При проектировании образования XXI века важно учитывать современную парадигму становления информационного общества, требующую формирования нового типа интеллекта, иного образа и способа мышления, приспособленного к весьма быстро меняющимся информационным реалиям окружающего мира. В сложившейся ситуации значимым становится наличие у личности должного уровня информационной грамотности, которая, с одной стороны, формируется в результате повседневной деятельности под влиянием усвоения бытовых знаний и умений, информации, средств массовой коммуникации, а с другой стороны, этот процесс должен структурироваться, организовываться и направляться системами обучения и воспитания и, следовательно, должен быть непрерывным [4].
Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.
Данная проблема выдвигает в качестве приоритетной задачи обучения младших школьников в аспекте требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – формирование информационной грамотности. В настоящее время в нашей стране отсутствует целостная концепция формирования информационной грамотности. Часто она ассоциируется с технико–технологическими аспектами информации, овладением навыками работы с персональным компьютером. Но это не так. Информационная грамотность включает в первую очередь развитие навыков работы с информацией. Вопросами формирования информационной грамотности младшего школьника занимались С.А. Бешенков, А.В. Горячев, B.В. Дубинина, А.А. Дуванов, Н.Л. Королева, А.Л. Матвеева, М.А. Плаксин, Ю.А. Первин, А.Л. Семенов, С.Н. Тур, Е.Н. Челак.
Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки учеников, способных:
– гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания;
– грамотно работать с информацией;
– самостоятельно критически мыслить, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
– быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях.
В ФГОС НОО указаны конкретные направления работы, среди которых названо: усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся. Одним из приоритетных направлений деятельности в последние годы стало построение информационного общества. Вхождение человечества в эпоху информационного общества обусловило смену модели «образование на всю жизнь» новым подходом «образование в течение всей жизни». Важной составляющей стало формирование умения учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания. Для этого педагог должен формировать особый тип грамотности – информационную.
В процессе общего развития младших школьников формирование информационной грамотности особенно не выделяется, но на всех уроках в начальной школе для учителя начальных классов формирование информационной грамотности учащихся должно стать сверхзадачей.
Следует отметить, что актуальность проблемы формирования информационной грамотности младшего школьника обусловлена рядом противоречий, сдерживающих ее решение:
– между современными требованиями общества к уровню информационной культуры личности на всех этапах ее развития и недостатком теоретических и практических разработок сущности этого процесса применительно к формированию информационной грамотности младшего школьника;
– между потенциальными возможностями образовательной области «Учимся работать с информацией», способствующими формированию информационной грамотности, и реализацией их в условиях начальной школы.
Цель данной статьи – теоретически обосновать, разработать и апробировать модель формирования информационной грамотности младших школьников и экспериментально доказать её эффективность.
Формирование информационной грамотности у младших школьников – одна из самых актуальных проблем сегодняшней школы не только в России, но и в международном сообществе. Информационная грамотность – это не только умение искать информацию в библиотеке, но и в принципе одна из важнейших составляющих умения учиться. Информационную грамотность часто путают с компьютерной грамотностью или с основами библиотечно-библиографических знаний, что совсем не одно и то же. Представитель Международной ассоциации школьных библиотек (IASL), Джеральд Браун в своем докладе на конференции «Крым – 2005» так определил основные составляющие информационной грамотности. «Информационная грамотность – это «технология» учебы. Она складывается из умения человека:
– осознать личную потребность в информации для решения той или иной проблемы;
– выработать стратегию поиска, ставя значимые вопросы;
– найти информацию, соответствующую данной теме;
– оценить релевантность найденной информации, отсортировать, организовать, проанализировать ее;
– оценить качество информации, точность, авторитетность и достоверность;
– сформировать собственное отношение к этой информации;
– представить аудитории или самому себе свою точку зрения, новые знания и понимание или решение проблемы;
– оценить эффективность проделанной работы по следующим критериям: изученный материал, приобретенные навыки и решение поставленной задачи;
– доказать, что полученные знания оказали влияние на его личные позиции и поведение;
– осознать, что использование навыков информационной грамотности в процессе решения проблемы (или учебной задачи) можно распространить на все сферы жизни человека. Это инструмент для превращения индивидов в активных членов общества» [2].
