Социально-экономические преобразования, трансформация системы ценностных ориентаций, растущий объём информации и наблюдающаяся тенденция ужесточения требований к работнику в профессиональной сфере обусловили внедрение инновационных подходов в преподавании учебных дисциплин.
Сегодня приобретает практическую значимость профессиональная компетентность молодого специалиста, проявляющаяся в адекватности восприятия жизненных ситуаций, их объективной оценки, оперативности адаптации к ним, умении использовать получаемую информацию и прогнозировании в дальнейшем профессиональной деятельности. Все эти качества необходимо формировать в вузе.
Современное образовательное пространство, сформированное в рыночных условиях, породило новое поколение студентов, которое определяет портретные характеристики нового поколения специалистов и профессионалов. В контексте этого исследования поколение рассматривается как совокупность идентичных по возрасту индивидов, социальная активность которых формируется под влиянием происходящих в обществе процессов, и, как правило, имеющего специфические черты.
Модернизация системы высшего образования способствует повышению конкурентоспособности выпускников вуза [2]. Известно, что знаниям свойственно устаревать, и это противоречие может быть преодолено только с помощью гибкой системы образования. Доступным средством повышения уровня подготовки студентов, активизации их познавательной деятельности является организация самостоятельной работы. Она является завершающим этапом решения учебно-познавательных задач, которые рассматриваются на лекциях, семинарах, практических и лабораторных занятиях, поскольку знания можно считать достоянием студента только при условии, если он приложил для их получения свои интеллектуальные и практические усилия. В процессе самообразовательной деятельности студенты формируют такие качества, как самостоятельность, инициативность, дисциплинированность, чувство ответственности, которые понадобятся будущему специалисту не только в обучении, но и профессиональной деятельности.
Самообразовательная деятельность студентов рассматривается как деятельность, оказывающая полифункциональное влияние и имеющая не только учебное, но и личностное, и социальное значение. По этому поводу Я.В. Хомяк говорит, что «продуманное комплексное и обязательное обучение студентов основам и навыкам самообразовательной деятельности применительно к избранной специальности в рамках учебного процесса важно и необходимо» [4].
Правильно организованная самообразовательная работа студентов в процессе обучения в вузе выполняет определенные функции:
? Содействует оптимальному усвоению учебного материала.
? Обеспечивает развитие познавательных и творческих способностей студентов.
? Способствует овладению методами самоорганизации учебной деятельности.
? Развивает у обучающихся потребность в самообразовании.
В структуру СДС входят два контура: внешний и внутренний. Внешний контур образуют педагогические и организационные условия, функции СДС, принципы ее построения и программа ориентировочных, исполнительских и контрольных действий. Его элементы служат основой для построения СДС.
Внутренний контур включает мотивацию, цели, содержание, методы, средства, организационные формы, контроль, результат, анализ и прогноз. Перечисленные элементы предназначены для координации СДС в учебное и внеучебное время. Каждый из вышеназванных элементов самообразовательной деятельности студентов имеет свое предназначение и выполняет определенную роль, но одновременно они взаимосвязаны, и учитывать их следует в комплексе [3].
Основные требования к организации самообразовательной деятельности студентов предполагают:
? наличие конкретной дидактической цели;
? соответствие психофизиологическим и интеллектуальным возможностям студента;
? сочетание разнообразных видов самостоятельных работ и управление данным процессом деятельности;
? развитие познавательных способностей, творческого мышления, инициативы в принятии решения;
? содержание самообразовательной деятельности должно стимулировать учебную мотивацию у студентов;
? разнообразие форм самообразовательной деятельности;
? добровольность и активность студентов при организации самообразовательной работы;
? активное использование в процессе СДС информационных технологий.
Исходя из указанных требований, предъявляемых к организации самообразовательной деятельности, следует акцентировать внимание на то, что она представляет дополняющую, расширяющую и углубляющую знания студентов форму образовательной деятельности при подготовке к учебным занятиям, коллоквиумам, зачетам, экзаменам и др.
В практике обучения самообразовательная работа студентов представлена разнообразием видов деятельности (рис. 2).
Рассмотрим наиболее распространенные и эффективные из них:
? Работа с книгой:
а) работа с текстом и графическим материалом учебника;
б) работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой, конспектирование и реферирование прочитанного текста.
? Упражнения:
а) тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу;
б) реконструктивные упражнения;
в) составление различных задач и вопросов и их решения;
г) рецензирование ответов других студентов, оценка их деятельности на занятии;
д) различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.
? Решение разнообразных задач, выполнение практических и лабораторных работ.
? Написание курсовых и выпускных квалификационных работ.
? Подготовка докладов и рефератов.
? Проверочные самостоятельные работы, контрольные работы.
? Техническое моделирование и конструирование.
? Работа в среде Интернет [1].
Большая часть перечисленных видов самообразовательной деятельности может быть составлена с учетом различных уровней подготовки студентов. Следует отметить, что овладение методами и видами самообразовательной деятельности происходит, прежде всего, на лекциях, практических и семинарских занятиях. Как правило, лекция должна содержать предпосылки для организации самостоятельной деятельности студентов. В ходе лекции возможна проблемная постановка вопросов с целью активизации интереса студентов к научному поиску истины. А это, в свою очередь, предполагает обращение к дополнительной литературе. Семинарские занятия призваны развивать у студентов самостоятельность мышления, формировать умение делать выводы, прививать навыки публичного выступления. Во время семинарского занятия должно быть больше выступлений оценочного характера и различных форм дискуссионной работы. Одной из распространенных форм самообразовательной деятельности является написание реферата – логически законченное повествование об одной или нескольких актуальных, связанных между собой идей. Выбор темы реферата студентом осуществляется с учетом его интересов и способностей.
