В современном российском обществе большое внимание уделяется возрождению и сохранению отечественной культуры. Поэтому важнейшей общественно-государственной проблемой является организация досуга, который является неотъемлемой частью повседневной жизни человека. Творческая досуговая деятельность должна решать задачи социализации и воспитания подрастающего поколения.
В Целевой федеральной программе «Культура России» на 2012–2018 гг. сказано: «…Приоритетом государственной политики в области культуры является решение следующих задач: воспитание подрастающего поколения в духе правовой демократии, гражданственности и патриотизма, причастности к инновационной культуре и свободе творчества; развитие творческого потенциала нации, обеспечение широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры…».
Выдающийся деятель отечественной науки Д.С. Лихачев говорил, что культура – огромное целостное явление. Она делает людей народом, нацией.
В.В. Путин на заседании Совета по культуре в г. Пскове (03.02.2014) сказал следующее: «…культура наряду с образованием, просвещением формирует человеческий капитал нашей страны… И потому государственная культурная политика должна охватывать все стороны жизни, способствовать сохранению традиционных ценностей, укреплению духовных связей с родной страной…».
Теоретические основы формирования музыкально-эстетической культуры невозможны без изучения наследия прошлого, которое накопилось на разных этапах исторического развития общества, богатейшего опыта во всей культурной цивилизации, в культурологии и педагогике. В настоящее время культура является первичной в деятельности и системе характеристик современного человека. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (2012 г.) выдвинуты наиважнейшие постулаты образовательной политики. Это воспитание гражданина, его трудолюбия и уважения к правам и свободам человека, его любви к окружающей природе, к Отечеству, семье. И что не маловажно, отмечается единство культурного и образовательного пространства.
Теоретические аспекты культуротворческого досуга в целом и музыкально-эстетического воспитания молодежи рассматривались в трудах многих ученых, представителей педагогики, социально-культурной деятельности: М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, Э.И. Медведь, Е.Ю. Стрельцова, Ю.А. Стрельцов и др. [3, 6, 8, 11, 12].
Богатый опыт совершенствования формирования музыкально-эстетической культуры личности представлен в исследованиях философских и педагогических наук. Музыкально-эстетическое воспитание – это вид эстетической деятельности и музыкальной деятельности, который выражается в целенаправленном и целостном воспитании чувства. Помогает привить уважение, понимание богатств и ценностей мировой культуры. Это обучение культуре восприятия прекрасного в многообразии его проявлений. Формирование компетенций в области музыкально-эстетической культуры является завершающей целью процесса эстетического воспитания. Каждая историческая эпоха выдвигает свой эстетический идеал, свою систему воспитания. Социально-экономические условия развития конкретного общества формируют музыкально-эстетическую культуру, сложившуюся в определенный исторический период, формируя средства и методы воспитания и образования, которые соответствуют определенному культурному развитию, которые сложились в эти исторические периоды. Как известно из исторических документов, люди всегда задумывались о том, что сильнее всего влияет на формирование эстетического мира человека. И в настоящее время этот вопрос продолжает будоражить умы ученых и педагогов.
Музыкально-эстетическое воспитание в процессе своего развития формирует индивидуальные эстетические и музыкально-творческие способности личности. И только целенаправленное эстетико-воспитательное вовлечение в музыкально-творческую деятельность, которая тесно связана с требованиями воспитания личности, способно развить музыкальные понятия, способности восприятия подлинного музыкального искусства, красоты действительности и эстетического творчества [11].
Досуг в воспитании молодежи имеет приоритетное значение. Досуг по формам и видам классификации может быть массовым, групповым и индивидуальным. Фестиваль всегда является массовой формой досуга. Это массовое празднество (француз. «festival» от лат. «festivus» – праздничный). На творческих фестивалях осуществляется показ или смотр многообразных достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового, киноискусства и др. Это форма досуга, в которой представлено своеобразное кульминационное звено в единой системе личностного воспитания. Творческая фестивальная форма досуга удовлетворяет потребности людей в социальном общении, в смене многообразного эстетического творчества, в самовыражении и саморазвитии, в приобщении к социально значимым целям, в психолого-эмоциональной разрядке, а также в развлечении и радостном общении с творческими единомышленниками. Фестиваль ставит человека в активную творческую позицию, повышает активность и самодеятельность масс, при этом органически соединяет логические и эмоциональные средства воздействия. Личность при этом позволяет утвердить себя в роли участника праздничного действа как исполнителя, а также зрителя и непосредственного организатора досуга.
