Согласно требованиям ФГОС ВО ориентация учебного материала, способов его представления, методов обучения должна быть направлена на максимальное включение студентов в учебную деятельность, деятельностное развитие личности на основе учебной самостоятельности. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.
Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента в аудитории, при внеаудиторных контактах с преподавателем, при домашней подготовке [3, с. 104].
В связи с этим целью данной работы является анализ заданий и вопросов, инициирующих самостоятельные учебные действия учащихся, увеличение количества заданий, направленных на поисковую активность учащихся.
Самостоятельная работа студента – это планируемая учебная и научная работа, выполняемая по заданию преподавателя, под его методическим и научным руководством. Она является неотъемлемой составляющей образовательного процесса в любом высшем учебном заведении [1, с. 49].
Основными задачами СРС являются:
– совершенствование умений и навыков, в том числе исследовательских;
– обобщение и повторение пройденного материала;
– применение полученных знаний, их пополнение и расширение.
Самостоятельная работа может быть реализована в следующих формах:
1. Внеаудиторная самостоятельная работа.
2. Аудиторная самостоятельна работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя.
3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.
Рассмотрим виды внеаудиторной СРС, которые достаточно разнообразны. Это подготовка и написание рефератов, докладов, презентаций на заданные темы. Причем студенту желательно предоставить право выбора темы. В качестве примера приведем задания, направленные на демонстрацию умений использовать приобретенные знания при составлении плана и написании творческих работ. Студентам предлагается найти в исторических источниках описание внешности и характера выдающегося политического или военного деятеля и написать о нем небольшое эссе. С целью расширения и закрепления знаний по истории региона можно предложить студентам с помощью дополнительной литературы и Интернета собрать информацию об одном из малых народов, проживавших на данной территории в определенную эпоху (о территории проживания, основных занятиях, быте, культурных и религиозных традициях, одежде), и на основании собранного материала подготовить электронную презентацию.
Одним из видов внеаудиторной СРС является выполнение домашних заданий разнообразного характера. Приведем пример задания на демонстрацию умения поиска, анализа и систематизации материала. Студентам предлагается цитата из художественного произведения: «Дубина народной войны поднялась со всей своею грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие…» (Л.Н. Толстой «Война и мир»). Необходимо, привлекая дополнительную литературу и Интернет, привести примеры из истории России, свидетельствующие о героизме простого русского народа; собрать материал о крестьянах – участниках партизанского движения, на основе которого подготовить сообщение о крестьянском партизанском движении в период войны 1812 г.
Большую роль при изучении истории играют исторические источники, знакомство с которыми студенты могут осуществлять самостоятельно, под руководством преподавателя. Задание для самостоятельной работы с текстом источника должны содержать в себе элементы исторического анализа. Приведем пример задания данного вида. Студентам предлагается ознакомиться с фрагментом воспоминаний известного советского политика: «Я вот уже сколько лет нахожусь в положении неработающего пенсионера, особых дел у меня нет, в настоящем и будущем у меня особых вопросов не возникает, поэтому я живу анализом пройденного пути. А путь, пройденный мною, хороший, я его не только не стыжусь, а и горжусь им. Карибский кризис является украшением нашей внешней политики, в том числе моей, как члена такого коллектива, который проводил эту политику и добился блестящего успеха для Кубы, не сделав ни единого выстрела». Необходимо назвать имя политического деятеля, охарактеризовать события, упомянутые в документе, выделить основную мысль автора и на ее основании сделать вывод, составить рассказ по документу, сопровождающийся анализом текста.
В процессе преподавания перед студентами необходимо ставить такие вопросы, ответы на которые не существуют в готовом виде, а требуют размышления, поиска, выработки самостоятельной оценки события. Преподаватель создает проблемную ситуацию, которая предстает перед студентами как задача, требующая решения. Например, студентам предлагается самостоятельно ознакомиться с точкой зрения современного историка об истоках опричнины и, опираясь на изученный материал, объяснить свое отношение к данному историческому событию.
Еще одним видом внеаудиторной самостоятельной работы является подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах, где проявляется не только умение самостоятельно искать необходимую информацию, расширяя свои знания по определенной проблематике, но и делать выводы, применять полученные знания на практике.
Большую популярность при подготовке к олимпиадам и смотрам по истории имеют тестовые задания, в которых используются репродукции картин. Приведем пример такого задания.
Необходимо указать исторические события, запечатленные на картинах русских художников.
1 |
2 |
3 |
4 |
Впишите ответ в таблицу:
1 |
2 |
3 |
4 |
Большую роль в формировании положительного отношения студентов к внеаудиторной СРС, играет готовность преподавателя на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели. Необходимо при организации самостоятельной работы учитывать индивидуальные способности студентов, чтобы каждый из них был занят разрешением посильной для себя задачи, поскольку только при этом условии можно поддерживать интерес к обучению [5, с. 113].
Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров и во время чтения лекций. Во время лекции необходимо контролировать усвоение материала основной массой студентов путем проведения тестового контроля по определенным темам, экспресс-опросов, направленных на демонстрацию студентами умения объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, знаний основных дат, этапов и ключевых событий Отечественной истории и определение последовательности и длительности исторических событий.
На практических и семинарских занятиях различные виды СРС позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе. Необходимо ставить вопросы, ответы на которые требуют от студентов умения соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории, знания выдающихся деятелей отечественной истории и важнейших достижений культуры, а также умения давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников. С интересом, на наш взгляд, будут восприняты задания, в которых отражены межпредметные связи. Приведем пример одного из таких заданий. Студентам необходимо указать упоминаемые в приведенных ниже четверостишиях, исторические события, шедевры архитектуры и живописи.
«Уже Изборск оставлен нами…
И самый Псков сожжен на треть.
Над башней – рыцарское знамя,
На белом поле – черный крест»
______________ (Событие)
«Она давно прошла, – и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье-тень любви и мысли – тень
печали.
Но красоту ее Боровиковский спас …»
________________(Название картины)
«Лишь пятый год минул с времен,
Как в память взятия Казани
Был в основанье храма камень
Царем московским заложен…»
______________(Название храма)
На практическом или семинарском занятии большое значение имеют задания направленные на формирование умения рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов.
При проведении семинаров и практических занятий студенты могут выполнять самостоятельную аудиторную работу как индивидуально, так и малыми группами. Так, например, при работе студентов в парах или группах целесообразно использовать задания, направленные на выявление общности и различия сравниваемых исторических событий и явлений, на сравнение различных точек зрения по спорной проблеме. В качестве примера приведем следующие задания:
1. Существует несколько точек зрения на проблему опричнины. Разделитесь на группы, используя дополнительную литературу и Интернет, представьте эти точки зрения.
2. Сравните поход князя В.В. Голицына и первый петровский поход против турок. Черты сходства и различия зафиксируйте в таблице.
Линии сравнения |
Поход В.В. Голицына |
Поход Петра Первого |
Черты сходства |
||
Черты различия |
Поменяйтесь тетрадями. Прочитайте аргументы, приведенные вашим товарищем. Обратите внимание на то, насколько логично они построены и сформулированы. Заполните таблицу, в которую внесите плюсы и минусы аргументов вашего товарища.
Плюсы аргументов |
Минусы аргументов |
Снова поменяйтесь тетрадями. Прочитайте и обсудите сделанные замечания и, учитывая их, совместно выработайте аргументы, которые являются верными и с вашей точки зрения, и с точки зрения вашего товарища.
Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль СРС и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Такая система организации семинарских занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания, позволяя преподавателю использовать индивидуальный подход в обучении. Групповая работа усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности студентов благодаря взаимному контролю и самоконтролю [4].
Еще одной формой СРС является организация творческой, в том числе научно-исследовательской работы. Как и другие виды учебной деятельности, она содержит много возможностей применения активных методов обучения и организации СРС на основе индивидуального подхода. При организации данной формы самостоятельной работы целесообразно применять задания, позволяющие студенту использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, понимать исторические причины и историческое значение событий и явлений современной жизни, а также высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира. Например, при изучении культуры определенной эпохи интересно будет рекомендовать студентам на основании материалов, почерпнутых из краеведческой литературы, фондов Краеведческого музея, Интернета составить виртуальную экскурсию, посвященную местным архитектурным стилям. В качестве примера самостоятельной научно-исследовательской работы можно привести подготовку информационно-творческого проекта по теме «Самозванцы в мировой истории». С помощью дополнительной литературы необходимо выяснить, когда и в каких странах самозванцы получили власть или боролись за нее. Поразмышлять, почему в России до XVII в. не было самозванцев. По результатам исследования самостоятельно сформулировать условия, при которых появляются самозванцы.
Для эффективной организации самостоятельной работы необходимо предусмотреть обеспечение студентов учебной и учебно-методической литературой по каждому из предметов курса, содержащей практические задания для работы, предъявляемые требования, критерии оценки, тесты и задания для самопроверки, научно-методические рекомендации по организации и оформлению работ, рекомендуемую литературу, сроки предъявления и т.д. [2, с. 29].
В настоящее время наблюдается сокращение количества дисциплин гуманитарного блока в учебных планах, предназначенных для технических вузов. Следует отметить, что эффективность труда инженера зависит не только от способности создавать новые машины и процессы и продуктивно взаимодействовать с людьми других профессий, но и от общей культуры. Наличие необходимых гуманитарных знаний поможет ему расширить свой кругозор, увеличить возможности принятия нетрадиционных решений. В связи с этим, на наш взгляд, нельзя ослаблять внимания ни к одному блоку дисциплин.