Вектор развития современной России с ее уникальными возможностями экономического, политического и социального преобразования во многом определен нравственными ориентирами ее граждан, в том числе молодых, что делает проблему воспитания нравственности особенно актуальной. Нравственное воспитание понимается, в частности, как деятельность, направленная на развитие духовно-нравственной сферы личности, создание условий для актуализации имплицитно присущей потенции самосовершенствования растущего человека в процессе практического освоения и преобразования мира.
Однако решение проблемы нравственного воспитания затруднено сложившейся в российском обществе социально-экономической ситуацией. Возникшее противоречие между привычными нравственными нормами и социальной действительностью, негативное влияние реалий социума, СМИ, интернета и т.д. являются причинами серьезных деформаций ценностных ориентаций детей, отрицательно воздействуют на их нравственное становление.
Актуальной для отечественного образования является также проблема поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ) и их интеграции в среду детей с нормативным развитием, обучающимся в общеобразовательной организации. Проблема крайне сложна в решении, так как именно дети с нормативным развитием не готовы к интегративным процессам. Причина кроется в длительном периоде тотальной изоляции детей с особыми образовательными потребностями и детей с нормативным развитием, ввиду того что обучение тех и других происходит в разных образовательных организациях. Негативные последствия раздельного обучения сказываются на протяжении последующей жизни всех детей. Дети с нормативным развитием лишены возможности обретения опыта общения с особыми детьми, проявления к ним доброго, заботливого, понимающего отношения. Значительно затруднена адаптация и социализация детей с ОВЗ.
Заметный вклад в решение проблемы поддержки детей с ОВЗ и их интеграции в среду детей с нормативным развитием был внесен современными учеными и педагогами Г. Банч [1], И.Д. Демаковой [2], Е.Н. Кутеповой [8], Н.Н. Малофеевым [10], Н.М. Назаровой [13], А.А. Наумовым [5], Ф.Л. Ратнер [12], А.Н. Седеговой [5], В.Р. Соколовой [5], М.С. Староверовой [4], А.Ю. Юсуповой [12] и другими. Однако исследовательских работ, посвященных разработке теории и практики организации взаимодействия обучающихся с разным социальным статусом из разных общеобразовательных организаций на постоянной, систематической основе в течение нескольких лет обучения как средства достижения эффективности нравственного воспитания, практически нет.
Сложная ситуация развития образования в современной России требует поиска инновационных подходов, новых технологий, средств, методов и форм воспитательной работы, адекватных требованиям времени. Одним из таких средств, как показали результаты исследования, является организация деятельности младших подростков с нормативным развитием по поддержке детей с ОВЗ. Деятельность как средство нравственного воспитания подразумевает вид активности, педагогически ориентированной на осознание младшими подростками сущности нравственных понятий и ценностей, получение личного опыта гуманного отношения и взаимодействия с детьми с ОВЗ. Она организована в процессе интеграции общеобразовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ОВЗ. Деятельность направлена на создание развивающей среды, способствующей становлению нравственных качеств личности младших подростков (в соответствии с факторами возрастной сензитивности для нравственного развития), а также решению проблемы социальной реабилитации детей с ОВЗ.
Ребенок с ОВЗ – это ребенок, имеющий недостатки в физическом и (или) психическом развитии, нуждающийся в создании специальных условий (в том числе и на основе постоянного систематического взаимодействия с детьми с нормативным развитием) для получения образования, социализации и адаптации в открытом социуме. Младшие подростки взаимодействовали с детьми с нарушениями слуха и зрения, речевыми дисфункциями, изменениями опорно-двигательного аппарата, отсталостью умственного развития, задержкой психического развития, комплексными нарушениями и т.д.