Фестивальное движение, будучи массовой формой эстетическо-творческой деятельности, дает возможность объединить людей разных возрастных групп в общность, которая способна удовлетворить личностные и групповые творческие интересы людей, стремящихся выступать не только потребителями духовных ценностей, но и их создателями. И чем шире возможности фестиваля для художественно-творческой деятельности, тем выше становится уровень восприятия культурной жизни в социуме.
Эта форма эстетическо-эмоционального воздействия на зрителей по своей всеобщей праздничной атмосфере, по массовости весьма действенна и эффективна. Анализируя природу фестиваля, можно давать ему оценку с позиции философии, культурологии, социологии, истории, социальной психологии и педагогики, искусствоведения, технологии и т.д. Фестиваль в сфере социально-культурной деятельности является многообразным процессом формирования эстетической культуры многочисленной группы людей. В сфере культурно-досуговой деятельности музыкальный фестиваль также может актуализировать появление новых моделей их проведения, которые несут в себе воспитательно-педагогический характер [6].
За последние десятилетия в культурной политике определились устойчивые организационно-творческие формы организации фестивалей разных уровней: международные, региональные, городские, финансирующиеся из многообразных источников. В разнообразных художественно-творческих направлениях и тематике фестивалей произошло приобретение огромного опыта.
Как массовая форма творческой культурно-досуговой деятельности, музыкальный фестиваль несет в себе воспитательно-педагогический потенциал, направленный на всестороннее развитие человека. Научное исследование организационно-педагогических основ проведения фестивалей проведено многими учеными социально-культурной деятельности: А.Д. Жарковым, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильниковым, Э.И. Медведь, В.М. Чижиковым, Н.Н. Ярошенко и др.
Мы рассматриваем музыкальную культуру как систему, которая раскрывает различные виды и жанры музыкального искусства, композиторское и исполнительское творчество, концертные, театральные и музыкально-образовательные учреждения, музыкальные общества, клубы, кружки, а также ценности, накопленные во многих странах на протяжении длительного времени. И каждый музыкальный фестиваль или конкурс дает возможность огромному количеству людей общаться, знакомиться с творчеством друг друга, через музыкальное творчество узнавать о культуре и искусстве разных стран.
В последние десятилетия музыкальная культура стала ресурсом для сохранения духовного потенциала российского общества. Музыкально-творческие фестивали являются одной из самых демократичных форм объединения людей. Они могут иметь самые разнообразные формы организации. Это могут быть творческие музыкальные соревнования, конкурсы, на которых определяется лучший исполнитель. Или же организаторами предлагаются к исполнению произведения национальных композиторов для культурного просвещения национальной музыки или популяризации различных национальных танцев.
В настоящее время мировое культурное пространство охвачено всеобъемлющим развитием фестивального движения, которое выступает способом осуществления взаимодействия и культурного диалога между людьми. Фестивальные принципы общения на музыкальном языке проникают в самые различные области культурного творчества. И в этом смысле можно говорить не просто о фестивальном движении (т.е. неоднократной повторяемости подобных проектов), а и о том, что музыкальный фестиваль выступает как способ культурного и художественно-творческого обмена.
Развитие фестивалей музыкального творчества, уходящее корнями в историко-культурное наследие античности, в мистерии и карнавалы средневековья, в зрелищные развлечения эпохи Ренессанса, произошло на рубеже XIX и XX столетий. Это было связано с появлением новой городской культуры, развитие которой дали появившиеся в этот исторический и социально-экономический период средства массовой коммуникации: газеты, журналы, радио, звукозапись, кино. А в послевоенные годы ХХ века – бурное развитие телевидения. Новые информационные технологии радикальным образом отразились на организационных формах фестивального движения [6, с. 83].
