Образовательные технологии формируются двумя способами: либо они возникают как специально спроектированные новшества, либо могут быть открыты в процессе новаторской преподавательской деятельности. На примере омской школы дизайна костюма можно отметить, что инициатива, активность, неравнодушие преподавателей позволили организовать образовательный процесс таким образом, чтобы получился эффективный образовательный комплекс. Создалось пространство современных образовательных технологий, которые максимально позволяют раскрыть индивидуальные способности обучающихся, удовлетворить их мотивацию к формированию тех профессиональных компетенций, которые им необходимы для самореализации и конкурентоспособности на рынке труда.
Путь развития творческих школ разнообразен и тернист. Анализируя современное состояние образовательных программ многих российских школ дизайна костюма, можно сделать вывод, что за последние годы мало что изменилось. В большей части наполнение образовательной программы состоит из дисциплин художественной направленности, дающих развитие художественных навыков, умения рисовать, развивать ассоциативное воображение, но мало дающих представление о содержательной стороне проектного процесса. Развитие творческого воображения – это неотъемлемая, но только часть формирования профессиональных компетенций. Федеральные государственные образовательные стандарты рекомендуют провести соответствие образовательной программы и профессиональных стандартов, чтобы обоснованно представить компетенции в виде совокупности трех компонентов: когнитивного (знать…, понимать…, представлять…, воображать и т.д.), деятельностного (уметь…, получить (приобрести) навыки…, иметь (приобрести) опыт деятельности… и т.д.) и мотивационно-ценностного (сформировать стремление, отношение студента…). Значит, основная образовательная программа в идеале должна содержать все этапы формирования и развития, не только специалиста, но и личности, стремящейся развиваться, принимать решения и ответственность, необходимые для производства. Возможно ли, определить сформированность профессиональных компетенций в виде совокупности трех компонентов только по результатам фондов оценочных средств? Тесты, контрольные задания, доклады на семинарах не дадут полного представления о результатах обучения. Результаты обучения формулируются на основании когнитивного и деятельностного компонентов компетенций, а для мониторинга их соответствия нужно предоставить условия, формирующие мотивационно-ценностный компонент.
Современное, постсоветское пространство изменило требования к специалисту в области индустрии моды. Бизнес, маркетинг, конкуренция, техническая революция – понятия, из-за которых профессия «художник-модельер» приобрела более современное значение – дизайнер. И это значит, что в своей современной профессиональной деятельности дизайнер решает не только проблему эстетики и утилитарности проектируемого продукта, но и сталкивается с проблемами философскими, социологическими, социальными, политическими, культурологическими, маркетинговыми, технологическими. На сегодняшний день деятельность дизайнера регулирует и социальную атмосферу общества, поэтому высококвалифицированный специалист может сформироваться только в среде, предоставляющей комплексные взаимообусловленные образовательные услуги.
Поставив перед собой цель организации учебного процесса как эффективного комплекса, объединяющего разнообразные творческие кластеры, удалось учесть все требования и создать условия не только для формирования профессиональных компетенций, но и через инновационные площадки, помочь студентам выбрать свои ориентиры, проявить себя, выбрать свою траекторию обучения. Поддержать стремление студентов еще в образовательной среде сделать апробацию своих профессиональных возможностей – это серьёзная заявка на возможность мониторинга соответствия образовательной программы современным требованиям ФГОС ВО, а именно, ориентации на потребности, в первую очередь, сегмента регионального рынка труда, научно-исследовательский и материально-технический ресурс образовательной организации. У ООП направления «Дизайн» профиля «Дизайн костюма» предлагаемый учебный комплекс условно можно разбить на три уровня:
1. Основные и специальные дисциплины, междисциплинарные связи – профессиональный инструментарий, формирующий базовые профессиональные компетенции.
2. Дополнительные образовательные программы, выставки, конкурсы, фестивали – культурная среда, территории инноваций формирующие конкурентоспособного специалиста.
3. Инновационные проекты, научные программы – человеческий ресурс высоких стандартов.
Какие же актуальные педагогические технологии задействованы в учебном процессе, что позволяет говорить об инновациях?
