Современная этносоциокультурная ситуация в России отличается сложностью и противоречивостью. Межэтнические конфликты в странах Ближнего Зарубежья создают ситуацию тревожности не только в пограничных, но и центральных районах страны, возрастает возможность появления межэтнических конфликтов в веками спокойных регионах России, возникает реальная угроза этнической безопасности государства.
Современное российское общество осознает важность и настоятельную необходимость актуализации патриотического воспитания подрастающего поколения, воспитания молодежи, способной толерантно жить в мире, творить и созидать на благо своего региона, своей страны.
Патриотизм является основой государственности, основой нашего будущего. С начала XXI века в России отмечаются процессы возрождения и активизации воспитательной составляющей в деятельности образовательных учреждений. Происходит возрождение значения и востребованности гражданских, патриотических взглядов и убеждений. Складывается понимание того, что чувство национального самосознания и чувство любви к Отечеству должны формироваться не стихийно, а быть воспитаны в человеке семьёй, школой, системой образования.
Патриотическое воспитание в настоящее время должно основываться на высших духовных ценностях российского народа, опираться на духовные традиции родного народа, опыт предшествующих поколений, вековую историю России и конкретного региона. Именно поэтому возникает острая необходимость изучения своеобразия этнокультур каждого субъекта государства, как части великой России. Уникальность страны складывается из особенностей конкретной республики, области, района, муниципального образования. При этом каждый регион своей уникальностью формирует личность – патриота своей малой и большой родины [5, с. 17].
В связи с многонациональностью России одним из путей преодоления духовно-нравственного кризиса общества является поликультурное образование. Актуализация этнических компонентов в социокультурном развитии российского общества, претерпевающего коренные изменения во всех сферах жизни на протяжении последних двух десятилетий, объективно обусловливает потребность в обращении к этнокультурным корням и их востребованность в воспитании подрастающего поколения. Гетерогенное по своему социальному, этническому, языковому составу общество способно выжить и эффективно существовать лишь при условии мирного сожития представителей различных этносов, культур и языковых групп [1, с. 66].
Ульяновская область – родина великого Н.М. Карамзина, который писал о Родине и для Родины; желая отечеству благоденствия, решая задачу нравственного воспитания народа, пробуждения в нем патриотизма. В 2016 году (250-летия со дня рождения Н.М. Карамзина), с нашей точки зрения, важно обратиться к проблемам патриотического воспитания истинных граждан своей страны и сохранить единство народов России.
Национальный состав Ульяновской области обусловлен проживанием в области представителей более 80 национальностей. Среди них русские, татары, чуваши, мордва, украинцы, азербайджанцы, армяне, белорусы, немцы, цыгане, узбеки, башкиры, таджики, молдаване, евреи, марийцы и др. Это определяет многообразие и богатство культур (бытовых, обрядовых, производственных) и необходимость мирного сосуществования различных религий (православие, протестантизм, ислам, иудаизм и др.). В таких условиях актуальным является вопрос о выживании и развитии языков и культур как основы национального своеобразия. Перед многонациональной Ульяновской областью в современных условиях стоит задача выработки такого содержания патриотического воспитания на этнокультурных основаниях, которое в наибольшей степени будет способствовать воспитанию патриотов России.
Проблемы теории и практики патриотического воспитания изучались учёными в нашей стране и за рубежом.
Общетеоретические основы патриотического воспитания личности (в педагогическом и психологическом аспектах) разработаны в трудах К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф. Харламова, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, А.Н. Вырщикова и др. Авторы рассматривали этот процесс как систему, способную раскрыть заложенные в каждом человеке патриотические качества, в формировании и развитии которых огромное значение приобретает собственная деятельность и эмоциональное отношение индивида как необходимый элемент формирования патриотических чувств.
Идейные обоснования развития национальной школы представлены в трудах выдающихся педагогов прошлого (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, П.Ф Каптерев, В.И. Водовозов, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и др.).
Научные основы образования в полиэтнической среде, изложены в работах зарубежных психологов и педагогов (З. Фрейда, Э. Берна, Э. Эриксона, Р. Бернса, К. Юнга, У. Глассера и др.).