Анализ музыкально-творческих фестивалей как организационно-художественной формы функционирования исполнительского искусства – чрезвычайно сложная задача. За последние пятидесятилетия сформировались устойчивые художественно-организационные формы проведения музыкальных фестивалей, появились многообразные источники финансирования, накоплен опыт новой репертуарной, многожанровой и маркетинговой политики, определились важнейшие механизмы взаимодействия с органами государственного и местного управления, корпоративными спонсорами, средствами массовой информации [3, с. 93].
Изучение зарубежного опыта уже ставших популярными музыкальных фестивалей в формировании репертуарной политики (например, один из таких известных рок-фестивалей в Вудстоке, США), опыта использования комплексной системы мероприятий маркетинга и фандрейзинга позволяет организаторам фестивалей внедрять лучшие достижения в этой области в фестивальную деятельность в России для достижения максимального художественного эффекта и общественного резонанса.
В культурной политике России большое значение имеют музыкальные фестивали, получившие в последние 50 лет широкое распространение в социально-культурном пространстве страны.
В культурологическом аспекте они рассматриваются в значении специфической формы художественного творчества. Их социально-культурная актуализация определяется как практическая художественная модель в современном диалоге культуры, что обусловлено содержательной, смысловой и технологичной неоднородностью культуры XXI века.
Как организационно-художественная форма, музыкальные фестивали могут представлять собой серию музыкальных концертов, пронизанных сквозной художественной идеей или концепцией, локализованной в ограниченном временном периоде в определенном региональном и культурном пространстве. Как правило, это культурные акции, которые посвящаются различным юбилеям выдающихся деятелей искусств или историческим датам. Так, во многих странах мира неоднократно проводились фестивали музыки П.И. Чайковского, С. Рахманинова, Д.Д. Шостаковича.
Можно выделить различные организационные формы музыкальных фестивалей: международные, национальные и региональные. Различия могут носить достаточно условный характер, так как в любом из них может принимать участие международный состав исполнителей.
Современный исторический период стал в целом временем новых творческих открытий и свершений и для композиторов, произведения которых исполняют творческие любительские коллективы. Это, несомненно, обогащает музыкальную жизнь России новыми произведениями, отражающими стремление идти в ногу с эпохой, желание сохранить и приумножить национальные культурные традиции. Учреждения культуры играют существенную роль в организации музыкальных фестивалей. Немаловажное участие в фестивальном движении принимают творческие союзы композиторов и профессиональные исполнители, которые в силу своей творческой и просветительской деятельности могут оказывать культурное воздействие на совершенствование репертуарной политики музыкальных фестивалей, их тематическую направленность с учетом культурно-воспитательных и образовательных аспектов в содержании музыкальных произведений, педагогической ориентации на различные возрастные категории участников творческих коллективов.
Приоритетное значение в музыкальных фестивалях уделяется воспитанию молодежи. К таким фестивалям относится региональный многожанровый фестиваль студенческого творчества «Фестос», участниками которого являются студенты практически всех столичных вузов. Музыкально-педагогические задачи, которые выполняют организаторы этого фестиваля, направлены, прежде всего, на воспитание студенчества столицы в духе гражданского патриотизма, уважения к истории, традициям и культуре своей страны, на культурное и гуманитарное воспитание студенчества, популяризацию студенческого творчества; развитие творческой активности студентов, привлечение студентов высших учебных заведений г. Москвы к занятиям всеми видами творчества, формирование у студентов чувства интернационализма, укрепление имиджа Москвы как центра студенческого самодеятельного творчества [6, с. 30].
Особое место в фестивальном движении, направленном на воспитание и развитие личности, завоевали ставшие уже традиционными фестивали детского и юношеского творчества: «Эстафета искусств», которая проходит под патронажем Департамента образования города Москвы; X Международный Фестиваль-Конкурс Детского и Юношеского Творчества «Творческие открытия» (г. Санкт-Петербург). И, конечно, надо отметить, что важнейшее место в перечисленных фестивалях занимает музыкальное творчество детей и молодежи. Подобных фестивалей в России множество, их сложно все перечислить в данной работе.
Таким образом, главным в развитии фестивалей музыкального творчества является то, что они обеспечивают равный доступ к культурному национальному богатству и многообразным возможностям совершенствования музыкального творческого потенциала в сфере культуры и искусства для всех граждан России.