В настоящее время одной из основных задач развития современного школьного образования является обновление его содержания, средств и методов обучения с целью достижения новых результатов. Согласно ФГОС одним из метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы является формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Согласно закону «Об образовании» в образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу, должны быть созданы условия для формирования информационно-образовательной среды, реализации электронного обучения, а также сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса. Информационно-образовательная среда предоставляет широкие возможности для проектирования формирования у обучающихся универсальных учебных действий. Современные тенденции развития Интернета, компьютерных сетей и систем телекоммуникаций позволяет человеку учиться и приобретает знания в новых социально-экономических условиях. Перед образованием ставятся задачи по формированию личности, конкурентоспособной и успешной в окружающей ее электронной информационной среде.
В настоящее время информатизация сферы образования является одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации и включает в себя следующие задачи:
1. Модернизация инфраструктуры.
2. Эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов.
3. Подготовка человека к жизни в информационном обществе.
4. Создание необходимой нормативной базы.
Объектами Государственной политики в сфере информатизации образования являются [2, 8, 9]:
1. Научно-технических и производственный потенциал.
2. Рынок информационных продуктов и услуг.
3. Правовое обеспечение.
4. Домашняя компьютеризация.
5. ИКТ – инфраструктура.
Сегодня разработана и действует государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)». Она разработана с целью создания эффективной системы использования информационных технологий, получения гражданами и организациями преимуществ от применения информационных телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе. В связи с реализацией данной программы в настоящее время наблюдается активное внедрение современных инфокоммуникационных технологий во все сферы человеческой деятельности, в частности, и в образовательный процесс. При этом особую роль играют современные сетевые сервисы, в частности, так называемые «сетевые сервисы» или «сервисы Web 2.0».
Считается, что термин «Web 2.0» в научные круги ввел Тим О’рейли в публикации «What іs Web 2.0». В ней он связывал появление большого количества сайтов, объединенных некоторыми общими принципами, с общей тенденцией развития Интернет-сообщества, и назвал это явление «Web 2.0». В работах Тома О’рейли дается следующее определение: «Web 2.0 – это методика проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий, становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются».
Важной чертой сетевых сервисов является привлечение пользователей к наполнению и многоразовому использованию существующего контента. Сервисы Web 2.0 предоставляют право пользователям самостоятельно создавать контент, менять его и управлять связями. Информацию (текстовую, мультимедийную) может размещать во всемирной сети Интернет любой пользователь, а другие посетители – использовать, совершенствовать, оценивать и комментировать ее.
В последнее время с помощью сетевых сервисов современные школьники могут гораздо эффективнее реализовать себя социально, работать индивидуально каждый в своем темпе, учителя – применять творческие подходы к обучению [6, 7, 12]. Сетевые сервисы позволяют создавать единое образовательное пространство педагогам, живущим в разных уголках области, страны.
В ряде научных работ рассматриваются отдельные аспекты методики использования сетевых сервисов в школьном образовании (С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, C.B. Зенкина, A.A. Кузнецов, И.В. Роберт, М.А. Сурхаев и др.), анализом дидактических возможностей средств телекоммуникаций занимались C.B. Бондаренко, Е.Д. Патаракин, A.M. Сапов, М.В. Сафронов, Н.К. Тальнишних.
Сетевые сервисы дают возможность пользователям путешествовать по сети, совместно работать и размещать в сети текстовую и медиаинформацию. Глобальная сеть предлагает большое количество инструментария, направленного на активизацию познавательной деятельности обучающихся. Наиболее часто применяемыми сервисами являются: обмен знаниями; хранение документов; интернет-общение; хранение фотоматериалов; хранение аудиоматериалов; хранение видеоматериалов; геоинформационные сервисы.
Е.Д. Патаракин в своих работах приводит классификацию сетевых сервисов (сетевого программного обеспечения, поддерживающего групповые взаимодействия) [3, 5].
1. Социально-поисковые системы.
2. Социальные медиахранилища. Фотохостинг. В сети существуют сайты, которые позволяют публиковать любые изображения. Фотохостинги служат для размещения, хранения и показа изображений другим пользователям Сети. При размещении на фотохостинге каждому фото присваивается уникальный адрес. Автор снимка может легко поделиться гиперссылкой, ведущей на фотографию, с любым человеком, имеющим доступ в Интернет, а также разместить её на своем сайте.
3. Создание и редактирование документов. Независимо от того, какую операционную систему использует пользователь, онлайн-офис может быть доступен с любого компьютера, у которого есть доступ в Интернет. Это позволяет людям организовывать совместную работу в любое время, независимо от местонахождения участников этой работы.
4. ВикиВики – сайт, структуру и содержимое, которого пользователи могут сообща изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Крупнейший и известнейший вики-сайт – Википедия.
Как правило, вики-сайтам характерны следующие признаки:
– без применения особых приспособлений на стороне редактора существует возможность многократно править текст средствами вики-среды;
– применяемый язык разметки – называемый вики-разметка, позволяет быстро и легко размечать в тексте гиперссылки и структурные элементы, а также форматировать и оформлять элементы статей;
– изменения появляются сразу после их внесения;
– вики имеют право править все посетители сайта.
5. Диаграмма связей (от англ. mind maps – интеллект-карта, карта памяти, карта ума). Это способ изображения процесса с помощью схем общего системного мышления. Реализацией диаграммы связей является древовидная схема, на которой изображены идеи, слова или другие понятия, связанные ветвями, которые отходят от центрального понятия.