Методологической основой разработки методики организации деятельности младших подростков по поддержке детей с ОВЗ являются деятельностный, аксиологический, событийный, ситуационный и средовой подходы, что дало педагогам возможность организовать эту деятельность:
– с пониманием человека как высшей ценности общества и цели социального развития вне зависимости от различий между людьми;
– с учетом личностной ориентированности младших подростков;
– системно, то есть целостно, во взаимосвязи всех ее элементов, во взаимосвязи с окружающей средой;
– с пониманием негативного характера воздействия разделения детей с различными образовательными возможностями на младших подростков и необходимости воспитывать их нравственно в деятельности, имеющей альтруистическую ориентацию на ценности заботы, добра, понимания, принятия и поддержки другого;
– с целью обогащения эмоциональной сферы и последующей трансформации эмоциональных переживаний младших подростков (в соответствии с логической последовательностью: «переживание – потребность и мотив – действие – деятельность»);
– с учетом развивающей функции со-бытия, определяющего развитие личности в просоциальном направлении;
– с готовностью к решению спонтанно возникающих задач в режиме постоянно и неожиданно меняющихся ситуаций и т.д.
Понятие «деятельность» с позиций деятельностного подхода (К.Л. Берталанфи, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, В.А. Караковский, В.А. Лекторский, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, С.Л. Рубинштейн, Н.Л. Селиванова, В.А. Сластенин, Д.И. Фельдштейн, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин и др.) рассматривается как «восхождение к субъектности» (М.С. Каган) [6, с. 17], как система процессов, «осуществляющих отношение субъекта к действительности» (А.Н. Леонтьев) [9, с. 202], как «способ, условие и форма существования, постоянного развития человека» (Д.И. Фельдштейн) [14, с. 9], как «специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру» (Э.Г. Юдин) [17, с. 266–267].
Аксиологический подход (В.П. Бездухов, М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, Б.С. Братусь, В.И. Водовозов, Л.С. Выготский, М.С. Каган, П.Ф. Каптерев, А. Лэнгле, В.Н. Мясищев, Н.Д. Никандров, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский и др.) видит в человеке высшую ценность общества, цель социального развития и, что нам особенно важно, вне различий между людьми – ни по социальному статусу, ни по развитию, ни по возможностям здоровья. Опираясь на положения подхода, мы утверждаем, что деятельность младших подростков по поддержке детей с ОВЗ «содействует более полному развертыванию специфически человеческих способностей» и «поддерживает жизнь» (Э. Фромм) [15, с. 286], делает значимым для личности ее умение отдавать, дарить ценности миру, окружающим людям (А.Г. Маслоу). При этом мы имеем в виду справедливость данных утверждений в отношении и младших подростков с нормативным развитием, и детей с ОВЗ. Специфика применения аксиологического подхода к организации педагогами работы младших подростков с особыми детьми состоит в формировании ценностных ориентаций подростков, просоциальной направленности, осознания ими ценности жизни, здоровья, здорового образа жизни.
Важно подчеркнуть особую роль эмоций в процессе принятия и усвоения личностью ценностей (С.Ф. Анисимов, Б.С. Братусь, В.А. Петровский и др.), когда жизнь рассматривается как поиск, принятие человеком ценностей, которые, интериоризируясь посредством эмоций в нравственную сферу личности, преобразуют ее. В.А. Петровский выделяет два аспекта «эмоционального развития» личности, важных в контексте нашего исследования: «восхождение человека к эмоциональной сложности и установление его эмоциональной общности с другими людьми» [11, с. 414]. По нашему мнению, участие в деятельности по поддержке детей с ОВЗ, во-первых, способствует обретению младшими подростками опыта познания, переживания и действия, значимого не только для них, но и для других – детей с ОВЗ, педагогов, родителей и т.д.; во-вторых, развитию сочувствия, сопереживания, эмпатии. Участие в деятельности младших подростков по поддержке детей с ОВЗ дало возможность восприятия, осознания и принятия взрослыми и детьми отношения к миру, определенного А. Швейцером как «благоговение перед жизнью» [16].
