Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

BASES OF FORMATION OF MUSICAL-AESTHETIC CULTURE OF PERSONALITY IN THE DOMESTIC AND FOREIGN PEDAGOGICAL EXPERIENCE

Medved E.I. 1
1 Moscow City Pedagogical University Institute of Culture and Arts
This article examines the formation of musical-aesthetic culture of personality in the domestic and foreign pedagogical experience how diverse the process of musical education of the younger generation. The article reflects the results of the research work. held at the Moscow city pedagogical University in the framework of the state program of Moscow «Capital education» for 2012–2016 on the topic «research and development of Professionally-oriented training of bachelors of social and cultural activities for aesthetic education of children». One of the topics of research were the development of the textbook «Musical aesthetic bachelors of social and cultural activities for aesthetic education of children». In this the importance given to the content, forms and methods of musical and aesthetic identity formation This section of the research completed at the Department of socio-cultural activities of the Institute of culture and arts, Moscow state pedagogical University.
musical culture
musical and aesthetic culture
aesthetic value. aesthetic education
art education
musical – aesthetic education

Формирование основ музыкально-эстетической культуры студентов – будущих профессионалов социально-культурной деятельности невозможно без изучения теоретических основ эстетической культуры личности, а также без анализа опыта в педагогике и философии сформировавшегося на различных исторических этапах общества. И в настоящее время культура рассматривается как одна из важнейших сторон в характеристике человека современного общества [5, с. 30].

Выдающийся деятель отечественной науки Д.С. Лихачев говорил о том, что культура, как огромное целостное явление, делает людей народом, нацией.

Современные научные подходы к формированию музыкально-эстетического воспитания молодежи рассмотрены в исследованиях Т.И. Баклановой, Э.И. Медведь, Н.И. Опариной и многих других ученых [10, 11].

В их трудах, с одной стороны, культура рассматривается как эффективный фактор созидания и совершенствования нашего многополярного мира. С другой стороны, являясь инструментом самопознания человека, формирует в нем личность и способствует становлению его общей культуры, что и прослеживается в целостной системе педагогического процесса и музыкально-эстетического воспитания [11, с. 14].

В то же время без исследования богатого опыта в философии и педагогике невозможно совершенствование формирования музыкально-эстетической культуры личности. Эстетический и музыкальный виды деятельности делают музыкально-эстетическое воспитание одним из основополагающего целенаправленного и целостного формирования чувства уважения, понимания богатств и ценностей мировой культуры. В то же время музыкально-эстетическое воспитание обучает культуре восприятия музыкального искусства во всем его многообразии [1, с. 2].

В системе музыкально-эстетического воспитания могут формироваться индивидуальные эстетические и музыкально-творческие способности. И только целенаправленное вовлечение в музыкально-творческую деятельность, а также эстетико-воспитательное воздействие, опирающееся на требования жизни общества, на интересы личности, способно развить музыкально-эстетические понятия, способности восприятия музыкального искусства, его красоты и красоты окружающего мира, а также эстетического творчества [3, 4]. Сам же процесс деятельностного социокультурного саморазвития молодого человека лежит в системе музыкально-эстетического воспитания, так как в этом процессе личность творчески развивается, впитывая в себя ценности мировой музыкальной культуры, являющейся непосредственной основой формирования музыкально-эстетического воспитания.

В далекие древние времена идеи музыкально-эстетического воспитания были связаны с мифологией. Большее значение отводилось музыке как одному из ведущих средств воспитания. Формирование гармонически развитого человека являлось целью эстетического воспитания. Античная культура дала дальнейшее развитие эстетическим идеям, в том числе первым представлениям об организации и проведении эстетического воспитания. Именно в античные времена частью воспитания и образования человека стало музыкальное воспитание. И тот человек, который получал воспитание при помощи мусического воспитания, то есть искусства, был человек «образованный», считался по-гречески «мусический» [6, с. 6].

Среди обязательных элементов в период античности в эстетическом воспитании можно отметить изучение музыки, пения, а также обучение игре на музыкальном инструменте. В рассматриваемый период прослеживается четкая связь нравственного и умственного развития с эстетическим. Мыслители античности главнейшими проблемами эстетики сформулировали вопрос об отношении эстетического сознания к действительности, о природе искусства, о сущности творческого процесса, о месте искусства в жизни общества. Именно они разработали основу теории эстетического воспитания [10, с. 15].

Во времена древнего Рима идея практической полезности превалировала над идеей формирования гармонически развитой личности. На первое место было выдвинуто ораторское искусство. Квинтилиан, Плутарх, Цицерон, отдававшие большое значение природным способностям детей, развитию у них чувства художественного ритма, слова, выразительности речи, положили начало идеям эстетического воспитания в своих философских учениях.

