Информатизация всех сторон жизнедеятельности общества и, в частности, образования усиливает значимость формирования информационной компетентности обучающегося на всех уровнях образования.
Совет Европы среди ключевых компетенций определил компетенцию, связанную с «возрастанием информатизации общества». Причем содержание названной компетенции не ограничивается только применением информационных технологий, но включает критическое отношение к информации, «распространяемой массмедийными средствами и рекламой». Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) технико-технологических направлений подготовки бакалавров в качестве результатов обучения определяют требования к информационной компетентности выпускника. В частности, ФГОС ВО по направлению 22.03.02 «Металлургия» раскрывает информационную компетентность через «способность использовать информационные средства и технологии для решения задач, возникающих в ходе профессиональной деятельности» (ПК-8) [9]. Анализ профессиональных задач выпускника, освоившего программу бакалавриата названного направления подготовки в соответствии с видами профессиональной деятельности, показывает востребованность информационной компетентности для задач научно-исследовательской деятельности:
- при выполнении литературного и патентного поиска, подготовке технических отчетов, информационных обзоров, публикаций;
- при изучении научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования.
Для задач организационно-управленческой деятельности информационная компетентность специалиста необходима для организации информационного обеспечения производства, труда и управления, составление необходимой технической и нормативной документации.
Определенная во ФГОС ВО общекультурная компетенция ОК-3 как «способность к коммуникации в установленных письменных формах…» также имеет отношение к информационной компетенции бакалавра т.к. коммуникация в настоящее время, как правило осуществляется с использованием ИТ.
В проектно-аналитической деятельности бакалавра востребованы компетенции:
- ПК-8 – способность использовать информационные средства и технологии при решении задач, возникающих в ходе профессиональной деятельности;
- ПК-9 – готовность проводить расчеты и делать выводы при решении инженерных задач. Несомненно, что расчеты осуществляются с использование специальных пакетов.
Для задач проектно-технологической деятельности информационная компетентность бакалавра востребована при сборе информации для технико-экономического обоснования модернизации и реконструкции необходимого оборудования, а так же при использовании стандартных и специальных программных средств при проектировании (ПК-15).
Образовательный процесс подготовки бакалавров направления 22.03.02 «Металлургия» в контексте формирования информационной компетентности бакалавров ориентируется на названные выше требования к уровню формирования информационной компетентности. Однако анализ организации образовательного процесса по дисциплинам информационного цикла не позволяет рассчитывать на достижение целей информатизации образования, о которых оптимистично говорила И.В. Роберт в конце прошлого столетия в контексте методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации» [7].
Решение названной проблемы повышения уровня сформированности информационной компетентности возможно через модернизацию образовательного процесса на уровне бакалавриата или развитие информационной компетентности в условиях магистратуры. В данной статье обсуждается второй путь.
Раскрывая родовое понятие компетентности, будем определять её как деятельностную, динамическую, личностную характеристику (присвоенную компетенцию), которая проявляется в деятельности и обеспечивает уровень ее продуктивности [6].
Информационная компетентность как родовидовое понятие обладает всеми свойствами родового понятия, главным из которых является обеспечение продуктивности деятельности в ее определенной сфере, и конкретизирует эту сферу и задачи субъекта деятельности в ней.
Анализ научно-педагогической литературы показывает, что в настоящее время не сложилось четкое понимание информационной компетентности. В частности, С.А. Стариков, рассматривая понятие информационной компетентности студентов и пути её формирования, определяет информационную компетентность студента как совокупность знаний и умений качественно работать с информацией на базе ИКТ [8].
Глоссарий Федеральных государственных стандартов [2] определяет информационную компетентность как «способность и умение самостоятельно искать, отбирать, обрабатывать и передавать информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий». Здесь необходимо отметить, что представленные выше определения отмечают и раскрывают содержание ее деятельностной компоненты, опуская ее важнейшие характеристики: мотивационно-ценностную и рефлексивно-оценочную. Считаем обоснованным развернутое понимание смысла информационной компетентности, данное О.Н. Ионовой [3].
