В настоящее время общепризнана необходимость обучения иностранным языкам на основе учета индивидуально-психологических особенностей обучаемых и дифференцированного подхода к формулировке целей обучения, отбору содержания обучения, к его методической организации, выбору методов и приемов, педагогической технологии обучения, формированию навыков и умений обучаемых [3].
Результаты целого ряда исследований показали, что процесс обучения, его успешность и эффективность в большой степени зависят от индивидуально-типологических особенностей обучающихся. Индивидуализация обучения обусловливает, с одной стороны, ускорение овладения иностранным языком, с другой – улучшение качества результатов всего курса обучения. Кроме того, индивидуализация обучения иностранному языку обеспечивает преподавателю возможность правильно и обоснованно выбирать и применять те приемы и способы, которые способствуют облегчению и прочности усвоения значительного по объему учебного материала [1, 5]. Показано, что успешность овладения иностранным языком определяют не только умственные когнитивные процессы, но и аффективная сфера. В частности, указывается, что такие характеристики, как интроверсия – экстраверсия, наряду с выделенным Г.Ю. Айзенком фактором «нейротизма» (эмоциональной стабильности), являются основными характеристиками личности, которые рассматриваются как ведущие критерии коммуникативно-познавательной функции и во многом определяющие успешность в овладении иностранным языком [1, 2, 4, 10].
Вместе с тем в литературе крайне ограниченно представлен спектр влияния психо-типологических характеристик на эффективность формирования иноязычной коммуникативной коммуникации. Отмечается лишь, что выраженная экстравертивность обучающихся обусловливает высокую речевую активность и способствует успешному формированию речевых навыков по восприятию внешней иноязычной речи, а интровертивность, наоборот, блокирует этот процесс [6]. Подробного анализа влияния экстравертивности обучающихся на основные компоненты иноязычной подготовленности в доступной литературе обнаружить не удалось. Такая же ситуация наблюдается и с вопросом о направленности влияния уровня нейротизма на эффективность и успешность обучения иностранному языку. В литературе представлены весьма противоречивые мнения. Одни авторы указывают, что высокий уровень нейротизма способствует успешной учебе [7]. Другие утверждают, что процесс обучения иностранному языку наиболее успешно протекает у лиц с низкими показателями нейротизма [9]. Исходя из этого, основной целью нашего исследования явилось выяснение степени влияния выраженности интровертивности, экстравертивности и нейротизма на основные компоненты коммуникативной подготовленности студентов физкультурного вуза.
Материалы и методы исследования
Для достижения поставленной цели нами были обследованы несколько групп обучающихся в вузе физической культуры, изучающих немецкий язык, сформированные по отдельным типологическим признакам. В качестве таких признаков (критериев) были выбраны:
1) интро-экстраверсия;
2) эмоциональная стабильность (нейротизм).
В первом случае были сформированы две группы, одну из которых составили обучающиеся с преимущественным проявлением интровертивности в их психотипологическом профиле (n = 9), а вторую обучающиеся с преимущественным проявлением экстравертивности (n = 7). Во втором случае все студенты были распределены на две группы в соответствии с уровнем нейротизма на группу конкордантов, обучающихся с относительно низким уровнем нейротизма (n = 8), и группу дискордантов, обучающихся с относительно высоким уровнем нейротизма (n = 8). У всех обучающихся, с одной стороны, изучались различные аспекты освоения иностранного языка с получением формализованных (цифровых) оценок, а с другой стороны, определялся и оценивался комплекс типологических (психофизиологических) параметров, также в цифровом виде.
Для определения и оценки уровня языковой коммуникативной компетенции обучающихся использовались специально разработанные контрольные листы – Allgemeinsprache-Arbeitsblatt и Fachdeutsch-Arbeitsblatt, представляющие собой лексико-грамматические контрольные задания по двум аспектам: «Общий язык» (общебытовой аспект) и «Язык для специальных целей» (профессионально ориентированный аспект).
В качестве структурной единицы контрольного рабочего листа как основного инструмента мониторинга уровня развития коммуникативной компетенции выступали задания, формулировки которых соответствуют используемым на занятиях по иностранному языку видам деятельности.
Иноязычная коммуникативная компетенция обучающихся оценивалась в рамках общебытового и профессионально ориентированного аспектов по четырем компонентам в каждом:
1. Языковой компонент отражает способность обучающихся анализировать языковые явления вне условий речевой коммуникации (языковое задание предполагало знание правила, а также владение ранее усвоенным алгоритмом действия с данным языковым явлением).
Условно-речевой компонент отражает уровень сформированности коммуникативного умения, способность демонстрировать его в условиях, адекватных речевым. Этот компонент был классифицирован на содержательно-формальный и содержательный компоненты.
2. Условно-речевой содержательно формальный компонент отражает способность использования обучающимися проанализированного/ усвоенного материала для выражения собственных мыслей и понимания чужих в связи с разнообразными стимулами и мотивами.
3. Условно-речевой содержательный компонент отражает уровень сформированности навыка владения предназначенными для активного усвоения лексико-грамматическими конструкциями и уровня развития навыка осуществлять речевые поступки с опорой на схему.