Эстетическая мысль во времена Средневековья прошла новые исторические условия. На духовную культуру отложили отпечаток новые феодальные отношения. И, конечно, особенностью музыкального искусства было подчинение его религии. Положения аристотелевской системы эстетического воспитания были глубоко усвоены Фомой Аквинским (XIII век). Он развил идею, что искусство есть подражание, что оно является средством его познания и развития эстетического чувства. А основным средством единства эстетического, этического и интеллектуального воспитания определялась музыка. В эту эпоху в европейских университетах уже обучали семи свободным искусствам.

В общественной жизни эпохи Возрождения произошел огромный общественный переворот, были сформированы гуманистические взгляды в жизни общества. Живопись, литература, архитектура, музыка, театр начали занимать главное место в искусстве. Дальнейшее развитие получает идея всестороннего развития личности (В.де Фельтре), в искусстве подчеркивается воспитательное воздействие (М. Падуанский), развивается содержание и методика в обучении художников (Альберти, Леонардо да Винчи). Таким образом, овладение искусством становится основным условием в образовании человека.

В XVI–XVIII вв. эстетическое воспитание входило в утилитарное и практическое и развивалось в эпоху преобразования общества. Педагогическая наука развивалась, обращаясь к обучению делового человека, а не художника. Деловой человек, по мнению Дж. Локка, не должен был уделять много времени искусству. В то же время с практической точки зрения Дж. Локк не отказывался от идеи эстетического воспитания, ограничив его профессиональной потребностью [8, с. 39].

В XVII–XVIII веках искусство изучалось одновременно с совершенствованием общей подготовки, а специальное обучение музыке, пению, танцам, рисованию и ручному труду лежало в основе эстетического воспитания. По мнению представителей эпохи Просвещения Ж. Руссо, Д. Дидро, А. Баумгаргена и других, заниматься каким-либо видом искусства имел право каждый человек. Ими подчеркивалось, что искусство и эстетическое воспитание должны играть большую роль в служении национальному благу. Вопросы эстетического воспитания рассматривались выдающимися педагогами, среди которых И. Гербарт, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, в него они предлагали включать пение, рисование, художественные образы великих людей и, что немаловажно, развитие детского творчества – чтение художественных произведений, восприятие картин, игру на музыкальных инструментах и слушание музыкальных произведений. В XVII–XVIII вв. эстетическое воспитание и образование, таким образом, занимает значительную часть развития личности [8, с. 40].

Термин «эстетическое воспитание» впервые употребил Ф. Шиллер. Под термином «эстетическое воспитание» он предлагал понимать не только развитие способностей понимать искусство, а также и непосредственно формирование целостного человека через эстетическое воспитание. К.А. Сен-Симоном и Ш. Фурье была разработана своя программа эстетического/художественного образования путем включения в творческую деятельность игры на музыкальных инструментах, занятий пением, танцами, и декламацией. При этом ими для воспитания гармонически развитой личности была особо выделена роль театрального искусства.

Эстетические идеи в Древней Руси прошли становление при переходе от языческой к христианской культуре, восприняв античную европейскую культуру через традиции, заложившиеся в Византии. Эстетические идеи усваивались через народную этику и эстетику, участие в ритуалах и обрядах, в которые постоянно была включена народная музыка, поэзия и танцы. Языческая религия, глубоко укоренившаяся в сознании древних славян, постоянное общение с природой, народные песни, сказания, былины и ремесла совершенствовали художественный идеал людей.

В отечественной педагогике теория эстетического воспитания получила развитие через идеи словесного и изобразительного искусства в XV–XVII вв. Епифаний Премудрый, Феофан Грек, Иван Федоров, Симеон Полоцкий, Дмитрий Ростовский и др. философы, педагоги и художники глубоко отразили данную теорию в своих трудах [8, 10].

В XVIII веке теоретические основы эстетического воспитания рассматривали И. Бецкой, К. Истомин, Н. Новиков, В. Татищев. В его содержание они предлагали включать предметы эстетического цикла: музыку и пение, игру на музыкальных инструментах, танцы. Таким образом, в отечественной педагогике разрабатывались основы формирования музыкально-эстетической культуры, в которой большое внимание уделялось общеобразовательной, художественной и профессиональной подготовке. Особо надо отметить, что в XVIII веке уже начала расширяться сфера внеучебной деятельности. В открытом в этот период Московском университете постепенно начали появляться классы художеств (музыка, театр, рисование), устраивались публичные концерты и театральные спектакли [10, 14].

