Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ENHANCING THE ROLE OF THE TEACHER IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE MODERNIZATION OF THE EDUCATION SYSTEM

Osipova L.B. 1
1 Tyumen State Oil and Gas University
Education is one of the central problems of modern society, which today is experiencing a deep need for the citizens, capable of self-realization in a dynamic and highly diverse social and cultural environment. The main tasks of modern school – the disclosure of abilities of each student, education of the individual, ready-to-life high-tech competitive world. In the transition to a new generation of standards for the organization of educational process involves not only the orientation of the absorption of studying a certain amount of knowledge, but also on the development of student’s personality, cognitive and creative abilities, the formation of experience of independent activity and personal responsibility of students. Therefore, a prerequisite for modernization of education is to raise the professional level of teachers and pedagogical formation of the body corresponding to the demands of modern life. Modern teacher called to have a clearly defined a positive self-concept, different maturity and emotional stability, a high level of own intellectual development. The author draws attention to the fact that the increase of the professional competence of teachers is not possible without the development and introduction of advanced pedagogical practice, mastering the sound system in the theory, practice proven techniques and methods of teaching students.
education system
modernization
optimization of the educational process
education
quality of education
innovative technologies

В условиях модернизации отечественная система образования претерпевает революционные потрясения, результатом которых по всем объективным показателям стало существенное снижение качества образования. Масштабность перемен доказывает, что они объективно обусловлены общественными потребностями и могут считаться стратегическими ориентирами государственной политики в области образования. При этом система образования должна перейти в особый инновационный режим развития, сохранить лучшие ее традиции и одновременно учитывать мировые тенденции развития образовательных систем. Государством, властными структурами предпринимаются стратегические и концептуальные шаги в данном направлении.

В Концепции модернизации российского образования основной целью профессионального образования обозначена подготовка компетентного, конкурентоспособного и социально мобильного работника соответствующего уровня и профиля на рынке труда, свободно владеющего профессией на уровне мировых стандартов.

Современное понимание образовательной реформы заложено в содержании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [9]. Согласно данному Закону образование представляет «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [9]. В новой редакции Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» за педагогическими работниками сохраняется право на свободу преподавания, выбора и использования педагогических форм, методов и приемов обучения, разработку авторских учебных программ; занятие консультативной деятельностью.

По этому поводу А.Л. Пиддэ говорит, что «система образования открытая система, способная к самопознанию, количественному и качественному обогащению, перманентному преобразованию в силу тех изменений, которые непрерывно происходят как в макросоциуме, так и внутри самой системы» [5]. Это предоставляет широкие возможности ученым с разных научных позиций трактовать понятие «образование». Так, социологи представляют образование как процесс передачи знаний, навыков, ценностей от одного человека или группы другим людям [1]. В педагогике под образованием понимается результат усвоения человеком социального опыта, необходимого для жизни в обществе [2]. Следовательно, образование нацелено на процесс формирования личности молодого человека, способного к адекватному восприятию действительности.

Дискуссионным продолжает оставаться и вопрос о соотношении понятий «образование» и «обучение». Следует отметить, что понятие «образование» по смыслу гораздо шире понятия «обучение». Как правило, под обучением понимается совместная деятельность обучающегося и педагога по достижению учебных целей, овладение знаниями для их практического применения в жизни.

В рамках приоритетных направлений развития российской образовательной системы XXI века решение проблемы повышения качества образования связано с модернизацией содержания и структуры образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса, переосмыслением цели и конечного образовательного результата. Это предусматривает переход к новой образовательной политике через обновление содержания учебного материала, формирование компетенций у обучающихся, умения самостоятельно получать и применять знания на практике, создание инновационных моделей системы управления. Активно внедряются государственные образовательные стандарты нового поколения, основанные на применении компетентностного подхода [4].

