Проблема развития самообразовательной деятельности студентов, является достаточно сложной педагогической проблемой, а ее решение требует всестороннего исследования и применения сложных комплексных подходов. Процесс самообразования представляет собой сложное психофизиологическое явление, состоящее из последовательных этапов-процессов, которые обусловлены определенными причинно-следственными связями в понимании студентом изучаемого материала в интересах его практического применения в жизни, в профессиональной деятельности и для достижения желаемого результата.
В процессе самообразовательной деятельности студенты должны иметь соответствующую приоритетную цель, а также располагать необходимыми ресурсами для ее достижения. Важную роль в достижении целей самообразовательной деятельности играют потребности и мотивы, проявляющиеся в стремлении студента улучшить свои достижения, обеспечить соответствие внутреннего развития личности предъявляемым к нему обществом требований. Для решения этого внутреннего противоречия личности возникает стремление к непрерывному самообразованию, которое определяет устойчивость и силу мотивов.
Мотивы самообразовательной деятельности, как и любой другой деятельности многообразны, а порой и противоречивы. Мотивы являются отражением внутренних побуждений личности, ее потребностей и интересов. В то же время, степень соответствия мотивов деятельности ее целям может способствовать успешности решения поставленных задач. Зачастую создаваемое противоречие (несоответствие) целей и мотивов препятствует процессу развития личности. Задача образовательного процесса вуза в таком случае состоит в том, чтобы скорректировать мотивы обучающихся, создать благоприятные условия формирования мотивов. Цель неразрывна с мотивом, именно от мотивации зависит эффективность развития самообразовательной деятельности.
Понятие «мотива» в педагогической и психологической литературе определяется неоднозначно. Существует несколько подходов к определению сущности мотивации. В общем случае под мотивацией понимается совокупность движущих сил, побуждающих личность к выполнению определенных действий. Названные силы находятся как вне, так и внутри самой личности и заставляют ее осознанно или подсознательно совершать определенные поступки. Отмечается сложность и многоаспектность связей между этими силами и деятельностью личности. Это подтверждается различиями реакций разных людей на одно и то же действие (воздействие).
Обобщая различные подходы, под мотивацией мы понимаем совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают личность к самообразованию и саморазвитию, определяют ее границы и формы, придают направленность, ориентированную на достижение личностно значимых целей.
Степень и направление влияния мотивов на эффективность процессов саморазвития зависит от множества факторов и носит индивидуальный характер. В психологии указывается единство динамичной и содержательной сторон мотивации, существует жесткая связь мотивации со всеми структурными компонентами человеческой деятельности [1].
Важно понимать, что в процессе самой деятельности необходимо не только выявить мотивы, но и создать благоприятные условия их формирования и развития. Психологи отмечают необходимость и важность превращения цели деятельности в мотив, ведь тогда объективно значимая для человека цель становится личностно значимой, субъективно принятой.
Кроме того, формирование мотивов личности происходит через призму ценностных представлений, значимости и полезности действий и их конечного результата. С.Л. Рубинштейн в своем исследовании отмечает, что знание сформированных ценностных образований личности помогает понять, «чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится» [2].
В исследовании А.В. Кирьяковой доказано, что «целенаправленное формирование ценностных ориентаций личности способствует ее развитию, превращая ценности в стимулы и мотивы практического поведения» [3].
К мотивации также относят и процесс выбора между различными действиями, как некий процесс регуляции, направляющий действия и поддерживающий сделанный выбор, то есть объясняющий целенаправленность действия.
В такой постановке вопроса мотивация затрагивает вопросы общей целенаправленности деятельности, а также мотивационного конфликта между межличностными целями.
Многие психологи рассматривают мотивацию с позиции побуждения, вызывающего активизацию организма человека и определяющей ее направленность действий [4].
В педагогической теории мотивация определяется как определенное свойство обучающегося и представляет собой целостную систему его целей, потребностей, побуждений к активному познанию.
Для самообразовательной деятельности эта позиция очень важна, поскольку отражает возможность обучающегося мотивировать свои действия не только личностными, но и общественно значимыми мотивами, способность актуализации необходимых мотивов в конкретной ситуации.