Деятельность младших подростков с нормативным развитием по поддержке детей с ОВЗ с позиции событийного подхода (Д.В. Григорьев, В.А. Караковский, А.С. Макаренко, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.И. Слободчиков и др.) рассматривается как педагогический процесс, представляющий собой структурированное, основанное на определенных принципах, управление динамикой нравственного воспитания младших подростков через организацию и свершение определенных событий в жизни подростков. Встреча с Другим – ребенком с ОВЗ – есть со-бытие, значимое для младшего подростка, во многом определяющее его развитие. Значимо оно и для особого ребенка.
Встречи с детьми с ОВЗ в нашем опыте всегда были связаны с сильным эмоциональным переживанием младших подростков, поэтому, согласно утверждению П.Ф. Каптерева [7, с. 148] о необходимости «нравственного закаливания», мы принимали событийность «с любым знаком, как положительным, так и отрицательным».
Организационно-технологической основой организации деятельности младших подростков по поддержке детей с ОВЗ выступила методика педагогики заботы И.П. Иванова [3], в которой понятие «заботливое, гуманистическое отношение» рассматривается как системное личностное образование. В качестве цели-ориентира воспитания в теории И.П. Иванова особо актуальна для нас идея деятельности по бескорыстному улучшению жизни людей.
Для определения критериев эффективности процесса нравственного воспитания младших подростков в деятельности по поддержке детей с ОВЗ мы следующим образом раскрыли содержательную сущность компонентов нравственной воспитанности:
– когнитивно-смысловой компонент (знания) (понимание сущности нравственных категорий, осознанность восприятия самого себя и других людей, в том числе детей с ОВЗ);
– эмоционально-ценностный компонент (отношения) (выраженность свойств личности, определяющих зрелость и сформированность просоциальных устремлений, принятие нравственных ценностей, уровень самооценки);
– деятельностно-поведенческий компонент (деятельность) (доминирующий стиль поведения, стремление и способность к сотрудничеству, сформированность умений, привычек, поступков, основанных на бескорыстном стремлении к совместной деятельности на благо других людей).
Целевым педагогическим приоритетом организации деятельности младших подростков явилось создание универсальной воспитывающей и развивающей среды как для младших подростков с нормативным развитием, осуществляющих поддержку детей с ОВЗ, так и особых детей (с целью социализации и реабилитации их здоровья).
Основная цель опытно-экспериментальной части исследования состояла в эмпирической проверке эффективности процесса нравственного воспитания младших подростков в деятельности по поддержке детей с ОВЗ. При организации данной деятельности прослеживалась логическая связь взаимодействия младших подростков и особых детей с преподаванием предметов гуманитарного цикла, предмета «Технология», внеурочной и внеклассной деятельностью.
Занятия гуманитарного цикла (теоретическое направление) проводились по 1 часу в неделю по предмету «Технология», кружка «Умелые руки» (практическое направление) по 2 часа, КТД, классные часы (коммуникативное направление) по 1 часу в неделю. Занятия для младших подростков по изготовлению развивающих игрушек, способствующих развитию определенных физических и психических качеств особых детей, проводились в группах по 12–15 человек, для девочек и мальчиков отдельно. В организации взаимодействия с детьми с ОВЗ в рамках предусмотренного вариативного направления проводились в дополнительное время КТД-встречи, необходимость в которых возникала спонтанно и требовала оперативности и импровизации.
В рамках реализации теоретического направления (гуманитарного цикла) «Грамматика этики и нравственности» педагогами была организована деятельность младших подростков по углубленному изучению понятийного аппарата нравственности, сущности нравственных явлений, проблем нравственности на уроках гуманитарного цикла с учетом воспитательного потенциала общеобразовательных предметов и внеурочной работы. Этика отношений и поведения как составляющие этической культуры изучались на занятиях, объединенных темами:
– в 5 классе (первый год) – «Быть воспитанным – что это значит?», «Этика и этикет», «Об умении думать о других», «До дружбы надо вырасти»;
– в 6 классе (второй год) – «Правила вежливого человека», «Этикет в твоей жизни», «Добру откроется сердце», «Об умении понять другого».
