Актуальность проблемы формирования здоровьесберегающей компетенции у студентов обусловлена потребностями общества в высококвалифицированных специалистах с достаточным уровнем физического и психоэмоционального здоровья.
Сохранение и укрепление здоровья студента напрямую зависит от уровня развития у него здоровьесберегающей компетентности, которая является совокупностью ценностных ориентаций, здоровьесохраняющих знаний, умений и навыков, личностных качеств [1].
Система образования на основе устаревших традиционных положений не обеспечивает необходимый и достаточный уровень формирования здоровьесберегающей компетенции у студентов в период их профессиональной подготовки. Несмотря на большое количество исследований в области здоровья и здоровьесбережения в теории и практике профессионального образования недостаточно уделяется внимания формированию здоровьесберегающей компетенции студентов железнодорожного вуза, в связи с чем целью настоящего исследования явилась разработка структуры и содержания исследуемой компетенции в процессе физического воспитания.
Профессиональная деятельность специалистов-железнодорожников предъявляет повышенные требования к их психофизическим и личностным качествам: способность выдерживать высокие информационные нагрузки; монотоноустойчивость; готовность к экстренным действиям; повышенное внимание; эмоциональная устойчивость; общая и специальная выносливость; функциональная устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней и производственной среды. Особенности труда и разнообразные функции железнодорожника требуют от него не только физических, но и больших психоэмоциональных усилий, которые могут стать причиной ряда заболеваний: нарушения осанки, зрения, органов дыхания, ухудшения кровообращения и др., все это предъявляет особые требования к состоянию здоровья и психофизическим возможностям организма.
Учитывая специфику будущей профессиональной деятельности выпускника железнодорожного вуза, довольно серьезный подход к состоянию здоровья при поступлении на работу, считаем необходимым уделить особое внимание задаче формирования здоровьесберегающей (ЗС) компетенции у студентов в процессе вузовской подготовки.
Здоровье студентов в период обучения во многом зависит от правильной организации учебной деятельности, и в том числе физкультурной.
В связи с изложенной проблемой и поставленной целью на этапе констатирующего эксперимента проведен анализ медицинских карт состояния здоровья, анкетирование отношения к собственному здоровью и ЗОЖ, тестирование физической, функциональной и теоретической подготовленности студентов Уральского государственного университета путей сообщения (УрГУПС).
Проведенный анализ медицинских карт по заболеваемости студентов (n = 666) показал, что на протяжении пяти лет наблюдается отрицательная динамика в состоянии здоровья студентов, с переходом на старшие курсы растет количество студентов, имеющих хронические заболевания, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинским группам (к примеру, на 1 курсе – 26 %, а к 4 курсу – 33 %) [3]. На первом месте стоят такие заболевания, как нарушения опорно-двигательного аппарата (21 %), на втором месте – сосудистые заболевания (14 %); на третьем месте – органы зрения (13,1 %), на четвертом месте – заболевания органов желудочно-кишечного тракта (11,9 %), остальные заболевания составили 40 %. Все перечисленные функциональные нарушения наиболее значимы как для обеспечения жизнедеятельности человека, так и его профессиональной деятельности [4].
Исследование физической и функциональной подготовленности студентов первого и второго курсов позволило получить более полную картину здоровья. Анализируя развитие физических качеств, выявили, что на самом низком уровне находятся качества «быстрота» как у девушек (77,5 %), так и у юношей (46,5 %); «силовая выносливость мышц плечевого пояса» (подтягивание на перекладине) (38 и 54 % соответственно); «общая выносливость» (35 и 43 % соответственно). Проведенный анализ физических показателей студентов позволяет констатировать, что в проявлении таких качеств как быстрота, общая выносливость и силовая выносливость мышц плечевого пояса стабильной динамики результатов не наблюдается, исключение составляют лишь силовые показатели мышц брюшного пресса у девушек. По исследованиям ряда авторов данные физические качества являются профессионально значимыми для студентов железнодорожного вуза.
Анализ функциональных возможностей сердечно-сосудистой (тест Руфье) и дыхательной системы (тест Штанге) показал, что у студентов первого курса аэробная работоспособность на высоком и хорошем уровне находится лишь у 17,8 % студентов, на удовлетворительном – 35 %, на низком уровне – 48,2 %; резервные возможности дыхательной системы находятся у 64 % – на высоком и хорошем уровне, у 36 % – на среднем и низком уровне. Таким образом, почти 50 % студентов имеют низкие показатели по функциональной и физической подготовленности, что в свою очередь не может не отразиться на их работоспособности, адаптационных резервах и стрессоустойчивости, а в итоге на здоровье и психофизической готовности к профессиональной деятельности.