4. Речевой компонент отражает наличие у обучающихся мотивации использовать усвоенный материал в целях коммуникации с выходом в речь и отражает уровень развития речевых умений, наличие речевой стратегии и тактики говорящего.
При этом каждое задание оценивалось по специальной шкале, что позволяло получать количественную оценку каждого компонента, и их сумму по каждому из двух рассматриваемых аспектов иноязычной подготовленности.
Для выявления черт личности («интроверсия – экстраверсия» и «нейротизм» (эмоциональная стабильность)) использовалась психодиагностическая методика Г. Айзенка (личностный опросник-тест на темперамент EPI). Для определения состояния центральной нервной системы и психических проявлений использовался компьютерный комплекс для психофизиологических исследований КПФК-99М «Психомат» ООО «Медпроект-Вита». Для выявления различий в иноязычной коммуникативной подготовленности и в психотипологическом статусе обучающихся производился сравнительный анализ среднегрупповых значений изучаемых показателей.
Результаты исследования и их обсуждение
На рис. 1. представлены профили, характеризующие группы «интровертов» и «экстравертов» по основным психотипологическим свойствам.
а б
Рис. 1. Профиль индивидуально-психотипологических параметров у обучающихся в вузе физической культуры с разной степенью экстравертивности (нормализованные величины): а – интроверты: б – экстраверты; 1 – нейротизм; 2 – экстраверсия – интроверсия; 3 – лабильность нервной системы (средний интервал); 4 – сила нервной системы (тренд); 5 – ошибка рандомизированная в тесте «индивидуальная минута»; 6 – подвижность нервных процессов (среднее латентное время); 7 – подвижность нервных процессов (среднее моторное время); 8 – тревожность по Спилбергеру; 9 – количество ошибок в тесте «внимание по расстановке чисел»; 10 – распределение внимания
Группа обучающихся с преобладанием интровертивности была в большей степени эмоционально нестабильна (отмечался более высокий уровень нейротизма), в среднем на 32,6 % (P < 0,05) по сравнению с группой обучающихся с преобладанием экстраверсивности. «Интроверты» по сравнению с «экстравертами» имели более сильную нервную систему (по показателю тренда в теппинг-тесте), в среднем на 17,5 % (P > 0,05).
В группе «интровертов» отмечался также более высокий уровень ситуативной тревожности (на 25,1 %, P > 0,05), чем в группе «экстравертов»). В то же время в группе «экстравертов» на более высоком уровне были такие показатели, как подвижность нервных процессов (на 7,7–8,1 %, P > 0,05) и показатели внимания (на 8,4 – 11,1 %, P > 0,05).
Сопоставление оценок изучаемых компонентов показало, что группа студентов, имеющих относительно низкий уровень нейротизма (конкордантов), характеризуется более выраженной экстравертивностью (на 23,7 %, P < 0,05), по сравнению со студентами, имевшими относительно более высокий уровень нейротизма (дискордантов). В группе конкордантов наблюдался более низкий уровень ситуативной тревожности (на 46,3 %, P < 0,05) и более низкие значения показателей внимания (на 10,7–28,6 %, P > 0,05) (табл. 1).
Такие показатели психотипа, как лабильность и сила нервной системы, подвижность нервных процессов, соотношение процессов возбуждения и торможения, в обеих группах находились практически на одинаковом уровне и существенно не различались.
Далее было осуществлено сравнение уровня иноязычной подготовленности по общебытовому и профессионально ориентированному аспектам коммуникативной компетенции в группах обучающихся, имеющих разную степень выраженности нейротизма (табл. 2).
Сравнение уровня иноязычной подготовленности обучающихся в целом по общебытовому аспекту показало, что в среднем более высокую суммарную оценку имели студенты с относительно более высоким уровнем нейротизма (на 3,7 %, P > 0,05). Такое небольшое преимущество было обусловлено тем, что разные компоненты этого аспекта иноязычной подготовленности в этой группе имели весьма разные оценки. Так, условно-речевой содержательно-формальный и речевой компоненты в группе дискордантов имели более высокие оценки по сравнению с оценками у конкордантов, соответственно на 24,2 и 23,2 % (P > 0,05). В то же время языковой и условно-речевой содержательный компоненты в группе дискордантов имели более низкие оценки, чем в группе коркондантов, соответственно на 9,0 и 6,3 % (P > 0,05).
При сопоставлении уровня иноязычной подготовленности по профессионально ориентированному аспекту коммуникативной компетенции в группах конкордантов и дискордантов обнаружилась вполне определенная и однонаправленная картина.
