В спортивном туризме уровень психофизической подготовленности имеет также значение, так как большая часть маршрутов и дистанций проводится в условиях далеко не оптимальных, которые близки к экстремальным.
Отсутствие ранее описанных в научно-методической литературе программ психофизической подготовки туристов, а также неопределенность методик проверки уровня психофизической подготовленности подтверждает актуальность изучения данной научной проблемы.
Цель работы заключается в теоретическом изучении базовых компонентов и критериев психофизической подготовки человека в спортивном туризме.
Методы исследования. Анализ и обобщение научно-методической литературы. Синтез и структурирование результатов.
Результаты исследования и их обсуждение
Согласно нашему определению психофизическую подготовку туриста нужно понимать, как единый целенаправленный процесс совершенствования психических и физических качеств, направленный на достижение необходимого уровня подготовленности к соревновательной или походной туристской деятельности [9, 10, 11].
Психофизическая подготовка человека – это процесс формирования психофизических качеств, который позволяет сформировать умение рационального применения двигательного потенциала при решении моторных задач в различных условиях жизнедеятельности человека.
В рамках процесса психофизической подготовки личность туриста можно рассматривать как систему взаимодействия психики человека (психологические категории душа и дух) и физиологии (тело).
Существуют также работы, подтверждающие взаимосвязь психических и физических качеств в момент выполнения сложных двигательных действий человеком (Лях В.И., 1995; Туревский И.М.,1998; Озеров В.П., 2002; Ильин Е.П., 2003, и др.) [4, 6, 9, 14].
Большой вклад в изучение психофизической подготовленности человека внес И.М. Туревский в рамках диссертационного исследования «Структура психофизической подготовленности человека» (1998 г.). Данная работа, как и все предстоящие труды в этой научной сфере, актуальна тем, что в современных условиях жизнедеятельности человека (в т.ч. и в спорте) увеличивается объем деятельности, выполняемой в экстремальных условиях, что приводит к высокому эмоциональному напряжению и требует от человека проявления «…находчивости и волевых качеств, психической устойчивости» [14].
Что касается спорта, то в данном виде деятельности в современных условиях значительно возрос уровень конкуренции, повышается его двигательная сложность и тактическая непредсказуемость, а также современный спорт характеризуется возрастающей долей эмоциональных напряжений, что повышает взаимовлияние психических и физических составляющих спортивной подготовки.
Соответственно, соглашаясь с мнением И.М. Туревского, в сложившихся условиях эффект деятельности (в нашем случае спортивной) определяется не только уровнем развития физических качеств и моторным потенциалом человека, но в большей мере – способностью рационально использовать имеющийся фонд двигательных навыков [14]. Подобное мнение фигурирует также в работах К.М. Гуревича (1970); П.К. Анохина (1973); Н.А. Агаджаняна (1989) и др. [1, 3, 7].
Таким образом, в современных условиях следует говорить о единой структуре психофизической подготовленности человека, которая объединяет в себе компоненты психической и физической подготовленности человека к определенной деятельности. Психофизическая готовность (подготовленность) в большей мере является результатом психофизической подготовки человека к определенной деятельности.
В современной теории и методике физической тренировки существует модель интеграции физической и психической подготовки спортсменов, которая в большей мере соответствует целям психофизической подготовки в целом. Данная модель, авторами которой являются Г.Д. Бабушкин и В.В. Апокин (2016), акцентирована на развитие психических процессов, а затем уже на развитие физических качеств [8].
Методика интеграции физической и психической подготовки спортсменов относительно данной модели направлена:
– на формирование положительной мотивации к психологической и физической подготовке;
– систематический анализ результативности при проявлении физических качеств на тренировках и соревнованиях;
– формирование адекватной самооценки у спортсменов;
– развитие у спортсменов личностного качества результативности;
– формирование у спортсменов мотивации достижений;
– оптимизация соотношения соревновательной и тренировочной мотивации;
– развитие у спортсменов умений психической саморегуляции.
Согласно представлениям Б. Блюменштейна и Н. Худадова [2] о психических параметрах структуры личности спортсменов в основу базовых психических параметров достижения высокого спортивного результата входит четыре блока: блок индивидуально-типологических показателей спортсмена, морально-волевая подготовленность, мотивация достижения высокого спортивного результата и блок психофизиологических показателей. Условно данные четыре блока делят на три уровня.
На первом уровне находятся психические качества, которые позволяют достичь высокого результата спортсмену в экстремальных соревновательных условиях. Согласно В.А. Радионову, А.В. Радионову [10] наиболее важными из психологических параметров достижения высокого результата на первом уровне является собственный тип психорегулирования, оптимальное предстартовое состояние, высокий уровень морально-волевой подготовленности, эффективная структура мотивации, оптимальное функционирования психофизиологических функций. Направленное воздействие на развитие данных психологических параметров является базовой задачей первоначальной психофизической подготовки в спорте. Соответственно, определение уровня психофизической подготовленности должно проводиться также на основе тестирования данных психологических параметров.
