Целью внедрения Федерального государственного образовательного стандарта была системная поддержка педагогов в вопросах целеполагания оценки результатов отбора содержания и технологий профессиональной педагогической деятельности и определения ориентиров их собственного профессионального самообразования [1].
Однако ни сам по себе ФГОС, ни профессиональный стандарт педагога не могут оказать поддержку педагогу в моделировании дидактической единицы его профессиональной деятельности, а именно учебного занятия. И как показала практика, именно этот вид профессиональной деятельности в современных условиях представляет для молодых учителей трудность, особенно в отношении дидактических технологий и своей субъектности как педагога [3, 4].
Как показывает проведенное авторами исследование, молодые учителя и тренеры, осознавшие эти проблемы, стремятся к обновлению содержания своего образования в ходе освоения программ магистратуры и аспирантуры. Именно поэтому не случаен выбор экспериментальной базы нашего исследования, посвященного проектированию технологии дидактического моделирования учебно-тренировочного занятия, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов [3, 6].
Экспериментальная база исследования: магистратура дневного и заочного отделений факультета физической культуры и спорта ФБГОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский унивеситет)». Численность – 35 человек.
Исследование проводилось в ходе установочной сессии согласно расписанию занятий в группах в рамках изучения дисциплины «Проектирование образовательных технологий». В ходе апробации в качестве заданий для студентов было предоставлено двухэтапное моделирование профессиональной деятельности. На первом этапе студенты магистратуры проектировали образовательную технологию, позволяющую решить одну из выявленных ими профессиональных проблем, которая составит (для первого курса) или уже составляет (для второго курса) предмет их научного исследования. И это исследование будет отражено в магистерской диссертации.
На втором этапе студенты оценивали соотношение технологии и учебного занятия и определили, что существуют технологии, которые:
а) могут быть реализованы как компонент учебного или учебно-тренировочного занятия (такой была, например, технология коллективного взаимообучения В.К. Дьяченко, примененная на материале изучения правил баскетбола воспитанниками спортивной секции);
б) исчерпывают цели и содержание одного учебного или учебно-тренировочного занятия, а также учебного события в сфере физкультурного образования (такой была нижеприведенная технология организации генеральной репетиции в группе воспитанников с разным уровнем подготовки);
в) реализуются в цикле учебных или учебно-тренировочных занятий, как представленная в данном отчете авторская технология зального многоборья в подготовке школьников к сдаче нормативов ГТО.
Далее студентам предлагалось осуществить дидактическое моделирование одного учебного занятия, которое либо частично, либо полностью посвящено реализации разработанной ими или выбранной, или адаптированной технологии, или же этапа этой технологии.
Приведем в качестве примеров выполненную молодым педагогом – студентом магистратуры физкультурного профиля работу по проектированию технологии тренировочного многоборья старшеклассников (по 6 видам дисциплин) для подготовки сдачи норм ГТО. Кроме базовой дидактической технологии на ее основе магистрант спроектировал и в дальнейшем реализовал комплекс учебно-тренировочных занятий, пример одного из которых приведен в данной статье [2, 5].
Образовательные результаты
Предметные результаты
Демонстрирует уровень своего физического развития при выполнении программы 6 зальных видов многоборья согласно комплексу ГТО.
Осваивает двигательные действия в соответствии с нормами ГТО, принимает участие в соревновательной деятельности на примере сдачи нормативов ГТО.
Метапредметные результаты
Овладевает двигательными действиями для дальнейшей деятельности и развивает соответствующие двигательные, интеллектуальные, волевые, нравственные качества, анализирует результат и корректирует ошибки.
Личностные результаты
Проявляет и развивает мотивацию в условиях предложенной деятельности, формирование позитивного отношения к своему здоровью, способен к контролю над эмоциями: умеет радоваться успеху и переживает неудачи свои и других людей.
• Дидактические задачи.
Способствовать развитию у обучающихся двигательных действий, которые являются основанием для выполнения программы комплекса ГТО, создать условия для формирования у обучающихся двигательных действий для выполнения программы и сдачи нормативов ГТО, способствовать улучшению и осознанию обучающимися своих физических кондиций и прогресса своих физических развитий, способствовать повышению мотивации к сдаче нормативов ГТО.