В России многокультурное образование обязано своим становлением С.Г. Айвазовой, А.К. Бабуриной, Л.Ю. Бондаренко, Г.Н. Волкову, Л.М. Дробижевой, И.С. Кону, М.Н. Кузьмину, Д.С. Лихачеву, К.М. Мартыненко, А.Д. Сахарову, Л.Г. Семиной, В.А. Тишкову, Г.Д. Димитриеву и многим другим исследователям.
Многообразие направлений исследований особенностей патриотического воспитания в многонациональной среде сформировало емкие и ценностные дефиниции. Категории «поликультурность» и «мультикультурность» получили отражение в виде понятий: «мультиэтническое» (Дж. Бэнкс, А.Н. Джуринский и др.), «мультикультурное» (Дж. Бэнкс, К. Грант, Э. Пэй, И.В. Балицкая, А.Н. Джуринский, М.В. Емельянова, Э.И. Сокольникова и др.), «поликультурное» (Е.В. Бондаревская, В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, Ю.С. Давыдов, А.Н. Джуринский, А.А. Реан, Л.Л. Супрунова и др.), «полиэтническое» (Т.В. Поштарёва, С.А. Харитонова и др.) образование [4, С. 4].
Как отмечает А.Н. Джуринский, эти и иные подобные понятия отражают аспекты мульти-поликультурного образования, которое является родовым и в смысловом отношении гораздо более обширным [3, с. 19]. В Международной энциклопедии образования оно трактуется как важная часть современного общего образования, способствующая усвоению учащимися знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию молодёжи в духе уважения к инокультурным системам [2, с. 80].
В последние годы в педагогике особенно активно разрабатываются проблемы приобщения юного поколения к культуре своей национальности, формирования у него этнического самосознания (Г.П. Айдарова, Н.М. Баоги, А.С. Зиннурова, С.Н. Кириченко, Р.А. Кузнецова, П.В. Румянцева, Д.Г. Сайбулаева и др.). Ведущая роль в этом направлении отводится развитию у молодежи навыков межличностного общения (Ж.Г. Алямкина, М.И. Корякина, И.Г. Тиханова и др.).
В работах, посвященных воспитанию школьников, этнический компонент образования представлен в большей степени как национально-региональный компонент, ориентированный на одну национальность, являющуюся доминирующей в выбранном регионе. Г.П. Грирорьев, Л.В. Кузнецова – Чувашская республика; К.Н. Нгорова, С.К. Колодезников – Республика Саха Якутия; Г.И. Петрова – Башкирия; М.М. Будаева, Р.Л. Махабадарова, И.Н. Дарижанова – Республика Бурятия; З.Л. Махсутова; К.М. Каменир, Д.Л. Кемешев – Казахстан; Р.Б. Карабашева, В.М. Джашакуев – Карачаево-Черкесия; О.В. Костейчук, Б.Л. Кулько – Кабардино-Балкария; Ф.Ф. Назмиев – Татарстан; М.С. Непсо – Адыгея и др.
Вопросы регионализации в образовании и воспитания отражены в исследованиях В.Н. Аверкина, И.А. Бажиной, Е.С. Бабуновой, Е.В. Бондаревской, Л.Ф. Греханкиной, Э.Д. Днепрова, И.В. Кострулевой, И.Г. Металовой и др.
Рассмотрение проведенных исследований свидетельствует о пристальном внимании ученых к педагогическим, социальным и общекультурным аспектам межнациональных отношений. Но при этом количественно преобладают работы по культуре доминирующих национальностей республик, округов и областей. В то же время зависимость содержания патриотического воспитания, его форм и методов от региональных особенностей показана недостаточно полно.
Между тем, региональная, в том числе и этническая, культура обладает богатым педагогическим потенциалом, пока недостаточно используемым в образовании. При этом мы определяем регион как конкретную административно-территориальную единицу России, внутри которой сложились устойчивые этнокультурные традиции. Региональная этнокультура – это этнокультурно-исторический опыт живущих на данной территории представителей разных национальностей. Именно на региональном уровне можно реализовать многие функции этнокультуры как необходимых условий ее существования: познание истории этнокультуры региона, ее сохранение, трансляция и возрождение. Тем самым реализуется цель патриотического воспитания на этнокультурных ценностях региона – воспитание патриота своей страны, активная жизненная позиция которого направлена на изучение, сохранение и пропаганду этнокультурных ценностей своего края [6, с. 23].
