Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

MODEL WARNINGS OF DEPRIVATION FACTORS IN HIGHER EDUCATION

Kudryavtseva M.E. 1 Rayanova E.T. 2
1 St. Petersburg State Electrotechnical University («LETI»)
2 State University of Marine and River Fleet them. Admiral Makarov
This article is devoted to the problem of prevention deprivation factors in the process of higher education. On the basis of theoretical and empirical research which allows to determine the most relevant deprivation factors, a model of prevention of this factors is built. The major components of the model are the subjects of the educational process. Teacher as the subject of the educational process, interacting with the Federal State Educational Standard on the one hand and with the educational environment of the university on the other hand, determines the necessary general and individual strategies with the student interaction. During the implementation of pedagogical strategies related to the development of professional motivation by engaging in diverse academic and extracurricular activities, the student as the subject of the educational process is able to turn objectively insurmountable deprivation factors in objectively avoidable.
higher education
deprivation factors
education model
individual pedagogical strategies

В современном высшем образовании наряду с позитивными процессами, обусловленными развитием информационной, технологической и методической базы, а также общим развитием педагогической теории и практики, актуальными являются и депривирующие факторы, снижающие качество профессиональной подготовки. К их числу можно отнести слабую или неверную профессиональную мотивацию студентов, недостаточную преемственность образования при переходе от средней к высшей ступени, недостаточную практическую направленность обучения или, наоборот, его излишнюю прагматизацию и ряд других факторов.

В связи с этим одной из важнейших задач современной теории и практики в области высшего образования является организация целенаправленной деятельности всех субъектов образовательного процесса по предупреждению депривирующих факторов.

Целью данного исследования является теоретическое и эмпирическое обоснование и построение модели предупреждения депривирующих факторов в процессе высшего профессионального образования.

Материалы и методы исследования

Теоретическое исследование с использованием методов анализа и обобщения проводилось на материале философской и психолого-педагогической литературы, посвящённой вопросам отчуждения от образования и образовательной депривации.

Эмпирическое исследование проводилось на материале образовательной деятельности студентов гуманитарных факультетов ряда петербургских вузов, таких как ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», СПбГЭУ. Были использованы такие количественные и качественные методы исследования, как анкетный опрос, включённое наблюдение, полуструктурированное лейтмотивное интервью.

Результаты исследования и их обсуждение

Термин «образовательная депривация» используется в том случае, когда речь идёт о вызванных какими-либо объективными или субъективными причинами препятствиях для человека к полноценному личностному присвоению результатов образовательной деятельности. Изучение психолого-педагогической литературы, посвящённой проблемам образовательной депривации, целесообразно в контексте более широкого философского понятия «отчуждение». Об отчуждении от образования и связанной с ним образовательной депривации писали многие зарубежные и отечественные психологи, педагоги и социологи, такие, как М. Мид, Й. Лангмейер, З. Матейчек, Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова, О.И. Спесивцева, Л.И. Божович и многие другие. В трудах таких современных учёных как Е.Г. Алексеенкова, Л.Н. Бережнова, Н.В. Корытникова, М.Н. Степанова, И.А. Хоменко, образовательная депривация рассматривается как разновидность культурной депривации и поэтому во многом является «производной» от социального окружения человека. В образовательной депривации выделяются эмоциональный и когнитивный аспекты. Эмоциональная депривация ведёт к ряду проблем как в общем, так и в вузовском образовании, несмотря на то, что является необходимым условием полноценного психического функционирования каждого человека в течение всей жизни [1]. Когнитивная депривация в образовательном процессе возникает в обстоятельствах, когда ограничиваются возможности учащегося в усвоении значений внешнего пространства, связанные с осмыслением происходящего вовне [2]. Учёные также отмечают, что трудность распознавания образовательной депривации связана с её маскированным характером. В реальности различные типы депривации сложно переплетаются: некоторые из них могут объединяться, один может быть следствием другого. В отечественной педагогике наиболее полной работой, посвящённой непосредственно проблемам образовательной депривации, можно считать исследование Л.Н. Бережновой [3], отметившей объективно-субъективную природу депривирующих факторов, что является принципиально важным для нашего исследования. Кроме того, ряд проблем, возникающих вследствие неправильной профессиональной мотивации в вузовском образовании, отмечала О.И. Спесивцева [5].

Применительно к современному высшему образованию представляется возможным говорить о ряде депривирующих факторов объективно-субъективного характера, наиболее актуальных для младших курсов. Проблема их предупреждения в современном вузе является многоаспектной.

Во-первых, эта проблема является актуальной в аспекте проблемы адаптации студента к новым условиям. Во-вторых, проблема депривирующих факторов в вузе является актуальной в аспекте проблемы преемственности образования. Отсутствие преемственности в образовании препятствует успешности адаптации студента к новым условиям и усугубляет депривирующие факторы. В-третьих, проблема является актуальной в аспекте профессионального выбора и профессиональной мотивации студента. В-четвёртых, проблема актуальна в аспекте качества обучения, в частности проблемы компетентности педагогов. В-пятых, проблема депривирующих факторов в вузе является актуальной в аспекте проблемы информационно-коммуникативных технологий современного социума.

