Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ACTUAL PROBLEMS OF PSYCHO-PEDAGOGICAL WORK WITH SUBSTITUTE FAMILIES RAISING A CHILD WITH SPECIAL NEEDS IN THE DEVELOPMENT AND THEIR SOLUTIONS

Samsonova G.O. 1 Dekina E.V. 1 Osmolovskaya N.E. 2
1 The Tula state pedagogical university of L.N. Tolstoy
2 GOOSE THAT «Center for Child Psychoneurology»
The article focused on the necessity of complex study of the functioning of foster families. Based on the results of the study, which involved replacing families raising children with special needs in the development, identified the main issues: the need for a successful socialization of children with special needs in the development; ensuring the fullest extent psycho-hygienic, psychoprophylactic, and psycho-social rehabilitation activities for foster families with disabled children, which can not be accomplished without interdisciplinary cooperation of psychologists, teachers, doctors, specially trained volunteers. The article describes the relevant aspects of psycho-pedagogical support of the family in order to maximize successful socialization foster child with disabilities. The authors focus on the present article the problem of developing and testing an integrative model of psychological and educational assistance substitute family raising a child with special needs in the development. We describe the four main components of this model: knowledge-, activity, educational, rehabilitation. Promising a continuation of the work on this problem is the implementation of the proposed model in the context of the actual needs of foster families. Article Submissions may be used by teachers, organizers of youth work, social workers, parents of children with special needs in the development.
replacement family
children with special needs in the development
psycho-pedagogical work
integrative model of psychological and educational assistance to substitute family

В настоящее время увеличивается количество замещающих семей. Наиболее уязвимой категорией замещающих семей являются семьи, воспитывающие ребенка с особыми потребностями в развитии. Знание особенностей, проблем замещающей семьи поможет психологам, педагогам, социальным работникам, организаторам работы с молодежью более эффективно организовывать психолого-педагогическую помощь данной категории семей. Эмпирическое исследование, проведенное авторами с 50 замещающими семьями, показало, что только 14 % родителей точно знают, куда и к какому специалисту можно обратиться по поводу психологических проблем ребенка; только 10 % обращались за помощью неоднократно. Изучение представлений родителей о психологических и психических проблемах детей с особыми потребностями в развитии показало, что главными признаками наличия психологических проблем у ребенка родители считают замкнутость и склонность к одиночеству (46 %), непослушание (36 %), плохое поведение и грубость (20 %), тогда как воровство и склонность к обману отметили лишь 8 % опрошенных. Характерно, что проблемы с психическим здоровьем ребенка для большинства родителей также связаны, прежде всего, с тем, что он «не общается с людьми» (50 %) и «плохо себя ведет в различных ситуациях» (42 %), и только для 16 % – с плохой успеваемостью в общеобразовательной школе.

46 % опрошенных отметили, что большинство психологических проблем относится к периоду 2–3 года спустя после появления ребенка в семье, и именно тогда наиболее высока потребность в психологической и психотерапевтической помощи. Наименьшее количество проблем отнесено к первым шести месяцам пребывания ребенка в семье (12 %). 34 % родителей считают, что риск нарушения поведения у детей чаще возникает в возрасте 3–5 и 5–7 лет.

Основным источником стресса в семье родители, воспитывающие детей с особыми потребностями в развитии, назвали показатели «здоровье» (60 %) и «общение внутри семьи» (32 %), при этом лишь 18 % опрошенных отметили в качестве источника стресса «обучение» и 6 % – «вредные привычки».

Анализ данных позволяет заключить, что в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, существует выраженная потребность в психолого-педагогической помощи. Представляется важным, что психолого-педагогическая помощь, как считают 58 % опрошенных, нужна не только проблемному ребенку или родителям (опекунам), но всем вместе, в том числе и старшим детям в семье. Психолого-педагогическую (психотерапевтическую) работу большинство опрошенных (60 %) видят в форме индивидуальных занятий с ребенком, в группе детей со сходными проблемами – 32 %, в форме родительского клуба – 8 %. Многие родители (34 %) хотели бы включить в психотерапевтическую работу такие методы, как игры, рисование, игру на музыкальных инструментах.

Исследование психоэмоционального статуса родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, выявило существенное неблагополучие у 48 % опрошенных. Так, субклинически выраженная тревога отмечена у 42 % матерей, субклинически выраженная депрессия – у 22 %. Обращает на себя внимание высокий процент клинически выраженной тревоги (6 %) и клинически выраженной депрессии (10 %). Полученные данные подтверждают тот факт, что воспитание и в целом общение с ребенком с ограниченными возможностями здоровья являются длительным патогенно действующим психологическим фактором, и личность матери может претерпевать значительные психологические изменения. Поэтому члены семьи ребенка с особыми потребностями в развитии нуждаются в квалифицированной психолого-педагогической и психотерапевтической помощи [2].