На наш взгляд, особое значение приобретает осознанность личностью мотивации. В этом случае у обучающегося формируется правильное представление о взаимосвязях целей деятельности и мотивации, осознается ценность и прикладной характер приобретаемых знаний и умений.
В интересах решения задачи развития самообразовательной деятельности необходимо рассмотреть этапы формирования мотивов. Такое рассмотрение достаточно условно, поэтому четкое разграничение в рамках нашего исследования не претендует на догму, а лишь позволяет представить целостность процесса формирования мотивов самообразовательной деятельности.
Во-первых, это возникновение потребности к самообразованию и саморазвитию. Как мы уже отмечали, эта потребность возникает вследствие осознания человеком внутреннего несоответствия его возможностям, предъявляемым к нему требованиям. Проявляется потребность побуждением личности к поиску путей решения этого противоречия.
Во-вторых, поиск путей устранения возникшей потребности. На данном этапе важное значение приобретает социальная среда, в которой находится личность. Если среда способствует развитию, то человек пытается найти возможности устранения возникшего противоречия, занимается поиском форм и средств, в обратном же случае, когда среда искажает объективность восприятия проблемы, личность ищет пути подавления внутренней потребности.
Третий этап характеризуется определением целей (направленности) деятельности. Направленность и сила проявления потребности определяет средства достижения целей деятельности, спрогнозировать результат, устраняющий возникшую потребность. Для самообразовательной деятельности это также очень важный этап, от правильности формулировки целей зависит и степень ее достижения, а правильно выбранные средства позволят достичь ее с наименьшими усилиями и затратами времени.
В-четвертых, это непосредственное осуществление действий по достижению поставленных целей самообразования. На этом этапе человек затрачивает усилия для самообразования и саморазвития. Эффективность этапа зависит от организаторских возможностей личности, ее возможностей по самоконтролю, самокоррекции, самоактуализации, самодисциплине. В процессе этапа может происходить корректировка целей и способов их достижения.
Пятый этап – получение вознаграждения, достижение конечного результата деятельности. В результате деятельности личность получает инструмент для устранения возникшей потребности. Этапу характерен процесс сопоставления полученного результата желаемому. При необходимости личность осознанно возвращается ко второму этапу – этапу поиска путей, либо к третьему – изменение целей и направленности деятельности. Достижение пятого этапа свидетельствует о правильности и адекватности поставленных целей и выбранных путей их достижения.
Шестой этап – непосредственное устранение потребности. В зависимости от достигнутого результата происходит устранение потребности, ослабление или усиление мотивации личности к самообразовательной деятельности. В этом случае человек либо прекращает деятельность, либо происходит возникновение новой потребности.
Важность этого этапа заключается в необходимости постоянного возникновения потребности, источником которого служит осознанное стремление личности к саморазвитию и самосовершенствованию. В этом случае актуальной должна быть банальная фраза «нет предела совершенству», которая будет способствовать поддержанию мотивов.
Знание описанного механизма возникновения мотивации к самообразовательной деятельности может способствовать проектированию деятельности преподавателя в интересах управления этим процессом, однако стоит отметить, что главенствующая роль в формировании мотивов все-таки остается за самой личностью.
В процессе формирования мотивов стоит учитывать их изменчивость, которая зависит от потребности, которая их инициирует. Однако, учитывая, что все потребности человека находятся в постоянном динамическом взаимодействии относительно друг друга, то роль преподавателя должна определяться корректированием деятельности студентов, постоянном мониторинге результатов образовательной деятельности студента.
Стоит также учитывать, что мотивы могут быть и отрицательными. Отрицательные мотивы направлены на разрушение существующих устоев вследствие неприязни личности к организованному процессу. В отдельных случаях отрицательные мотивы направлены на разрушение личности [6].
В системе мотивов выделяют внутренние и внешние мотивы. К внутренним мотивам относят такие мотивы, которые возникают вследствие осознания необходимости решения внутренних личностных противоречий, направленных на развитие личности. Внутренние мотивы характеризуются стабильностью и устойчивостью, большой независимостью от внешних факторов и воздействий.
Внешние мотивы связывают с вынужденным поведением, воздействием извне. К внешним мотивам также относят негативные факторы корысти, достижения материального вознаграждения.