В связи с вышеизложенным возникла необходимость проведения исследования, направленного на выявление преобладающих предпочитаемых этнокультурных ценностей и определение готовности молодых людей активно участвовать в изучении, сохранении и трансляции ценностей своей малой Родины.
В качестве диагностического инструментария была использована векторная методика «Круг жизненных ценностей». Подобные методики помогают лучше понять, ярче охарактеризовать содержание культуры территории, ее этнокультурные обычаи, выявить особенности традиций в российской культуре повседневности [7, с. 33].
В исследовании приняли участие более ста студентов факультета педагогики и психологии Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова. Были определены среднестатистические показатели каждой ценности, при этом значимость каждой ценности обозначена на рисунке в десятибалльной шкале.
Наглядное отражение результатов пилотного исследования представлено на диаграммах (рис. 1, 2).
Рис. 1. Выявленные этнокультурные ценности студентов
Рис. 2. Круг предпочитаемых этнокультурных ценностей студентов. Примечание: Обозначение цифр на круговой диаграмме соответствует последовательности ценностей на столбчатой диаграмме
Для уточнения мотивов выбора и определения готовности молодых людей активно участвовать в изучении, сохранении и трансляции указанных этнокультурных ценностей своей малой Родины студентам было предложено прокомментировать свое отношение к ним.
Приведем в обобщенном виде типичные высказывания молодых людей соответственно последовательности анализируемых ценностей.
1. Гордость за свою страну – это великая ценность для каждого человека. Россия поистине Великая держава, пережившая множество трудностей, благодаря которым она становилась и становится ещё сильней.
У России великая история, хоть и имеет трагичные моменты, Россия богата выдающимися талантами.
Наша страна одна из самых богатых стран мира, сколько у нее площади земли, сколько протекает рек, сколько лесных покровов, чего только нет у России!
Россия непобедима, и это доказывается и доказывалось на протяжении многих столетий.
Чувство патриотизма нужно воспитывать с детства: проводить больше уроков отечественной истории, ходить в музеи, знакомить детей с культурой народа. Все лучшее прививать необходимо в детстве.
2. Малая Родина важна. Халатное отношение к природе, к жизни других людей огорчают. Причиной может служить упадок ценностей людей. Данную проблему возможно решить только путем воспитания в детях ценностей, а также работы с родителями и будущими родителями.
Всем людям стоить помнить о своей малой Родине.
Малая Родина – это место, где живёт наш род, где мы растем, учимся, трудимся.
3. Уважение своей национальности и других народов должно присутствовать в каждом, это часть культуры человека, это лицо нашего народа. Человеку с детства необходимо прививать любовь и ценности своего народа.
У русских особый менталитет мышления, мы отличаемся от других национальностей. У нас неповторимый язык, сколько окрасов, интонаций и смыслов может обретать только одно слово.
Нужно гордиться своей национальностью, традициями, обычаями. Ведь у каждого народа они уникальны.
4. Уважение к своему народу необходимо прививать через историю, особенно посредством рассказов предыдущего поколения новому.
Российский народ – великий народ. Русские прошли через многое и не утратили своей великой мощи.
Глубокое уважение к нашим предкам, велика гордость за их самоотверженный труд и героизм, гордость за выдающихся людей России, которые стали известны на весь мир и этим подтвердили величие нашей страны.
5. Проявление толерантности означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохранять свою индивидуальность, а взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Стоит различать понятия «любить свой народ» и «испытывать ненависть к другим». Конечно, толерантность к другим народам России играет важную роль. Но следует отметить, что к некоторым мы не так благосклонны, как к другим.
Есть предположение, что все зависит от человека. Наверное, на этом и надо основывать воспитание будущего поколения.
6. Ощущение себя частью своего народа – черта, присущая большинству. Обоснованием является владение языком, знание традиций и культуры. Детям необходимо прививать их с детства, чтобы они не утратили свою силу и передавались из одного поколения в другое.
