Повышенное внимание к естественно-математическому и технологическому образованию, продуманная политика в реализации его высокого качества является характерной особенностью многих промышленных регионов, в том числе и в Челябинской области.
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 29.09.2014 № 01/2887 рядом авторов, учеными-педагогами (В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов) была разработана «Концепция развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» [2]. Системная работа в соответствии с этой концепцией позволяет решать задачи, обозначенные в Стратегии развития Южного Урала до 2020 года. В Министерстве образования и науки Челябинской области проект «ТЕМП» схематично представляют как «Технологии + Естествознание + Математика = Приоритеты образования». Таким образом, в образовательных программах дошкольных образовательных организаций приоритетными должны быть естественно-математическое и технологическое направления.
Необходимость развития познавательного интереса у дошкольника нашла свое отражение и в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) [1]. В качестве основных принципов дошкольного образования, указанных в ФГОС ДО, определены поддержка инициативы детей, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Естественные науки дают богатый материал для активизации познавательной деятельности дошкольника, достижения развивающего эффекта процесса познания. Их системный, но в то же время проблемный, зачастую парадоксальный, материал с большим числом новых фактов позволяет «оживить» основы этих наук, организовать эвристический, эмоционально переживаемый поиск «моментов истины», «повторения открытий» в проигрываемых и реальных образовательных ситуациях.
В работах многих отечественных педагогов Н.Н. Поддьякова (1995 год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития» [3]. Выделяется основная особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Особенности экспериментальной деятельности детей рассматриваются в исследованиях Д.Б. Годовиковой, М.И. Лисиной, С.Л. Новоселовой, Н.Н. Поддьякова и др. Значительный вклад в ознакомление дошкольников с физическими явлениями (движение, магнитизм и др.) внесли И.С. Фрейдкин, Т.В. Земцова, Н.Г. Комратова, работы которых направлены на систематизацию физических представлений детей. В исследованиях Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, П.Г. Саморуковой, И.А. Хайдуровой и других авторов представлены результаты исследований по формированию различных природоведческих понятий (вода, воздух, почва и др.) у детей дошкольного возраста, установлению существенных связей между отдельными понятиями.
Необходимо подчеркнуть особенности детского экспериментирования, выделенные Н.Н. Поддъяковым:
1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее выражены процессы целеобразования, возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития ребенка.
2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний.
3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества [4].
Важнейшая особенность эксперимента состоит в наличии возможности дошкольника управлять ходом изучения явления. Здесь ребенок самостоятельно сравнивает, анализирует, обобщает имеющиеся условия, происходящие изменения, подходит к пониманию существенных свойств предметов и явлений, выявляет причинно-следственные связи и отношения. В процессе экспериментирования дошкольник выступает субъектом деятельности, осваивает ориентировочную основу поисковой деятельности.
Экспериментальная деятельность активно включает в работу эмоциональную сферу личности детей, обеспечивающую внутренний психологический механизм связи мышления с чувственно-предметной деятельностью, механизм смыслообразования. Это позволяет учесть специфику детского мышления, в котором доминируют эмоционально-чувственные, интуитивные, образные процессы познания.
Так, авторское занятие по развитию понятия о свете в процессе детского экспериментирования ставит своей целью:
1. Выявление и закрепление свойств света: прямолинейное распространение света; преломление света; отражение света; рассеяние света.
2. Закрепление свойства растворимости воды.
3. Воспитание бережного отношения к животному миру аквариума [5].
Особенности данного занятия, представленного в таблице: «при минимуме протяженности – максимум информации» – при использовании одного и того же оборудования (доступных педагогу предметов) достигается выявление (развитие) множества существенных свойств понятия о свете.
Необходимо отметить, что содержание опытов в данном занятии развернуто в соответствии с обобщенным планом А.В. Усовой: цель – схема – ход – результат [5]. Кроме того, необходимо подчеркнуть психолого-педагогические условия использования педагогами на практике детского экспериментирования. Так, изложение хода опыта сопровождается проблемными вопросами для детей («Откуда берется свет?», «По какой дорожке обычно «ходит» Лучик?»), содержание которых может варьироваться в зависимости от уровня развития у них понятия об исследуемом предмете или явлении. Педагог помогает ребенку использовать известные способы действия, перенося их в незнакомые условия. Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа; в этом случае ребенок может идти путем опытных проб. Искусство педагога заключается в умении правильно оценить как верные, так и неверные ответы, направляя поисковую деятельность детей.