Таблица 1
Средние величины оценок уровня подготовленности по иностранному (немецкому) языку у студентов вуза физической культуры с разной степенью экстравертивности (X ± m)
Компоненты иноязычной подготовленности (баллы) |
Группа обучающихся с преобладанием интровертивности (n = 9) |
Группа обучающихся с преобладанием экстравертивности (n = 7) |
Языковой компонент (общебытовой аспект) |
8,4 ± 0,7 |
8,6 ± 0,5 |
Условно-речевой содержательно-формальный компонент (общебытовой аспект) |
4,2 ± 0,73,1 |
3,1 ± 0,7 |
Условно-речевой содержательный компонент (общебытовой аспект) |
6,8 ± 1,06,3 |
5,5 ± 1,2 |
Речевой компонент (общебытовой аспект) |
6,2 ± 1,15,1 |
6,3 ± 1,6 |
Сумма баллов по общебытовому аспекту |
25,6 ± 3,0 |
23,4 ± 2,8 |
Языковый компонент (профессионально ориентированный аспект) |
6,4 ± 1,2 |
5,1 ± 1,3 |
Условно-речевой содержательно-формальный компонент (профессионально ориентированный аспект) |
13,4 ± 0,3 |
8,9 ± 1,9* |
Условно-речевой содержательный компонент (профессионально ориентированный аспект) |
8,3 ± 1,8 |
3,1 ± 1,3* |
Речевой компонент (профессионально ориентированный аспект) |
7,7 ± 2,0 |
5,4 ± 1,9 |
Сумма баллов по профессионально ориентированному аспекту |
35,9 ± 4,7 |
22,6 ± 3,5* |
Примечание. * – здесь и далее достоверность различий между группами по t-критерию Стьюдента при p < 0,05.
а б
Рис. 2. Профиль индивидуально-психотипологических параметров у обучающихся в вузе физической культуры с разной степенью эмоциональной стабильности – нейротизма (нормализованные величины): а – конкорданты; б – дискорданты: 1 – нейротизм; 2 – экстраверсия – интроверсия; 3 – лабильность нервной системы (средний интервал); 4 – сила нервной системы (тренд); 5 – ошибка рандомизированная в тесте «индивидуальная минута»; 6 – подвижность нервных процессов (среднее латентное время); 7 – подвижность нервных процессов (среднее моторное время); 8 – тревожность по Спилбергеру; 9 – количество ошибок в тесте «внимание по расстановке чисел»; 10 – распределение внимания
Таблица 2
Средние величины оценок уровня подготовленности по иностранному (немецкому) языку у обучающихся в вузе физической культуры с разной степенью эмоциональной стабильности (нейротизма) (X ± m)
Компоненты иноязычной подготовленности (баллы) |
Группа с относительно низким уровнем нейротизма (n = 8) |
Группа с относительно высоким уровнем нейротизма (n = 8) |
Языковой компонент (общебытовой аспект) |
8,9 ± 0,5 |
8,1 ± 0,6 |
Условно-речевой содержательно-формальный компонент (общебытовой аспект) |
3,3 ± 0,7 |
4,1 ± 0,6 |
Условно-речевой содержательный компонент (общебытовой аспект) |
6,4 ± 1,0 |
6,0 ± 1,3 |
Речевой компонент (общебытовой аспект) |
5,6 ± 1,6 |
6,9 ± 0,9 |
Сумма баллов по общебытовому аспекту |
24,2 ± 3,2 |
25,1 ± 2,7 |
Языковой компонент (профессионально ориентированный аспект) |
5,5 ± 1,2 |
6,3 ± 1,3 |
Условно-речевой содержательно-формальный компонент (профессионально ориентированный аспект) |
11,1 ± 1,4 |
11,9 ± 1,6 |
Условно-речевой содержательный компонент (профессионально ориентированный аспект) |
3,8 ± 1,5 |
8,4 ± 1,9 |
Речевой компонент (профессионально ориентированный аспект) |
4,6 ± 1,9 |
8,8 ± 1,8 |
Сумма баллов по профессионально ориентированному аспекту |
24,9 ± 4,6 |
35,3 ± 4,5 |
Суммарная оценка иноязычной подготовленности по профессионально ориентированному аспекту коммуникативной компетенции была однозначно существенно выше в группе обучающихся с относительно более высоким уровнем нейротизма, чем в группе дискордантов (на 41,7 %, P > 0,05). Это было обусловлено столь же однозначно более высоким уровнем иноязычной подготовленности по отельным компонентам этого аспекта коммуникативной компетенции (превышение оценок в группе дискордантов находилось в диапазоне от 7,2 до 121,0 %).
Заключение
Таким образом, результаты сравнительного анализа показали, что лица с преимущественным проявлением интровертивности имеют более высокий уровень иноязычной подготовленности по обоим аспектам коммуникативной компетенции, особенно по профессионально ориентированному.
Сопоставление оценок изучаемых компонентов двух аспектов иноязычной подготовленности студентов вуза физической культуры, имеющих различный уровень эмоциональной стабильности (нейротизма), показало, что в целом наиболее подготовленными оказались студенты с относительно высоким уровнем нейротизма.
Уровень иноязычной подготовленности по общебытовому аспекту коммуникативной компетенции в группе дискордантов по суммарной оценке превышал таковой в группе конкордантов всего на 3,7 % (P > 0,05).
В то же время суммарная оценка иноязычной подготовленности в рамках профессионально ориентированного аспекта коммуникативной компетенции у обучающихся с относительно высоким уровнем нейротизма была выше, чем в группе с низким уровнем нейротизма, на 41,7 % (P > 0,05).