Нас объединяет не только общая территория и культура, но и чувство, что мы единый и сильный народ.
Однако, есть мнение о неосознании себя частью своего народа, по причине того, что в России сейчас не существует какой-либо идеологии, объединяющей всех людей.
7. Довольно интересно каждый раз узнавать что-то новое о культуре и истории России. Необходимо заинтересовывать детей, чтобы они стремились познать культуру и историю.
Есть стремление узнать именно настоящую историю России и ее культуру.
Также существует мнение о вполне достаточном знании всей сущности и разнообразия культуры России.
8. Нужно уметь рассказать о своей малой Родине, а именно когда и кем была основана, основные события, известные личности. Необходимо каждый раз заинтересовывать людей, чтобы они восполняли свои знания о Родине, история которой богата и интересна.
9. Необходимо проводить мероприятия, в которых будет освещаться именно русская культура в большей степени, поскольку в России русская национальность является титульной.
Однако значительная часть не склонна демонстрировать принадлежность к своей национальной культуре.
Есть мнение, что нужно знать русские народные песни и т.д. Только так возможно глубоко окунуться в культуру своего народа.
Многие не часто демонстрируют принадлежность к своей национальной культуре, так как не хотят заявлять об особом отличии от представителей других культур.
10. Представители национальностей погружают нас в свой мир. Конечно, это всё необходимо для расширения кругозора и развития толерантности между национальностями, но по факту получается, что русская культура заслоняется «разнонациональной палитрой».
Многим интересно узнать культуру другого народа, но она не заменит своей. Различаются взгляды на мир, традиции и ценности. В то же время люди должны представлять, чем своя культура отличается от других посредством общения с носителями другой национальной культуры.
Все же большинство спокойно воспринимают другую культуру.
11. Крайне важно заниматься просвещением об истории развития и становления нации.
Наблюдается готовность сохранить ценности своей национальной культуры.
Необходимо знать и уважать историю человечества, особенно историю своей страны и родного края. Для просвещения людей в данной области необходимо проводить уроки истории уже в начальной школе.
Велико желание донести до своих будущих детей всю прелесть национальной культуры, передавать ее из поколения в поколение.
12. Конечно, очень важно сохранить ценности, культуру России. Для сохранения всех ценностей, которые мы имеем, нужно культурно и духовно просвещать себя. Посещение музеев, выставок, библиотек, театров нам в этом поможет.
Есть предложение о необходимости ограждения проникновения традиций, культуры других стран, которые не соответствуют российскому менталитету.
Для того, чтобы современное население научилось ценить культуру и ценности родной страны, нужно, чтобы люди знали историю России. Для этого в учебных заведениях нужно усилить акцент на изучение истории родной культуры.
Нужно патриотическое и культурное воспитание молодежи, формирующее непоколебимые высокие моральные устои.
Проведенное исследование позволило выявить предпочитаемые этнокультурные ценности у студентов педагогического вуза как характерные для молодежной среды в настоящее время. Данные исследования подтверждают наличие значимости предложенных для оценки ценностей, таким образом, тезис о потерянном поколении можно признать несостоятельным. Особую значимость для молодых людей представляют такие ценности, как «уважение своей национальности», «уважение своего народа». Студенты выражают свою готовность реализовывать себя в сохранении ценностей своего народа, своей Родины. Ориентация студентов преимущественно на этнокультурные ценности подчеркивает возросшую значимость последних для молодежи в сложных современных условиях этнокультурных разногласий и демонстрирует их активную жизненную позицию.
Понимая необходимость продолжения проведённого исследования, считаем перспективным его дальнейшие векторы:
- изучение и научное обоснование ценности духовно-нравственного потенциала этнокультурных традиций региона;
- выявление комплекса педагогических условий, направленных на эффективное использование региональных этнокультурных ценностей в патриотическом воспитании подрастающего поколения;
- экспериментальное подтверждение результативности использования выявленных педагогических условий, которые позволяют реализовать патриотическое воспитание личности на основе духовно-нравственного потенциала этнокультурных ценностей региона.