Годы после Великой Отечественной войны – это годы быстрого развития психологии физического воспитания и спорта в СССР. Основные если направления, взятые нами за основу исследования, включали изучение: социально-психологических аспектов физического воспитания и спорта, возрастно-психологических особенностей физического воспитания и спорта [7].
Мы провели работу по совершенствованию учебного процесса физического воспитания в высшем учебном заведении с помощью элементов морально-психологического воздействия, которые формируют волевые качества, представленные далее.
Рассматриваем состояние физической подготовленности студентов, во-первых, Сибирского федерального округа, во-вторых, студентов Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнёва на современном этапе. Во всех вузах Сибирского федерального округа хороший и отличный уровень показали около половины студентов, но за три года мониторинга этот показатель несколько снизился (с 2009 по 2012 г.). При этом на 5 % увеличилась доля студентов, имеющих неудовлетворительный уровень [4]. К 2015 г. показатели физической подготовленности студентов аэрокосмического университета были равны показателям 2012 г. высших учебных заведений Сибирского федерального округа.
Гипотеза исследования
Предположительно, что с помощью морально-психологического воздействия будет выстроена более качественная система физического воспитания студентов.
Цель исследования
Необходимо определить эффект влияния элементов морально-психологического воздействия на процесс физического воспитания, а впоследствии на физическую подготовленность студентов Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнёва.
Задачи исследования
? в процессе педагогического эксперимента доказать эффективность волемобилизирующих заданий, применяемых в учебном процессе;
? в процессе совершенствования двигательных навыков уточнить экспериментально положения Т.Т. Джамгарова и А.Ц. Пуни, которые относятся к психологическим аспектам воспитания волевых качеств;
? вывести студентов на более высокий и качественный уровень физической подготовленности на основе морально-психологических приемов моделирования педагогических ситуаций в процессе физического воспитания в университете.
Материалы и методы исследования
Моделирование воспитания волевых качеств личности – это теоретическое расширение двух основных методических линий воспитания воли в процессе физического воспитания:
– первая – это регулярная мобилизация на выполнение установок и заданий;
– вторая – это системное использование специальных, мобилизующих волю заданий и установок [8; 10–12].
Эту модель мы применяли в исследованиях групп дошкольников, школьников, школьников специальной медицинской группы и других групп [1–3], она учитывает положения А.В. Еганова, Ю.Ф. Курамшина, Л.И. Лубышевой, Л.П. Матвеева о нравственном воспитании через физическое воспитание [5; 8; 10; 11; 12], а также современные проблемы и состояние научных исследований в сфере физической культуры и спорта [6; 13; 14; 15].
Наше исследование соотнесено и сочетается с Концепцией федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 г. В ней отмечено то, что определяющим моментом способности гражданина пройти военную службу является состояние его физического здоровья и развития.
В нашем университете это особо актуально, так как студенты нашего учреждения, обучающиеся в военном институте, осваивающие дисциплину «Физическая культура и спорт (элективный курс)» на кафедре физического воспитания, в будущем становятся офицерами запаса (кафедра физического воспитания входит в состав военного института).
Для исследовательских задач мы отметили необходимые положения из федеральной системы подготовки:
– в образовательных учреждениях выполняются недостаточные объемы физической нагрузки на занятиях по физическому воспитанию, мы постарались его сделать оптимальным для каждого студента;
– федеральная система подготовки граждан к военной службе, охватывающая все категории граждан, начиная с дошкольного возраста, в настоящий момент отсутствует, поэтому мы исследовали группы дошкольников, школьников, студентов и спортсменов. В данном случае студентов;
– способность гражданина пройти военную службу зависит от состояния его физического развития и здоровья, данный постулат является определяющим базовым фактором. На это мы обращали пристальное внимание в других и данном исследовании;
– основой указанной системы являются меры, направленные на совершенствование системы спортивных и физкультурных мероприятий, улучшение состояния здоровья граждан, в большинстве наших экспериментальных работ был статистически значимый прирост физических качеств, а в остальных позитивные изменения, но статистически не значимые. В данном исследовании изменения статистически значимые, на что мы укажем далее;
– преемственность программ физического воспитания в учреждениях образования различных типов и видов отсутствует, поэтому данную программу со студентами мы создали из составных элементов программы школьников;
– необходимо работать над увеличением массовости – так как система подготовки граждан к военной службе должна охватывать молодежь, начиная со школьного возраста (физическое развитие и военно-патриотическое воспитание с дошкольного возраста) и наши студенты также являются потенциальными военнослужащими.
Учитывая вышеназванные положения в своей работе по совершенствованию учебного процесса дисциплины «Физическая культура и спорт (элективный курс)», мы также опирались на исследования А.Ц. Пуни и Т.Т. Джамгарова. Данные ученые определили две основные категории трудностей при выполнении физических упражнений: это категория – психологическая (опосредствованная), которая затрудняет двигательную деятельность спортсмена через угнетение его психического состояния, и категория – биодинамическая (непосредственная), возникает при преодолении сопротивления и противодействия физических сил, действующих непосредственно на тело и организм спортсмена.
Психологические трудности возникают при преодолении тех препятствий, которые субъективно воспринимаются как угроза (кажущаяся или реальная) достижению поставленной цели (боязнь проиграть матч в волейбол или баскетбол).
Биодинамические трудности имеют следующие разновидности: технические, физические и тактические.
Технические трудности. Кроме сопротивления мешающих обстоятельств, студент преодолевает еще несогласованность внешних и внутренних сил, старается гармонизировать между ними необходимое взаимодействие.
