Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

REFLECTION AS AN INDICATOR OF READINESS OF TECHNICAL SPECIALISTS TO PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ACTIVITY

Bubnova L.M. 1
1 Volga Region State College
The article describes the characteristics of reflection. The substantiation of the choice of the student support in terms of reflection. The degree of influence and the importance of reflection as an indicator of readiness of technical college students to professional pedagogical activity. Stages of self-reflective analysis. The value of reflection as a method of knowledge in the development of the course «Modeling of professional teaching career». The role of reflection in the process of active participation of students in the practical classes. Reflection, its role in the structure of the complex conditions of the future availability of technical specialists to professional pedagogical activity. The approach to the reflection – as innovation makes it possible to take into account the diversity of individual abilities of college students for certain activities. Value Course «Modelling of the professional educational careers» in the definition of career development of future technical specialists.
pedagogical reflection
reflective analysis
the approach to the reflection
the basis of reflection
empathetic reflection method
college
future technical specialists
professional pedagogical activity

Педагогические условия формирования готовности к профессиональной педагогической деятельности являются частью и одновременно инвариантом целостного педагогического процесса по подготовке будущих специалистов технического профиля к профессиональной педагогической деятельности.

Изучение педагогических исследований по вопросу значимости рефлексии как показателя готовности к педагогической деятельности показывает, что большинство авторов анализируют готовность будущих педагогов к педагогической деятельности. Крайне мало уделяется внимания этому показателю готовности у будущих специалистов технического профиля к профессиональной педагогической деятельности.

Создание условия для осознания своих возможностей рефлексии, способствующей формированию готовности будущих специалистов технического профиля к профессиональной педагогической деятельности, в процессе применения педагогических знаний на практических занятиях является неотъемлемым продолжением условия личностно-смысловой направленности и условия педагогической поддержки профессионального самоопределения личности.

Выбор условия поддержки студента в рефлексии обосновывается особенностью проводимого исследования, в котором формирование готовности к профессиональной педагогической деятельности требует детального самоанализа, системного самопознания.

Природе человека, как способность чувствовать, сознание, память, органично присуща рефлексия. Осознание возможностей педагогической рефлексии, с развитием тенденций гуманизации в педагогике, приобретает все большее значение.

Анализируя работы Т.Ю. Колошиной, Г.Ф. Похмелкиной, можно отметить зависимость педагогического мастерства от активизации рефлексивной среды. Наиболее очевидными ситуациями являются установки на групповое участие, то есть в деятельности; на анализ проблемных ситуаций, то есть мышление; на открытость в общении взаимодействующих субъектов друг с другом.

Всесторонне исследован вопрос о роли рефлексии в трудах В.А. Сластенина, Л.Г. Лаптева, Н.В. Васиной, К.А. Абульхановой [3, с. 82–143]. Установлена последовательная зависимость профессионального совершенствования от личностного и профессионального самоопределения субъекта. Рефлексивный анализ самоопределения проходит следующие этапы:

1. Определение степени возможного соответствия (несоответствия) требованиям к личностным качествам профессионального специалиста в конкретной деятельности.

2. Осознанное понимание критериев, определяющих профессионала в данной деятельности.

3. Субъективное моделирование профессионального совершенствования.

Приобщение к познанию, самообразованию, работа над собой, критичная оценка собственных достижений, ощущение потребности в профессионально-личностном росте – все это складывается через рефлексивное осознание себя как личности, столь необходимое явление в педагогике. Исходя из этого понимания, включение рефлексии в число условий является объяснимым и необходимым для формирования готовности будущих специалистов технического профиля к профессиональной педагогической деятельности.

Опираясь на работы Б.Б. Косова о самоанализе и самоконтроле [2, с. 38–43], можно отметить, что наиболее сензитивным к осмыслению свой личности и соотношение своих особенностей с окружающими людьми, то есть формированию рефлексивных способностей, является студенческий период взросления людей. При этом стоит отметить, что развитие рефлексии у тревожных лиц может пойти по пути абсолютизации самоанализа, дойти до степени чрезмерного самоконтроля, ведущего в итоге к отрыву личности от окружающей действительности, имея последствием развитие неверия в успех, бездействие, отказ от мечты. Однако, по выражению К.А. Абульхановой [1, с. 22–31], именно в студенческом возрасте выявляется наиболее продуктивное соотношение развития своей личности с окружающей действительностью, развивается способность к конструктивной рефлексивной работе с проблемами.