Автор выделяет ряд важных характеристик информационной компетентности: во-первых, отмечая интегративный характер информационной компетентности в качестве ее структурного компонента, ученый рассматривает системные знания и умения. Во-вторых, способы деятельности, сформированные на основе приобретенного ранее опыта в сфере ИКТ и позволяющие решать нестандартные задачи, а также задачи в условиях неопределенности с использованием ИК, включаются в деятельностный компонент рассматриваемой компетентности. В-третьих, важным, с нашей точки зрения, в рамках рассматриваемой в статье проблемы является отмечаемая О.Н. Ионовой способность к развитию информационной компетентности. Это не только определяет динамический характер информационной компетентности, но и её способность удовлетворять требованиям научности, адаптируясь в своем развитии под новый уровень развития ИКТ и соответствующих технических средств. К выделенным компонентам информационной компетентности как интегративной личностной характеристики субъекта деятельности необходимо добавить мотивационно-ценностный и рефлексивно-оценочный компоненты, непосредственно раскрывающие её деятельностный и динамический характер.
Мотивационно-ценностная компонента информационной компетентности определяет ценностное отношение к информации в целом и запускает деятельность по отбору, переработке, трансформации её, в том числе и по генерированию новой информации для решения нестандартных задач.
Рефлексивно-оценочный компонент информационной компетентности позволяет осознать субъекту информационной деятельности её продуктивные способы, закрепить их в дальнейшем развитии.
Определившись с сущностью и структурой информационной компетентности бакалавра, перейдем к проблеме её развития при переходе от бакалавриата к магистратуре.
Анализ дисциплин информационного блока учебного плана технико-технологического направления подготовки бакалавров показывает ряд проблем в организации образовательного процесса, ориентированного на формирование информационной компетентности.
Организационная проблема состоит в сосредоточенности обучения информационным технологиям в одной-двух дисциплинах профессиональной подготовки, как правило, в первых семестрах, что не позволяет выйти на должный уровень сформированности информационной компетентности.
Содержание учебной программы по информатике включает в большей части академические знания, практически не востребованные в настоящее время в противовес недостаточной подготовки в использовании новых пакетов программного обеспечения. Исследователи проблем формирования информационной компетентности студентов технического вуза отмечают, в частности, необходимость использования пакетов свободного программного обеспечения и дополнительных прикладных программ [4]. Распоряжение № 2299-р от 17 декабря 2010 г. Правительства РФ «О плане перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения (2011–2015 гг.)» усиливает требования к компетентности в области использования информационных технологий, в том числе и пакетов свободного программного обеспечения, и составляет нормативную базу этой деятельности.
Задачам развития информационной компетентности бакалавров в условиях магистерской подготовки отвечают программы подготовки магистров по прикладной информатике, ориентированные на сферу будущей деятельности выпускника магистратуры.
Сохранение конкурентоспособности металлургического предприятия зависит в определенном смысле от использования передовых информационных технологий. Сравнение задач, решаемых в рамках обучения бакалавров и задач, стоящих перед металлургическим предприятием, показывает их существенное различие. Дисциплины информационного цикла в учебном процессе профессиональной подготовки бакалавров ориентируются на обеспечение потребностей в использовании информационных технологий дисциплин учебного плана, которые в малой степени схожи с задачами реальной производственной деятельности. Развитие информационной компетентности магистра ориентируется на его профессиональную сферу и предстоящую деятельность.
При подготовке магистров к проектной деятельности значимыми являются общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Ниже представлено соотношение формирующихся компетенций и соответствующих им дисциплин:
- способность исследовать современные проблемы и методы прикладной информатики и научно-технического развития ИКТ (ОПК-3), формирующихся в дисциплинах «Методология науки и техники», «Информационное общество и проблемы прикладной информатики»;
- способность исследовать закономерности становления и развития информационного общества в конкретной прикладной области (ОПК-4), развитие которой осуществляется в дисциплинах «Методология научно-исследовательской работы», «Методология экспериментальной части диссертационного исследования»;
- способность на практике применять новые научные принципы и методы исследований (ОПК-5), формирующихся в дисциплинах «Системы поддержки принятия решений» и «Моделирование и оптимизация технологических процессов»;
- способность к профессиональной эксплуатации современного электронного оборудования в соответствии с целями основной образовательной программы магистратуры (ОПК-6), развитие которой осуществляется в дисциплине «Перспективные направления прикладной информатики».