Занятие по экспериментальной деятельности старших дошкольников «Удивительные приключения Лучика» (разработано Н.А. Степановой)
Деятельность педагога (родителя) |
Деятельность детей |
1 |
2 |
1. Цель. Предлагает детям отгадать загадку: В дверь, в окно Стучать не будет, А зайдет – и всех разбудит. Ребята, сегодня к нам в гости пожаловал сам Лучик. (Показывает макет луча). Да не обыкновенный, а Волшебный. Потому что умеет показывать разные фокусы – да в том случае, если ребята ему в этом помогают: отвечают на все его хитрые вопросы. 2. Ход. Предлагает детям следующие вопросы: – Откуда берется свет? А для того, чтобы узнать, откуда появился наш Волшебный Луч, надо отгадать загадку: Дом – железный пузырек, А живет в нем огонек. Днем он спит, а как проснется, Ярким пламенем зажжется. (Достает ярко светящийся лазерный фонарик). – По какой дорожке обычно «ходит» Лучик? Ой, ребята, наш Лучик как-то тревожно подмигивает. Не нравятся ему ваши ответы. Как же найти правильный ответ? Демонстрация опыта № 1 с прямолинейным распространением света в аквариум. Затемнить помещение. Приготовить аквариум с водой, окрашенной хвойным концентратом. Направить луч лазерного фонарика на стенку, параллельную стенке, загороженной картоном. Луч должен проходить через водное пространство. – Так по какой же дорожке «ходит» свет? (фонарик вновь ярко светится) – Как появляется солнечный зайчик? И опять наш Лучик встревожен. Что будем делать? – А может ли Лучик ломаться? (Фонарь снова замигал). Будем проверять. Проводит опыт № 2 с преломлением света. Затемнить помещение. Приготовить аквариум с водой, окрашенной хвойным концентратом. Направить через водное пространство под углом луч фонарика на поверхность воды. Луч, соприкоснувшись с неоднородной воздушной средой, преломится и отразится на противоположную стенку аквариума. – А почему Луч неожиданно сломался? Правильно. Вода, в которой передвигался Лучик, вдруг встретилась с Воздухом. Лучик его испугался и вновь нырнул в Воду. Предлагает провести опыт № 2 кому-нибудь из детей. Обращает внимание детей на стоящие рядом баночки с надписями «сахар», «соль», «сливки». Просит детей прочитать. – Ребята, а все ли эти вещества растворяются водой? (фонарик мигает). Что будем делать? |
Отвечают: – Солнечный Луч. – Из солнышка; лампочки; луны – Фонарь. – По пешеходной; извилистой. – Надо проверить. Надо поставить опыт. Дети (1–2 ч) тоже подключаются к опыту № 1 – По прямой. – Из зеркальца; из солнышка. – А надо сделать солнечного зайчика. Дети пускают «зайчиков». – Нет, он же «ходит» только прямо. – Ему воздух помешал. Проводят опыт № 2. – Все. – Будем проверять. |
1 |
2 |
Демонстрация опыта № 3 со свойством растворимости воды. Засыпает по очереди: соль, сахар. – Куда они исчезли? Заливает в аквариум сливки. – Что случилось с водой? – Почему? Из чего состоят сливки? – А жир растворяется водой? Демонстрация опыта № 4 с рассеянием света. Затемнить помещение. Приготовить аквариум с водой, окрашенной хвойным концентратом. Направить луч лазерного фонарика на стенку, параллельную стенке, загороженной картоном. Луч должен проходить через водное пространство. Капнуть из заранее приготовленного стакана немного сливок (или молока). В воде образуется «молочное облачко», рассеивающее прямо направленный поток света. – Куда исчезает лучик? Что сейчас ему мешает двигаться по прямой дорожке? Частицы молока оседают на дно аквариума. Вновь запускает лучик прямолинейно. – Почему лучик снова «пошел» по прямой «дорожке»? Фонарик светит ярким лучом. А затем постепенно гаснет. – Ребята, а как вы считаете, почему в этом аквариуме (где лучик путешествовал) совсем нет рыбок? Может запустим их в этот аквариум? 1) Ай да молодцы наши ребята! Не станут обижать безобидных обитателей водного мира. А фонарик-то как вам радуется! 3. Результат. – Ребята, наш Лучик уже устал так долго путешествовать. Пусть он немного отдохнет. А вы попробуйте сочинить сказку о нем – о Лучике. – В какие сказочные приключения сегодня попадал наш Лучик? Попробуйте составить рассказ «Путешествие Лучика». Проводит физкультминутку: подвижная игра «Солнечные зайчики». Предлагает зарисовать схему «путешествия» Лучика. |
– Растворились. Сливки превратились в облачко. – Из жира. – Нет. – Он теряется в молоке. Молоко преграждает путь Лучику. – Молоко спустилось вниз. И лучик снова может ходить прямо. – Нет, нельзя! – Лазерный фонарик обжег бы рыбок. – Рыбки отравились бы от загрязненной молоком воды. – Сначала Лучик шел по прямой дорожке. Потом он встретился с воздухом и сломался. А когда в воду попало молоко, то он и вовсе потерялся. Но молочное облачко спустилось на дно аквариума и освободило Лучику дорогу. И он снова зашагал по прямой дорожке. |
Особое внимание при решении проблемных задач педагог уделяет неправильным ответам. Анализируя вместе с детьми путь решения и вывод, который был сделан, взрослый помогает им понять ошибочность решения и подводит к поиску нового способа. Прежде всего, должна поощряться познавательная активность ребенка; очень важен эмоциональный настрой, поддерживающий интерес к заданию. Доброжелательная оценка педагога, тактичный анализ причин, приведших к ошибке, совместная заинтересованная деятельность позволяют детям правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать свое мнение. Атмосфера эмоционального творческого подъема создает ощущение радости познания. Все это позволяет придерживаться определенной логики в организации экспериментальной работы с дошкольниками.
Следует особенно подчеркнуть, что содержание и последовательность организации опытно-экспериментальной работы будут зависеть от уровня развития познавательных способностей детей, их предшествующего опыта, имеющейся у них понятийной базы и т.д.
Таким образом, использование детского экспериментирования в педагогической практике работы с дошкольниками является эффективным и необходимым условием развития у детей исследовательской деятельности, познавательного интереса, понятий об окружающей их действительности, что в полной мере соответствует требованиям концепции «ТЕМП».