С учётом этой многоаспектности нами было проведено эмпирическое исследование студентов младших курсов гуманитарных факультетов ряда санкт-Петербургских вузов. В процессе исследования ставились следующие задачи:

1) определить объективные и субъективные депривирующие факторы, актуализированные в сознании студентов высших учебных заведений;

2) определить стратегии и тактики, необходимые для целенаправленного решения проблемы предупреждения депривирующих факторов.

Эмпирическую базу исследования составили: включенное наблюдение, 8 полуструктурированных лейтмотивных интервью, анкетный опрос. Выборочная совокупность составила 250 студентов младших курсов очного отделения гуманитарных факультетов вузов Санкт-Петербурга.

Полученные данные обрабатывались при помощи The R Project for Statistical Computing – специализированное программное обеспечение для статистического анализа и визуализации данных. Для более доступной визуализации данных нами также использовался «Exсel 7.0». Статистически значимой величиной для данного исследования является общепринятая вероятность нулевой гипотезы p-value ≤ 0,05.

В соответствии с нашими предварительными наблюдениями, а также в соответствии с указанными выше аспектами, в которых должна изучаться проблема образовательной депривации в вузе, мы сформулировали следующую гипотезу исследования. Основные депривирующие факторы, актуальные для высшего профессионального образования, связаны с такими проблемами, как адаптация студента к новым условиям, преемственность образования, профессиональный выбор и мотивация, компетентность и профессионализм педагогов. Все эти проблемы, с нашей точки зрения, могут преломляться в восприятии студента и как объективно непреодолимые, и как субъективно разрешаемые.

Анкетный опрос студентов-первокурсников ставил своей задачей выявление ключевых факторов адаптации студентов к новым условиям образовательной системы и их оценке. Анализ данных показал, что большинство респондентов испытывают синдром адаптации на ранних стадиях обучения. При помощи многофакторного дисперсионного анализа нами была выявлена зависимость чувства отчужденности от различного ряда факторов p > 0,05. Anova показал следующее распределение данных факторов:

Обработанные с помощью метода мат. статистики данные имеют следующий вид:

Anova(mod)

> Analysis of Deviance Table (Type II tests)

>

> Response: wb.5a$date5a

> LR ChisqDfPr(>Chisq)

> nothing 0.034 1 0.85439

> preparation 4.848 1 0.02767 *

> studytemp 45.994 7 8.764e-08 ***

> other 14.788 10 0.13998

> residence 11.136 5 0.04875 *

> insindrom 11.548 5 0.04154 *

> ---

>Signif. codes: 0 ‘***’ 0.001 ‘**’ 0.01 ‘*’ 0.05 ‘.’ 0.1 ‘ ’ 1

области

Ответы на вопрос о качестве школьного образования в аспекте его достаточности для полноценного обучения в вузе распределились следующим образом:

Разочарования в профессиональном выборе у студентов к концу первого курса практически не произошло – 98 % респондентов не жалеют о сделанном выборе (p-value > 0,05). Однако характерно, что мотив направленности на конкретную профессию выбрали только 4 % респондентов. Примечательно также, что на вопрос о том, какой видится первокурсникам перспектива их будущей профессии, 92 % респондентов не смогли ответить ничего конкретного, ограничившись ответом «смотрю на будущее с оптимизмом».

Таким образом, подтвердилась наша гипотеза о том, что наиболее значимым депривирующим фактором в процессе высшего профессионального образования является фактор неверной профессиональной мотивации или её отсутствие. Другими значимыми факторами являются фактор недостаточности общеобразовательной подготовки и фактор адаптации (Относительно актуальности в сознании студентов такого фактора, как компетентность и профессионализм педагогов см. [4]).

Для определения стратегий и тактик целенаправленного решения проблемы предупреждения депривирующих факторов нами были проведены 8 полуструктурированных лейтмотивных интервью. Данные интервью показали, что в зависимости от индивидуальных особенностей личности студента могут быть реализованы следующие стратегии и тактики.

Стратегия общего развития личности, актуальная для инфантильных, недостаточно развитых студентов с низкой успеваемостью, чей выбор профессии был преимущественно случайным. В русле данной стратегии могут быть использованы такие тактики, как общекультурное развитие, ведущее к расширению кругозора, в частности в сфере своей будущей профессии и смежных областях; тренинги по развитию способности концентрировать внимание, тренинги по самоуправлению; тактика вовлечения в культурно-образовательную среду вуза, тактика кураторства старшекурсников над младшими курсами.