Согласно С.И. Ожегову, качество – это «совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность; то или иное свойство, признак, определяющий достоинство чего-нибудь» [3]. В свою очередь, Т.И. Шамова утверждает, что качество – это «не только нормативный уровень, которому должен соответствовать результат образования, но и содержание, условия его обеспечивающие» [10]. В связи с этим можно предположить, что качество образования следует рассматривать как продукт самостоятельной деятельности образовательного учреждения.

Повышение качества образования происходит через инновационное развитие муниципальной системы образования в соответствии с требованиями современной образовательной политики и потребностями личности. Сегодня образ современного студента-выпускника становится ориентиром для проектирования инновационных образовательных процессов, главным инструментом для совершенствования мастерства педагогического коллектива. Современная модель выпускника должна включать в себя сформированность таких качеств, как способность к аналитическому и творческому мышлению, умение принимать нестандартные решения, проявлять инициативу, быть конкурентоспособным. Это и определяет инвестиционную привлекательность образования [4].

Однако движение по пути выхода из кризиса образования исходит не только из политической воли государственной власти. Особая роль в этом принадлежит педагогическому сообществу. Предпринимаемые государственные шаги по обновлению содержания образования ложатся на плечи педагогов. При этом никакие универсальные стандарты и программы, учебные пособия и компьютеры не могут заменить непосредственного управленца образовательным процессом – педагога-профессионала.

Деятельность педагога – сложный по содержанию труд, требующий от человека высокого уровня профессионализма и компетентности, знания психологических особенностей обучающихся. Все эти качества характеризует личность современного преподавателя. Тенденция к повышению роли педагога-профессионала особенно просматривается в условиях современного общества, которое характеризуется высокой степенью неопределенности происходящих общественных процессов, а также инновационными подходами в образовательной практике.

Не случайно, что в последнее время становится актуальным изучение проблемы профессионального развития преподавателя вуза, поскольку данный процесс крайне сложен и обладает некоторой противоречивостью. В условиях внедрения инноваций содержание преподавательской деятельности претерпевает серьезные коррективы. Сегодня преподавателям приходится решать совершенно новые образовательные задачи. Заметно меняется трактовка роли профессорско-преподавательского коллектива. Происходят существенные перемены в рейтинге качеств личности, которые педагогам необходимо сформировать у современного специалиста.

Кардинальные изменения в образовательной политике страны повлекли разработку новых требований к современному педагогу. Отличительными чертами современного преподавателя являются постоянное повышение педагогического мастерства и профессиональной компетентности, эрудиция и высокая культура педагогического труда. «Педагогическое мастерство, – как пишет В.А. Скакун – это синтез разнообразных качеств личности педагога, его научных знаний и умений, позволяющих ему с помощью системы педагогических средств добиваться наилучших результатов в обучении» [7].

Сегодня много говорится о компетентности и профессионализме, индивидуальном стиле работы и имидже педагога, который призван создавать условия для развития творческих способностей обучающихся, способствовать развитию у них стремления к творческому восприятию знаний, формированию самостоятельного мышления, полной реализации образовательных потребностей, повышению мотивации к изучению учебных дисциплин. Так, под профессиональной компетентностью преподавателя системы высшего образования Л.И. Гурье понимает «высокий уровень психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в сочетании с соответствующим культурно-нравственным обликом, обеспечивающим на практике социально востребованную подготовку будущих специалистов» [8]. Все это позволяет выявлять лучшие качества, заложенные в душе студента, а после завершения обучения четкому определению своего места в социуме и готовности к решению перспективных задач в обществе. Следует отметить, что профессиональный рост педагога невозможен без наличия самообразовательной потребности. Новые приоритеты в образовательной политике побуждают его к поиску новых подходов в обучении, к профессиональному саморазвитию. Педагогическая деятельность находит свое проявление в креативных подходах к организации процесса обучения, использовании всевозможных психологических методик, культивирующих проявление творческой активности обучающихся, направленной на активизацию теоретических знаний в рамках профессионального обучения.

Значимым аспектом построения модели педагога будущего становится проектирование и планирование профессионально-методического образования учителя на основе анализа педагогических потребностей педагога. Важную роль в развитии профессиональных качеств педагога играет прохождение курсовой переподготовки, эффективное педагогическое самообразование, организация методической работы по изучению передового педагогического опыта.

