В настоящее время ни у кого нет сомнения, что система профессионального образования призвана обеспечивать достаточно высокий качественный уровень выпускаемых специалистов. Стало быть, образовательно-воспитательная деятельность в системе профессионального образования должна базироваться на концентрации инновационного потенциала каждого профессионального учебного учреждения. Следовательно, и стратегические, и тактические ориентиры его должны быть построены на научно-инновационном фундаменте. Накопленный в мировой и российской практике разносторонний опыт современного управления профессиональным образованием уже позволяет перейти к его систематизации и анализу. Формирование стратегии и тактики развития каждой конкретной профессиональной организации на основе инновационного потенциала позволит на всех стадиях инновационного цикла укрепить свои конкурентные преимущества и занять свою нишу в условиях формирования механизма инновационного развития. То есть совершенствование инновационной деятельности в профессиональном учебном заведении должно базироваться на поиске и освоении новых теоретико-методологических подходов к современным концепциям подготовки специалистов. Наиболее активные профессиональные учебные учреждения уже приняли стандарты новой социально-экономической системы и системы профессионального образования и нашли инновационные подходы к организации научной и образовательно-воспитательной деятельности.
Материалы и методы исследования
Процесс инновационного развития в интеграции обучения и воспитания имеет две главные составляющие: реализацию инновационных проектов и развитие инновационного потенциала. Конкретность подхода к решению этих задач требует точности понятийного аппарата, определяющего сущность и механизмы инновационного развития. Начнем с базовой дефиниции «инновация». Мы придерживаемся устоявшегося в профессиональном общении понимания инновации, или нововведения, как реализованного новшества независимо от сферы применения.
Само же новшество, т.е. научная, научно-техническая разработка, изобретение, становится инновацией, как правило, в виде товара, услуги, метода, технологии. Возникает вопрос, является ли сама идея инновацией? На наш взгляд, нет. Идея может быть инновационной или, точнее, потенциально инновационной, когда есть твердая уверенность, что, пройдя через стадии инновационного цикла, она материализуется в инновацию, т.е. продукт. При этом не исключено, что в некоторых случаях идея сама по себе может быть уже и новшеством. Важно отметить, что по аналогии с понятием «организация» инновация обозначает также и сам процесс реализации новшества. В широком смысле инновация – синоним успешного развития социальной, экономической, образовательной, воспитательной, управленческой и других сфер на базе разнообразных нововведений. Создание инновационного продукта и идея в известной степени взаимосвязанные, но, по существу, самостоятельные циклы инновационного развития. Под инновационным развитием образовательно-воспитательного процесса мы понимаем, прежде всего, цепь реализованных новшеств в осуществлении этого процесса. [3] Всякое инновационное развитие – это не только основной инновационный процесс, но и развитие системы факторов и условий, необходимых для его осуществления, т.е. инновационного потенциала. Собственно инновационный потенциал, представляет как бы ядро всего потенциала образовательного профессионального учреждения, органически входя в каждую его часть. Безусловно, между частями общего потенциала существуют более сложные диалектические связи, но бесспорно одно: инновационный потенциал определяет как бы завершающую часть учебно-воспитательного цикла и его реальные возможности, что существенно сказывается на конечном результате. За основу оценки состояния инновационного потенциала необходимо принять возможности, которыми располагают учебные профессиональные учреждения для собственной инновационной деятельности в реализации инновационных теоретических подходов, связанных в основном с их инновационной инфраструктурой. В качестве инновационных теоретических подходов в педагогике имеется определенный теоретический вклад в разработку проектной парадигмы образовательного процесса, состоящей из целого ряда проектных методологических подходов [2]. Реализация проектно-технологического подхода позволяет решить важную задачу обучения – соединение знания с умением его использовать в реальных жизненных ситуациях. Проектно-ориентированный подход рассматривается исследователями как технология, которая позволяет при интеграции ее в учебно-воспитательный процесс успешнее достигать поставленные государственным стандартом образования цели. Проектно-модульный подход направлен на проектирование с вариативным использованием специально созданных функциональных модулей, выступающих как структурные компоненты целостной системы. Проектно-рефлексивный подход обладает свойством усиливать педагогическую и психологическую базу процесса профессиональной