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина (2014 г.) и дальнейшую разработку нового Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) для различных возрастных групп населения России, предусматривающего выполнение установленных государством нормативов.
Нововведение вызвало интерес и желание попробовать свои силы по выполнению нормативов комплекса ГТО у студентов. В то же время это вызвало интерес у преподавателей вузов: выяснить, как справляются студенты с нормативами комплекса ГТО [3–6]. А также возник вопрос: как оценить уровень физической подготовленности студентов в балльной системе в соответствии с нормативами ВФСК ГТО. В настоящее время интеграции комплекса ГТО и программы обучения в вузе на уровне контроля результатов не наблюдается. Но кто же, как не кафедры физической культуры, должны готовить молодых людей к выполнению нормативов ВФСК ГТО?
Цель работы – разработать шкалу оценивания показателей физической подготовленности с учетом нормативных требований комплекса ГТО VI ступени для промежуточной аттестации студентов.
Материалы и методы исследования
В основе получения информации о состоянии и эффективности деятельности занимающихся в процессе многолетних учебных занятий по физической культуре лежит педагогический контроль с использованием адекватного тестирования. Тест – это контрольное упражнение, результат которого можно рассматривать как качественный и количественный показатель физической подготовленности. Педагогические тесты дают возможность объективно и комплексно определять отдельные стороны физической подготовленности студентов, оценить эффективность используемых средств и методов, выделить основные и вспомогательные упражнения для контроля над уровнем развития физических качеств. В соответствии с методикой обучения преподавателю необходимо планировать и регулировать физическую нагрузку в строгом соответствии с возможностями организма занимающихся, способствовать развитию у них высокого уровня адаптации к мышечным напряжениям, т.е. соблюдать принципы физического воспитания – доступности и индивидуализации. Разрабатываемые тесты и нормативы позволяют в большей степени учесть различия в физическом состоянии студентов, методически целесообразно подойти к проведению учебного процесса, определить уровень развития физических качеств каждого студента.
Для оценки физического состояния студентов мы опирались на следующие методические приемы, направленные на создание системы непрерывного контроля:
1) определение оптимального объема показателей;
2) выбор тестов, достаточно полно отражающих искомые показатели и в то же время удобных для массовых измерений.
Физическая подготовленность студентов оценивается относительной шкалой оценок, разработанных на базе модельных статистических показателей подготовленности с учетом региональных, возрастных и половых особенностей.
В основу разработки нашей шкалы оценивания показателей тестирования положена система нормативно-тестирующей части ВФСК ГТО, предусматриваюшая установки, заложенные в концепции о трудности выполнения нормативов: 70 % испытуемым должны быть посильны нормативы бронзового знака отличия, 60 % – серебряного и 20 % – золотого [7].
Вместе с тем мы опирались на систему разработки шкалы оценок физической подготовленности, реализованной в учебной программе по дисциплине «Прикладная физическая культура» для студентов вузов, согласно которой оценке 5 баллов соответствует 20 % лучших результатов (граница – 20-й перцентиль), оценкам 4, 3, 2 и 1 балл – границы 40-го, 60-го, 80-го, 90-го перцентиля соответственно [8].
Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (ТИ (ф) СВФУ) расположен в Южной Якутии. Этот северный регион характеризуется неблагоприятными погодными условиями в период сдачи сессий студентами. В связи с чем кафедра физического воспитания ТИ (ф) СВФУ внесла для проведения текущей аттестации дополнительные тесты физической подготовленности: челночный бег 5х10 м и челночный бег в течение 40 с по длине волейбольной площадки, как альтернативные тесты на быстроту и выносливость, и разработала методику их проведения в условиях спортивного зала [9].
Объем выборки студентов для определения количественных показателей при расчете нормативных значений, соответствующих пяти выделяемым уровням физической подготовленности, составил: 201 чел. возрастной группы 18–24 года, 31 чел. возрастной группы 25–29 лет мужского контингента; 151 чел. и 22 чел. соответствующих возрастных групп женского контингента.
