Сложная функционально-пространственная система современной городской среды постоянно является объектом изучения и проектирования для дизайнеров и архитекторов. Сегодня для российских городов актуальна проблема организации пространственной социальной инфраструктуры современной урбанистической, агрессивной городской среды. Появилась необходимость в разработке более гуманных по отношению к человеку рекреационных пространств в системе городской среды. Готовность к обновлению окружающего мира, направленность на наиболее современные формы деятельности и общения – характерные черты социокультурной активности жителей крупного города, что отражается на освоении ими в повседневной жизни окружающей городской среды, существенно меняет функции дизайна городской среды и актуализирует проблему качества жизни горожан [8]. Город Владивосток не является исключением. Научная актуальность проблемы объясняется необходимостью систематического осмысления процессов глобализации, информатизации, виртуализации городской среды, а также обновления архитектурно-дизайнерской теории с точки зрения её гуманизации, более внимательного отношения к проблемам человека и общества [3]. Важность исследования заключается в том, что сегодня существует проблема недостаточной проработки теории и практики проектирования и использования малых архитектурных форм в формировании дизайна рекреаций городской среды.
Целью данной работы является выявление современных тенденций в дизайне рекреаций городской среды, исследование теоретических и практических принципов проектирования и организации использования малых архитектурных форм в рекреациях городской среды. Одним из этапов данного исследования является изучение характеристик понятия «малые архитектурные формы в дизайне рекреаций городской среды», критерии их оценки студентами, обучающимися по направлению «дизайн среды», включение в учебный процесс дизайн-проекта «малые архитектурные формы в дизайне рекреаций городской среды».
Материалы и методы исследования
Объектом исследования является организация форм и методов исследования и проектирования малых архитектурных форм в дизайне рекреаций городской среды города Владивостока. Для решения задач исследования были изучены образовательный стандарт по направлению подготовки «дизайн среды»; современные требования к подготовке специалистов на основании приказов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Градостроительного кодекса РФ, проведен анализ методической и специальной литературы по проблеме. В работе использовались общетеоретические методы научных исследований.
Результаты исследования и их обсуждение
Дизайн играет большую роль в организации и оздоровлении современной городской среды. Дизайн может и должен быть проектированием ценностным, ориентированным на реализацию достаточно высоких, устойчивых и авторитетных ценностных ориентиров, способным в образах проектируемой среды воспроизводить прообразы высокой социальной культуры [2].
Сегодня городскую среду необходимо сделать более интересной, динамичной, комфортной, учитывать новые тенденции в проектировании городских рекреаций. Городские рекреации становятся местом для кратковременных, но важных видов активности, таких как музыка, утренняя гимнастика, фестивали, инсталляции и другое. Альтернативой создания специализированных пространств для каждого вида деятельности могут стать адаптивные рекреации, проектируемые с учетом постоянных, сезонных и краткосрочных элементов [1]. В настоящее время важным становится критерий пользы, горожане для отдыха предпочитают активные занятия. Спорт, прогулки, туристические маршруты рассматриваются не только как занятия спортом, но и как средство получения новых знаний и положительных эмоций.
В систему формирования рекреаций городской среды входит много составляющих, в том числе малые архитектурные формы (рис. 1).
Рис. 1. Компоненты организации рекреаций городской среды
Малые архитектурные формы являются важным функциональным и художественно-декоративным элементом в наполнении рекреаций городской среды, создают комфортные условия для пребывания и проведения времени горожан на улице. В число малых форм, с которыми взаимодействует горожанин, входят объекты ландшафтной архитектуры, малых архитектурных форм, скульптурные композиции, благоустройство территории. Малые архитектурные формы – это сооружения и устройства, обладающие несложными, но самостоятельными функциями, дополняющие архитектуру городских зданий, сооружений, парков, площадей и улиц и являющиеся элементами их благоустройства [9].
К малым архитектурным формам городского дизайна относятся объекты:
– декоративного назначения: декоративные стенки, декоративные скульптуры, фонтаны, беседки, малые мосты, декоративное оформление фасадов с помощью рельефных и мозаичных панно и многое другое;
– утилитарного массового использования: скамьи, урны, ограждения, указатели, лестницы, подпорные стенки, номерные знаки домов, вазы для цветов и озеленения; светильники, киоски, информационные стенды, телефонные автоматы, почтовые ящики, навесы у остановок, опоры контактной сети, светофоры, дорожные знаки и другое;
– для площадок отдыха, игрового и физкультурного назначения: столы и скамьи, качели, карусели, стенки для лазанья, песочницы, катальные горки, навесы, ограждения, осветительное оборудование и другое.
