В настоящее время увеличивается количество замещающих семей. Наиболее уязвимой категорией замещающих семей являются семьи, воспитывающие ребенка с особыми потребностями в развитии. Знание особенностей, проблем замещающей семьи поможет психологам, педагогам, социальным работникам, организаторам работы с молодежью более эффективно организовывать психолого-педагогическую помощь данной категории семей. Эмпирическое исследование, проведенное авторами с 50 замещающими семьями, показало, что только 14 % родителей точно знают, куда и к какому специалисту можно обратиться по поводу психологических проблем ребенка; только 10 % обращались за помощью неоднократно. Изучение представлений родителей о психологических и психических проблемах детей с особыми потребностями в развитии показало, что главными признаками наличия психологических проблем у ребенка родители считают замкнутость и склонность к одиночеству (46 %), непослушание (36 %), плохое поведение и грубость (20 %), тогда как воровство и склонность к обману отметили лишь 8 % опрошенных. Характерно, что проблемы с психическим здоровьем ребенка для большинства родителей также связаны, прежде всего, с тем, что он «не общается с людьми» (50 %) и «плохо себя ведет в различных ситуациях» (42 %), и только для 16 % – с плохой успеваемостью в общеобразовательной школе.
46 % опрошенных отметили, что большинство психологических проблем относится к периоду 2–3 года спустя после появления ребенка в семье, и именно тогда наиболее высока потребность в психологической и психотерапевтической помощи. Наименьшее количество проблем отнесено к первым шести месяцам пребывания ребенка в семье (12 %). 34 % родителей считают, что риск нарушения поведения у детей чаще возникает в возрасте 3–5 и 5–7 лет.
Основным источником стресса в семье родители, воспитывающие детей с особыми потребностями в развитии, назвали показатели «здоровье» (60 %) и «общение внутри семьи» (32 %), при этом лишь 18 % опрошенных отметили в качестве источника стресса «обучение» и 6 % – «вредные привычки».
Анализ данных позволяет заключить, что в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, существует выраженная потребность в психолого-педагогической помощи. Представляется важным, что психолого-педагогическая помощь, как считают 58 % опрошенных, нужна не только проблемному ребенку или родителям (опекунам), но всем вместе, в том числе и старшим детям в семье. Психолого-педагогическую (психотерапевтическую) работу большинство опрошенных (60 %) видят в форме индивидуальных занятий с ребенком, в группе детей со сходными проблемами – 32 %, в форме родительского клуба – 8 %. Многие родители (34 %) хотели бы включить в психотерапевтическую работу такие методы, как игры, рисование, игру на музыкальных инструментах.
Исследование психоэмоционального статуса родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, выявило существенное неблагополучие у 48 % опрошенных. Так, субклинически выраженная тревога отмечена у 42 % матерей, субклинически выраженная депрессия – у 22 %. Обращает на себя внимание высокий процент клинически выраженной тревоги (6 %) и клинически выраженной депрессии (10 %). Полученные данные подтверждают тот факт, что воспитание и в целом общение с ребенком с ограниченными возможностями здоровья являются длительным патогенно действующим психологическим фактором, и личность матери может претерпевать значительные психологические изменения. Поэтому члены семьи ребенка с особыми потребностями в развитии нуждаются в квалифицированной психолого-педагогической и психотерапевтической помощи [2].
Приемный ребенок, тем более имеющий особые потребности в развитии, испытывает сложности социализации, имеет дефицит общения со сверстниками и взрослыми – членами замещающей семьи. В свою очередь, приемные родители (опекуны) не имеют опыта взаимодействия с такими детьми и организации их жизнедеятельности в новом статусе. В связи с этим родители нуждаются в постоянной помощи в осознании ценности ответственного родительства, ценностного отношения к процессу воспитания приемного ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Практическое применение полученных результатов предусматривает разработку и апробацию новых форм и направлений работы с замещающей семьей. Результаты исследований были положены в основу организации и проведения семинара для замещающих семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Семинар на тему «Современные модели комплексной психолого-психотерапевтической реабилитации и психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с особыми потребностями в развитии» [3]. В семинаре приняли участие 20 замещающих семей, воспитывающих детей с особыми потребностями в развитии в возрасте 7–16 лет, из г. Тулы и г. Новомосковска Тульской области. Первичное анкетирование членов замещающих семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, показало, что средний возраст родителей составил 50,9 лет.