С начала 50-х годов и до сегодняшнего времени разрабатывается и дополняется теория проектирования костюма. Огромный вклад в эту работу внесли Козлова Т.В., Петушкова Г.П., Ермилова В.В., Горина Г.С., Черемных А.И., Гусейнов Г.М. и другие. Но практическую сторону дизайн-проектирования особо не затрагивали, так как трудно давать практические рекомендации творческому процессу. Проектный процесс был в большей степени интуитивным. Никто не задумывался над тем, что такое проектирование, как дизайнеры находят творческую идею, решают поставленные задачи, чего больше в проектировании: художественного начала или инженерного расчета. И тем более, еще не ставились задачи систематизировать, наполнить этот процесс инструментарием, не только способным помочь при формировании личности дизайнера, но и вооружить его методами и технологиями, увеличивающими результативность работы. Традиционно студентам развивали творческое воображение, применяя различные эвристические методы: аналогии, инверсии, ассоциаций, неологии, биологический метод и т.д. Большинство этих методов пришло к нам из других научных областей – инженерии, лингвистики, архитектоники [2]. Они прекрасно работают на уровне поиска идеи, определения концепта, создания образного решения. Но современное проектирование и производство движется всё убыстряющимися темпами и требует специалиста, способного быстро реагировать на изменившуюся ситуацию, выполнять большой объем работы, разрабатывать множество проектов. Для этого нужна системность, четкое понимание этапов проектирования, структура проектировочных действий и методы, то есть инструментарий проектирования. Нет в природе творческих групп, где бы продукт деятельности появлялся только от сформированной идеи. Профессионально необходимо уметь работать с идеей, с концепцией.
Новшеством нужно было наполнить одну из важнейших специальных дисциплин «Дизайн-проектирование». Это одна из важнейших дисциплин, формирующая профессиональные компетенции, и наполнена она практическими ситуационными задачами, для решения которых необходимы современные проектные технологии. Одной из актуальных проектных технологий можно назвать ММА «Метода морфологического анализа (ящиков)» астрофизика Фрица Цвикка, применённого им в 1942 году для теории решения изобретательских задач. Использование этого метода в проектировании костюма позволяет качественно улучшить этапы проектирования. Переработав идею взаимодействия двух параметров и адаптируя этот вариант для дизайн-проектирования костюма, были созданы условия расширения инструментов познания, стимулирования формирования новых структур обработки и преобразования информации. Система решения проблемы при помощи метода морфологического ящика следующая:
1. Точно сформулировать задачу или проблему.
2. Выявить, определить, охарактеризовать классификационные признаки или значения параметров.
3. Сконструировать морфологический ящик, который будет содержать все решения проблемы, оформив его в виде морфологической таблицы или каким-либо иным образом.
4. Проанализировать решения, содержащиеся в морфологической таблице с точки зрения поставленных целей.
5. Выбрать и реализовать наилучшие решения [5].
Важным при работе с этим методом является выявление нужных для решения задачи параметров, будь то первичные признаки костюма и средства композиции или характерные признаки творческого источника и стили. Метод морфологического анализа относится к эвристическим методам, но это первый способ системного подхода к решению творческих задач. Этот метод имеет двойное название «Метод морфологического анализа» или «Метод морфологического ящика», где сутью является составление вариантов взаимодействия морфологических признаков (параметров) и способов по разработанной матрице. Этот метод позволяет лучше представить поисковое поле, упорядочить способы исследования. Метод позволяет генерировать новую информацию, которая при бессистемной творческой деятельности может ускользнуть от внимания [3, С. 5].
Студенты учатся использовать этот метод с различными творческими источниками и аналогами, уже по своему усмотрению выбирая параметры для взаимодействия. Это систематизирует и убыстряет работу, дает множественность вариантов и, значит, расширяет поле выбора. Специалист, обладающий высоким качеством компетенций, получает преимущественное право в конкурентной среде.
Разбирая второй уровень учебного комплекса, обращаемся к когнитивным педагогическим технологиям. Уже имеющиеся у коллектива педагогические наработки, совпадают с выводами М.Е. Бершанского. Необходимость вводить в организацию учебного процесса «когнитивные образовательные технологии, являющиеся технологиями алгоритмического типа, основанными на психологических теориях управления когнитивным развитием учащихся в процессе обучения, результаты которого могут быть объективно диагностированы, т.е. выражены на языке наблюдаемых действий учащихся. Из алгоритмического характера когнитивных технологий следует структура, общая для всех технологий данного типа» [1].