Стратегия развития интереса к будущей профессии, актуальная для студентов средней успеваемости и средней степени развитости, обладающих недостаточной мотивацией. В русле данной стратегии могут быть реализованы такие тактики, как вовлечение студентов в участие в специальных мероприятиях, связанных с профессией; вовлечение в научную деятельность, в участие в студенческом научном обществе; вовлечение в разнообразную творческую деятельность; индивидуальные профессиональные практики.

Стратегия самоуправления, актуальная для студентов средней успеваемости, обладающих достаточной мотивацией, но не умеющих организовать свою жизнь или имеющих психологические проблемы. Тактиками в русле этой стратегии могут быть следующие: тактика обучения тайм-менеджменту и научной организации труда; тактика вовлечения в творческую деятельность; тактика психологического тренинга, способствующего стабилизации самооценки и снижению уровня конфликтности.

Стратегия развития непрагматической познавательной потребности, актуальная для студентов с высокой успеваемостью с сильно развитой мотивацией, однако прагматически нацеленных исключительно на карьеру и высокие заработки. В русле этой стратегии могут быть использованы такие тактики, как вовлечение в научную деятельность и участие в студенческом научном обществе; вовлечение в участие в различных специальных мероприятиях, связанных с профессией, напрямую или косвенно, в том числе профессиональные конкурсы, дискуссии, КВН и пр.

В соответствии с результатами теоретического и эмпирического исследования нами была построена модель предупреждения депривирующих факторов в процессе высшего профессионального образования (рисунок).

pic_55.tif

Прокомментируем данную модель.

Методологическими подходами, указанными в модели, являются подход первого уровня – ценностный и подходы второго уровня – субъектно-деятельностный и психологический. В русле данных подходов может быть определено базовое педагогическое условие предупреждения депривирующих факторов в процессе высшего профессионального образования, которым является развитие профессиональной мотивации студента.

Распределение депривирующих факторов

Быстрый и напряженный темп учебной деятельности

Слабая база подготовки

Неблагополучные условия проживания

Синдром адаптации (коммуникативные проблемы)

Прочие факторы

Ничего не мешает

51 %

14 %

7 %

18 %

4 %

4 %

Достаточно

Отчасти достаточно

Недостаточно

Затрудняюсь ответить

13 %

10 %

2 %

75 %

Обозначенные подходы к изучению депривирующих факторов и разработки в вузе системы педагогической работы по их предупреждению определяют принципы этой работы. Первый и второй принципы, сформулированные на основе психологического подхода, – это принцип индивидуальной работы со студентом и принцип развития непрагматической познавательной потребности, способной ослабить действие депривирующих факторов. Третий принцип, сформулированный на основе субъектно-деятельностного подхода, состоит в том, чтобы в процессе коллективной и индивидуальной работы по преодолению депривирующих факторов способствовать изменению их восприятия, формированию правильного отношения к ним и установки на их преодоление.

Субъектный компонент деятельности предполагает внесение в неё личностного начала, придание ей индивидуального, творческого характера, что обеспечивает поиск и обнаружение новых путей и возможностей преодоления депривирующих факторов в вузе.

Пятый принцип обусловлен ценностным подходом и предполагает целенаправленное формирование общекультурных и профессиональных компетенций.

В соответствии с отмеченными выше принципами могут быть сформулированы частные педагогические условия предупреждения депривирующих факторов в образовательном процессе современного вуза. Такими условиями являются индивидуальная работа со студентами, развитие у них непрагматического интереса к своей будущей профессии, формирование установки на возможность самостоятельного преодоления образовательной депривации, вовлечение в разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности.

Задающий блок модели предполагает учёт всех компонентов системы деятельности высшего учебного заведения, актуальных для предупреждения депривирующих факторов. Важнейшими из этих компонентов являются субъекты образовательного процесса, которые и выступают в операциональном блоке нашей модели в качестве системообразующих.

Преподаватель как субъект образовательного процесса, взаимодействуя с Федеральным государственным образовательным стандартом, с одной стороны и с образовательной средой вуза, с другой стороны, определяет необходимые общие и индивидуальные стратегии взаимодействия со студентом.

В процессе реализации этих стратегий, связанных с развитием профессиональной мотивации через вовлечение в многообразную учебную и внеучебную деятельность, студент как субъект образовательного процесса становится способным к переводу объективно непреодолимых депривирующих факторов в субъективно преодолеваемые. Инфраструктура вуза на рассматриваемой модели, решая вопросы жизнеобеспечения, даёт студенту возможность сконцентрироваться исключительно на образовательной деятельности.

Результативный блок на рассматриваемой модели отражает желаемые результаты деятельности по предупреждению депривирующих факторов, к числу которых относятся:

– артикулированные в сознании студента индивидуальные пути предупреждения депривирующих факторов;

– активно развивающаяся профессиональная мотивация;

– развивающаяся способность к самоуправлению и самоконтролю;

– продуктивная учебная и внеучебная деятельность.

И закономерным итогом функционирования данной модели должно стать высокое качество профессионального образования.