Приемный ребенок, тем более имеющий особые потребности в развитии, испытывает сложности социализации, имеет дефицит общения со сверстниками и взрослыми – членами замещающей семьи. В свою очередь, приемные родители (опекуны) не имеют опыта взаимодействия с такими детьми и организации их жизнедеятельности в новом статусе. В связи с этим родители нуждаются в постоянной помощи в осознании ценности ответственного родительства, ценностного отношения к процессу воспитания приемного ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Практическое применение полученных результатов предусматривает разработку и апробацию новых форм и направлений работы с замещающей семьей. Результаты исследований были положены в основу организации и проведения семинара для замещающих семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Семинар на тему «Современные модели комплексной психолого-психотерапевтической реабилитации и психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с особыми потребностями в развитии» [3]. В семинаре приняли участие 20 замещающих семей, воспитывающих детей с особыми потребностями в развитии в возрасте 7–16 лет, из г. Тулы и г. Новомосковска Тульской области. Первичное анкетирование членов замещающих семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, показало, что средний возраст родителей составил 50,9 лет.

На вопрос анкеты «Знаете ли вы, куда можно обратиться по поводу психологических проблем ребенка?» были получены следующие ответы: 50 % – точно знаю, куда и к какому специалисту обратиться для консультации; 50 % – уже обращались неоднократно; остальные 20 % – не знают или знают неточно. Родители под психологическими проблемами детей подразумевают следующее: плохо учится, не справляется с обучением (50 %), излишне активный (50 %), плохо себя ведет, грубит (45 %), обманывает, ворует (35 %), проводит время в одиночестве, замыкается (20 %).

На вопрос «Что вы подразумеваете, когда говорят, что у ребенка «проблемы с психическим здоровьем»?» были получены следующие ответы: плохое поведение в различных ситуациях (50 %), не справляется с обучением в общеобразовательной школе (40 %), излишне весел (30 %), плохое поведение постоянно (20 %), не общается с людьми (10 %), излишне печален (10 %). После того, как ребенок появился в семье, большинство психологических проблем, по мнению родителей, относится к периоду: первые полгода(10 %), первый год (10 %), 2–3 года спустя (80 %), 5–6 лет спустя (10 %). На вопрос «В каком возрасте, на ваш взгляд, чаще возникает риск нарушения поведения у детей?» получены ответы: 3–5 лет (10 %), 5–7 лет (10 %), с 7 до 11 лет (40 %), с 11 до 15 лет (60 %), старше 15 лет (10 %).

По мнению родителей, основным источником стресса в семье в связи с ребенком является: обучение (70 %), общение со сверстниками (60 %), здоровье (40 %), вредные привычки (30 %), общение внутри семьи (10 %).

На вопрос «Обращались ли вы к специалисту по поводу психологических проблем ребенка?» 50 % обращались с пользой, 20 % обращались сразу после появления ребенка в семье, 20 % обращались, но неудачно, 10 % не обращались. По мнению родителей, психологическая помощь нужна только проблемному ребенку (0 %), всем детям в семье (10 %), старшим детям (10 %), родителям (опекунам) (20 %), всем вместе (80 %).

Родителям психологическая (психотерапевтическая) работа представляется следующим образом: индивидуально с ребенком (70 %), в группе детей со сходными проблемами (20 %), в форме родительского клуба (20 %), другие методы (игры, рисование, игра на музыкальных инструментах и т.д.) (20 %). При этом, психологическую (психотерапевтическую) помощь родители хотели бы получить: в специализированном социальном учреждении (60 %), в психологическом центре в своем районе (50 %), в школе (40 %), у частного специалиста (30 %), в поликлинике по месту жительства (10 %). На вопрос «Вам хотелось бы, чтобы специалист по психолого-психотерапевтической работе был…» получены ответы: психологом – 90 %, врачом – 50 %, педагогом – 30 % (родители могли давать несколько вариантов ответов).

Родители пришли на семинар для того, чтобы получить квалифицированную помощь специалиста (60 %), пообщаться с другими родителями (10 %), обсудить проблемы воспитания ребенка, которые волнуют (40 %).

Семинар посвящен теоретическому и практическому изучению современных моделей комплексной психолого-психотерапевтической абилитации и психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с особыми потребностями в развитии. С этой целью психолого-психотерапевтическая работа проводилась параллельно в группах родителей и детей.