В настоящее время деятельность вуза направлена на совершенствование самообразовательной деятельности студентов. Наибольшее внимание ее организации уделяется на младших курсах. Студенты активно привлекаются к участию в научно-исследовательской деятельности, проведению коллоквиумов, реальному проектированию по заказам предприятий ТЭК. В процессе обучения осуществляется модульно-рейтинговый контроль СДС, используются задания, предполагающие нестандартные решения, проводятся занятия, предполагающие предварительную самообразовательную деятельность студентов по конкретной теме учебной дисциплины.
Для изучения организации самообразовательной деятельности студентов в вузе было проведено авторское исследование в 2015 году. В качестве эмпирического объекта были выбраны студенты гуманитарных и технических специальностей Тюменского индустриального университета. Объем выборки составил 98 студентов. В ходе исследования использовался метод анкетирования. За период обучения в вузе студенты получают по разным дисциплинам большое количество различных заданий письменного и графического выполнения. Рассмотрим, какие задания студенты предпочитают выполнять самостоятельно, а какие предпочитают заимствовать из Интернета. Так, в ходе исследования выявлено, что студенты скачивают из Интернета чаще всего доклады и рефераты (62 %), домашние контрольные работы (54 %), курсовые работы (35 %), презентации (21 %), видеоролики (18 %) и т.д.
Рис. 1. Структура самообразовательной деятельности студентов
Рис. 2. Типы самообразовательной деятельности студентов
С одной стороны, представленные на рис. 2 данные свидетельствуют об организации самостоятельной учебной деятельности студентов, с другой стороны – об эффективности и значимости этих учебных работ для студентов и, соответственно, об их познавательной и обучающей эффективности.
Итак, исследование показало, что определяющими причинами скачивания учебных работ стали следующие: «проблема с пониманием заданной работы» (17/31 %), «лень и нежелание самостоятельно делать работу» (28/24 %), почему бы не скачать, если можно (28/31 %), «жалко времени на самостоятельную работу» (17/21 %).
Перечисленные варианты ответов порождают ряд тревожных вопросов. За ответом «не понимаю» стоит множество причин и явлений, что наталкивает на необходимость дальнейшего изучения выявленной проблемы. Например, каков портрет непонимающего студента? Почему теряется ценность образованности, которая достигается только в результате самообразования? К сожалению, треть студентов при покупке или скачивании работы только вписывают свою фамилию, при этом работа не только не усвоена, но и даже не прочитана. Работы по гуманитарным наукам скачиваются гораздо чаще, чем по техническим дисциплинам. Студенты видят больше смысла в выполнении самостоятельных работ по специальным дисциплинам. По мнению респондентов, эти знания полезнее усваивать. Почти 35 % респондентов не считают практику скачивания учебных работ нормальной.
Таблица 1
Причины, по которым студенты скачивают работы, в %
Варианты ответов |
Студенты гуманитарных специальностей |
Студенты технических специальностей |
Проблемы с пониманием заданной работы |
17 |
31 |
Эти знания мне не понадобятся |
14 |
18 |
Почему бы не скачать, если можно |
28 |
31 |
Жалко времени, которое займет самостоятельная работа |
17 |
21 |
Отсутствие мотивации к обучению |
7 |
9 |
Лень, нежелание делать работу самостоятельно |
28 |
24 |
Это удобно, может помочь самостоятельной работе |
12 |
15 |
Рис. 3. Виды скачиваемых студентами работ, в %
Таблица 2
Причины, по которым студенты отказываются от скачивания работ, %
Варианты ответов |
Студенты гуманитарных специальностей |
Студенты технических специальностей |
Боюсь быть уличенным в покупке учебной работы |
11 |
9 |
Это идет вразрез с моими ценностями |
13 |
10 |
Жалко средств |
21 |
12 |
Отсутствие уверенности в качестве выполненной работы |
23 |
35 |
Хочу выполнить сам |
13 |
18 |
Затруднились в ответе |
19 |
17 |
Для части студентов, которая не прибегает к подобной практике, причины следующие (табл. 2).
Как видим, приоритетными причинами отказа от скачиваемых работ для трети респондентов гуманитарных (23 %) и технических (35 %) специальностей является «отсутствие уверенности в качестве», «жалко денег» – 21/12 %. Стремится к самостоятельности в выполнении заданий 13/18 студентов. К сожалению, позиция «идет вразрез с моими ценностями» (13/10 %) характерна также для незначительной части респондентов.
К сожалению, пока нет эффективных способов борьбы со скачиванием и покупкой учебных работ, да и вряд ли они появятся в ближайшее время, поскольку масштабы использования данных образовательных практик достаточно велики. Сегодня зарождается новая обучающая практика. Важная роль в организации СДС принадлежит преподавательскому составу вуза. Именно преподаватели способны разглядеть индивидуальные способности и потенциал каждого студента, мотивируя его на саморазвитие. Они изыскивают педагогические и дидактические приемы по формированию профессиональных компетенций студентов.
По мнению преподавателей, эффективность самообразовательной деятельности зависит от:
– понимания студентом персональной ответственности в получении дополнительных знаний как средства придания этому личного смысла;
– обладания необходимым интеллектуальным развитием, способностями вычленять при изучении учебного материала актуальные проблемы и находить пути решения.
– умения активизировать способы нахождения ответов на проблемные вопросы;
– участие в коллоквиуме, семинарах, разработке исследовательских проектов [5].
Таким образом, главным условием и средством формирования опыта самообразовательной деятельности студента является организованный педагогический процесс.