На вопрос анкеты «Знаете ли вы, куда можно обратиться по поводу психологических проблем ребенка?» были получены следующие ответы: 50 % – точно знаю, куда и к какому специалисту обратиться для консультации; 50 % – уже обращались неоднократно; остальные 20 % – не знают или знают неточно. Родители под психологическими проблемами детей подразумевают следующее: плохо учится, не справляется с обучением (50 %), излишне активный (50 %), плохо себя ведет, грубит (45 %), обманывает, ворует (35 %), проводит время в одиночестве, замыкается (20 %).
На вопрос «Что вы подразумеваете, когда говорят, что у ребенка «проблемы с психическим здоровьем»?» были получены следующие ответы: плохое поведение в различных ситуациях (50 %), не справляется с обучением в общеобразовательной школе (40 %), излишне весел (30 %), плохое поведение постоянно (20 %), не общается с людьми (10 %), излишне печален (10 %). После того, как ребенок появился в семье, большинство психологических проблем, по мнению родителей, относится к периоду: первые полгода(10 %), первый год (10 %), 2–3 года спустя (80 %), 5–6 лет спустя (10 %). На вопрос «В каком возрасте, на ваш взгляд, чаще возникает риск нарушения поведения у детей?» получены ответы: 3–5 лет (10 %), 5–7 лет (10 %), с 7 до 11 лет (40 %), с 11 до 15 лет (60 %), старше 15 лет (10 %).
По мнению родителей, основным источником стресса в семье в связи с ребенком является: обучение (70 %), общение со сверстниками (60 %), здоровье (40 %), вредные привычки (30 %), общение внутри семьи (10 %).
На вопрос «Обращались ли вы к специалисту по поводу психологических проблем ребенка?» 50 % обращались с пользой, 20 % обращались сразу после появления ребенка в семье, 20 % обращались, но неудачно, 10 % не обращались. По мнению родителей, психологическая помощь нужна только проблемному ребенку (0 %), всем детям в семье (10 %), старшим детям (10 %), родителям (опекунам) (20 %), всем вместе (80 %).
Родителям психологическая (психотерапевтическая) работа представляется следующим образом: индивидуально с ребенком (70 %), в группе детей со сходными проблемами (20 %), в форме родительского клуба (20 %), другие методы (игры, рисование, игра на музыкальных инструментах и т.д.) (20 %). При этом, психологическую (психотерапевтическую) помощь родители хотели бы получить: в специализированном социальном учреждении (60 %), в психологическом центре в своем районе (50 %), в школе (40 %), у частного специалиста (30 %), в поликлинике по месту жительства (10 %). На вопрос «Вам хотелось бы, чтобы специалист по психолого-психотерапевтической работе был…» получены ответы: психологом – 90 %, врачом – 50 %, педагогом – 30 % (родители могли давать несколько вариантов ответов).
Родители пришли на семинар для того, чтобы получить квалифицированную помощь специалиста (60 %), пообщаться с другими родителями (10 %), обсудить проблемы воспитания ребенка, которые волнуют (40 %).
Семинар посвящен теоретическому и практическому изучению современных моделей комплексной психолого-психотерапевтической абилитации и психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с особыми потребностями в развитии. С этой целью психолого-психотерапевтическая работа проводилась параллельно в группах родителей и детей.