Физические трудности возникают при действии на студента во время выполнения физических упражнений препятствующих обстоятельств, для преодоления которых требуются значительные, а иногда предельные проявления физических качеств. В нашем исследовании не рассматривались предельные проявления физических качеств, это явление можно наблюдать на Всемирных студенческих играх.
Тактические трудности возникают в тот момент, когда на различных универсиадах (края или области) студенту не хватает опыта для принятия целесообразных решений и согласования своих действий (или своих действий с действиями партнеров в спортивных играх) в изменяющихся условиях деятельности [7].
Педагогическое моделирование элементов морально-психологического воздействия, основанных на данных категориях трудностей, мы применяли в своей экспериментальной работе. Студентам было предложено содержание практической и теоретической подготовки, ориентированной на воспитание волевых качеств личности и сопряженное физическое воспитание, развитие интереса к двигательной активности и повышение эффективности от учебно-тренировочной деятельности.
Проверяя гипотезу, авторы организовали эксперимент в 2015–2016 учебном году на базе Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева со студентами, имеющими до эксперимента одинаковые показатели тестирования физических способностей. Физическая и техническая подготовка испытуемых контролировалась весь период. В исследовании приняло участие 52 человека с одинаковой физической подготовленностью, из которых 26 человек в течение учебного года работали по экспериментальной методике. Студенты 2–3 курсов вышеназванного вуза участвовали в проведении формирующего педагогического эксперимента. На протяжении всего времени эксперимент проводился в одинаковых условиях учебно-тренировочного процесса, это позволило полностью контролировать восстановительные процессы и рост их тренированности, а также уровень физического состояния студенческой молодёжи. С помощью тщательного анализа результатов проводимого педагогического эксперимента были внесены уточнения в ранее разработанные педагогические модели и конкретизированы методические подходы. Используя метод случайной выборки, в контрольную группу включили 26 и в экспериментальную 26 обучающихся юношей.
С учётом средств физического воспитания и специфики их влияния, на личность обучающихся моделировались педагогические ситуации. Приведем примеры содержания и построения педагогических ситуаций с элементами морально-психологического воздействия на занятиях со студентами.
На занятиях по волейболу (баскетболу):
? мы предлагали всем участникам после игры выполнить общефизические упражнения (подтягивание из виса на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, поднятие туловища или ног из положения лежа и другое). Если студенты выполняли, то это – проявление воли (превышение привычных параметров усилий входят в группу определенную Л.П. Матвеевым);
? во время игры подготовленная группа болельщиков эмоционально поддерживает одну и угнетает другую команду. Мы наблюдали поведение угнетаемой команды, а также общий счет игры. Если, несмотря на эмоциональное угнетение, команда выигрывает, то это мы можем охарактеризовать как проявление воли и командного самообладания (психологические трудности по Т.Т. Джамгарову и А.Ц. Пуни).
На занятиях по плаванию создавались следующие модели:
? в подготовительном упражнении «Ныряние» предлагалось на выбор задержать дыхание под водой на 15 секунд или на 30 секунд (усложнение внутренних условий, авторское);
? для умеющих плавать предлагалось на выбор проплыть 25-метровую дистанцию кролем или баттерфляем (усложнение внутренних условий, авторское);
? всем занимающимся предлагается отработка техники плавания или купание без задания (усложнение внутренних условий, авторское);
? предложение проплыть дистанцию с отягощениями (одежда, поплавок, привязанный к ноге, другое) или без отягощений (задание по превышению привычных параметров усилий по Л.П. Матвееву);
? проплыть баттерфляем или упрощенным способом – руки баттерфляем, а ноги брассом (изменение технических параметров выполнения физического упражнения, авторское);
? проплыть, работая только ногами (кролем, баттерфляем, на спине) без плавательной доски или с плавательной доской. Если студенты выбирали более сложное задание, это характеризовалось как проявление воли (усложнение внутренних условий, авторское).
Результаты исследования
и их обсуждение
Мы сопоставляли полученные результаты по пяти показателям: челночный бег 3х10 м (сек); прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см); сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз); подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз) мужчины; поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз).
В начале эксперимента сравнение средних величин по пяти показателям по критерию Стьюдента было статистически не значимо, а на конец эксперимента статистически значимо. Статистически значимый прирост был в экспериментальной группе (см. рис. 1–2).
Рис. 1. Показатели физической подготовленности студентов до эксперимента
Рис. 2. Показатели физической подготовленности студентов после эксперимента
Статистическую значимость различий в «средних» мы определяли на уровне α = 0,05, то есть с достоверностью 95 %. Для вычисления значимости пользовались t-критерием Стьюдента:
,
при этом стандартное отклонение разностей:
Для точного анализа мы определяли дисперсию, среднюю арифметическую, стандартную ошибку разностей и вычисленный t-критерий [9].
Выводы
1. Экспериментально доказана эффективность волемобилизирующих заданий с помощью элементов морально-психологического воздействия.
2. Экспериментально уточнены положения Т.Т. Джамгарова, А.Ц. Пуни, Л.П. Матвеева, касающиеся психологических аспектов воспитания волевых качеств в процессе совершенствования двигательных навыков.
3. Эффект влияния элементов морально-психологического воздействия на процесс физического воспитания студентов характеризовался статистически значимым приростом физической подготовленности с достоверностью 95 %.
4. Обоснованность данной экспериментальной работы является свидетельством того, что именно это экспериментальное воздействие привело к позитивным изменениям физической подготовленности студентов. Экспериментальная обстановка не менялась, у студентов не было страха получить незачет. На начало эксперимента группы были равноценны. Также имеется возможность распространить данную методику и на другие группы и на другие условия.