Под термином «информационная грамотность» в начальной школе понимается совокупность умений работать с информацией. Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов.
В начальной школе реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действия в этом мире. Поэтому мы считаем основным фактором, способствующим формированию информационной грамотности младшего школьника, – создание информационно-образовательной среды, позволяющей в учебной деятельности создавать модели реального информационного поведения ребенка, что определяет подготовку учащихся к самостоятельному взаимодействию с естественной информационной средой. Основным средством формирования информационной грамотности младшего школьника является пропедевтический курс, реализующий интегративный потенциал образовательной области «Учимся работать с информацией» как в теоретической, так и практической составляющих, что и определяет формирование основных уровней данного личностного новообразования. Таким образом, были выявлены педагогические условия формирования информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности.
Для определения уровня сформированности информационной грамотности была проведена диагностика каждого из выделенных компонентов информационной грамотности: когнитивного, операционно-технологического, эмоционально-ценностного, коммуникативного. После анализа всех данных был определен уровень сформированности информационной грамотности младших школьников.
Результаты исследования, представленные на рис. 1, дают возможность понять, что уровень сформированности информационной грамотности учащихся недостаточный как в контрольной, так и в экспериментальной группе.
Данные, полученные в ходе исследования, предполагают необходимость целенаправленного педагогического влияния на процесс формирования информационной грамотности младших школьников, что послужило основой для разработки и апробации модели формирования информационной грамотности младших школьников у учащихся экспериментального класса.
Моделируя процесс формирования информационной грамотности, мы учитывали его сложность, многоаспектность и непрерывность. Формирование информационной грамотности младшего школьника осуществляется в рамках различных социальных институтов, и данный процесс может быть управляемым или неуправляемым. Процесс формирования данного личностного новообразования является управляемым, если ее развитие и становление происходят в условиях обучения и воспитания его. Если же формирование происходит в процессе саморазвития личности, то данный процесс осуществляется спонтанно, таким образом, зону формирования информационной грамотности младшего школьника можно обозначить, с одной стороны, учебно-воспитательным процессом в начальной школе, а с другой – процессом самовоспитания личности.
На рис. 2 представлена модель формирования информационной грамотности младших школьников.
Педагогический смысл модели заключается в том, что она позволяет выделить актуальные и перспективные задачи формирования информационной культуры младшего школьника: формирование информационной картины мира; формирование базовых понятий информатики на пропедевтическом уровне; развитие логического мышления; развитие коммуникативных качеств; формирование ценностного отношения к информации; овладение эффективными методами и средствами работы с информацией; использование разнообразных информационных источников.
Рис. 1. Диагностика уровня сформированности информационной грамотности младших школьников экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента
Рис. 2. Модель формирования информационной грамотности младших школьников
Чтобы происходили не только количественные, но и качественные изменения, процесс формирования информационной грамотности должен основываться на принципах, которые позволят активизировать эффективность этого процесса, протекать в разнообразных урочных, внеурочных формах с использованием специфических методов и средств. Содержательным основанием процесса формирования информационной грамотности мы считаем специально созданную информационно-образовательную среду как аналог естественной информационной среды [1] и пропедевтический курс информационной грамотности [3], реализуемые в условиях начальной школы.
Рис. 3. Результаты исследования уровня сформированности информационной грамотности экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента
Сводные результаты диагностики информационной грамотности младших школьников экспериментальной и контрольной групп представлены на рис. 3.
В целом проведенный педагогический эксперимент показал эффективность разработанной модели формирования информационной грамотности младших школьников.
Итак, в рамках данной статьи описана модель формирования информационной грамотности и представлены результаты, подтверждающие её эффективность.