подготовки. Проектно-программый подход к организации управления образовательно-воспитательного процесса отражает его ориентацию на реализацию комплекса проектов в рамках единой программы. Проектно-целевой подход обеспечивает организацию проектирования в соответствии с заданной целью. Проектно-развивающий подход к образовательно-воспитательному процессу – обеспечивает проектирование стратегии целостного процесса развития, становления и формирования личности. Несмотря на некоторую неоднозначность понимания всех подходов проектной парадигмы, однозначна идея о том, что главной идеей этих подходов является идея их реализации методом проектов. Диаграмма популярности «метода проектов» показывает, что пик его популярности пришелся на 1920 г. К середине века он был подвержен жесткой критике со стороны представителей традиционизма. И лишь в 1970–1980 г. в Европе, а позднее, в 1990 г. в России «метод проектов» переживает своего рода ренессанс, проникая во все ступени образования. Поскольку наша лаборатория исследует роль проектно-развивающего подхода к воспитательному процессу, остановимся более подробно на этом подходе. Ведущими идеями проектно-развивающего подхода являются идеи, направленные на развитие самосознания личности, её ценностного самоопределения, ориентированные на развитие личностного потенциала, творческого мышления, социально-профессиональной компетентности, реализуемые в процессе совместной деятельности над социальными или учебными проектами. Через функции самопонимания, самореализации, самоутверждения, саморазвития и самооценки в процессе проектно-развивающей деятельности субъектная позиция студента обеспечивает целостность процесса его профессионально-личностного становления и развития [1, 4]. Ключевыми понятиями проектно-развивающего подхода мы называем проект, проектирование, проектная деятельность. Какова главная идея этих понятий? Если рассматривать термин проект от латинского «брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед» то это, уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определенного результата-цели, создание определенного уникального продукта, при заданных ограничениях по ресурсам, по срокам, а также требованиям по качеству и допустимому уровню риска. Проекты могут быть объединены в программу проектов для достижения единого результата или в портфель проектов для более эффективного управления. Педагогическое проектирование – необходимый начальный этап в организации педагогического образовательно-воспитательного процесса, связанный с предварительной разработкой основных деталей предстоящего взаимодействия педагогов и студентов. Педагогический проект как продукт педагогического проектирования является идеальным (не материализованным) объектом. Планирование и организация воспитательного процесса на основе проектно-развивающей воспитательной деятельности обуславливается применением следующего технологического цикла, состоящего из диагностирования, оценивания, (измерения), прогнозирования, моделирования, проектирования, программирования, реализации, обратной связи. На всех этапах осуществляется информационное обеспечение.
Технология педагогического диагностирования занимает начальное место в планировании воспитательного процесса, потому что любому преобразованию всегда предшествует познание. Полученный диагноз (состояние) представляет собой входной результат для планирования и организации воспитательного процесса при условиях проектно-развивающей деятельности в профессиональной образовательной организации. Следующей в теории планирования и организации воспитательного процесса является технология оценивания и измерения объекта, его сторон, свойств, связей и отношений. Полученные качественные и количественные оценки являются входным результатом для прогнозирования возможных вариантов и перспектив планирования и организации воспитательного процесса как исследуемого педагогического объекта, а именно эффективность проектно-развивающей воспитательной деятельности. Технология педагогического прогнозирования занимает следующее место в теории планирования и организации воспитательного процесса. В нашем случае в качестве объекта педагогического прогнозирования выступают: содержание прогнозируемого воспитательного процесса, организационные, психологические и социально-педагогические условия и тенденции развития воспитательного процесса на основе проектно-развивающего подхода, механизмы и технология, составляющие ресурсно-методический профиль педагогического прогноза, критерии оценки и верификации прогнозируемого воспитательного процесса, составляющие критериально-оценочный профиль прогноза. Следующей в планировании воспитательного процесса является технология моделирования объекта. Сущность технологии моделирования воспитательного процесса заключается в выделении в воспитательном процессе основных свойств, структуры или функций, относительно которых будет проводиться модельное исследование – преобразование. При этом отбираются наиболее