Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE PROCESS OF GLOBALIZATION AND THE OPPORTUNITIES INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION

Katshibekova Zh.B. 1 Munalbaeva D.R. 1 Onalbaeva A.M. 1
1 Kazakh State Women’s Pedagogical University
Globalization offers great opportunities for access to education. First of all, it is connected with the development of information technologies. The Internet has become one of the most important resources in getting information for both students and teachers, as well as for a wide range of people who want to change their profession or to obtain additional education in a particular field. In the global network every day there are more and more educational sites and portals. Many universities present their curricula and programs of individual courses on the Internet. Internet also has provided new opportunities for student exchanges, for inter-university communication, etc. In fact, thanks to the Internet it became possible to talk about the loss of the state monopoly on the knowledge and the development of education.
Internet
information technology
education

С развитием сети Интернет и спутниковой связи информационное поле стало глобальным – его не ограничивают ни расстояния, ни государственные границы. Благодаря формированию единого глобального коммуникационного поля и развитию сектора информационных и коммуникационных технологий процесс образования обогатился инструментарием интерактивных форм обучения: интерактивное дистанционное образование, он-лайн конференции и обсуждения в режиме реального времени, доступ к сетевым библиотекам и банкам данных. Все это придает дополнительный импульс к развитию инновационного образования и ускоренному распространению знаний посредством глобальной коммуникационной сети.

Глобализация как совокупность всех процессов, посредством которых происходит инкорпорация населения планеты в единое мировое сообщество, глобальное сообщество [7], дает значительный импульс развитию экономики знаний и системы инновационного образования. Мировая экономика становится глобальной – «под глобальной экономикой мы понимаем такую, которая в реальном времени работает как единое целое в мировом пространстве, все равно касается ли это капитала, менеджмента, труда, технологии, информации или рынков» [2].

Глобализация открывает широкие возможности доступа к образованию. Прежде всего, это связано с развитием информационных технологий. Интернет стал одним из важнейших ресурсов в получении информации для студентов, преподавателей, а также для широкого круга лиц, желающих сменить профессию или получить дополнительное образование в той или иной сфере. Ссылки на Интернет-страницы можно все чаще увидеть в списке рекомендованной литературы в различных учебниках. В глобальной компьютерной сети с каждым днем возникает все больше и больше образовательных сайтов и порталов. Многие вузы выставляют свои учебные планы и программы отдельных курсов в Интернете.

Кроме того, Интернет дает возможность абитуриентам оперативно получать информацию об интересующих учебных курсах по всему миру, что сделало выбор вуза более осознанным и независимым от национальных ограничений. Интернет же предоставил новые перспективы для студенческих обменов, для межвузовского общения и т.п. Фактически благодаря Интернету стало возможным говорить об утрате монополии государства на знания и развитие образования.

Но влияние Интернета на образование не исчерпывается только открытым и неподвластным никому доступом учащихся к мировым информационным ресурсам. Благодаря современным информационным технологиям образовательный процесс начал принимать качественно новые формы. Возникло и начинает стремительно развиваться дистанционное образование. Проводятся Интернет-семинары, общение студентов и преподавателей, а также студентов между собой все чаще осуществляется посредством компьютерной сети. Сегодня студент может выбрать себе в научные руководители профессора из другого города и даже страны. Активно разрабатываются различные методики обучения с помощью Интернета. В последнее время уже ставится вопрос о создании полноценных Интернет-университетов, об аккредитации их дипломов.

Интернет позволяет получать образование на дому, что жизненно важно для определенных групп инвалидов. Сам ход обучения также интенсифицируется, а доступность порталов и сайтов различных факультетов предоставляет обучающимся новую междисциплинарную перспективу, позволяя с гораздо большей гибкостью отбирать курсы для обучения и осваивать их содержание. В результате можно вести речь об универсализации образования [6].

Новые технологии дают возможность решить и такую важную проблему, как визуализация, наглядность в процессе обучения. Графики, схемы, динамика развития того или иного процесса, рисунки и т.п., позволяющие лучше усвоить учебный материал, стали неотъемлемой частью не только Интернета, но учебных программ, представленных на CD. Для иллюстрации тех или иных положений сегодня широко в учебном процессе используется и компьютерный проектор. С помощью новых технологий обучающиеся имеют и иные возможности. Так, видеоаппаратура позволяет наблюдать уникальные операции или эксперименты, видеотренинг позволяет овладеть навыками общения и т.п.

Прежде всего, информационные технологии открывают невиданные для педагогики возможности и преимущества, позволяют решать задачи реформирования и инновации современной образовательной системы. Не случайно широкое внедрение новых информационных технологий начинается с системы образования, этот процесс является информатизацией образования.