Одним из средств личностного и профессионального развития в педагогической деятельности специалиста технического профиля является педагогическая рефлексия, то есть форма теоретической деятельности, направленная на осмысление самопознания и своих собственных действий, раскрывающая осознание восприятия другими и специфику внутреннего развития личности.

Этап формирования педагогической рефлексии в период обучения будущих специалистов технического профиля является наиболее важным. Именно в этот период студент имеет возможность активно соотносить свои личностные и профессиональные характеристики не только с возможностью развития карьеры по техническому профилю, но и с возможностью построения профессиональной педагогической карьеры.

Позитивная ориентация студентов на данном этапе очень важна! Только у адекватно действующей личности при оптимистическом настрое возможно формирование позитивного образа «педагога профессиональных дисциплин». Рефлексия способствует усилению положительных качеств индивида, способствует стимулированию работы над собой. И здесь следует подчеркнуть, что только гуманистический подход к образованию и воспитанию определенно придает позитивную направленность этому процессу.

Основа рефлексии – самостоятельная сформированная личность. Сопротивляться попыткам манипулирования человеческим сознанием, любому насильственному влиянию – принципиальная идея рефлексии. Здесь стоит отметить некоторое противоречие: невозможно достичь единства чувств и поведения, сознания, вовсе не прибегая к соблюдению правил общежития, к осознанию наказания за аморальный поступок, то есть к некоторому принуждению. Гуманистический трактат рефлексии имеет следующую основу:

1. Каждый человек – носитель педагогического опыта, который он обретает в течение всей своей жизни.

2. Каждому человеку, студенту колледжа в том числе, присуща способность к целенаправленной рефлексии.

3. В интересах будущего педагога – найти и помочь реализовать такую способность.

4. Рефлексия является одной из основ творчества студента, профессионального мастерства в будущем [7, с. 5–14].

Подход к рефлексии как к инновации дает возможность учитывать многообразие индивидуальных возможностей студентов колледжа к определенным видам деятельности, а значит, и возможность преодолевать некую всеобщность в воспитательном и образовательном процессе [4, с. 30–42].

Колледж как особое пространство, дающее возможность реализации рефлексии по разным образовательным направлениям, приобретает особую ценность в процессе формирования готовности будущих специалистов технического профиля к профессиональной педагогической деятельности в период изучения специального курса «Моделирование профессиональной педагогической карьеры». Колледж не только удовлетворяет потребности личности в специальном техническом образовании, но и одновременно, опираясь на идеи «гуманистической конверсии», направленно движется к персонализации воспитания и образования.

В рамках образовательно-воспитательного процесса в колледже организовано не только познание своей будущей профессии, но познание самого себя. Как один из методов познания активно применяется рефлексия,в процессе освоения курса «Моделирование профессиональной педагогической карьеры».

Стоит отметить значимость роли преподавателя, ведущего данный курс. Роль педагога заключается не только в стимулировании интереса к изучаемому материалу, но и в координации мыслей, воли на формирование потребности в систематическом самообразовании и саморазвитии. На практических занятиях познание педагогической профессии происходит в процессе прогнозирования студентом развития педагогических ситуаций, решении педагогических задач. Наиболее интересно отмечать, как в процессе практической деятельности, активно рефлексируя, возникают ассоциации с реальным бытием, а значит накапливается опыт.

Практические занятия в курсе «Моделирование профессиональной педагогической карьеры» дают возможность не только применить свои теоретические знания, но и познать свои силы, умения, самостоятельность суждений, радость творческой активности, проверить свои профессиональные способности и наклонности, выяснить возможности самовыражения в педагогической деятельности.

Особое место на практических занятиях занимает метод сопереживания ситуаций, эмоциональной рефлексии, включающий единство рационального и эмоционального. Метод эмпатического обучения широко освещен отечественными и зарубежными педагогами (Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, А. Маслоу, К. Роджерс). Придерживаясь логики данного метода, последовательность практического занятия строится следующим образом: в начале занятия студентами читается материал эмоциогенного характера (описание ситуации подавления индивидуальности студента в процессе обучения; «скучного» урока; грубого обращения и т.п.). Следующий этап – обсуждение, часто опирающийся на личные воспоминания будущих специалистов технического профиля, проходит достаточно эмоционально. И только проанализировав всю ситуацию, пополнив размышления научной информацией, студенты делают рациональные теоретические выводы.