Основываясь на вышеуказанной модели интеграции психической и физической подготовки спортсменов, важным становится осознание психологической сущности физической подготовки. Ряд авторов (Г.Д. Бабушкин, А.В. Родионов, В.Н. Смоленцева) психологической основой физической подготовки спортсменов считает понятие о физических качествах, представление о физических качествах и специализированное восприятие физических качеств в зависимости от вида спорта [8, 10]. Г.Д. Бабушкин подчеркивает, что в направленном педагогическом воздействии на развитие физических качеств существенное значение играет психологический фактор [8].
Второй уровень модельных психологических характеристик спортсмена складывается на этапе углубленной спортивной специализации, когда «…формируются специфические, характерные только для данного вида спорта свойства и качества, определенный тип психорегуляции и тренировочные психофизиологические показатели» [8].
Третий уровень модельных психологических характеристик спортсмена включает специальные психофизические качества личности присущие для данного вида спорта.
Согласно А.В. Кабачкову, А.В. Куренцову, и Э.А. Зюрину [5] психофизические качества личности «…требуют развития сенсомоторной координации, способности быстро овладевать навыками движения рук, пальцев, согласованности движений рук и ног, движений частей тела, чувства равновесия, общей координации движений и др.».
Таким образом, компоненты подготовленности человека, которые служат базой для психофизической подготовки в спортивном туризме, представлены в виде структуры на рис. 1.
Среди таких компонентов следует отметить: состояние здоровья спортсмена, уровень физического развития и функциональных возможностей его организма, а также уровень психофизической подготовленности, одаренность и предрасположенность к занятиям данным видом спорта на момент начала тренировочного процесса [13].
Рассмотрим сущность всех представленных компонентов на рис. 1 по отдельности.
Состояние и устойчивость физиологических систем организма (1). Основными физиологическими системами организма человека являются костная, мышечная, система крови, система дыхания, пищеварительная система, нервно-гуморальная система и др. Все системы образуют единый организм. Важнейшим физиологическим показателем является адаптация организма к внешним условиям среды пребывания (погодные условия, высота, высокие физические и психические нагрузки на маршрутах и туристских дистанциях).
Рис. 1. Компоненты подготовленности человека, на которых базируется психофизическая подготовка в спортивном туризме
Основными критериями, по которым может оцениваться компонент (1), являются: морфологические показатели; состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма; биохимический и иммунологический статус организма; состояние системы регуляции функций; уровень функциональных резервов кардиореспираторной системы.
Физическое развитие и функциональные возможности организма (2) отражаются в уровне общефизической подготовленности спортсмена. Уровень общефизической подготовленности туриста определяется на основе измерения основных физических качеств: выносливость, быстрота, сила, ловкость (гибкость), координационные способности.
Уровень развития двигательных способностей (3) или состояние психомоторных процессов, по нашему мнению, является основополагающим элементом в структуре психофизической подготовленности. К наиболее важным психомоторным способностям в спортивном туризме относят пространственную точность движений, быстроту целостного двигательного действия, временную точность движений, силовую точность движений, быстроту простой двигательной реакции [9]. Основными критериями оценки данного компонента в структуре психофизической подготовленности являются: определение типологических реакций организма; выявление характера регуляции психофизиологических процессов и анализ тенденций изменений психофизических функций организма.
Психологические возможности (4) организма спортсмена оцениваются на основе определения следующих критериев: интеллектуальные способности, социально-психологические качества, в том числе эффективность внутригрупповых взаимодействий; характерологические черты (рис. 2).
Уровень развития важных в спортивном туризме психофизических возможностей (5) или психофизиологические резервы.
Психофизические резервы в спортивном туризме могут определяться на основе анализа и измерения следующих критериев: зрение, зрительно-моторная реакция, слухо-моторная реакция, устойчивость систем организма и познавательных функций мозга [15].
Рис. 2. Критерии оценивания качества компонентов психофизической подготовленности в спортивном туризме
Выводы
Таким образом, нами изучены основные теоретические положения о психофизической подготовленности человека. Исходя из этого нами предложено собственное определение понятия «психофизическая подготовка человека». На основе проведенного анализа научно-методической литературы по проблеме исследования нами представлены базовые компоненты структуры психофизической подготовленности в спортивном туризме, а также критерии оценивания качества данных компонентов. В дальнейшей работе по данной теме нами будут отобраны наиболее информативные методы измерения предложенных критериев психофизической подготовленности в спортивном туризме.