В ряде научных исследований показано, что результаты выступления спортсменов на соревнованиях во многом обусловлены психологическими факторами [1; 2; 3; 4 и др.], что свидетельствует об их высокой значимости в результатах выступления спортсменов. При одинаковом уровне подготовленности высококвалифицированных спортсменов именно психологические факторы могут играть решающую роль в выступлениях спортсмена. Особую значимость психологические факторы приобретают в соревновательном периоде, в течение которого результативность соревновательной деятельности обусловлена тем или иным психологическим фактором. Результативность соревновательной деятельности изучалась в ряде исследований [1; 4 и др.]. Однако вопросы психологического обеспечения предсоревновательной подготовки раскрыты недостаточно полно. В их разрешении нуждаются тренеры и спортсмены.
Предстоящее спортивное соревнование в силу условно-рефлекторной реакции организма на предстоящую деятельность вызывает существенные изменения в деятельности систем организма, приводящие к изменениям состояния спортсмена и затруднениям выполнения спортсменом заученных действий. В этом сказывается влияние различных факторов внешнего и внутреннего характера. Спортсмен готов показать определенный результат, но не может реализовать накопленный потенциал на соревновании. Ответственность за результат и желание повысить свои спортивные достижения приводят к эмоциональным сдвигам, определяющим характер предстартового состояния спортсмена и поведение на соревнованиях. В этом случае роль личностного фактора нередко оказывается решающим фактором в достижении высоких результатов. Однако роль личностного фактора при подготовке спортсменов к соревнованиям нередко недооценивается тренерами в силу различных причин.
Соревновательная деятельность в спринтерском плавании имеет свои специфические особенности, заключающиеся в следующем:
– необходимость вывода организма пловца-спринтера на высокий уровень активности в короткий промежуток времени (30–60 сек);
– необходимость владения приемами психической саморегуляции, обусловливающими формирование оптимального предстартового состояния и его сохранения на протяжении всего соревнования.
Предсоревновательная подготовка спортсменов является завершающим этапом тренировочного процесса и направлена на создание готовности спортсмена к соревнованию. Существенное значение на этом этапе подготовки спортсменов имеет психологическое обеспечение предсоревновательной подготовки, основной задачей которого является создание психологических предпосылок для реализации подготовленности спортсменов в сложных соревновательных условиях и демонстрации спортсменами высоких спортивных результатов [2; 5; 6; 7 и др.].
Цель исследования – экспериментально обосновать содержание психологического обеспечения предсоревновательной подготовки пловцов-спринтеров высокой квалификации.
Гипотеза исследования: предполагается, что психологическое обеспечение предсоревновательной подготовки пловцов, основанное на результатах диагностики предсоревновательной психологической подготовленности спортсменов и развитии недостаточно сформированных компонентов, позволит повысить результативность соревновательной деятельности спортсменов.
Задачи исследования:
1) определить результативность соревновательной деятельности пловцов-спринтеров высокой квалификации на соревнованиях высокого ранга;
2) обосновать содержание психологического обеспечения предсоревновательной подготовки пловцов и определить его эффективность.
Методы и организация исследования: теоретический анализ и обобщение опыта подготовки спортсменов; тестирование; беседа, наблюдение, методы математической статистики.
В исследовании приняли участие пловцы-спринтеры высокой квалификации – мастера спорта Омской области в количестве 18 человек. Спортсмены принимали участие в соревнованиях различного масштаба: Чемпионат Сибирского федерального округа, Кубок России, Чемпионат России. Под результативностью соревновательной деятельности пловцов мы понимаем выполнение спортсменом на соревнованиях заявочного результата.
Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе были выявлены характеристики психологической подготовленности по методикам Г.Д. Бабушкина [2] и определена результативность соревновательной деятельности высококвалифицированных пловцов-спринтеров. На втором этапе осуществлялось внедрение психологического обеспечения в процесс предсоревновательной подготовки пловцов.