Большое влияние на здоровье студентов оказывают условия протекания их учебной деятельности. Анкетирование студентов (n = 100) показало, что у многих из них нарушены основные элементы режима: 43 % студентов выполняют домашнее задание в поздние часы, нормальная продолжительность сна от 7–8 часов отмечается лишь у 19 % студентов, в определенные часы принимают пищу 23 % студентов, без завтрака уходят на занятия 20 % студентов, 57 % студентов преимущественно питаются углеводами.
Оздоровительные мероприятия в режиме дня являются важным фактором сохранения здоровья, однако из числа опрошенных выполняют регулярно утреннюю гимнастику 8 %, нерегулярно используют закаливающие процедуры – 5 %, стараются проводить время на свежем воздухе ежедневно до 2–3 часов всего 24 % опрошенных, в выходные дни только 10 % студентов используют активный отдых.
Низкая физическая активность является одним из основных факторов риска развития заболеваний и, следовательно, важной проблемой общественного здоровья. Опрос студентов и анализ посещения занятий физической культурой выявил, что самостоятельно занимаются физическими упражнениями и спортом всего 24 % студентов, систематически посещают занятия по физической культуре – 60–70 %, при этом необходимо отметить, что двухразовые занятия в неделю по 1,5 часа составляют всего 12–14 % от нормы двигательной активности для студенческого возраста. Опрос студентов первого курса показал, что большинство (62,5 %) посещают учебные занятия в связи с необходимостью получения зачета, что указывает на низкую мотивацию и неосознанное значение физической культуры для их здоровья и будущего успеха в профессиональной деятельности и личной жизни. Основной причиной падения интереса к физической культуре является отсутствие занятий по интересам [5].
Специальные знания и умения в области физической культуры и здоровьесбережения являются главным условием активного приобщения молодежи к физкультурной и оздоровительной деятельности. Тестирование знаний студентов показало низкий уровень их осведомленности об основных понятиях и положениях, касающихся здоровья и ЗОЖ; большинство не владеют навыками самоконтроля за функциональным состоянием; не знакомы с принципами построения комплекса физических упражнений; затрудняются объяснить роль физической культуры в профессиональной подготовке специалиста.
Таким образом, анализ уровня здоровья и развития здоровьесберегающей компетентности студентов по некоторым показателям выявил наличие низкого уровня здоровья, физической и функциональной подготовленности; отсутствие ценностного отношения к здоровью и навыков ведения ЗОЖ, отсутствие достаточных знаний и умений в области ЗС; низкий уровень мотивации к занятиям физической культурой и ЗОЖ.
Анализ научной литературы и результаты констатирующего эксперимента подтвердили актуальность представленной проблемы, в связи с чем возникает необходимость создания структурно-содержательной модели и системы педагогических условий формирования ЗС компетенции у студентов железнодорожного вуза.
Для успешного формирования ЗС компетенции определены основные задачи:
– сформировать мотивационно-ценностное отношение к здоровью;
– приобретение здоровьесберегающих знаний;
– формирование здоровьесберегающих умений и навыков владения знаниями;
– формирование личностных качеств осуществления здоровьесбережения.
Поставленные задачи позволили в структуре компетенций выделить следующие компоненты:
Мотивационный компонент: положительное отношение к физкультурно-оздоровительной деятельности как средству личностного и профессионального саморазвития.
Когнитивный компонент: владение знаниями в сфере физической культуры и ЗОЖ, формирование когнитивного опыта студентов в сфере здоровьесбережения, формирование положительной мотивации и направленности познавательной активности в стремлении получать и перерабатывать информацию о здоровьесбережении.
Деятельностный компонент: умение планирования и осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности, владение ценностями физической культуры и методами сохранения здоровья.
Личностный компонент: умение владеть элементами эмоциональной саморегуляции и самоподдержки; умение подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих психофизических и личностных качеств [2].
В формировании ЗС компетенции система знаний выступает как основное условие, в связи с чем разработан компонентный состав групп знаний, необходимых студенту для осуществления ЗС деятельности (табл. 1).
Учитывая факт, что формирование ЗС компетенции направлено на приобретение знаний и умений, считаем необходимым в компонентном составе умений (деятельностный аспект) для осуществления ЗС деятельности выделить также три компонента.
На основе имеющихся ансамблей личностных качеств в литературе, а также опроса компетентных специалистов в области здоровьесбережения выделены значимые качества для осуществления ЗС деятельности: организованность, самостоятельность, коммуникативность, толерантность, эмпатия, рефлексивность.