Рассмотренные представления о мотивах деятельности часто объединяют одним понятием – мотивационная сфера личности (смотри рисунок).
Основные структурные компоненты мотивационной сферы
Основу мотивационной сферы личности составляют побуждения. Как мы уже отмечали, деятельность начинается с потребностей, предмет удовлетворения которой формируется с началом деятельности человека.
Цель определяет направленность деятельности на конечный или промежуточный результат. В самообразовательной деятельности возможно формирование нескольких целей на несколько промежуточных результатов, например, на развитие какого-либо отдельного умения самообразовательной деятельности.
Другая сторона мотивационной сферы – это интерес к самообразованию, который взаимосвязан с эмоциональной стороной деятельности. Несмотря на такую взаимосвязь, мы выделяем интерес и эмоции отдельно друг от друга, дабы подчеркнуть важность каждого из них. Интерес особо важен на начальных этапах, а положительные эмоции, получаемые от реализации деятельности, способствуют ее активизации.
Еще одно немаловажное для нашего исследования деление мотивов представлено в работах А.Г. Асмолова и Л.И. Божовича – это познавательные и социальные мотивы. Важность каждого из них подчеркивается их направленностью [3].
Мотивы, направленные на достижение учебных целей, относят к познавательным. В рамках проводимого нами исследования, познавательные мотивы выступают в качестве промежуточных мотивов самообразовательной деятельности, они способствуют развитию умений самообразовательной деятельности и позволяют сформировать мотивы к самообразованию, саморазвитию на протяжении всей жизни.
Социальные мотивы направлены на достижение социальных целей – например, достижение социального статуса, признания в обществе и коллективе, долг, ответственность. Социальные мотивы позволяют формировать внутренние противоречия личности и определить цели саморазвития личности.
Отметим, что любые мотивы, даже самые устойчивые и положительные, способны создать лишь потенциальную возможность развития деятельности, реализация же самой деятельности зависит от умений.
Б.Ф. Райский охарактеризовал движущие силы процесса развития самообразовательной деятельности. К ним можно отнести следующие противоречия [5, 6]:
– между возникающей у обучающегося необходимостью решения образовательных задач и недостаточностью имеющихся у него знаний;
– стремлением удовлетворить познавательные интересы и ограниченными возможностями получения необходимых для этого знаний;
– потребностью в овладении знаниями на более высоком уровне в силу осознания их значения и ограниченной возможностью решений задачи в ходе учебного процесса;
– достигнутым уровнем знаний и новыми (возникшими на этой основе) потребностями в более совершенных знаниях как предпосылки для углубленного изучения данной дисциплины или смежных отраслей науки;
– приемами самообразовательной деятельности и более сложными средствами удовлетворения других духовных потребностей [6].
В.П. Шуман самообразовательную деятельность и мотивацию человека определяет как частный случай познавательной деятельности [3].
Деятельность, возникающая под влиянием внешнего воздействия, являющегося ее побудителями, имеет в своей основе определенные стимулы, а в рамках образовательного процесса – педагогические стимулы.
К педагогическим стимулам можно отнести средства и способы пробуждения интереса обучающегося к знаниям, методы активизации его познавательной деятельности, проблемный метод обучения, коллективная (групповая) деятельность [7].
Исходя из этого, непрерывное самообразование будет иметь стимул тогда, когда с помощью полученного «багажа» знаний, умений и навыков личность уже не может достигнуть необходимого успеха в той или иной деятельности. При этом общество предъявляет все новые возрастающие требования к качеству, содержанию и конечному результатам этой деятельности. Само стремление достигнуть желаемого успеха в той или иной деятельности, овладев при этом новыми знаниями, умениями и навыками, выступает в качестве ведущего мотива самообразования.
Опираясь на индивидуальные психологические особенности и качества личности, необходимо обеспечить поэтапное продвижение студентов от объекта педагогического воздействия к субъекту совместной учебной деятельности и формирование активной жизненной позиции, при которой происходит совпадение мотива деятельности с целью этой деятельности. У обучающегося, при этом, будет формироваться осознание себя как объекта собственной деятельности, только в этом случае он становится субъектом образовательного процесса и самообразовательной деятельности, побуждаемой и управляемой внутренними мотивами, выходящими за рамки учебных.