Логически выстроить учебный процесс таким образом, чтобы последовательно увязать педагогические технологии, влияющие не только на развитие творческих способностей, но и способность применить их в проектном процессе, является труднейшей задачей. Важно, с одной стороны, учесть возможность преподавателя провести мониторинг входных знаний, с другой стороны, учитывая наработанные авторские методики получить, согласно общей концепции ООП, последовательно высокий уровень новых знаний и умений. В этом процессе участвуют студенты и преподаватели, одни предоставляют условия для формирования мотивационно-ценностного компонента, другие используют эти возможности для составления индивидуальной траектории обучения. Дополнительные формы обучения в виде кружков, конференций, конкурсов, выставок помогают провести диагностику и нужную корректировку качеству усвояемости учебного материала студентом и мониторинг ООП. Системность в проведении диагностики и корректировки, предоставление возможности получить общественную оценку научной и творческой деятельности студента значительно повышают его перспективы трудоустройства. Мониторинг у дизайнеров можно осуществлять через реализацию практических проектов, выставки, конкурсы, фестивали [4]. Таким образом, выстраиваются творческие кластеры: у одних большая направленность на графические работы, фотографию; у других проектирование костюма и возможность участвовать в конкурсах, инсталляциях, перфомансах, конференциях; третьи больше занимаются организационной работой, коммуникациями проектов.
Одним из инновационных педагогических проектов является конкурс молодых дизайнеров одежды «Формула моды: Восток-Запад». Опираясь на понятия об инновационной деятельности в педагогике, можно дать определение, что соединение этого мероприятия с образовательным и научным процессом является эффективной образовательной технологией. Яркое желание готовить для отрасли высококвалифицированных специалистов побудило преподавателей реализовать идею общественной оценки качества подготовки дизайнеров по костюму через конкурс молодых дизайнеров.
Студент, стремящийся стать высококвалифицированным специалистом, обладает мощной заинтересованностью и мотивацией. Объективные обстоятельства в виде изменяющихся тенденций в моде, образах, музыке и даже техническом оснащении и формах проведения дефиле. Все это есть повод учиться, получать дополнительные знания, которые невозможно получить в учебных аудиториях и даже лабораториях. Практико-ориентированные семинары с мастер-классами, Workshop, обсуждения за «круглым» столом – это та среда, которая практически может определить, как формируются когнитивные, деятельностные и мотивационно-ценностные компоненты компетенций.
Третий уровень учебного комплекса – это участие студентов в реализации научных и инновационных проектов, научные программы – человеческий ресурс высоких стандартов. Практика показывает, что не все студенты участвуют во всех трех уровнях учебного комплекса. Это подтверждает возможность студентов, самостоятельно, в зависимости от мотивации и перспектив трудоустройства строить свои образовательные траектории. Но предоставить возможность и заинтересовать участием в перспективных проектах – это сила коллектива, готового готовить специалистов высоких стандартов. Социальный проект «Касаюсь, значит, знаю» направленный на разработку проектов для людей с ограниченными возможностями, дал возможность получить не только практические результаты спроектированных комфортных комплектов для людей с различными физическими отклонениями, но и воспитательную составляющую. Психологическая благополучность напрямую зависит от круга общения и социальной адаптации, поэтому студенческое сообщество вполне может внести свой вклад в формирование психологической благополучности «молодых людей-инвалидов». Выбрав тему проектирования комфортных изделий для людей с ограниченными возможностями, мы соединили вопросы учебной, научной и воспитательной составляющих курса дизайн-проектирования. Выделив группы людей-инвалидов по схожим психологическим характеристикам, специфическим изменениям тела или приспособлениям для реабилитации, были созданы базы для формирования ситуационных задач. Внедрение таких ситуационных задач в учебный процесс или научную работу по сложности и ответственности не сравнится ни с чем, потому что, когда дизайнер работает над проектом адаптивного дизайна, важны все условия, так как элементы системы связаны между собой и могут повлиять на конечный результат создания нового продукта. Это предполагает использование междисциплинарных знаний и умений, сотрудничество эстетической и научной индустрии.
Таким образом, наполнив учебный комплекс современными педагогическими технологиями, мы получили качественную образовательную среду. Создание творческих кластеров, полностью соответствует образовательным стандартам нового поколения, ориентирующим высшее профессиональное образование на мобильную корректировку модели специалиста, предлагая упрочить связь с потребностями производства, тем самым обеспечивая корректировку образовательных программ, в зависимости от путей их усвоения и от степени профессиональной мотивации, ориентации и интересов студентов. Тем самым, результаты положительных педагогических инноваций отражаются на конкурентоспособности выпускников.