Основой работы с детьми с особыми потребностями в развитии являлись мастер-классы, проведенные волонтерами. Дети были разделены на группы по полинозологическому принципу, с учетом возрастных особенностей. С детьми были проведены различные мастер-классы. Например, в рамках мастер-класса «Музыкальная терапия» применялись следующие формы работы: активная групповая и индивидуальная музыкотерапия с использованием элементов инструментальной партитуры, лечебного пения и клинической импровизации. Цель работы: вовлечение ребенка с особыми потребностями в развитии в групповую деятельность, структурирование двигательной активности в соответствии с возрастными нормами, коррекция поведенческих отклонений, развитие речевокальных навыков, улучшение коммуникативных возможностей, повышение уровня эмпатии и социализации. Мастер-класс «Проектная мастерская «Дом, в котором я живу» направлен на диагностику состояния эмоциональной сферы (психологического климата) семьи. Во время арт-терапевтической работы каждую группу детей сопровождали специалисты-психологи, осуществлявшие наблюдение за поведенческими реакциями детей с особыми потребностями в развитии в процессе совместной деятельности, анализ их когнитивных функций и психоэмоционального статуса для последующей консультации родителей.
Параллельно с мастер-классами для детей проводилась беседа родителей с детским врачом-психотерапевтом, выстроенная в форме ответов на вопросы и психотерапевтического анализа конкретных случаев, связанных с воспитанием приемных детей с особыми потребностями в развитии. Были обсуждены следующие темы: «Нарушения раннего психического развития у детей из асоциальных семей», «Биологическое и социальное формирование личности ребенка», «Дети с особыми потребностями в развитии», «Поведенческие реакции детей в замещающих семьях в кризисные периоды», «Взаимодействие замещающих семей с патронатными учреждениями», «Психолого-медико-педагогическое сопровождение замещающей семьи», «Арт-терапевтические технологии в комплексной работе с замещающими семьями», «Родительский клуб как форма психолого-психотерапевтической работы с замещающими семьями и семьями, воспитывающими детей с особыми потребностями в развитии».
Повторное анкетирование участников, проведенное по итогам семинара, показало, что для всех участников посещение семинара было интересным и своевременным (100 %). 90 % слушателей отметили, что эмоциональная атмосфера семинара была комфортной, 80 % респондентов получили полезную информацию, которую планируют использовать в воспитании ребенка (60 %). При этом у родителей (40 %) остались вопросы, которые они бы хотели обсудить дополнительно. В дальнейшем 80 % родителей будут обращаться к специалистам по поводу психологических проблем ребенка. Участники семинара особенно отметили информационную насыщенность материалов семинара, доступность и полезность информации, интересные мастер-классы волонтеров, доброжелательную атмосферу семинара, профессионализм организаторов и ведущих семинара, заинтересованность и эмоциональную открытость детей («дети раскрывались, как цветы навстречу солнцу»).
Психолого-педагогическая помощь предоставляет возможность членам замещающих семей получать знания в области развития, воспитания, обучения приемных детей, а самим детям – психолого-педагогическую поддержку в сложных ситуациях. Свою эффективность показала такая форма, как семейный клуб для замещающих семей. Деятельность клуба направлена на повышение психолого-педагогической компетентности замещающих родителей, разработку эффективных мер психолого-педагогической поддержки детей, находящихся в замещающей семье и имеющих проблемы в развитии, обучении, общении и поведении. Клуб предполагает решение таких проблем, как: незнание особенностей возрастного развития детей, неготовность взрослых к трудностям и переменам в семейных отношениях, которые возникают с появлением в ней нового члена; непонимание целей и задач коррекционной работы, которая является основной в деле воспитания депривированных детей в условиях замещающей семьи, конфликты с кровными детьми и/или близкими родственниками из-за приемного ребенка; неумение адекватно реагировать на невротические реакции приемного ребенка, отучать его от вредных привычек, помогать преодолевать конфликты с одноклассниками, учителями и др. В целом, клуб позволяет создать условия для развития функциональности семьи и устойчивых внутрисемейных взаимоотношений.