К сфере городского дизайна относятся также уличная мебель; оборудования различных площадок в городской среде, скверах, парках; устройства для разграничения функциональных зон (ограды, барьеры между тротуаром и проездом и пр.), партерные объекты: танцевальные площадки и театральные арены, компоненты графического дизайна, арт-объекты.
Объекты малых архитектурных форм являются важным элементом городской среды, делают город более гуманным и интересным для его жителей и гостей города. Малые архитектурные формы по своему характеру и стилевому решению являются наиболее изменчивым слоем предметно-пространственной среды города.
Сегодня основными принципами проектирования малых архитектурных форм в формировании дизайна рекреаций городской среды, в том числе города Владивостока, являются:
– комплексность, заключающаяся в проектировании не отдельных малых архитектурных форм, а их комплексов, проектировании функционально и композиционно взаимосвязанных элементов предметно-пространственной среды. Сегодня малые формы не рассматриваются как отдельные самодостаточные элементы, а включаются в сценарий формирования и организации функционального зонирования пространства городской среды;
– единая идея проекта, проектирование комплексов малых архитектурных форм в едином стиле с учетом стилевых особенностей сложившегося образа окружающей застройки городской среды;
– проектирование с учетом своеобразия природных условий и своеобразия ландшафта проектируемой городской среды;
– сохранение национального колорита, преемственности, учет культурных традиций;
– создание интересного, запоминающегося художественного образа, соответствие художественного своеобразия малых форм своему назначению;
– функциональное зонирование, малые архитектурные формы позволяют делить территорию рекреаций на определенные зоны, различные по своему назначению, позволяют расставить акценты в нужных местах;
– применение природных материалов в городских условиях олицетворяет природу, создает комфортную среду, близкую человеку психологически [10];
– учет эргономических требований при проектировании малых форм в среде города;
– масштабность и соразмерность, гармоничное сочетание частей и целого, соотнесение масштаба малых архитектурных форм с масштабом человека и окружающего пространства;
– рациональное, эффективное использование материалов и конструкций.
Основные принципы организации дизайна городских рекреаций средствами малых архитектурных форм в г. Владивостоке организуются на должном уровне, но следует в большей мере учитывать следующие актуальные направления: комплексность проектирования, функциональную и композиционную взаимосвязь элементов предметно-пространственной среды со средой города, стилевое единство, своеобразие природных условий и ландшафта.
Сегодня особенный акцент при формировании рекреаций городской среды г. Владивостока средствами малых архитектурных форм, в соответствии с современными тенденциями, направлен на проектирование:
– высоких экологических качеств городских пространств, связь с природой;
– разнообразной городской утилитарной среды;
– дружелюбной, гуманной городской среды;
– объектов, связанных с историей, со значимыми событиями города;
– городских выставок малых форм, арт-объектов;
– жанровых скульптурных сценок, привлекательных для туристов и горожан;
– проектирование спортивных объектов в рекреациях городской среды, в связи массовым увлечением горожан спортом;
– предлагаются новые тенденции – «город как игра», для горожан такие игровые проекты становятся частью бренда.
Примером, демонстрирующим широкие возможности малых форм, стала пешеходная тропа здоровья вдоль Корабельной набережной в г. Владивостоке. Главным архитектурным элементом здесь является волна: деревянные скамейки, пешеходные и велосипедные дорожки в форме «волн». Протяженные контуры сидений превращены в своеобразные «лежаки». Лавочки здесь также выступают в качестве средства обозначения границ функциональных зон и проходят нескончаемой волной-лентой вдоль моря по набережной (рис. 2). Разное цветовое и фактурное решение общественных участков Корабельной набережной, выделение пешеходных путей и велосипедных дорожек создает визуальное зонирование пространства и позволяет лучше ориентироваться в нём.