Результаты исследования и их обсуждение
На основании изученных материалов и методик для оценки физической подготовленности студентов ТИ (ф) СВФУ мы разработали шкалу оценивания показателей тестирования основных физических качеств: быстроты, выносливости, силы, гибкости, ловкости. Из комплекса ГТО были взяты упражнения VI ступени возрастной группы 18–29 лет, с делением на подгруппы: 18–24 лет и 25–29 лет. Для мужчин это обязательные испытания – 4 теста: 1) бег 100 м, 2) бег 3 км, 3) подтягивание из виса на высокой перекладине, 4) наклон вперед с прямыми ногами из положения стоя на гимнастической скамье; испытания по выбору – 1) прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Для женщин обязательные испытания – также 4 теста комплекса ГТО: 1) бег 100 м, 2) бег 2 км, 3) подтягивание из виса на низкой перекладине, 4) наклон вперед с прямыми ногами из положения стоя на гимнастической скамье и два испытания по выбору – 1) прыжок в длину с места толчком двумя ногами, 2) поднимание туловища из положения лежа на спине, ноги закреплены, руки за головой (количество раз за 1 мин.). Из испытаний по выбору женщинам предлагается выполнить один тест, с которым лучше справляются. Таким образом, для оценки текущей аттестации определили по 5 тестов для мужчин и женщин.
В связи с неблагоприятными погодными условиями в период летней сессии, а также в период зимней сессии в качестве альтернативных тестов для мужчин и женщин нами введены: тест на быстроту – челночный бег 5х10 м и тест на скоростную выносливость – челночный бег 40 с на волейбольной площадке 18 м.
Тесты измеряются в разных единицах, результаты тестирования представляются в виде баллов по шкале от 1 до 5. С практической точки зрения такая шкала отражает уровень физической подготовленности: 1 балл – низкий, 2 балла – ниже среднего, 3 балла – средний, 4 балла – выше среднего, 5 баллов – высокий и дает возможность понимания и оценивания занимающимися своих результатов.
В разрабатываемой шкале оценки показателей физической подготовленности студентов мы определили нормы испытаний на оценки 5, 4 и 3 баллов в соответствии с золотым, серебряным и бронзовым знаками отличия ВФСК ГТО. И включили альтернативные тесты на быстроту и скоростную выносливость, рассчитав их количественные показатели для баллов 5–3 в соответствии с методикой расчетов в комплексе ГТО. Также сделали количественные расчеты для нормативов на 2 и 1 балл в отобранных испытаниях комплекса ГТО и тестах на быстроту и скоростную выносливость по методике для учебных программ вузов.
Шкалы оценивания показателей физической подготовленности студентов и студенток представлены в табл. 1 и 2.
Разработанная нами шкала оценки показателей физической подготовленности студентов утверждена научно-техническим советом ТИ (ф) СВФУ и введена в рабочие программы преподавателей с 1 сентября 2016 г. Данные контрольные тесты и нормативы физической подготовленности являются обязательными для промежуточной и итоговой аттестации студентов основной группы. В учебных группах тестирование проводится в форме соревнований, борьбы за результат.
Таблица 1
Шкала оценивания показателей физической подготовленности мужского контингента студентов
№ п/п |
Тестовые упражнения |
Оценка в баллах |
|||||
1 |
2 |
3 бронза |
4 серебро |
5 золото |
|||
Мужчины от 18 до 24 лет |
|||||||
Обязательные испытания (тесты) |
|||||||
1 или |
Бег на 100 м (с) |
15,6 |
15,4 |
15,1 |
14,8 |
13,5 |
|
Челночный бег 5х10 м (с) |
14,1 |
13,9 |
13,5 |
13,2 |
13,0 |
||
2 или |
Бег на 3 км (мин, с) |
14,40 |
14,20 |
14,00 |
13,30 |
12,30 |
|
Челночный бег 40 с на площадке 18 м (м) |
155 |
160 |
165 |
175 |
185 |
||
3 |
Подтягивание из виса на высокой перекладине (раз) |
5 |
7 |
9 |
10 |
13 |
|
4 |
Наклон вперед с прямыми ногами стоя на гимнастической скамье (см) |
– 2 |
0 |
6 |
7 |
13 |
|
Испытания (тесты) по выбору |
|||||||
