Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

MOTIVATION SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS AS PEDAGOGICAL PROBLEM

Sukhanov P.V. 1, 2 Nurulin R.N. 1
1 Institute of Military Training at the «Moscow Aviation Institute (National Research University)»
2 Institute of pedagogy and psychology of the Kostroma state University named after N.А. Nekrasov
The article reveals the problem of motivation of educational activity of students. Consider the different motives influencing the effectiveness of self-education and self-development, the analysis of the stages of their formation. On the basis of conducted analysis of different approaches to understanding motivations activities, including training, presents the author’s understanding of the formation of motivational sphere of the individual, based on motivation and incentives, is justified by its component composition. As one of the successful directions of formation of motives of self-educational activities the authors consider the necessity of resolving personal contradictions, aimed at the development of personality. The authors formulated the main driving forces of the development process of self-educational activities, internal and external contradictions, which allows to define the goals of self-development. The authors justified the need for an integrated approach to the formation of the motivational sphere in the interests of successful development of self-educational activity of students.
self-educational activity
self-education
self-development
motivation
motivational sphere of a personality

Проблема развития самообразовательной деятельности студентов, является достаточно сложной педагогической проблемой, а ее решение требует всестороннего исследования и применения сложных комплексных подходов. Процесс самообразования представляет собой сложное психофизиологическое явление, состоящее из последовательных этапов-процессов, которые обусловлены определенными причинно-следственными связями в понимании студентом изучаемого материала в интересах его практического применения в жизни, в профессиональной деятельности и для достижения желаемого результата.

В процессе самообразовательной деятельности студенты должны иметь соответствующую приоритетную цель, а также располагать необходимыми ресурсами для ее достижения. Важную роль в достижении целей самообразовательной деятельности играют потребности и мотивы, проявляющиеся в стремлении студента улучшить свои достижения, обеспечить соответствие внутреннего развития личности предъявляемым к нему обществом требований. Для решения этого внутреннего противоречия личности возникает стремление к непрерывному самообразованию, которое определяет устойчивость и силу мотивов.

Мотивы самообразовательной деятельности, как и любой другой деятельности многообразны, а порой и противоречивы. Мотивы являются отражением внутренних побуждений личности, ее потребностей и интересов. В то же время, степень соответствия мотивов деятельности ее целям может способствовать успешности решения поставленных задач. Зачастую создаваемое противоречие (несоответствие) целей и мотивов препятствует процессу развития личности. Задача образовательного процесса вуза в таком случае состоит в том, чтобы скорректировать мотивы обучающихся, создать благоприятные условия формирования мотивов. Цель неразрывна с мотивом, именно от мотивации зависит эффективность развития самообразовательной деятельности.

Понятие «мотива» в педагогической и психологической литературе определяется неоднозначно. Существует несколько подходов к определению сущности мотивации. В общем случае под мотивацией понимается совокупность движущих сил, побуждающих личность к выполнению определенных действий. Названные силы находятся как вне, так и внутри самой личности и заставляют ее осознанно или подсознательно совершать определенные поступки. Отмечается сложность и многоаспектность связей между этими силами и деятельностью личности. Это подтверждается различиями реакций разных людей на одно и то же действие (воздействие).

Обобщая различные подходы, под мотивацией мы понимаем совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают личность к самообразованию и саморазвитию, определяют ее границы и формы, придают направленность, ориентированную на достижение личностно значимых целей.

Степень и направление влияния мотивов на эффективность процессов саморазвития зависит от множества факторов и носит индивидуальный характер. В психологии указывается единство динамичной и содержательной сторон мотивации, существует жесткая связь мотивации со всеми структурными компонентами человеческой деятельности [1].

Важно понимать, что в процессе самой деятельности необходимо не только выявить мотивы, но и создать благоприятные условия их формирования и развития. Психологи отмечают необходимость и важность превращения цели деятельности в мотив, ведь тогда объективно значимая для человека цель становится личностно значимой, субъективно принятой.

Кроме того, формирование мотивов личности происходит через призму ценностных представлений, значимости и полезности действий и их конечного результата. С.Л. Рубинштейн в своем исследовании отмечает, что знание сформированных ценностных образований личности помогает понять, «чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится» [2].

В исследовании А.В. Кирьяковой доказано, что «целенаправленное формирование ценностных ориентаций личности способствует ее развитию, превращая ценности в стимулы и мотивы практического поведения» [3].

К мотивации также относят и процесс выбора между различными действиями, как некий процесс регуляции, направляющий действия и поддерживающий сделанный выбор, то есть объясняющий целенаправленность действия.

