Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PERSONALITY AND ABILITIES AS DETERMINANTS OF COMPETITIVE SPECIALISTS FOR PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Bguashev A.B. 1 Khazova S.A. 1
1 Adyghe State University
It is known that a specialist in modern competitive environment depends on his professionalism, competence, and on its compliance with the requirements of the profession of personal qualities. Among such as the input and character traits and abilities, and a number of other psychological characteristics of the person. This article presents the results of theoretical and empirical studies on the identification of character qualities and abilities that determine the achievement of development and competitiveness of experts in physical training and sports. Socially and professionally significant personal qualities justified as a structural component of competitiveness. Characterized research methods, the use of which revealed general and specific konkurentoopredelyayuschie personality. Said base for this study, the criteria of competitiveness of modern specialists. It is proved the determining importance of various skills and abilities in terms of the criteria for the competitiveness of the individual.
competitiveness
experts in physical training and sports
konkurentoopredelyayuschie personality
determinants of competitiveness of experts in physical training and sports

В настоящее время ценностные, целевые, методико-технологические и содержательные ориентиры профессионального образования задаются конкуренцией, как одной из наиболее ярких характеристик социально-экономических отношений. В связи с этим обобщенным критерием качества профессионального образования выступает конкурентоспособность молодых специалистов–выпускников вузов [6, 7 и др.]. Поэтому представляется личностно и социально значимым выявление тех качеств, свойств, характеристик личности, которые обусловливают конкурентоспособность специалистов в конкретных сферах профессиональной деятельности – то есть, детерминантов становления и развития конкурентоспособности.

Материалы и методы исследования

Конкурентоспособность специалиста определяется учеными как его способность участвовать и побеждать в соперничестве с коллегами; предметом соперничества при этом могут выступать и вакантное рабочее место, должность, и конкретные профессиональные задачи, проекты, и определенные группы потребителей профессиональных услуг. Победа в конкурентной борьбе достигается благодаря наличию конкурентных преимуществ – выгодных (в конкретной ситуации) отличий субъекта от соперников [2, 5 и др.]. В свою очередь, возможность приобретения конкурентных преимуществ обеспечивается наличием у специалиста тех или иных внутренних ресурсов и потенциалов: интеллектуальных, операциональных, морально-волевых, личностно-психологических и т.д. Рассматривая конкурентоспособность как интегративное личностное качество специалиста, ученые выделяют соответствующие структурные компоненты. С нашей точки зрения, такими компонентами являются компетентность личности, акмеологическая направленность личности и конкурентоопределяющие личностные качества. Определению содержания третьего компонента конкурентоспособности, специфического для работников сферы физической культуры и спорта, посвящено настоящее исследование.

Под конкурентоопределяющими личностными качествами понимается совокупность характерологических качеств и способностей, востребованных обществом, обеспечивающих успешность деятельности [1, 3, 4 и др.], являющихся доминирующим внутренним психологическим фактором пролонгированной конкурентоспособности специалистов на рынке труда и в профессиональной деятельности [8]. Их совокупность специфична для разных видов профессиональной деятельности, определяется целью и содержанием, предметом и объектами труда. Для определения данных качеств для специалистов по физической культуре и спорту был осуществлен теоретический анализ научных исследований, отражающих общие требования к качествам конкурентоспособной личности; требования профессиональной физкультурно-спортивной деятельности к личностным качествам специалиста.

Результаты проведенного анализа позволили дифференцировать всю совокупность конкурентоопределяющих личностных качеств на две группы характерологических качеств и способностей: общих (социально значимых личностных качеств) и специфических (профессионально значимых личностных качеств). В нашем понимании, социально значимые личностные качества не зависят от сущности профессиональной деятельности, выступают субъективным фактором устойчивой востребованности специалистов на рынке труда, обусловливают результативное исполнение человеком многообразных социальных ролей, обеспечивают конструктивное социальное общение и поведение. В эту группу качеств входят: толерантность, активность, гибкость, гражданственность, порядочность, способность к самопрезентации, креативность, коммуникабельность, надежность, мобильность, знание и соблюдение норм профессиональной этики, готовность «начать все с нуля».