На занятиях теоретического направления педагоги использовали различные формы и методы: беседы, анализ ситуации, анализ художественных текстов, инсценирование, творческие задания, различные виды игр, упражнения на взаимодействие и др.
Реализация практического направления предполагала изготовление младшими подростками развивающих игрушек на занятиях по предмету «Технология», в творческих сообществах, кружках, объединенных темой добра и помощи нуждающимся особым детям:
– в 5 классе (первый год) – «Цветик-семицветик» (по одноименному произведению В.П. Катаева);
– в 6 классе (второй год) – как продолжение и развитие темы – «Радуга добрых дел».
Младшие подростки экспериментальной группы под руководством учителей технологии изготавливали развивающие игрушки для детей с ОВЗ по специальным разработкам ученых-дизайнеров [19, 20]. Игрушки обладают ярко выраженным реабилитационным эффектом и способствуют не только преодолению детьми с ОВЗ недугов, но также их социализации, адаптации посредством игровых форм.
Реализация коммуникативного направления, связанная с выстраиванием взаимодействия младших подростков с особыми детьми из организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ОВЗ, проходила в форме подготовки и проведения КТД, объединенных темой «Встреча друзей»:
– в течение первого года: КТД «Давайте познакомимся!», «Долгожданная встреча», «Новогодняя сказка», «Защитники Отечества», «Праздник весны», «Морская душа», «Голубые дали»;
– в течение второго года: КТД «Волшебный калейдоскоп», «Приходите в гости к нам», «Новогодний сюрприз», «С Днем Защитника Отечества!», «Первый весенний праздник», «Первым делом, первым делом – самолеты!», «Солнечный денек».
Для достижения эффективности нравственного воспитания подростков с нормативным развитием применялись современные активные и интерактивные формы, методы и методики, было обеспечено психологическое сопровождение всех участников деятельности, рефлексия младших подростков в ходе занятий, мероприятий и после них, обеспечивалось общественное признание результатов.
Достижение эффективности нравственного воспитания в деятельности младших подростков по поддержке детей с ОВЗ также потребовало специальной подготовки педагогов к организации указанной деятельности с учетом ее специфики, связанной с взаимодействием детей в интегративном процессе. Целью предварительной подготовки являлось совершенствование профессиональных компетенций педагогов и формирование новых компетенций, необходимых для осуществления организации деятельности младших подростков по поддержке детей с ОВЗ, исчерпывающая характеристика которых дана в том числе в практико-ориентированной монографии Е.А. Ямбурга [18]. Результатом подготовки педагогов стало совершенствование следующих компетенций:
– готовности к использованию полученных теоретических и практических знаний при организации деятельности младших подростков по поддержке детей с ОВЗ;
– знания особенностей и специфики психического развития детей с ОВЗ, особенностей взаимодействия с ними;
– способности организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие младших подростков и детей с ОВЗ;
– способности продемонстрировать практические навыки обучения младших подростков конструктивным способам межличностного взаимодействия с учетом особенностей взаимодействия с детьми с ОВЗ;
– способности формировать благоприятный психологический климат взаимодействия младших подростков и детей с ОВЗ;
– способности эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательных организаций по вопросам организации деятельности младших подростков по поддержке детей с ОВЗ;
– готовности к эффективному взаимодействию с организациями и общественностью с целью достижения результативности организации деятельности младших подростков по поддержке детей с ОВЗ;
– способности использовать возможности информационных технологий для решения задач организации деятельности младших подростков по поддержке детей с ОВЗ;
– способности искать и находить возможности финансирования деятельности младших подростков по поддержке детей с ОВЗ.
Было предусмотрено проведение консультативной, профилактической и просветительской работы с семьями разных групп детей.