6. Социальные сети (Social Networks) – виртуальная сеть, являющаяся средством обеспечения сервисов, связанных с установлением связей между его пользователями, а также разными пользователями и соответствующими их интересам информационными ресурсами, установленными на сайтах глобальной сети. Социальные сети в основном служат для созданич онлайн-сообществ людей, объединенных какой-либо деятельностью (интересами) и заинтересованных в ее распространении.
7. Мэшапы, или многофункциональные порталы – сервисы, которые объединяют в себе функции нескольких уже известных сервисов. Социальные сети обычно содержат в себе блоги, фотоальбомы, обмен мгновенными сообщениями, органайзер и другие сервисы. Также существуют многофункциональные порталы, объединяющие множество популярных сетевых сервисов, такие как Google, Мail.ru и др.
8. Общение в трёхмерной реальности (3D) – социальный сетевой сервис, позволяющий каждому зарегистрированному пользователю создавать среду своей виртуальной жизни. Наиболее популярный подобный сервис – Second Life (http://www.secondlife.com) – это многопользовательская онлайн-игра, представляющая собой трехмерный виртуальный мир. Владельцы аккаунтов получают возможность выбрать наиболее приемлемый для них способ виртуального существования – создание виртуальных товаров, строительство, покупка и продажа виртуальной земли, общение в чате или голосом, путешествия по виртуальному миру.
В своих работах И.В. Яковлева, основываясь на анализе работ различных авторов (Тим О’Рейлли, Е.Д. Патаракин, А.Е. Войскунский и др.), делает вывод о том, что сетевые сервисы отличаются от сайтов и порталов сети своим инструментарием, среди которого она выделяет следующие (таблица) [13].
Особенности сетевых сервисов
Организационные |
Психологические |
Педагогические |
– динамичность – визуализация информации – интерактивность – доступность – открытость – виды взаимодействия (онлайн, офлайн) – децентрализация (Е.Д. Патаракин) – экологические стратегии (Е.Д. Патаракин) – саморазвитие сети (М. Кастельс) – горизонтальные связи автономность узлов сети (М. Кастельс) – теговая система – относительность пространства и времени (Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова) – простота использования сетевых технологий |
физическая область – восприятие – совместное мышление (Е.Д. Патаракин) – критичность мышления (Е.Д. Патаракин) – эмоциональная окрашенность –затрудненность эмоционального компонента коммуникации – письменный характер коммуникации (А.Е. Жичкина) – мотивационная составляющая когнитивная область – интеллектуальность – творческий потенциал – самостоятельность пользователей как интернет-активность (А.Е. Войскунский, Н.Н. Гомулина, В.А. Тищенко и др., – самоопределение и самоконструирование – Е.П. Белинская) – быстрый просмотр и селекция информации (А.Е. Войскунский) социальная область – толерантность (Е.Д. Патаракин) – самовыражение – виртуальность (нереальность – А.Е. Войскунский) – анонимность Ю.Д.Бабаева, А.Е. Войскунский) – психологическая безопасность (И.С. Шевченко) – социальное неравенство (Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский) – добровольность и желательность контактов (И.С. Шевченко) – физическая непредставленность (А.Е. Жичкина) |
– мультимедийность (интерактивность) как реализация принципа наглядности – коммуникативность – продуктивность – индивидуальность – активизация познавательной, рефлексивной и самостоятельной деятельности – вариативность учебных заданий – внеаудиторная работа – воспитательный эффект (аккуратность, развитие внимания, гибкость мышления, умение планировать деятельность, стимулирование творческой деятельности) – виды взаимодействия (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик –сервис) |
Анализ использования сетевых сервисов в образовательном процессе позволяет утверждать, что данные сервисы создают педагогические возможности для активизации учебной деятельности [10, 11].
При этом, анализируя научно-методическую литературу, опыт педагогов-практиков, выделяют следующие направления использования инструментов сетевых сервисов [1, 4]:
1. Усиление мотивации обучения и активизация познавательной деятельности учащихся.
2. Через сетевые сервисы наиболее полно реализуются метапредметные результаты освоения основной общеобразовательной программы в развитии компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
3. Мониторинг достижений учащихся (диагностика и контроль деятельности). Особенно это ярко проявляется в использовании в общеобразовательном процессе систем управления школой, электронных дневников и т.д.
4. Согласно ФГОС одной их ведущих деятельностей обучающихся является проектная. Именно при использовании инструментария сетевых сервисов данный вид деятельности наиболее прост в организации. В последнее время все чаще в работах ведущих педагогов применяется термин сетевой образовательный проект. Как правило, цель сетевого образовательного проекта – это создание условий для развития интереса учащихся к определенной теме или предметной области, выбранной координаторами проекта. Участие в проектах данного вида позволяет реализовать личностные и метапредметные результаты обучения.
5. В рамках формирования информационно-образовательной среды учебного заведения возможность размещения и создания учебно-методического ресурса.
Таким образом, сетевые сервисы – это набор важнейших компонентов, которые обеспечивают стабильное взаимодействие между участниками образовательного процесса. В результате использования сетевых сервисов повышается мотивация учения, стимулируется познавательный интерес учащихся, развивается умение участвовать в работе группы, и возрастает эффективность самостоятельной работы за счет дифференциации процесса обучения, рационального сочетания коллективной формы работы с индивидуальным подходом в обучении.