Профессионально значимые личностные качества определяются, во-первых, группой, к которой относится конкретная профессия (в данном случае – группа «Человек–человек»), во-вторых, социальной областью профессиональной деятельности (в частности, содержанием деятельности в сфере «Физическая культура и спорт»), в-третьих, конкретной специализацией в рамках профессии (например, тренер по спорту, учитель физической культуры и пр.), отдельными профессиональными функциями. Перечень профессионально значимых личностных качеств специалиста по физической культуре и спорту включает следующие коммуникативные, двигательные, организаторские, перцептивно-гностические, нравственные, суггестивные и морально-волевые и др. группы качеств. Они обеспечивают успешность выполнения разнообразных профессиональных действий, решения профессиональных задач, осуществления профессионального саморазвития. Содержание названных групп, особенности проявления конкретных качеств и ситуации их востребованности варьируются для разных видов профессиональной физкультурно-спортивной деятельности.

В зависимости от особенностей ситуации конкурентного взаимодействия, от субъектов и предмета конкуренции, сферы социально-экономических отношений, в которой разворачивается соперничество, успех в конкурентной борьбе определяется различными личностными качествами. Это связано, в общем виде, с типами критериев конкурентного поведения в процессе трудоустройства и в процессе профессиональной деятельности. Так, по нашему мнению, основанному на результатах теоретических и эмпирических исследований, указанные критерии включают две взаимосвязанные группы: модельные характеристики поведения, деятельности и общения специалистов в процессе социально-профессионального взаимодействия и потребительские свойства специалистов. К первой группе относятся: эффективный поиск работы, конструктивное поведение при трудоустройстве, наличие профессионального опыта, достаточный уровень успеваемости в вузе (для молодых специалистов); способность устанавливать конструктивные взаимоотношения с руководителями, коллегами и потребителями профессиональных услуг; полифункциональность профессиональной деятельности, способность творчески решать широкий круг профессиональных задач, самостоятельность и готовность к повышению уровня профессиональной ответственности.

Достижение указанных критериев обеспечивается посредством приобретения специалистами, как производителями профессиональных услуг, определенных потребительских свойств:

– функциональных, предполагающих сложность, разнообразие решаемых задач; высокий уровень профессиональной ответственности; инновационность деятельности;

– эргономических, характеризующих соответствие содержания и качества деятельности жизненным потребностям, интересам и возможностям потребителей;

– эстетических, означающих соответствие внешнего вида, поведения требованиям профессиональной этики;

– социальных, предполагающих наличие смежных специальностей;

– экономических, характеризующих готовность к временным трудностям; активность в компенсации трудностей;

– надежности и безопасности, проявляющихся в устойчивой эффективности деятельности; в удовлетворенности потребителей качеством деятельности;

– долговечности, означающей стабильность работы, современность знаний и умений, самостоятельное их совершенствование.

Становление потребительских свойств специалистов, в свою очередь, обеспечивается вполне определенными личностными качествами и способностями, социально и/или профессионально значимыми. Те из них, которые обусловливают конкурентоспособность личности в конкретных ситуациях социального / профессионального взаимодействия благодаря тому, что способствуют достижению модельных характеристик посредством становления потребительских свойств специалистов, названы нами детерминантами конкурентоспособности. При этом соблюдается следующий механизм: детерминанты (например, активность и мобильность личности) обусловливают освоение субъектом многообразия профессиональных функций (функциональное потребительское свойство) и/или освоение смежных специальностей (социальное потребительское свойство), благодаря чему выпускник будет соответствовать критерию полифункциональности профессиональной деятельности.