Таблица 1
Компонентный состав знаний, необходимый для осуществления здоровьесберегающей деятельности
Группы знаний |
Содержание знаний |
Общекультурные знания |
Понятие «здоровье», «ЗОЖ» и др.; факторы, влияющие на здоровье; знания о физиологических нормах и критериях здоровья; сведения об анатомии и физиологии организма человека; сведения о психических, физических и функциональных состояниях, методах и средствах профилактики и коррекции заболеваний; сведения о способах поддержания физического, психического, нравственного здоровья; знания вопросов безопасности жизнедеятельности человека; знания нормативно-правовых документов в области здоровьесбережения |
Прикладные знания |
Знания, связанные с организацией здоровьесберегающей деятельности; сведения о методах контроля за состоянием здоровья; сведения о новых здоровьесберегающих технологиях; сведения об основных методах, приемах и формах организации физкультурно-оздоровительной деятельности |
Знания для самообразования |
Знания, включающие сведения о методах работы с научной литературой; по написанию научно-исследовательской работы; сведения об основах психофизиологических механизмов управления состоянием своего здоровья; сведения о формах самоорганизации своего досуга; сведения об основах и методике закаливания организма |
Таблица 2
Компонентный состав умений и навыков необходимый для осуществления здоровьесберегающей деятельности
Группы умений и навыков |
Содержание умений |
Умения и навыки для использования в бытовой практике |
Методики, направленные на сохранение и укрепление здоровья; опыт использования на практике простейших приемов и методов регуляции эмоционального состояния; опыт оказания первой медицинской помощи при различных видах травм; личный опыт овладения приемами формирования привычек ЗОЖ |
Прикладные умения и навыки для использования в учебной и будущей профессиональной деятельности |
Умение организовать физкультурно-оздоровительную деятельность; опыт использования в учебно-профессиональной деятельности различных методик определения состояния здоровья; умения и навыки осуществления диагностики, профилактики и коррекции здоровья; опыт использования на практике здоровьесберегающих методик и технологий |
Умения и навыки для использования в самообразовательной деятельности |
Опыт проведения исследовательской работы с целью сбора материала для использования его в подготовке к реферативной работе по вопросам здоровья; опыт участия в мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление своего собственного здоровья; опыт занятий в спортивных секциях; опыт работы с научной литературой; опыт по организации досуга; опыт применения основных приемов закаливания организма; опыт исследования собственного психофизического состояния и осуществление его анализа |
Таким образом, комплекс личностных качеств, включающих систему знаний – когнитивный компонент; отношение к собственному здоровью – мотивационный компонент; система умений и навыков владения – деятельностный компонент и личностный компонент в совокупности определяют компетенцию здоровьесбережения студента.
Эффективному формированию исследуемой компетенции будет способствовать выполнение следующих условий:
– определение исходного уровня развития ЗС компетенций у студентов;
– при подготовке студентов к осуществлению здоровьесбережения необходимо учитывать все структурные компоненты компетенции.
Основными средствами оценивания сформированности ЗС компетенции и ее компонентов должны быть двигательные тесты, оценивающие физическую подготовленность; теоретические тесты, оценивающие ЗС знания; контрольные задания и проекты, оценивающие методические ЗС знания и умения; практические задания, оценивающие навыки владения ЗС знаниями и умениями; мониторинг физического, функционального состояния и здоровья.
Критериями формирования ЗС компетенции является положительная динамика формирования всех ее компонентов: мотивационного, когнитивного, деятельностного и личностного.
Сегодня неоспоримым является тот факт, что важным аспектом обновления системы физического воспитания с целью успешного формирования компетенций должны стать инновационные подходы. В образовательном процессе необходимо использование разнообразных форм педагогических технологий и системы электронного обучения: лекция-диалог, лекция-конференция, лекция-консультация, где обсуждаются вопросы сохранения здоровья и ведения ЗОЖ; проблемный семинар с использованием компьютерных презентаций, семинары и научные конференции с заслушиванием докладов по результатам исследовательских работ, проектных работ с последующим их обсуждением; физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, оздоровительные и развивающие технологии, направленные на приобретение навыков укрепления и сохранения здоровья; электронные элективные курсы, включающие электронные учебники, аудиолекции, мультимедийные программы, автоматизированную диагностическую систему контроля уровня знаний и умений, физического и функционального состояния организма студентов.
Выводы
1. При большом количестве исследований в области здоровья и здоровьесбережения в теории и практике вузовского профессионального образования отсутствует научно разработанная модель формирования здоровьесберегающих компетенций у студентов железнодорожного вуза в процессе физического воспитания.
2. Несмотря на высокие требования, предъявляемые к состоянию здоровья выпускников железнодорожных специальностей, исследования показали, что у большинства студентов (более 50 %) выявлены: низкий уровень состояния здоровья, физической подготовленности, отсутствие навыков ведения ЗОЖ, недостаточные знания в области здоровья и здоровьесбережения.
3. Разработанная структура и содержание ЗС компетенции, выявленные условия ее формирования и дальнейшее их внедрение в процесс физического воспитания позволят вызвать больший интерес у студентов к изучаемому материалу, активизировать познавательную деятельность; способствовать систематизации самостоятельной работы, воспитанию личностно-профессиональных качеств, позволят успешнее решать задачу формирования общекультурных и ЗС компетенций у студентов в период обучения в вузе.