Информационная компетентность бакалавра, обеспечивающая продуктивность проектной деятельности, интегрирует в себя профессиональные компетенции:
- способность применять современные методы и инструментальные средства прикладной информатики для автоматизации и информатизации решения прикладных задач различных классов и создания ИС (ПК-11), формирующихся в дисциплинах «Актуальные проблемы металлургического производства», «Автоматизированные системы управления технологическими процессами»;
- способность проектировать архитектуру и сервисы ИС предприятий и организаций в прикладной области (ПК-12), развитие которой осуществляется в дисциплине «Проектирование информационных систем»;
- способность проектировать информационные процессы и системы с использованием инновационных инструментальных средств, адаптировать современные ИКТ к задачам прикладных ИС (ПК-13), формирующейся в дисциплине «Информационные технологии в металлургии»;
- способность принимать эффективные проектные решения в условиях неопределенности и риска (ПК-14), развитие которой осуществляется в дисциплинах «Системы поддержки принятия решений» и «Проектирование информационных систем» [10].
Опираясь на технологию обратного дизайна (Baskword Design), определяющего процесс проектирования профессиональной подготовки через реализацию этапов: целеполагание в соответствии с формируемыми компетенциями; выбор и обоснование диагностического аппарата измерения результатов обучения; определение содержания образования, а также технологии реализации обоснованно выбранного содержания для формирования компетенций [1].
Выбор и обоснование диагностического аппарата для определения уровня сформированности информационной компетентности магистранта для осуществления проектной деятельности сопряжены с разработкой фонда оценочных средств (ФОС). ФОС по определению представляет собой документы и материалы, входящие в состав ОПОП, предназначенные для установления факта соответствия (или несоответствия) степени и качества подготовки обучающихся запланированным результатам обучения и результатам освоения ОПОП и включает в себя традиционные средства (опрос, тесты, контрольные работы) для оценки сформированности знаниевой компоненты компетентности и средства, позволяющие оценивать операционально-деятельностную компоненту компетентности (комплексные задания в виде case stady).
Переходя к проектированию содержания образования, обеспечивающее формирование информационной компетентности магистра по программе «Прикладная информатика в металлургии», использовался интегративный подход и порожденный им принцип бинарности, означающий направленность формируемой информационной компетентности на конкретную профессиональную сферу, в нашем случае на деятельность на металлургическом предприятии. Интеграция представляет собой сочетание специальной профессиональной подготовки бакалавра и подготовки в сфере ИТ [5].
Следуя вышесказанному, в учебный план магистерской подготовки включена такая дисциплина, как «Информационные технологии металлургии», выполняющая интегрирующую роль, а дисциплины «Актуальные проблемы металлургического производства» и «Перспективные направления прикладной информации» позволят уменьшить дефицит знаний и компетенций для магистрантов, имеющих разные направления бакалаврской подготовки. Однако важным условием достижения планируемых результатов обучения магистрантов по программе 09.04.03.03 «Прикладная информатика в металлургии» является её жесткая практико-профессиональная направленность при достаточном уровне фундаментальной подготовки обучающихся. Определяя эффективную технологию для формирования информационной компетентности магистрантов, считаем, что предпочтительной технологией является проектная технология, позволяющая реализовать многовариантность конечного продукта с учетом специфики конкретного предприятия в контексте информатизации и автоматизации.
Формирование и развитие компетентности предполагает мониторинг этого процесса с помощью специального диагностического инструментария. Учитывая, что информационная компетентность является деятельностной личностной характеристикой субъекта, её формирование и оценку этого процесса целесообразно осуществлять в деятельностной форме.
С точки зрения авторов этой статьи, для диагностики информационной компетентности целесообразно использовать кейсовые задания, связанные с решением информационных задач в разных образовательных областях по ходу процесса профессиональной подготовки.