Рис. 2. Корабельная набережная, г. Владивосток
Рис. 3. Форт, г. Владивосток
Идентичность и эмоциональная связь с местом особенно важны для рекреаций городской среды, активное освоение и использование среды связывает горожан с местом их проживания. Элементами уникальности и запоминаемости каждого отдельного рекреационного пространства могут стать необычные арт-объекты, малые формы, скульптуры и другие объекты, подчиненные какой-либо общей теме или связанные с историей города, например форты Владивостокской крепости (рис. 3).
Наиболее распространенным видом монументально-декоративного искусства в г. Владивостоке является представляемая в различных вариантах скульптура. В последнее время жанровая скульптура стала очень популярной и представляет собой характерные бытовые сценки, делающие город привлекательней для горожан и для туристов. Так, например, в г. Владивостоке стало модным ставить скульптуры, значимые для истории города, связанные с историей развития города: скульптура моряка, джентльмена за столиком, тигрят на набережной и т.п.
На кафедре дизайна и технологий Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС), с целью улучшения качества профессиональной подготовки студентов дизайнеров, по дисциплине «Проектирование в дизайне среды» и в дипломных проектах используется практико-ориентированное обучение. Образовательный процесс построен на выполнении реальных проектов по заказам предприятий, фирм и организаций города и края, в том числе и ВГУЭС. Практико-ориентированная направленность учебного процесса формирует у студентов дизайнеров при выполнении учебных проектов базовые профессиональные навыки. [5]. Практическая значимость изучаемого материала является одним из основных факторов, влияющих на формирование положительной мотивации обучения [6]. Непрерывное интегрированное профессиональное образование в современных условиях способствует достижению его основной цели – подготовке высококвалифицированных, социально и профессионально мобильных специалистов, конкурентоспособных и востребованных на современном рынке труда [7].
За 2015–2016 учебный год на кафедре дизайна ВГУЭС студентами 4 и 5 курсов были выполнены следующие практико-ориентированные дизайн-проекты по ландшафтной организации городской среды по заказам ВГУЭС, предприятий и организаций города и края:
– ландшафтная организация территории кампуса ВГУЭС по ул. Гоголя в г. Владивостоке;
– организация «Тропы здоровья» на территории кампуса ВГУЭС по ул. Гоголя в г. Владивостоке;
– ландшафтная организация территории восточного сада для Русского исторического парка «Изумрудная долина», в г. Уссурийск;
– организация велоструктуры на Корабельной набережной в г. Владивостоке;
– ландшафтная организация центральной площади г. Владивостока.
По заказам университета выполнялись проекты по ландшафтной организации отдельных фрагментов территории кампуса ВГУЭС.
На кафедре дизайна и технологий ВГУЭС ведется планомерная работа по проектированию и внедрению в предметно-пространственную среду г. Владивостока дизайнерских разработок малых архитектурных форм с привлечением студентов, что положительно воспринимается городской общественностью. Проектирование малых архитектурных форм выполняется в соответствии с общим функциональным, планировочным, композиционным решением развития городской среды, в состав которой они входят.
Гармоничная городская среда складывается с включением комплекса компонентов дизайн-объектов, малых архитектурных форм. Грамотное сочетание этих компонентов позволяет создать качественный, понятный образ пространств рекреаций города. На основе базовых принципов моделирования рекреаций городской среды возможен дальнейший анализ существующих приёмов, а также их комбинирование и поиск вариантов новых креативных решений.
Способствуя расширению пространства художественного освоения самых разных сторон человеческого бытия, внедрения продукции художественно-технического творчества во многие области жизни общества, дизайн служит удовлетворению не только материальных, но и духовных (в том числе эстетических) потребностей людей. Тем самым он содействует формированию и возвышению различных сторон духовной культуры человека: эстетических ценностных ориентаций, эстетического и художественного вкуса, гуманизации социально-культурных отношений, ценностей стиля и образа жизни людей [4].
Заключение
Городская среда агрессивна по отношению к человеку. Задача дизайнеров и архитекторов – сбалансировать функционально-пространственную систему города через использование малых архитектурных форм, природных и искусственных зеленых пространств, что вызовет интерес человека к местам, где он живет, учится, работает. Рассмотренные в статье направления и тенденции являются далеко не полным перечнем вопросов, которые решают дизайнеры при организации рекреаций городской среды.