• Учебные задачи.
Освоение двигательных действий, которые являются основанием для выполнения программы комплекса ГТО, улучшение и осознание обучающимися своих физических кондиций и прогресса своего физического развития, развить мотивацию к сдаче нормативов ГТО в ходе учебного соревнования.
• Содержание технологий.
Ученики старших классов желают сдать нормативы ГТО.
Процесс подготовки проходит в несколько этапов (уроков).
1 этап. Теоретический.
Предоставить весь необходимый материал и дать информацию для обучающихся, сформировать правильное понятие, для чего нужно сдавать нормативы ГТО, как поможет сдача нормативов ГТО в дальнейшей жизни.
2 этап. Практический (начальный).
Общая и специфическая разминка, освоение двигательных действий согласно выполнению 6 видов дисциплин комплекса ГТО.
3 этап. Практический (основной).
Для подготовки и мотивации к ЗОЖ учеников выпускных (9 и 11) классов для сдачи нормативов комплекса ГТО учителя физкультуры решили провести соревнования по 6 видам дисциплин из комплекса ГТО.
Соревнования проходят на специализированном легкоатлетическом манеже. Главным судьёй соревнований является один из учителей физической культуры, помощниками – второй учитель физкультуры, учитель ОБЖ.
В выпускных классах назначаются старшие (капитаны).
Для того чтобы участники могли полностью реализовать свои способности, необходимо выбрать целесообразную последовательность проведения тестирования 6 видов дисциплин комплекса ГТО. Она заключается в необходимости начать тестирование с наименее энергозатратных видов испытаний (тестов) и предоставлении участникам достаточного периода отдыха между выполнением 6 видов дисциплин комплекса ГТО. Для подготовки выполнения каждого вида испытания (теста) участники выполняют физические упражнения (разминку) под руководством специалиста в области физической культуры и спорта или самостоятельно.
Наиболее эффективным является следующий порядок тестирования.
• Бег на 60 или 100 метров в зависимости от возрастных требований и ступени комплекса ГТО.
• Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, прыжок в длину с разбега.
• Упражнения на гибкость.
• Метание спортивного снаряда 500 или 700 граммов в зависимости от полового признака.
• Подтягивания из виса лёжа на низкой перекладине и из виса на высокой перекладине.
• Поднимание туловища из положения лёжа на спине.
За выполнением упражнений следят не только специалисты в области физической культуры, но и врач.
После проведения соревнования определяются победители и призёры.
4 этап. Оценочно-рефлексивный.
Адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, находят их причины и пути преодоления.
• Педагогические условия.
Устойчивые морально-волевые качества, умение управлять собой в любых ситуациях, хорошие организаторские способности, умение руководить коллективом и пользоваться авторитетом у своих учеников, умение воспитывать у своих учеников стремление регулярно заниматься спортом, способность подготовить их к достижению высших результатов на соревнованиях.
• Ресурсная база.
– Специализированный лёгкоатлетический манеж для многоборья;
– метательные снаряды;
– секундомер;
– рулетка измерительная (10 м).
Тема учебного урока: «Путь к здоровью через нормы ГТО»
• Образовательные результаты.
Предметные:
– понимание роли и значения комплекса ГТО;
– формирование умения выполнять комплекс ГТО;
– умение взаимодействовать с одноклассниками;
– умение применять соответствующие понятия и термины.
Личностные:
• владение знаниями о комплексе ГТО;
• демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками;
• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности
Метапредметные:
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• умение самостоятельно планировать пути достижения цели;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
• умение работать индивидуально и в группе.
• Дидактическая задача.
Способствовать формированию знаний о Комплексе ГТО, его влияние на функциональные возможности организма, способствовать формированию навыков работы учащихся в группе и индивидуально, способствовать формированию уверенности учащихся в своих силах и знаниях.
• Учебные задачи.
Овладеть знаниями и техникой двигательных действий из Комплекса ГТО, развитие определённых качеств (волевые, нравственные, интеллектуальные), осознать значение Комплекса ГТО ЗОЖ.