Как было сказано, большая группа конкурентоопределяющих личностных качеств обусловлена особенностями профессиональной деятельности и специализации внутри нее, в связи с чем важно из базового перечня данных качеств выбрать те, которые являются детерминантами конкурентоспособности для конкретных групп специалистов. Для этого было проведено исследование, включавшее:

а) соотнесение содержания базового «списка» и критериев конкурентоспособности, предварительное определение логического соответствия между конкретными критериями, потребительскими свойствами и личностными качествами и способностями;

б) экспертную оценку специалистами полноты и корректности предполагаемого состава детерминантов конкурентоспособности (согласие продемонстрировали 93,8 % экспертов);

в) определение взаимосвязей между критериями и детерминантами конкурентоспоосбности (расчета ранговых коэффициентов корреляции Спирмена (ρ)); в частности, определялись взаимосвязи между средними баллами по двум основаниям оценки, после чего были отобраны те качества, корреляция которых с соответствующими критериями конкурентоспособности является сильной положительной на достоверном уровне значимости (ρ Є [0,75; 0,92], Р < 0,05).

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты проведенного исследования позволили констатировать следующее. Различные личностные качества выступают, преимущественно, коммуникативными детерминантами конкурентоспособности по всем критериям. При этом социально значимые личностные качества способствуют эффективности не только внепрофессионального общения (например, в ситуациях трудоустройства), но и профессионально ориентированного – общения с разными субъектами профессиональной деятельности.

Состав детерминантов конкурентоспособности по разным критериям совпадает лишь частично, а по отдельным критериям (связанным, преимущественно, с профессиональной деятельностью) варьируется у разных групп специалистов. Так, детерминантами эффективности поведения при трудоустройстве являются: гибкость, способность к самопрезентации, готовность начать с малого, а также активность, знание и соблюдение корпоративных норм и мобильность. Эффективный поиск работы детерминируется активностью и надежностью, коммуникабельностью и мобильностью личности. Накоплению достаточного профессионального опыта (даже для молодых специалистов) способствует наличие таких качеств, как активность, готовность начать с малого, организованность, коммуникабельность, инициативность, практичность, работоспособность, самостоятельность. А высокая успеваемость в вузе связана с ответственностью, настойчивостью, требовательностью к себе и самокритичностью.

По критериям конструктивности взаимоотношений с руководителями, коллегами и потребителями профессиональных услуг детерминантами выступают: порядочность, надежность и соблюдение норм профессиональной этики, способность к самопрезентации, стрессоустойчивость, общая коммуникабельность и специфические (для конкретного вида профессиональной физкультурно-спортивной деятельности) коммуникативные способности специалиста. Кроме того, успешность отношений с коллегами и потребителями обеспечивается толерантностью, работоспособностью, профессиональной ответственностью. Эффективность взаимодействия с субъектами педагогической физкультурно-спортивной деятельности детерминируется еще и двигательными способностями, социокультурной современностью, способностью длительное время сохранять интеллектуальную и эмоциональную активность, креативностью, моральной чистоплотностью; с субъектами управленческой физкультурно-спортивной деятельности – способностью предвосхищать и разрешать конфликты, организаторскими и предпринимательскими способностями, ответственностью за командную работу; с субъектами физкультурно-рекреационной деятельности – демократичностью, способностью к экстраверсированности, энергичностью, креативностью, артистизмом и др.

Из результатов исследования следует, что профессионально значимые личностные качества детерминируют конкурентоспособность, преимущественно, через критерии, относящиеся к особенностям профессиональной жизни специалистов. Это закономерно, поскольку профессионально значимые качества проявляются именно в процессе профессиональной деятельности и профессионального общения; оценить, диагностировать их вне профессиональной действительности практически невозможно. Вероятно, поэтому конкурентоспособность в ситуациях трудоустройства обусловливают социально значимые личностные качества, часть которых далее (в процессе труда) не оценивается столь высоко.

Следующий результат исследования касается степени значимости (силы влияния, «вклада» детерминанта в конкурентоспособность личности) детерминантов конкурентоспособности для специалистов с разным стажем профессиональной деятельности. В зависимости от степени стабильности и направленности изменения этой значимости выделяются инвариантные и вариативные детерминанты, причем последние подразделяются на актуальные и потенциальные.