С целью выявления специфики изменений в нравственной сфере младших подростков с нормативным развитием, динамики уровня их нравственной воспитанности в процессе организации деятельности младших подростков по поддержке детей с ОВЗ был разработан и применен критериально-диагностический инструментарий оценки уровня их нравственной воспитанности, представленный в таблице.
Критериально-диагностический инструментарий оценки уровня нравственной воспитанности младших подростков (когнитивно-смысловой, эмоционально-ценностный и деятельностно-практический компоненты) по критериям и показателям
Критерии |
Показатели (по уровням нравственной воспитанности) |
Методический инструментарий |
|
Понимание сущности нравственных категорий |
Высокий – правильное понимание сущности нравственных категорий |
Методика диагностики сформированности нравственных понятий (опрос «Нравственные понятия») |
|
Средний – приблизительное понимание сущности нравственных категорий |
|||
Низкий – слабое представление о сущности нравственных категорий |
|||
Осознанность восприятия самого себя и других людей, в том числе детей с ОВЗ |
Высокий – наличие положительных единиц высказывания |
Контент-анализ опросов «Незаконченное предложение», «Для кого я делаю коррекционные игрушки?», сочинений «Мое отношение к ребенку с ОВЗ» |
|
Средний – наличие нейтральных единиц |
|||
Низкий – наличие отрицательных единиц высказывания |
|||
Выраженность свойств личности, определяющих зрелость и сформированность просоциальных устремлений |
Высокий. Фактор А (добросердечность) Фактор С (эмоциональная устойчивость) Фактор Е (доминантность) Фактор G (обязательность) Фактор H (социальная смелость) Фактор Q3 (cамоконтроль) |
Двенадцатифакторный стандартизированный личностный опросник Р.Б. Кеттела (подростковый вариант, адаптированный) |
|
Средний. Значения усредненного статуса |
|||
Низкий. Фактор А (отчужденность) Фактор С (эмоциональная неустойчивость) Фактор Е (подчиненность) Фактор G (безответственность) Фактор H (социальная робость) Фактор Q3 (импульсивность) |
|||
Принятие нравственных ценностей |
Высокий – приоритет общечеловеческих ценностей |
Методика выявления ценностных ориентаций «Цветик-семицветик» (приоритеты, мечты и желания, загаданные для себя и других) |
|
Средний – приоритет пожеланий доброго и хорошего для школы, класса, друзей, родных и близких |
|||
Низкий – приоритет эгоистических установок |
|||
Уровень самооценки |
Уровень притязаний |
Высокий – оптимальный уровень |
Методика исследования самооценки человека по его жизненным конструктам (адаптация методики Т.В. Дембо и С.Л. Рубинштейна) |
Средний – норма, реалистичный уровень |
|||
Низкий – заниженный, индикатор неблагополучного развития личности |
|||
Высота самооценки |
Высокий – адекватная самооценка |
||
Средний – норма, реалистичная самооценка |
|||
Низкий – заниженная либо завышенная самооценка |
|||
Доминирующий стиль поведения, стремление и способность к сотрудничеству |
Высокий. Сотрудничество |
Методика «Самооценка направленности контакта» (по К. Томасу) – доминирующий стиль поведения |
|
Средний. Приспособление, компромисс |
|||
Низкий. Соперничество, избегание (уход) |
|||
Сформированность умений, привычек, поступков, основанных на бескорыстном стремлении к совместной деятельности на благо других людей |
Высокий. НЗ – деловая направленность (на задачу) |
Методика исследования самооценки человека по его жизненным конструктам (адаптация методики «Направленность личности» – ориентационной анкеты по В. Смейкалу и М. Кучеру) |
|
Средний. ВД – коллективная направленность (на взаимные действия) |
|||
Низкий. НС – личностная направленность (на себя) |
Формирующий этап эксперимента проводился в рамках разработки и апробации пилотного проекта «Нравственное развитие учащихся в процессе создания ими развивающей среды для детей с ОВЗ» на базе МОУ г. Астрахани «Гимназия № 1» (ФЭП при ИПОП «Эврика», г. Москва). Проект «Нравственное воспитание учащихся 5–9 классов в процессе создания ими развивающей среды для детей с ОВЗ» проходил экспертизу в ИПОП «Эврика». Экспертами были д.п.н., профессор Н.Л. Селиванова, д.п.н., профессор Е.А. Ямбург. Позже в эксперименте принял участие ряд других общеобразовательных организаций г. Астрахани и Астраханской области. Экспериментом было охвачено 213 обучающихся 5–6 классов общеобразовательных организаций г. Астрахани и области.