Обеспечение максимально полного объема психопрофилактических, психокоррекционных и социально-реабилитационных мероприятий для замещающих семей с особыми детьми не может быть осуществлено без междисциплинарного взаимодействия не только врачей, психологов и педагогов, но и специально подготовленных волонтеров. Одной из основных проблем детей с особенностями психического и физического развития является отсутствие возможностей для их эффективной социализации. Контакт с волонтерами противодействует социальной изолированности детей с ограниченными возможностями здоровья, ведет к усилению толерантности общества по отношению к ним. Выделим основные задачи работы волонтеров с детьми с особыми потребностями в развитии: создание активной жизненной позиции у семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, изменение отношения общества к детям-инвалидам, организация клубно-досуговой деятельности для семей, имеющих детей с ограниченными физическими и психическими возможностями [1]. Особенно активно в данном направлении могут проявить себя студенты-волонтеры соответствующих направлений подготовки: психологи, социальные работники, организаторы работы с молодежью, педагоги. В рамках клуба для детей из замещающих семей волонтеры в игровой, развлекательной форме формируют навыки общения, позитивного взаимодействия со взрослыми и друг с другом. Интересными формами работы клуба являются досуговые мероприятия с использованием народного фольклора, творческие мастерские, творческие игры.
Результаты исследования, деятельность клуба легли в основу создания интегративной модели психолого-педагогической помощи замещающей семье, применения современных технологий психолого-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Модель представляет собой теоретически обоснованную систему, включающую в себя общие цели и содержание психолого-педагогической работы, технологии реализации, в том числе и в виде проектирования учебных программ подготовки педагогов, организаторов работы с молодежью, социальных работников к работе с замещающей семьей, тренингов, мероприятий и др. Важной особенностью модели является необходимое включение в разные направления ее реализации родителей и прародителей, кровных детей, приемных детей, различных специалистов. Модель реализуется в единстве следующих составляющих: знаниевого, деятельностного, воспитательного, реабилитационного. Знаниевый компонент предполагает повышение образовательного уровня приемных родителей, деятельностный компонент способствует созданию условий для активного личностного участия всех членов замещающих семей в воспитательном процессе, развитие и саморазвитие особых качеств личности, позволяющих осуществить конструктивное взаимодействие, избегать конфликтов (воспитательный компонент). Значимым компонентом адаптивной модели психолого-педагогической работы с учетом потребностей замещающей семьи является психологическая реабилитация, представляющая собой систему психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса лиц, получивших психическую травму в результате резкого изменения социальных отношений, условий жизни. Такой подход предусматривает устранение последствий переживаний, нежелательных установок, неуверенности в своих силах, тревоги, восстановление эмоционально-волевой устойчивости, повышение качества жизни всех членов замещающей семьи.
Технологическая составляющая модели базируется на двух основных подходах:
– включение людей с ограниченными возможностями здоровья в общество, в основе которого лежит принцип нормализации среды жизни для детей с особыми потребностями в развитии, помощи таким детям в адаптации в среду сверстников без инвалидизирующих нарушений (А.Ю. Шеманов) [5];
– сопровождение ребенка с особыми потребностями в развитии за счет стимулирования его двигательной и интеллектуальной активности, позволяющего компенсировать утраченные первичные функции в результате интенсивного развития сохранных функций или их остаточных проявлений (Ю.С. Шевченко) [4].
Используются технологии:
– групповая дискуссия, психодрама, психогимнастика, психопантомима, проективный рисунок, музыкотерапия, интегрирующие методы поведенческой и когнитивной психотерапии;
– серийные рисунки и рассказы в психологическом консультировании детей и родителей;
– игровая психотерапия в работе с детьми, подростками, взрослыми и семьями;
– арт-терапевтические методы, включающие как изобразительное творчество (изотерапию), так и музыкальную и танцевальную терапию;
– эмоционально-стрессовая психотерапия, интегрирующая различные методики, целенаправленно использующие мобилизующий психофизиологический эффект эмоционального потрясения.
Наряду с вышеперечисленными технологиями продуктивными в реализации задач психолого-педагогической работы с замещающими семьями выступают волонтерские практики, психолого-педагогические семинары, семейные клубы и т.д.
Реализация предложенной модели будет способствовать уменьшению количества отказов от приемных детей с особенностями развития, снижение рисков социальной дезадаптации приемных детей, повышение ценности ответственного родительства и родительской компетентности.