Информатизация образования подразумевает не только простое использование современных информационных технологий и технических средств в обучении, но и новый подход к организации обучения, на основе которого дидактический процесс понимается как информационный, в котором происходит получение информации, её переработка и использование.

Процесс информатизации образования отражает переход на качественно новый уровень общественных отношений, вызванный тотальным использованием новых информационных технологий в человеческой деятельности. Он является повсеместным и характерен практически для всех стран мира, причем подготовка преподавателей к использованию новых технологий в профессиональной деятельности является одной из основных задач информатизации образования во всех странах.

Так, многие развитые страны уделяют информатизации образования значительное внимание, что отражается в суммах капиталовложений в эту сферу. Например, США в период конца ХХ – начала XXI веков вложили в информатизацию своего образования около 2,5 млн долларов, Германия – 10 млн марок, Великобритания, Франция и многие другие страны делают это постоянно [1].

Другой важный момент развития глобализации и ее влияние на образование связан с тем, что глобализация в буквальном смысле открыла национальные границы государств, сделав доступным получение образования в другой стране. В настоящее время крупнейшие вузы мира имеют большой процент иностранных студентов. Развивая международное сотрудничество, высшие и средние учебные заведения предусматривают обмен учащимися и преподавателями.

Наконец, Интернет и иные новые технологии позволяют сделать процесс образования непрерывным. Человек, получивший образование, пополняет свой запас знаний фактически на протяжении всей своей дальнейшей жизни.

Новым элементом современной системы образования в эпоху глобализации является все большее расширение ориентации на прикладные сферы, рыночные отношения. Это заставляет образовательные структуры динамично развиваться, реагировать на потребности и запросы практики. Создаются специализированные центры, которые занимаются подготовкой специалистов по тому или иному профилю, например по компьютерным технологиям, менеджменту и т.п. [3].

Помимо более адаптированного к практическим нуждам образования обучение в подобного рода центрах позволяет эффективно формировать у будущих сотрудников компании чувство корпоративной общности, ощущение лояльности своей фирме и сопричастности ее успехам. В результате корпоративное образование превращается в важный инструмент формирования трансграничной социальной общности в рамках данной ТНК.

Глобальные компьютерные сети предоставляют определенные преимущества для образования. Однако их активное внедрение в образовательный процесс связано и с серьезными проблемами. Одна из них состоит в том, что и учащийся, и преподаватель должны владеть на высоком уровне компьютерной грамотностью. Человек, не умеющий работать с компьютером, становится фактически отрезанным от новых глобальных возможностей образования и тем самым вытесняется на обочину жизни.

Другая проблема – языковая. Большая часть компьютерных сайтов являются англоязычными, поэтому недостаточное знание английского языка также отгораживает человека от новых возможностей.

Появляется и еще одна проблема, о которой все чаще говорят физиологи и врачи. Интенсификация образования, использование компьютера влекут за собой проблемы, связанные со здоровьем. Особенно значимым данный фактор является для школьников.

Следующая проблема, может быть, самая важная, – это вопрос доступа к компьютеру и Интернету. Уже практически полностью решенная в развитых странах и в крупных образовательных центрах, эта проблема является одной из наиболее актуальных для бедных стран, периферийных регионов и переходных обществ, в которых нет не только достаточного количества пунктов выхода в Интернет, но и просто компьютеров. Диспропорция доступа к информации вносит дополнительный элемент неравенства между «богатым» и «бедным» миром, закрепляя социальные перегородки.

Это особенно важно, если учесть, что на традиционном (докомпьютерном) уровне образования разрыв между богатыми и бедными весьма значителен. По оценкам, в настоящий момент около миллиарда человек (т.е. каждый шестой житель планеты) остаются функционально неграмотными. В условиях глобализации общества их маргинальность значительно усиливается.

Внутри отдельных стран проблема доступа к информации, а следовательно, и доступа к важнейшим факторам развития человеческого потенциала также стоит крайне остро. Особо это ощутимо в переходных государствах. Очевидно, что семьи с высокими доходами из среднего и высшего классов имеют больше возможностей дать своим детям престижное образование, чем семьи с низкими доходами. Это впоследствии ведет к тому, что обучение в университетах означает репродукцию этих классов.

Другой аспект проблемы доступа к информации, особо значимый для государств с большой территорией и региональными различиями, – это географический аспект в равенстве доступа к качественному образованию.

Большую проблему в глобальных масштабах представляет и фактическое неравенство уровня подготовки между сельскими и городскими поселениями.

