В настоящее время Россия находится на пути инновационного развития и широкого использования научных достижений в реальном секторе экономики. Общепризнанной необходимостью этого периода становится интерес к научной и инновационной деятельности и прежде всего к научно-техническому творчеству, которое, c точки зрения авторов, представляет собой вид творческой деятельности по созданию материальных продуктов – технических средств, включающее генерирование новых инженерных идей и реализацию их в творческий проект.
Со времён исследований П.К. Энгельмейера, первого философа техники в России и автора целого ряда трудов, являющихся классикой философии техники, техническое творчество понималось как деятельность по созданию нового. Уже в своей книге 1898 г. «Технический итог XIX века» он акцентировал внимание на изучении технического творчества, а ядром творчества инженера обозначил изобретение и сам процесс изобретения как существенный момент инженерной деятельности. По мнению Энгельмейера, становление любого изобретения может быть охарактеризовано с помощью трехакта – желания, знания и умения, или, другими словами, целеполагания, формулировки плана достижения поставленной цели и его действительного материального осуществления [5].
Подобный подход к исследованию технического творчества был обусловлен как технической практикой начала XX века, когда технические и технологические новации исходили от конкретных личностей, так и европейскими социокультурными смыслами, связывающими техническое творчество с художественным. Поэтому основной акцент в исследовании технического творчества делался на разработку алгоритмов изобретения и решения творческих задач. Отмечая социальную и культурную обусловленность творческого процесса, большинство исследователей акцентировало внимание на когнитивно-психологических аспектах творчества [1].
Сложнее дело обстояло с проблемой внедрения технических инноваций. Применение информационного подхода к изучению творчества использовал Чарльз Ламсден (1841–1945) – ранний сторонник социологии, часть его интересов лежит в математических и философских основах физической теории истоков творчества. Чарльз Ламсден писал: «Инновация – это любое открытие, которое достигло некоторого уровня признания в рассматриваемом обществе. Чтобы открытие квалифицировалось как инновация, оно должно быть транслируемо, а стало быть, должно допускать возможность трансляции» [2]. «Трансляция», или коммуникативные связи, в советский период развития нашей страны должны были быть в случае крупной технической инновации не только и не столько горизонтальными, сколько вертикальными. Поэтому в стране процветала такая форма технического творчества, как рационализация, которая не требовала значительной перестройки производства и решалась на уровне управленческих структур конкретного предприятия, то есть посредством горизонтальных коммуникационных связей [4].
На сегодняшний день ситуация изменилась, в области технического творчества произошел резкий скачок инновационного развития и во всём мире вырос интерес к инженерным специальностям. В Республике Татарстан, как во всей России, среди молодого поколения активно пропагандируются инженерно-технические направления, создаются условия для формирования интереса детей к научно-техническому творчеству еще со школьной скамьи. В свою очередь, техническое творчество формирует интерес к физике и математике, ЕГЭ по которым определяет поступление в технические вузы. В этом аспекте отрадным фактом представляется то, что, по данным Министерства образования РФ, в 2015 году в отличие от 2014 года средний балл ЕГЭ по физике увеличился на 6,92, а по математике на 1,55. Данные результатов ЕГЭ по РТ в сравнении с 2014 годом представлены в табл. 1 [3].
Таблица 1
Результаты ЕГЭ по РТ в сравнении с 2014 годом
Предмет |
Количество участников |
2014 |
Количество участников |
2015 |
|
Математика |
19314 |
48,60 |
15257 |
50,15 |
+1,55 |
Физика |
5930 |
47,70 |
5140 |
54,62 |
+6,92 |
Ввиду возросшего интереса молодого поколения к техническим предметам (физика и математика) можно спрогнозировать, что в ближайшем будущем есть вероятность получить молодых специалистов, профессии которых будут связаны с техническим профилем, а именно с робототехникой, поскольку активное внедрение механизмов нашу жизнь потребует большого числа специалистов, которые будут эти механизмы внедрять и обслуживать. Важные аспекты по развитию данной отрасли можно наглядно увидеть на рис. 1.
На период 2015 года на развитие системы дополнительного образования детей выделено 52,6 млн рублей, в том числе на развитие технического творчества детей, робототехники, освоение инженерно-технических компетенций – 34,7 млн рублей. Второй год в республике проводился Республиканский фестиваль муниципальных образований Республики Татарстан по поддержке и развитию детского технического творчества. В финальных мероприятиях фестиваля приняли участие более 1200 человек, на выставке было представлено более 2500 экспонатов. Доля детей, занятых техническим творчеством, приведена в табл. 2 [3].
Опираясь на предоставленные результаты по развитию научно-технического творчества Республики Татарстан, можно определить, что инновационный потенциал молодого поколения находится на пути прогрессивного развития. Одним из практических примеров привлекательности Татарстана и реализации потенциала стало анкетирование среди студентов технических вузов и колледжей на предмет привлекательности нашей республики в их будущей профессиональной деятельности. Результаты анкетирования представлены ниже.
Процесс конкуренции республики с другими городами федерального значения на сегодняшний день представляет достаточно серьёзный вопрос, поэтому то, что 73 % респондентов считает, что Татарстан сможет через 10 лет конкурировать с большинством городов федерального значения и войдет в число крупных богатых регионов стало для авторов приятным открытием.
Рис. 1. Развитие робототехники в Республике Татарстан 2014–2015 гг. [3]
Таблица 2
Техническое творчество детей
Показатель |
2010–2011 уч. год |
2011–2012 уч. год |
2012–2013 уч. год |
2013–2014 уч. год |
2014–2015 уч. год |
Доля детей, занятых техническим творчеством в образовательных организациях, от общего количества учащихся (%) |
7,0 |
7,5 |
9 |
11,2 |
12,9 |
Рис. 2. Мнение респондентов о дальнейшем потенциале в РТ после обучения за рубежом
Помимо этого, респонденты считают, что социальное обеспечение в республике на порядок выше, чем в других регионах. Это отметили 69 % отвечающих, а 31 % не согласились с этим. Положительным моментом, с точки зрения авторов, представляется факт, что 78 % опрашиваемых считают РТ привлекательным регионом для инвестиций.
Одним из важнейших результатов анкетирования стал ответ на вопрос: «Вернулись бы Вы в Республику Татарстан после обучения за рубежом?», на который 69 % респондентов ответили положительно.
Наглядно результаты представлены на рис. 2.
Согласно проведённому среди молодежи Татарстана исследованию «Факторы привлекательности Татарстана для молодежи» было получено следующее ранжирование популярности регионов среди молодежи (рис. 3).
Рис. 3. Средняя оценка привлекательности регионов
В результате анкетирования среди респондентов определились и наиболее значимые факторы привлекательности региона (рис. 4).
Рис. 4. Факторы привлекательности региона для молодежи
Важным приоритетом социально-экономической политики республики становится привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий – от рабочих до инженеров. В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что на сегодняшний день РТ, являясь кластером инженерного образования и научно-технического творчества, представляет один из наиболее привлекательных регионов для поддержки молодежи и реализации их потенциала.