Результаты исследования и их обсуждение
Пловцы принимали участие в 56 стартах на различных соревнованиях. Из 56 стартов, в которых участвовали пловцы, выявлено улучшение заявочных результатов в 40 % стартов, в 60 % стартов наблюдалось невыполнение заявочных результатов. Таким образом, значительная часть пловцов-спринтеров не может реализовать свою подготовленность на соревнованиях. Для обоснования факторов, определяющих успешность соревновательной деятельности пловцов-спринтеров, был проведен анализ психологической подготовленности, который показал следующее. В целом в группе пловцов выявлен средний уровень психологической подготовленности. Наиболее низкие показатели подготовленности выявлены в эмоциональном компоненте (ситуативная тревожность, недостаточно развиты навыки психорегуляции, неадекватное эмоциональное состояние). В исследовании выявлен средний уровень предсоревновательной мыслительной деятельности, находящийся в пределах 46–53 баллов при максимуме 60 баллов, что составляет 83 % позитивной составляющей мыслительной деятельности. На основании полученных результатов можно с определенной долей вероятности предполагать, что средний уровень психологической подготовленности пловцов-спринтеров не обеспечивает оптимальное предстартовое состояние и не способствует выполнению пловцами в соревновательных условиях заявочного результата.
Анализ специальной литературы [1; 2; 3; 4 и др.] позволил нам разработать содержание психологического обеспечения и убедить тренера и спортсменов внедрить в предсоревновательную подготовку пловцов-спринтеров высокой квалификации. Психологическое обеспечение предсоревновательной подготовки пловцов осуществлялось перед тренировкой на воде в течение 30 минут три раза в неделю и включало работу по следующим направлениям:
1. Анализ результативности соревновательной деятельности пловцов. Работа по данному направлению необходима для объяснения причин успехов и неудач с целью закрепления успеха и предотвращения неудач. При анализе результативности соревновательной деятельности использовался мотивационный тренинг «причинных схем» [2]. Сущность тренинга заключается в том, что характер восприятия спортсменом причин успеха или неудачи в соревновательных условиях является существенной детерминантой его последующей соревновательной деятельности. Позитивное влияние на спортивную мотивацию оказывает такая причинная схема, при которой неудачные выступления спортсмена объясняются недостаточным проявлением собственных усилий и недостаточной подготовленностью к соревнованию. Проведение данного тренинга нацеливает тренера, над чем надо работать со спортсменом при подготовке к соревнованию.
2. Обучение пловцов навыкам психорегуляции. Данная работа с пловцами была необходима потому, что у пловцов выявлен низкий уровень сформированности навыков психорегуляции, и осуществлялась она в течение 15 минут с использованием психорегулирующей тренировки (расслабление и мобилизация) по А.В. Алексееву [1]. Анализ поведения пловцов на соревнованиях позволил нам выявить особенности поведения спортсменов и предложить каждому индивидуализированный вариант обучения навыкам психорегуляции с учетом их поведения на соревнованиях: мобилизующий вариант с установкой на максимальную мобилизацию усилий; успокаивающий вариант с установкой на спокойное поведение перед стартом; технический вариант с установкой на техническое выполнение соревновательных действий; сосредоточенный вариант с установкой на сосредоточенность внимания перед стартом. К концу эксперимента положительная динамика формирования навыков психорегуляции наблюдалась лишь у 40 % спортсменов. Это свидетельствует о трудности формирования навыков психорегуляции у взрослых спортсменов и кратковременности занятий. В этой связи данную работу необходимо проводить со спортсменами на ранних этапах занятий спортом.
3. Формирование позитивного мышления. Выявленный средний уровень позитивной составляющей предсоревновательной мыслительной деятельности и его влияние на результативность соревновательной деятельности является основанием для включения этой работы с пловцами в предсоревновательную подготовку. Спортсменам был предложен комплекс утверждений, позволяющий выявить негативные мысли, проявляющиеся у спортсмена перед соревнованием. Дальнейшая работа сводилась к формулировке позитивных утверждений и постоянным их произношением спортсменом в течение дня. Таким образом формировалась позитивная составляющая предсоревновательной мыслительной деятельности, оказывающая положительное влияние на соревновательную деятельность спортсменов. В конце эксперимента у 50 % спортсменов наблюдалось повышение уровня позитивной составляющей предсоревновательной мыслительной деятельности. Это свидетельствует о прочности сформированных стереотипов в мышлении спортсменов перед соревнованием и трудности их перестройки на данном возрастном этапе.