Актуальность проблемы неравенства доступа к образованию усугубляется еще и тем обстоятельством, что в условиях глобальной взаимозависимости та социальная страта, к которой принадлежат высокообразованные люди, становится все более замкнутой. Это вызвано, во-первых, все возрастающими расходами на образование – к примеру, в США стоимость обучения в частных университетах выросла в период с 1970 по 1990 г. почти в 5 раз, в то время как средний потребительский рост цен за это время увеличился в 2,5 раза. Во-вторых, замкнутость социальной страты образованных обусловлена тем обстоятельством, что нацеленность на предоставление своим детям хорошего образования должна стать четкой социальной установкой в семье, на достижение которой, соответственно, должны резервироваться немалые средства. А на практике во многих семьях нет ни этой цели, ни средств для ее достижения.

Следующий вызывающий опасения аспект связи образования и новейших технологий связан с тем, что в развивающихся странах или в отдельных регионах высокообразованный человек зачастую не может найти должного применения своим знаниям и умениям. Это приводит к тому, что человек пытается найти работу не у себя дома, а в другом городе, регионе или государстве. В результате наблюдается феномен, известный как «утечка мозгов». Он проявляется как в миграции сформировавшихся ученых и высококвалифицированной рабочей силы, так и (что особенно опасно) в массовом невозвращении студентов в свои родные страны и города после учебы в лучших университетских центрах мира. Последствием этого является как долгосрочное закрепление неравенства между развитыми и неразвитыми странами, так и поляризация внутри самих развитых стран. В результате образование в эпоху глобализации оказывается напрямую связанным с другими важнейшими проблемами мирового развития – миграцией, расширением пропасти между бедными и богатыми и т.п.

«Инновационная система – это такой приводной механизм научно-промышленного развития, который применяется в большинстве современных государств. Ее главная задача – обеспечить эффективное прохождение всего инновационного цикла. Именно на это работает целая совокупность правовых, экономических, организационных и финансовых инструментов. И именно к этой модели мы сегодня и стремимся» [4].

Инновационное развитие немыслимо без параллельного развития и модернизации образовательной системы. Ведь именно образовательная система должна формировать кадры для инновационного развития. Качество кадрового потенциала имеет краеугольное значение для реализации планов модернизации и инновационного развития страны. Более того, от качества функционирования системы образования зависит не только инновационное развитие, но и экономическое развитие региона, страны в целом. «Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность становится важнейшей компонентой его экономического развития» [5].

В условиях современной системы обучения умение творчески использовать современные информационные технологии в практико-педагогической деятельности приобретает для преподавателя особое значение, т.к. он ежедневно сталкивается с такой необходимостью в своей работе. Так, в разработке дидактического материала учебного курса современному преподавателю необходимо использовать стандартные офисные редакторы (Microsoft Word, Excel, Power Point), а также специальные редакторы для разработки различных мультимедийных приложений и контрольных заданий (Adobe Photoshop, Corel Draw). Для осуществления обратной связи со студентами преподавателю необходимо уметь пользоваться электронной почтой; он должен уметь осуществлять поиск интересующей информации в сети Интернет. Кроме того, для работы со всеми видами носителей информации, работы с персональным компьютером, копировальными аппаратами преподавателю необходимы навыки работы с техническими средствами, обслуживающими информационные процессы. Все это требует от преподавателя высокого уровня информационной компетентности, которая состоит из ценностного отношения, интереса к овладению информационными технологиями, конкретных знаний и практических умений (мотивационный, когнитивный, операционный и рефлексивный компоненты).

В новых образовательных условиях преподавателю для адекватного осуществления роли посредника для студента в получении знаний чрезвычайно важно обладать высоким уровнем информационной компетентности; ее формирование и повышение является одной из важнейших задач современного обновленного образования.

Ориентация образования на запросы рынка, которые, прежде всего, связаны с прикладными специальностями, также порождает проблемы, особенно в сфере школьного образования, поскольку в данном случае происходит смещение приоритетов от концентрации всей образовательной системы на ребенке как формируемой уникальной личности, обладающей основами фундаментальных знаний к концентрации на тех вопросах, которые позволят ему найти работу в дальнейшем, т.е. прикладных экономических аспектах. К примеру, образовательная реформа США ориентирована именно на эти прикладные аспекты. Помимо США с особенной очевидностью подобная трансформация прослеживается в таких странах, как Япония, Великобритания, Германия, и все отчетливее она наблюдается в России и Китае.

Что касается высшего образования, то подобная коммерческая ориентация ведет к снижению уровня фундаментального образования, а также к тому, что университеты меньше внимания обращают на этические проблемы, социальную справедливость, критический анализ и т.п.

Включение структур бизнеса в образовательный процесс через спонсирование им тех или иных программ, а также образовательных учреждений приводит к тому, что государства все в меньшей степени контролируют образовательную сферу, часто просто лишь гарантируя образовательный минимум. Реальные же рычаги управления методическими программами преподавания находятся в руках администрации самих школ и основных спонсоров – частных компаний, в т.ч. сетевых. Последние начинают во все большей степени приспосабливать образование в зависимых школах и высших учебных заведениях к собственным корпоративным нуждам.