Полученный фактический материал и сопоставление результатов контрольной и экспериментальной групп подтвердил предположение о положительном влиянии деятельности по поддержке детей с ОВЗ на уровень нравственной воспитанности младших подростков с нормативным развитием. Проявления доброты, альтруизма, заботливости как устойчиво сформированных отношений к миру, людям наблюдались в большей степени у подростков экспериментальной группы. Опыт участия в деятельности по поддержке особых детей способствовал появлению новообразований в нравственной сфере младших подростков, формированию сострадательно-понимающего отношения к инвалидам-взрослым, родственникам, нуждающимся в помощи людям. Младшие подростки, ставшие субъектами своей деятельности, проявляли самостоятельность, задумывались о смысле собственной жизни во благо других людей, выражая свои чувства, переживания, обобщения в философских категориях: «жизнь», «цель жизни», «ценность жизни». В процессе нравственного воспитания младшие подростки экспериментальной группы в большей степени преодолели свойственный их возрасту поверхностный характер формируемых нравственных понятий: они стали различать проявление воли и упрямство, социальное взросление и внешнюю браваду и т.д. Особенно остро они стали осознавать ценность здоровья и ЗОЖ, связывать эти понятия с усилиями самого человека для его сохранения и поддержания.
Участие в деятельности по поддержке детей с ОВЗ дало младшим подросткам экспериментальной группы возможность свободного определения ее содержания, форм и методов; межвозрастного взаимодействия, когда старшие выполняли функции наставников и помощников педагогов. Коллективный совместный труд, межвозрастное общение, возможность ротации используемых и освоения новых социальных ролей способствовали обогащению индивидуального и коллективного сознания младших подростков с нормативным развитием.
Показателем положительных изменений в нравственной сфере младших подростков, отнесенным к деятельностно-поведенческому компоненту, было отношение к изготовлению развивающих игрушек. В начале эксперимента (до встреч с детьми с ОВЗ) часть подростков проявляла отчужденное отношение к проблемам детей с ОВЗ. После начала взаимодействия с особыми детьми положение изменилось: младшие подростки стали проявлять заинтересованность и креативность при изготовлении игрушек. Так, после одного из первых посещений детей с ОВЗ младшие подростки предложили устранить такой, по их мнению, недостаток игрушки «Клоун-эспандер», как отсутствие у клоуна ног («Как же мы такого клоуна подарим нашим детям?»). Улучшилось качество развивающих игрушек: их стали делать более аккуратно, старательно, с душой. Подростки стали создавать собственные, авторские игрушки.
Педагоги и психологи организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ОВЗ, отметили, что положительным результатом осуществленной деятельности стало улучшение эмоционального настроя особых детей, состояния их здоровья. Произошли позитивные изменения в их социализации, стала более успешной социальная адаптация.
Таким образом, деятельность по поддержке детей с ОВЗ способствовала разносторонним личностным изменениям младших подростков с нормативным развитием, познанию ими жизненно важных ценностей и смыслов, росту нравственного сознания. Деятельность младших подростков по поддержке детей с ОВЗ, аккумулировавшая предшествующий и современный опыт практики воспитания, явилась примером создания эффективных условий для нравственного воспитания обучающихся с учетом реалий современной ситуации образования.