Одним из средств повышения качества образования преподаватели видят в применении инновационных технологий, обеспечивающих эффективное достижение результатов педагогической деятельности. Основными объектами инновационных преобразований образовательной политики являются:

– проектирование новых моделей образовательного процесса;

– разработка концепций стратегий развития образования;

– обновление содержания учебных дисциплин;

– совершенствование подготовки научно-педагогических кадров;

– проведение мониторинга образовательного процесса и развития студентов;

– разработка учебников и учебных пособий нового поколения.

При этом необходимо отметить, что современное образование нуждается в комплексном совершенствовании процесса формирования готовности преподавателей к инновациям в педагогической деятельности, в использовании новых средств с учетом постоянно обновляющихся требований со стороны общества.

К инновационным технологиям обучения следует отнести интерактивные технологии обучения и компьютерные технологии. Главная цель лекций с применением интерактивных технологий обучения – приобретение знаний студентами при действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает их к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.

Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Как правило, он проводится в форме диалогического общения его участников и предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, лаконично и ясно излагать мысли.

Учебная дискуссия как метод проблемного обучения используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы. С целью включения в дискуссию всех присутствующих целесообразно использовать методику кооперативного обучения. Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе студентов в малых группах.

Технология проектного обучения способствует созданию педагогических условий для развития креативных способностей и формирования качеств личности обучающихся, необходимые для творческой деятельности, независимо от будущей профессии.

С внедрением интернет-технологий в образовательный процесс происходит становление системы открытого образования. Сеть интернет для студентов является неотъемлемой частью их жизни. В связи с данным обстоятельством происходит модификация роли преподавателя вуза, которая трансформируется от роли педагогического воздействия к роли проводника в море информации и создателя учебно-ориентированных ситуаций, направленных на развитие творческих способностей и отражающих суть будущей профессии.

В связи с этим руководители образовательных учреждений обращают существенное внимание на повышение квалификации педагогов, формирование у них положительной мотивации, потребности в саморазвитии, самообразовании. Для этого в образовательных учреждениях созданы условия для оказания постоянной научно-теоретической, методической и информационной поддержки педагогических работников, по вопросам реализации основной образовательной программы, использования инновационного опыта других образовательных учреждений, проведения мониторинговых исследований результатов образовательного процесса и эффективности инноваций [7]. Преподаватель должен уметь применять инновационные технологии; использовать методы убеждения и аргументации своей позиции; знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; устанавливать контакты с обучающимися, родителями и коллегами.

Ежегодно возрастает информационная компетентность преподавателей. На сегодняшний день функционируют различные образовательные порталы, облегчающие доступ к электронным учебным материалам, размещенным в сети интернет, в частности: Федеральный портал «Российское образование»; Российский общеобразовательный портал; сайт Фестиваля педагогических идей и др.

Созданная база современных электронных ресурсов предоставляет возможность доступа педагогов к бесценным педагогическим наработкам, которые пополнят их методический арсенал, а также будет способствовать развитию их виртуальной мобильности. Следовательно, постепенное решение задач информатизации образования и развитие дистанционного образования в значительной мере способствует развитию виртуальной мобильности педагога, а следовательно, расширению единого информационного и образовательного пространства.

Гарантией соответствия педагога современным требованиям может служить не только повышение квалификации в системе переподготовки, которое традиционно является его обязанностью, самообразование, но и регулярное прохождение аттестации. В последние годы для повышения качества преподавания Приказом Министра образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209 утверждён новый порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Основными задачами аттестации являются:

- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;

- повышение эффективности и качества педагогического труда;

- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

- учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;

- определение необходимости повышения квалификации педагогических работников.

Таким образом, использование педагогами инновационных подходов к преподаванию учебных дисциплин способствует не только повышению качества профессиональной подготовки будущих специалистов, но и предоставляет им возможность быть конкурентоспособными на рынке труда.