существенные признаки и свойства объекта, другие остаются как бы вне поля зрения. Разработанные модели конкретных направлений воспитательного процесса представляют их в свернутом, ограниченном виде. Для «развертывания» моделей в «натуральную величину» как реальных подсистем целостного воспитательного процесса требуется разработка его проекта. Технология проектирования при преобразовании объекта-воспитательного процесса связана с формированием замысла, проекта будущего его состояния, выраженного как в виде текста, так и в виде расчетов, чертежей и в других наглядно-знаковых формах. В нашем случае под проектированием мы понимаем проектно-развивающую воспитательную деятельность по определению условий реализации воспитательного процесса той или иной воспитательной системы, по идеальному построению и практическому воплощению того, что возможно, или того, что должно быть. В зависимости от характеристик воспитательного процесса структура проекта может быть различной, но в ней можно выявить конкретные элементы (концепты), наполнение которых и составляет содержание проекта. Таким образом, будучи представленным в полной форме, проект воспитательного процесса является выходным результатом пятой по счету технологии планирования и организации воспитательного процесса (технологии проектирования) в технологических основаниях проектно-развивающей воспитательной деятельности. Он же выступает исходным результатом для следующей технологии – программирования. Это обусловлено тем, что, имея проект, педагог-воспитатель нуждается в разработке программы его реализации.
Сущность программирования заключается в подробном, детальном описании целей и содержания проектно-развивающей воспитательной деятельности, мероприятий по реализации проекта преобразования воспитательного процесса. В программе отражаются мероприятия, связанные с достижением целей каждого концепта проекта: теоретического, информационного, нормативного, содержательного, критериального. Необходимо отметить, что в научной литературе распространена точка зрения, в соответствии с которой программа соотносится с планом мероприятий и выступает его частью. Не завершены научные дискуссии о содержании плана мероприятий и программы; зачастую их содержание декларируется как идентичное. Не вдаваясь в подробности, нужно отметить, что в программе преобладает содержательно-целевой подход к преобразованию объекта, в нашем случае воспитательного процесса, в то время как в плане мероприятий – содержательно-ресурсный. Это дает основание считать, что программирование и план мероприятий должны быть интегрированными и представлять целостный процесс проектно-развивающей воспитательной деятельности по реализации проекта воспитательного процесса. Инновационные изменения в воспитательном процессе, выполненные на основе его планирования предполагают сопоставление полученных результатов с заранее намеченными целями. Здесь вновь потребуется технология диагностирования проектно-развивающей воспитательной деятельности (уже нового), реализуемая с помощью обратной связи. Технология обратной связи, учитывает требования принципа интерактивности преобразовательного воздействия на воспитательный процесс. Под обратной связью социальных и педагогических процессов понимается передача информации об их осуществлении. Затем уже на основе данной информации вырабатываются управленческие решения и предпринимаются воздействия. Именно с помощью технологий обратной связи мы получаем информацию о «новой» проектно-развивающей воспитательной деятельности, т.е. об объектно-воспитательном процессе, изменившемся в результате полного цикла преобразования настолько, что вновь подлежит диагностированию, как на начальной стадии своего преобразования. Здесь вновь будет использована технология диагностирования. И так далее.
Результаты исследования и их обсуждение
В этом смысле можно утверждать, что данный цикл является замкнутым и что воспитательный процесс как и любой педагогический объект, находится в процессе непрерывного преобразования. Весь цикл проектно-развивающей воспитательной деятельности нуждается в непрерывном информационном обслуживании, что позволяет говорить о технологии информационного обеспечения воспитательного процесса, который находится в предметном поле такой научной дисциплины, как информатика. В своей последовательности и совокупности этот инвариант формирует технологическую структуру, цикл проектно-развивающей воспитательной деятельности и выступает в качестве технологической основы планирования и организации воспитательного процесса на основе проектно-развивающего подхода [5].
Заключение
Технологии перетекают друг в друга, сменяют друг друга, сохраняя в новых условиях черты старого. В последующих технологиях (например, в технологии моделирования, которая сменяет технологию прогнозирования) всегда сохраняются элементы и составные части предыдущих технологий. Более того, в них зримо присутствуют уже составные части и элементы последующих технологий.