Эмпатический метод обучения дает возможность студентам не только осваивать теоретические знания, но и развивать профессионально значимые педагогические качества, такие как толерантность, эмпатийные и рефлексивные способности.

Для ускорения ввода студента в рефлексивную позицию на каждом практическом занятии производится анализ деятельности будущего специалиста технического профиля в профессиональной педагогической деятельности. При этом используются следующие методы: ответы на вопросы, побуждающие к рефлексии; оценка будущими специалистами технического профиля собственного состояния в процессе работы в профессиональной педагогической деятельности; анкета-рефлексия.

Последовательность работы на практических занятиях строится следующим образом:

1. Ситуация → первый уровень рефлексии (анализ ситуации; осознание личностных возможностей; сопоставление их с ситуацией и требованиями профессии).

2. Выбор действия.

3. Второй уровень рефлексии (анализ способа действия в соответствии с системой ценностей и личностными возможностями).

4. Действие → результат (изменение ситуации).

5. Третий уровень рефлексии (осмысление результата, новое понимание ситуации, себя в ситуации).

Таким образом, принятие решений в проблемной ситуации становится актом самоопределения, носящим рефлексивный характер. Опыт проведения курса «Моделирование профессиональной педагогической карьеры» показал, что не у всех студентов получается в равной степени четко обозначать цель, выбор действия, а значит, оперативно грамотно справляться с поставленной задачей. Одной из причин такого факта можно назвать отсутствие или в недостаточной степени развитость навыка рефлексии. Отсутствуют или в незначительной степени развиты навыки исследования, наблюдения, естественного эксперимента.

Рефлексия в процессе активного участия в практических занятиях не только способствует выявлению, проявлению педагогических способностей, но также дает возможность выявить пробелы в знаниях по педагогике. В такой ситуации формирования готовности будущих специалистов технического профиля к профессиональной педагогической деятельности особую роль играет система включения механизмов самостановления, личного и профессионального саморазвития студента. И здесь недостаточно просто «сориентировать» студента в педагогических знаниях традиционным способом. Крайне необходимо постоянно включать студента в процесс педагогической рефлексии, направленный на созидательную деятельность, на приобретение себя в педагогике.

Выделенные условия определили подходы к расстановке акцентов в содержании курса «Моделирование профессиональной педагогической карьеры»; оптимальном сочетании форм и методов обучения студентов; к стилю общения преподавателя и студентов.

Анализируя работы В.А. Сластёнина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова, можно отметить, что одной из значимых характеристик педагогического процесса является системность [6, с. 28–35]. Педагогический процесс освоения курса «Моделирование профессиональной педагогической карьеры» представляет собой целостную систему, включающую наличие определенных компонентов и значимую связь между ними. В своих трудах А.А. Сластенин справедливо отмечает, «педагогический процесс – система из множества подсистем. Здесь процессы формирования, развития, обучения и воспитания слиты с условиями, формами, методами …» [5, с. 18–20].

Таким образом, случайные, разрозненные условия не могут справиться с поставленной задачей, и только четко определив и выполнив, необходимые и достаточные педагогические условия, процесс формирования готовности будущих специалистов технического профиля к профессиональной педагогической деятельности будет эффективным: усиление личностно-смысловой направленности изучения будущими специалистами технического профиля – педагогической деятельности; педагогическая поддержка профессионального педагогического самоопределения будущими специалистами технического профиля; помощь студентам в осознании возможностей рефлексии, способствующей формированию готовности будущих специалистов технического профиля к профессиональной педагогической деятельности в процессе освоения курса «Моделирование профессиональной педагогической карьеры».

Однако стоит отметить, что предлагаемая структура комплекса условий может гибко и динамично развиваться в зависимости от усложнения целей профессиональной педагогической подготовки, при этом функциональная направленность элементов не изменится.

Наш опыт проведения курса «Моделирование профессиональной педагогической карьеры» показал, что при успешном прохождении практических занятий у будущих специалистов технического профиля меняется ценностное отношение к учебе в целом, в том числе и к профессиональной педагогической деятельности. Меняются, корректируются, обновляются, обогащаются прежние представления и вырабатывается более или менее устойчивая модель педагогической деятельности. Формируется устойчивый интерес и склонность к работе в педагогике в дальнейшем.