• Учебные действия, сформированные у ученика на данном учебном занятии.
Личностные У.Д.
Самоопределение в вопросах ЗОЖ с применением шести видов дисциплин комплекса ГТО, формирование своего отношения к комплексу ГТО и к его применению в своей личной жизни.
Регулятивные У.Д.
Планируют действия, необходимые для выполнения упражнения, контролируют процесс и результаты деятельности всех членов группы, вносят необходимые коррективы, осознают возникающие трудности, находят их причины и пути преодоления.
Технология решения дидактических и учебных задач учебного занятия по теме: «Путь к здоровью через нормы ГТО»
Целевое задание |
Мотивационная формула |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Результаты решения У.З. |
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем не совсем обычный урок. Урок будет проходить в виде сдачи норм ГТО |
В прошлом году ученики вашего возраста показали отличные результаты. А давайте посмотрим, сможете ли вы повторить их результат или даже улучшить его |
Рассказать учащимся о ходе конкретного урока |
Внимательно выслушать и осознать тему конкретного урока |
Обучающиеся готовы к выполнению учебного задания |
Ознакомимся с упражнениями Комплекса ГТО |
Сегодня вы узнаете, как правильно выполнить комплекс ГТО |
Словесным и наглядным образом ознакомить учащихся с комплексом ГТО |
Внимательно слушают и осознают |
Ученики готовы выполнять упражнения из комплекса ГТО |
А сейчас мы приступим к выполнению Комплекса ГТО |
Эти упражнения, кроме здоровья, физического совершенствования и внешней привлекательности, могут принести вам дополнительные баллы при подготовке к ЕГЭ |
При помощи беседы рассказать, как правильно и в какой последовательности выполнять комплекс ГТО |
Вступают в соревновательную деятельность между учащимися, придерживаются правил выполнения комплекса ГТО |
Физическое совершенствование средствами дисциплин ГТО |
Подведём итоги |
Давайте проверим, смогли ли вы повторить или превзойти результаты ваших ровесников, которые сдавали комплекс ГТО в прошлом году |
Озвучивает результаты итогов и проведения соревнования |
Внимательно слушают и оценивают результаты проведённого соревнования |
Ученики осознали свои успехи и ошибки |
Познавательные У.Д.
Знакомятся с нормативами ГТО, знакомятся с теоретическими основами Комплекса ГТО, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий, понимание и адекватная оценка информации, оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные У.Д.
Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальной и групповой работе, планируют учебное сотрудничество.
Постановка вопросов по теме занятия для повышения эффективности выполнения техники 6- видов дисциплин Комплекса ГТО, управление поведением партнёра (взаимопомощь, взаимоконтроль и оценка, коррекция), умение с достаточной полнотой и точностью выражать своё мнение в соответствии с поставленными задачами, вступают в соревновательный процесс с одноклассниками, участвуют в общей сдаче нормативов, соблюдая правила выполнения упражнения, распределение функций учеников во время работы.
Оборудование, инвентарь:
– спортивный зал;
– метательные снаряды;
– секундомер;
– рулетка измерительная (10 м).
По результатам проведенного опроса в результате дидактического моделирования студенты, таким образом, уточнили для себя рейтинг решенных учебно-профессиональных задач:
1. Осуществлено усвоение требований ФГОС для разных уровней образования в части образовательных результатов.
2. Сформирована технология дидактического моделирования учебного и учебно-тренировочного занятия, и доказана необходимость этого вида работы для обеспечения успешности их профессиональной деятельности.
3. Расширен спектр образовательных технологий, которые будут применяться магистрантами к их профессиональной деятельности за счет общедидактических, воспитательных и частно-дидактических технологий и методик.
4. Сформировано метапредметное представление о ценности и целях физической культуры как вида деятельности, имеющей социокультурное значение и направленной не на технику выполнения упражнений и даже не на освоение двигательных действий, а на формирование конгруэнтного социального, психического и физического здоровья, а также на интеллектуальное, физическое, трудовое и иные виды воспитания и социализации личности детей, подростков и юношества.