В такой постановке вопроса мотивация затрагивает вопросы общей целенаправленности деятельности, а также мотивационного конфликта между межличностными целями.

Многие психологи рассматривают мотивацию с позиции побуждения, вызывающего активизацию организма человека и определяющей ее направленность действий [4].

В педагогической теории мотивация определяется как определенное свойство обучающегося и представляет собой целостную систему его целей, потребностей, побуждений к активному познанию.

Для самообразовательной деятельности эта позиция очень важна, поскольку отражает возможность обучающегося мотивировать свои действия не только личностными, но и общественно значимыми мотивами, способность актуализации необходимых мотивов в конкретной ситуации.

На наш взгляд, особое значение приобретает осознанность личностью мотивации. В этом случае у обучающегося формируется правильное представление о взаимосвязях целей деятельности и мотивации, осознается ценность и прикладной характер приобретаемых знаний и умений.

В интересах решения задачи развития самообразовательной деятельности необходимо рассмотреть этапы формирования мотивов. Такое рассмотрение достаточно условно, поэтому четкое разграничение в рамках нашего исследования не претендует на догму, а лишь позволяет представить целостность процесса формирования мотивов самообразовательной деятельности.

Во-первых, это возникновение потребности к самообразованию и саморазвитию. Как мы уже отмечали, эта потребность возникает вследствие осознания человеком внутреннего несоответствия его возможностям, предъявляемым к нему требованиям. Проявляется потребность побуждением личности к поиску путей решения этого противоречия.

Во-вторых, поиск путей устранения возникшей потребности. На данном этапе важное значение приобретает социальная среда, в которой находится личность. Если среда способствует развитию, то человек пытается найти возможности устранения возникшего противоречия, занимается поиском форм и средств, в обратном же случае, когда среда искажает объективность восприятия проблемы, личность ищет пути подавления внутренней потребности.

Третий этап характеризуется определением целей (направленности) деятельности. Направленность и сила проявления потребности определяет средства достижения целей деятельности, спрогнозировать результат, устраняющий возникшую потребность. Для самообразовательной деятельности это также очень важный этап, от правильности формулировки целей зависит и степень ее достижения, а правильно выбранные средства позволят достичь ее с наименьшими усилиями и затратами времени.

В-четвертых, это непосредственное осуществление действий по достижению поставленных целей самообразования. На этом этапе человек затрачивает усилия для самообразования и саморазвития. Эффективность этапа зависит от организаторских возможностей личности, ее возможностей по самоконтролю, самокоррекции, самоактуализации, самодисциплине. В процессе этапа может происходить корректировка целей и способов их достижения.

Пятый этап – получение вознаграждения, достижение конечного результата деятельности. В результате деятельности личность получает инструмент для устранения возникшей потребности. Этапу характерен процесс сопоставления полученного результата желаемому. При необходимости личность осознанно возвращается ко второму этапу – этапу поиска путей, либо к третьему – изменение целей и направленности деятельности. Достижение пятого этапа свидетельствует о правильности и адекватности поставленных целей и выбранных путей их достижения.

Шестой этап – непосредственное устранение потребности. В зависимости от достигнутого результата происходит устранение потребности, ослабление или усиление мотивации личности к самообразовательной деятельности. В этом случае человек либо прекращает деятельность, либо происходит возникновение новой потребности.

Важность этого этапа заключается в необходимости постоянного возникновения потребности, источником которого служит осознанное стремление личности к саморазвитию и самосовершенствованию. В этом случае актуальной должна быть банальная фраза «нет предела совершенству», которая будет способствовать поддержанию мотивов.

Знание описанного механизма возникновения мотивации к самообразовательной деятельности может способствовать проектированию деятельности преподавателя в интересах управления этим процессом, однако стоит отметить, что главенствующая роль в формировании мотивов все-таки остается за самой личностью.

В процессе формирования мотивов стоит учитывать их изменчивость, которая зависит от потребности, которая их инициирует. Однако, учитывая, что все потребности человека находятся в постоянном динамическом взаимодействии относительно друг друга, то роль преподавателя должна определяться корректированием деятельности студентов, постоянном мониторинге результатов образовательной деятельности студента.

Стоит также учитывать, что мотивы могут быть и отрицательными. Отрицательные мотивы направлены на разрушение существующих устоев вследствие неприязни личности к организованному процессу. В отдельных случаях отрицательные мотивы направлены на разрушение личности [6].

В системе мотивов выделяют внутренние и внешние мотивы. К внутренним мотивам относят такие мотивы, которые возникают вследствие осознания необходимости решения внутренних личностных противоречий, направленных на развитие личности. Внутренние мотивы характеризуются стабильностью и устойчивостью, большой независимостью от внешних факторов и воздействий.