Поскольку представление построенной нами иерархической модели конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту требует значительного места, в данной статье мы ее не приводим. Заметим только, что, на наш взгляд, инвариантные качества и способности необходимо развивать у студентов в первую очередь, так как они детерминируют и актуальную конкурентоспособность (при первичном трудоустройстве), и потенциальную. На втором месте по приоритетности развития стоят актуальные детерминанты – качества, снижающие со временем свою значимость, которые обусловливают, прежде всего, актуальную конкурентоспособность молодых специалистов. Если на момент трудоустройства они не будут развиты, то, вполне возможно, у выпускника не появится возможности развиваться как профессионалу и ему не понадобятся качества третьего типа. К третьему типу (потенциальных детерминантов) относятся качества, значимость которых со временем возрастает – они обусловливают, в первую очередь, потенциальную конкурентоспособность специалистов. По нашему мнению, в процессе профессиональной подготовки обучающиеся должны ориентироваться, преимущественно, на необходимость саморазвития и самосовершенствования качеств данной группы в дальнейшем, в процессе профессионализации, что требует обеспечения образовательного процесса соответствующим методическим и диагностическим инструментарием.

Профессионально значимые личностные качества, за редким исключением, со временем становятся все более значимыми. При этом в зависимости от стажа работы больше варьируются способности, чем характерологические качества. Это, вероятно, связано с тем, что способности в большей степени деятельностно ориентированы, быстрее развиваются в практической деятельности, тогда как характерологические качества сильнее обусловлены нервно-инамическими, врожденными особенностями личности.

Среди групп профессиональных детерминантов, общих для всех специалистов, в наибольшей степени изменяется значимость организационных и перцептивно-гностических качеств, причем у тех из них, которые не относятся к инвариантным, значимость, преимущественно, возрастает со временем. Это представляется вполне закономерным, поскольку варьируют, прежде всего, соответствующие специальные способности, развитие которых происходит в процессе профессиональной деятельности. соответственно, и требования к их проявлению выше для зрелых, нежели для молодых специалистов.

В наименьшей степени варьируется значимость группы нравственных качеств, составляющих духовно-аксиологическое ядро личности специалиста. Из остальных групп профессионально значимых личностных качеств, относящихся к конкретным видам профессиональной деятельности, наиболее изменчивыми являются деловые качества спортивного менеджера, что также связано с преимущественной представленностью в этой группе специальных способностей. Менее всего меняется значимость работоспособности.

С точки зрения видов профессиональной деятельности, наибольшее изменение значимости профессиональных детерминантов наблюдается у спортивных менеджеров, причем все качества вариативной значимости изменяются у них в сторону повышения. Это, возможно, связано с особенностями иерархической структуры управленческой деятельности, особенно сильной (по сравнению с остальными представленными специальностями) взаимосвязью между профессиональным совершенствованием и вертикальной карьерой субъектов труда.

Выводы

В образовательном контексте значение проведенного исследования заключается в следующем. Оно обосновывает необходимость включения в категорию целевых ориентиров профессиональной подготовки формирование и совершенствование личностных качеств и способностей обучающихся, без которых невозможно достижение ими конкурентоспособности. Кроме того, полученные результаты задают требования к содержанию и последовательности указанного направления образовательной деятельности, а именно: обеспечение формирования у обучающихся способностей осознанно проявлять необходимые качества сообразно ситуации конкурентного взаимодействия, а также стремления к их саморазвитию; предпочтительное формирование инвариантных детерминантов конкурентоспособности, затем – детерминантов с актуальной и, далее, – с потенциальной значимостью; разработка и внедрение диагностического и методического инструментария, необходимого для эффективного развития и саморазвития конкурентоопределяющих личностных качеств обучающихся и т.п. Таким образом, появляется возможность обновления содержания профессионального образования в соответствии с современными требованиями к его результатам, что будет способствовать повышению конкурентоспособности не только отдельных специалистов-выпускников вузов, но и различных отраслей народного хозяйства, сфер профессиональной деятельности и, следовательно, государства в целом.