4. Актуализация ресурсных возможностей спортсмена по Г.Д. Горбунову [5]. Назначение данного тренинга – стереть из памяти волнение, тревожность, переживания и другие негативные состояния и мысли, возникающие у спортсмена в связи с выступлением на предстоящем соревновании. Наличие негативных мыслей у спортсменов было выявлено нами с помощью теста мыслительной деятельности [3]. Перед началом сеанса со спортсменами проводится релаксация посредством самовнушения расслабления мышц с помощью психорегулирующей тренировки и методики «сжаться-разжаться» [5]. Далее в дремотном состоянии спортсменам внушается спокойствие, уверенность, радостное ожидание старта, прилив сил, уверенное выступление на предстоящем соревновании. Тренинг проводится в групповой форме перед тренировкой на воде в течение 20–30 минут два раза в неделю.
5. Адаптация к соревновательной ситуации по Г.Д. Горбунову [5]. Цель данного тренинга – адаптировать пловцов к соревновательной обстановке и деятельности. Тренинг начинается с релаксации с использованием психорегулирующей тренировки (вариант расслабление). Далее спортсмену предлагается воссоздать ситуации прошедшего соревнования, на котором выступление было успешным. Затем описывается картина предсоревновательных действий и поведение спортсмена в предстартовый период предшествующего соревнования. Спортсмену рекомендуется вживание в ситуацию, четкое представление своих ощущений, состояния и действий. Сеанс завершается внушением формул боевой уверенности в состоянии дрёмы спортсмена, проводится два раза в неделю, заканчивая за 5 дней до соревнования. Проигрывание (промысливание) будущей соревновательной ситуации повышает точность её выполнения соревновательных действий в реальной обстановке. При проведении данного тренинга снижается уровень эмоционального фона спортсмена на предстоящем соревновании.
6. Обучение пловцов концентрации внимания осуществлялось потому, что спортсмены испытывают трудности в концентрации и устойчивости внимания. Для этого использовался медитативный мысле-образный тренинг [4; 6], предусматривающий очищение сознания спортсмена от постороннего, негативного, мешающего продуктивной деятельности. Перед проведением тренинга со спортсменами проводилась психорегулирующая тренировка (расслабление). В процессе тренинга спортсмены отвечали на ряд вопросов, отражающих следующие мысле-образы: «моя подготовленность», «рефлексия, самооценка, цели», «моя команда», «уверенность», «мой образ». В процессе тренинга сознание спортсмена переводится с одного мысле-образа на другой в определенной последовательности. Кроме проведения тренинга в группе, данный тренинг рекомендовался спортсменам для самостоятельных индивидуальных занятий в домашних условиях.
По окончании эксперимента пловцы приняли участие в Чемпионате Сибирского федерального округа. Спортсмены стартовали 32 раза на основных (профилирующих) дистанциях, в 78 % случаев пловцы улучшали заявочные результаты. В 25 случаях пловцы превзошли заявочный результат, являющийся в большинстве случаев личным рекордом пловца. Участвуя в финальных заплывах, все спортсмены превзошли заявочный и полуфинальный результаты.
Выводы
Специальная подготовленность пловцов высокой квалификации к соревнованию не всегда может быть реализована в соревновательных условиях. На результативность соревновательной деятельности пловцов-спринтеров влияет ряд изученных нами психологических факторов: недостаточный уровень сформированности психологической подготовленности; наличие негативной направленности в структуре предсоревновательной мыслительной деятельности.
Разработанное содержание и технология проведения психологического обеспечения предсоревновательной подготовки пловцов направлены на повышение уровня психологической подготовленности спортсменов к предстоящему соревнованию.
Результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют о необходимости внедрения психологического обеспечения в процесс предсоревновательной подготовки пловцов, что способствует оптимизации предстартового состояния и повышению результативности соревновательной деятельности.
Выдвинутая гипотеза исследования подтверждена, что свидетельствует об адекватности методов и методик целям и задачам исследования.