Внешние мотивы связывают с вынужденным поведением, воздействием извне. К внешним мотивам также относят негативные факторы корысти, достижения материального вознаграждения.

Рассмотренные представления о мотивах деятельности часто объединяют одним понятием – мотивационная сфера личности (смотри рисунок).

suhan1.wmf

Основные структурные компоненты мотивационной сферы

Основу мотивационной сферы личности составляют побуждения. Как мы уже отмечали, деятельность начинается с потребностей, предмет удовлетворения которой формируется с началом деятельности человека.

Цель определяет направленность деятельности на конечный или промежуточный результат. В самообразовательной деятельности возможно формирование нескольких целей на несколько промежуточных результатов, например, на развитие какого-либо отдельного умения самообразовательной деятельности.

Другая сторона мотивационной сферы – это интерес к самообразованию, который взаимосвязан с эмоциональной стороной деятельности. Несмотря на такую взаимосвязь, мы выделяем интерес и эмоции отдельно друг от друга, дабы подчеркнуть важность каждого из них. Интерес особо важен на начальных этапах, а положительные эмоции, получаемые от реализации деятельности, способствуют ее активизации.

Еще одно немаловажное для нашего исследования деление мотивов представлено в работах А.Г. Асмолова и Л.И. Божовича – это познавательные и социальные мотивы. Важность каждого из них подчеркивается их направленностью [3].

Мотивы, направленные на достижение учебных целей, относят к познавательным. В рамках проводимого нами исследования, познавательные мотивы выступают в качестве промежуточных мотивов самообразовательной деятельности, они способствуют развитию умений самообразовательной деятельности и позволяют сформировать мотивы к самообразованию, саморазвитию на протяжении всей жизни.

Социальные мотивы направлены на достижение социальных целей – например, достижение социального статуса, признания в обществе и коллективе, долг, ответственность. Социальные мотивы позволяют формировать внутренние противоречия личности и определить цели саморазвития личности.

Отметим, что любые мотивы, даже самые устойчивые и положительные, способны создать лишь потенциальную возможность развития деятельности, реализация же самой деятельности зависит от умений.

Б.Ф. Райский охарактеризовал движущие силы процесса развития самообразовательной деятельности. К ним можно отнести следующие противоречия [5, 6]:

– между возникающей у обучающегося необходимостью решения образовательных задач и недостаточностью имеющихся у него знаний;

– стремлением удовлетворить познавательные интересы и ограниченными возможностями получения необходимых для этого знаний;

– потребностью в овладении знаниями на более высоком уровне в силу осознания их значения и ограниченной возможностью решений задачи в ходе учебного процесса;

– достигнутым уровнем знаний и новыми (возникшими на этой основе) потребностями в более совершенных знаниях как предпосылки для углубленного изучения данной дисциплины или смежных отраслей науки;

– приемами самообразовательной деятельности и более сложными средствами удовлетворения других духовных потребностей [6].

В.П. Шуман самообразовательную деятельность и мотивацию человека определяет как частный случай познавательной деятельности [3].

Деятельность, возникающая под влиянием внешнего воздействия, являющегося ее побудителями, имеет в своей основе определенные стимулы, а в рамках образовательного процесса – педагогические стимулы.

К педагогическим стимулам можно отнести средства и способы пробуждения интереса обучающегося к знаниям, методы активизации его познавательной деятельности, проблемный метод обучения, коллективная (групповая) деятельность [7].

Исходя из этого, непрерывное самообразование будет иметь стимул тогда, когда с помощью полученного «багажа» знаний, умений и навыков личность уже не может достигнуть необходимого успеха в той или иной деятельности. При этом общество предъявляет все новые возрастающие требования к качеству, содержанию и конечному результатам этой деятельности. Само стремление достигнуть желаемого успеха в той или иной деятельности, овладев при этом новыми знаниями, умениями и навыками, выступает в качестве ведущего мотива самообразования.

Опираясь на индивидуальные психологические особенности и качества личности, необходимо обеспечить поэтапное продвижение студентов от объекта педагогического воздействия к субъекту совместной учебной деятельности и формирование активной жизненной позиции, при которой происходит совпадение мотива деятельности с целью этой деятельности. У обучающегося, при этом, будет формироваться осознание себя как объекта собственной деятельности, только в этом случае он становится субъектом образовательного процесса и самообразовательной деятельности, побуждаемой и управляемой внутренними мотивами, выходящими за рамки учебных.