5 |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) |
200 |
210 |
215 |
230 |
240 |
|
Мужчины от 25 до 29 лет |
|||||||
Обязательные испытания (тесты) |
|||||||
1 или |
Бег на 100 м (с) |
15,7 |
15,4 |
15,0 |
14,6 |
13,9 |
|
Челночный бег 5х10 м (с) |
14,5 |
14,2 |
14,0 |
13,6 |
13,4 |
||
2 или |
Бег на 3 км (мин, с) |
15,30 |
15,10 |
14,50 |
13,50 |
12,10 |
|
Челночный бег 40 с на площадке 18 м (м) |
150 |
155 |
160 |
175 |
180 |
||
3 |
Подтягивание из виса на высокой перекладине (раз) |
5 |
7 |
9 |
10 |
12 |
|
4 |
Наклон вперед с прямыми ногами стоя на гимнастической скамье (см) |
– 5 |
0 |
5 |
6 |
10 |
|
Испытания (тесты) по выбору |
|||||||
5 |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) |
200 |
210 |
225 |
230 |
240 |
Таблица 2
Шкала оценивания показателей физической подготовленности
женского контингента студентов
№ п/п |
Тестовые упражнения |
Оценка в баллах |
||||
1 |
2 |
3 бронза |
4 серебро |
5 золото |
||
Женщины от 18 до 24 лет |
||||||
Обязательные испытания (тесты) |
||||||
1 или |
Бег на 100 м (с) |
18,7 |
17,9 |
17,5 |
17,0 |
16,5 |
Челночный бег 5х10 м (с) |
15,0 |
14,8 |
14,5 |
14,1 |
13,4 |
|
2 или |
Бег на 2 км (мин, с) |
12,30 |
11,55 |
11,35 |
11,15 |
10,30 |
Челночный бег 40 с на площадке 18 м (м) |
130 |
140 |
150 |
160 |
170 |
|
3 или |
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (раз) |
5 |
8 |
10 |
15 |
20 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (раз) |
6 |
8 |
10 |
12 |
14 |
|
4 |
Наклон вперед с прямыми ногами стоя на гимнастической скамье (см) |
0 |
5 |
8 |
11 |
16 |
Испытания (тесты) по выбору |
||||||
5 |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) |
150 |
160 |
170 |
180 |
195 |
6 |
Поднимание туловища из положения лежа на спине, ноги закреплены (раз за 1 мин) |
25 |
30 |
34 |
40 |
47 |
Женщины от 25 до 29 лет |
||||||
Обязательные испытания (тесты) |
||||||
1 или |
Бег на 100 м (с) |
19,0 |
18,3 |
17,9 |
17,5 |
16,8 |
Челночный бег 5х10 м (с) |
15,4 |
15,1 |
14,8 |
14,3 |
13,8 |
|
2 или |
Бег на 2 км (мин, с) |
12,30 |
12,10 |
11,50 |
11,30 |
11,00 |
Челночный бег 40 с на площадке 18 м (м) |
120 |
130 |
140 |
150 |
160 |
|
3 или |
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (раз) |
5 |
8 |
10 |
15 |
20 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (раз) |
6 |
8 |
10 |
12 |
14 |
|
4 |
Наклон вперед с прямыми ногами стоя на гимнастической скамье (см) |
0 |
3 |
7 |
9 |
13 |
Испытания (тесты) по выбору |
||||||
5 |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) |
150 |
160 |
165 |
175 |
190 |
6 |
Поднимание туловища из положения лежа на спине, ноги закреплены (раз за 1 мин) |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
Заключение
Для объективного анализа физической подготовленности студентов в период обучения в вузе нами разработана шкала оценивания результатов тестирования основных физических качеств: быстроты, выносливости, силы, гибкости, ловкости для студентов и студенток возрастной группы 18–29 лет. В основу разработки положена интеграция нового комплекса ГТО и программы обучения в вузе на уровне контроля результатов. Учитывая неблагоприятные климатические условия Севера, где расположен вуз, нами расширена шкала оценки введением альтернативных тестовых упражнений: на быстроту – добавлен челночный бег 5х10 м и скоростную выносливость – челночный бег 40 с на площадке 18 м.
Данная система оценки показателей физической подготовленности студентов, разработанная в соответствии с нормативами комплекса ГТО VI ступени и с учетом региональных особенностей Севера, проста и доступна, позволяет тестировать и оценивать отдельные стороны физической подготовленности студентов. Шкалу оценивания показателей физической подготовленности можем предложить для промежуточной аттестации студентов в период зимней и летней сессий, а также для оценки подготовки молодых людей к выполнению нормативов ВФСК ГТО.