Неоценимый вклад в развитие отечественной педагогики внес И. Бецкой путем определения им следующих предметов в Уставе Смольного института: «…обучения языкам, арифметика, геометрия, история, стихотворения, отчасти архитектура, геральдика…». В художественном направлении он предлагал «…наставлять учащихся рисованию, миниатюре, танцеванию, музыке вокальной и инструментальной, шитью, вязанию и плетению». И. Бецкой определил содержание обучения Смольного института благородных девиц, включив в него одновременно с общеобразовательными дисциплинами и художественно-творческие, в том числе музыкальные, чем способствовал развитию музыкально-эстетического воспитания и образования [8, с. 42].

По прошествии почти 100 лет, в XIX веке в условиях общественно-экономического подъема 60-х годов, в период создания и развития народной школы русская педагогика продолжает поиск и в области музыкально-эстетического воспитания. Научно-педагогическое воздействие на решение задач музыкально-эстетического воспитания в эти годы оказал основоположник русской педагогической науки К.Д. Ушинский, который придал огромное значение музыкальному воспитанию, выразив свои мысли словами: «Запоет школа, запоет весь народ».

После Октябрьской революции произошла перестройка в народном образовании, которая существенно изменила внеклассную воспитательную деятельность. Реформаторской тенденцией в области внеклассной работы в отечественной педагогике стало привлечение детей к творческой деятельности для развития их художественно-эстетических способностей. Отечественная педагогическая наука утверждала, что основным принципом воспитания является педагогическая деятельность, которая направлена на раскрытие способностей каждого ребенка. Именно эти задачи раскрываются в трудах П.П. Блонского, Д.Б. Кабалевского, Н.К. Крупской, Б.Т. Лихачева, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкого и др. [13, с. 38].

В 1950-х гг. в Москве был открыт Институт художественного воспитания при АПН РСФСР (в дальнейшем АПН СССР), который научно развивал деятельность в области эстетического воспитания детей. Первым директором института была В.Н. Шацкая, выдвинувшая теоретическую основу эстетического воспитания школьников, которая должна была охватывать все формы жизнедеятельности детей. Созданная ею теория эстетического воспитания средствами музыки и музыкального образования, основывалась на художественно-эстетическом творчестве детей и подростков через эстетическое отношение ко всем явлениям прошлого и настоящего [12, с. 7].

Во второй половине XX века ученые, педагоги О.А. Апраксина, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский и др. разработали главные задачи эстетического воспитания в отечественном образовании, в результате которых определились и конкретизировались принципы, функции, содержание и формы эстетического воспитания и образования детей и молодежи, связь эстетического воспитания с художественно-творческой деятельностью. На их основе развилась отечественная система музыкально-эстетического воспитания, ее методологическая основа, в которой рассматривается роль и место предметов музыкального цикла, их связи с другими учебными предметами и т.д. [6, 14].

Значительное место в отечественной педагогике занимает система дополнительного образования детей и молодежи, в которой формирование музыкально-эстетической культуры занимает немаловажное значение. Многообразные формы музыкально-эстетического воспитания определяются по следующим направлениям: музыкально-просветительское, вокально-хоровое, инструментальное, театрально-игровое, хореографическое, праздничное [10, с. 12].

Большой опыт музыкально-эстетического воспитания и образования, ориентированный на отдельные группы населения, реализующийся в различных сферах жизнедеятельности и содержащий опыт эстетического воспитания средствами музыкального искусства и подготовки кадров по музыкальному воспитанию, накоплен и в других странах.

В США интегрированная и интердисциплинарная программа в области эстетического воспитания, созданная коллективом ученых центральной педагогической лаборатории среднего Запада, считается эталоном в образовании. Так, в школах США читается курс эстетического воспитания, который включен в состав обязательных предметов для начальной школы, из дисциплин по выбору читается курс «Теория и история музыки» (C. Grahan, A. Wright, M. Baudains).

Швейцарский институт посредников – распространителей культурных ценностей занимает важное место в художественной жизни Швеции. В Японии накоплен богатый опыт эстетического воспитания, выражающийся в музыкальном развитии дошкольников, детских художественных школах, движении «сочинения о жизни», «рисунках о жизни» и возрождении народных праздников. В Австрии и Венгрии также система музыкального воспитания детей дошкольного и школьного возраста получила широкое развитие.

Опыт музыкально-эстетического воспитания и подготовки специалистов для его осуществления в отечественном и зарубежном опыте показывает интерес, который имеется в обществе к данной проблеме, особенно в воспитании подрастающего поколения [8, с. 45].

Таким образом, анализ отечественного и зарубежного педагогического опыта показывает, что:

– музыкально-эстетическое воспитание рассматривается как составная часть формирования музыкально-эстетической культуры личности;

– формирование основных средств, форм и методов музыкально-эстетической культуры является основным достижением предшествующего развития отечественной и зарубежной педагогики.

Музыкально-эстетическое воспитание является центром содержания формирования музыкально-эстетической культуры, ее эстетическими ценностями, в которых человек либо приобщается к ним, либо создает их.