Основой работы с детьми с особыми потребностями в развитии являлись мастер-классы, проведенные волонтерами. Дети были разделены на группы по полинозологическому принципу, с учетом возрастных особенностей. С детьми были проведены различные мастер-классы. Например, в рамках мастер-класса «Музыкальная терапия» применялись следующие формы работы: активная групповая и индивидуальная музыкотерапия с использованием элементов инструментальной партитуры, лечебного пения и клинической импровизации. Цель работы: вовлечение ребенка с особыми потребностями в развитии в групповую деятельность, структурирование двигательной активности в соответствии с возрастными нормами, коррекция поведенческих отклонений, развитие речевокальных навыков, улучшение коммуникативных возможностей, повышение уровня эмпатии и социализации. Мастер-класс «Проектная мастерская «Дом, в котором я живу» направлен на диагностику состояния эмоциональной сферы (психологического климата) семьи. Во время арт-терапевтической работы каждую группу детей сопровождали специалисты-психологи, осуществлявшие наблюдение за поведенческими реакциями детей с особыми потребностями в развитии в процессе совместной деятельности, анализ их когнитивных функций и психоэмоционального статуса для последующей консультации родителей.

Параллельно с мастер-классами для детей проводилась беседа родителей с детским врачом-психотерапевтом, выстроенная в форме ответов на вопросы и психотерапевтического анализа конкретных случаев, связанных с воспитанием приемных детей с особыми потребностями в развитии. Были обсуждены следующие темы: «Нарушения раннего психического развития у детей из асоциальных семей», «Биологическое и социальное формирование личности ребенка», «Дети с особыми потребностями в развитии», «Поведенческие реакции детей в замещающих семьях в кризисные периоды», «Взаимодействие замещающих семей с патронатными учреждениями», «Психолого-медико-педагогическое сопровождение замещающей семьи», «Арт-терапевтические технологии в комплексной работе с замещающими семьями», «Родительский клуб как форма психолого-психотерапевтической работы с замещающими семьями и семьями, воспитывающими детей с особыми потребностями в развитии».

Повторное анкетирование участников, проведенное по итогам семинара, показало, что для всех участников посещение семинара было интересным и своевременным (100 %). 90 % слушателей отметили, что эмоциональная атмосфера семинара была комфортной, 80 % респондентов получили полезную информацию, которую планируют использовать в воспитании ребенка (60 %). При этом у родителей (40 %) остались вопросы, которые они бы хотели обсудить дополнительно. В дальнейшем 80 % родителей будут обращаться к специалистам по поводу психологических проблем ребенка. Участники семинара особенно отметили информационную насыщенность материалов семинара, доступность и полезность информации, интересные мастер-классы волонтеров, доброжелательную атмосферу семинара, профессионализм организаторов и ведущих семинара, заинтересованность и эмоциональную открытость детей («дети раскрывались, как цветы навстречу солнцу»).

Психолого-педагогическая помощь предоставляет возможность членам замещающих семей получать знания в области развития, воспитания, обучения приемных детей, а самим детям – психолого-педагогическую поддержку в сложных ситуациях. Свою эффективность показала такая форма, как семейный клуб для замещающих семей. Деятельность клуба направлена на повышение психолого-педагогической компетентности замещающих родителей, разработку эффективных мер психолого-педагогической поддержки детей, находящихся в замещающей семье и имеющих проблемы в развитии, обучении, общении и поведении. Клуб предполагает решение таких проблем, как: незнание особенностей возрастного развития детей, неготовность взрослых к трудностям и переменам в семейных отношениях, которые возникают с появлением в ней нового члена; непонимание целей и задач коррекционной работы, которая является основной в деле воспитания депривированных детей в условиях замещающей семьи, конфликты с кровными детьми и/или близкими родственниками из-за приемного ребенка; неумение адекватно реагировать на невротические реакции приемного ребенка, отучать его от вредных привычек, помогать преодолевать конфликты с одноклассниками, учителями и др. В целом, клуб позволяет создать условия для развития функциональности семьи и устойчивых внутрисемейных взаимоотношений.

Обеспечение максимально полного объема психопрофилактических, психокоррекционных и социально-реабилитационных мероприятий для замещающих семей с особыми детьми не может быть осуществлено без междисциплинарного взаимодействия не только врачей, психологов и педагогов, но и специально подготовленных волонтеров. Одной из основных проблем детей с особенностями психического и физического развития является отсутствие возможностей для их эффективной социализации. Контакт с волонтерами противодействует социальной изолированности детей с ограниченными возможностями здоровья, ведет к усилению толерантности общества по отношению к ним. Выделим основные задачи работы волонтеров с детьми с особыми потребностями в развитии: создание активной жизненной позиции у семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, изменение отношения общества к детям-инвалидам, организация клубно-досуговой деятельности для семей, имеющих детей с ограниченными физическими и психическими возможностями [1]. Особенно активно в данном направлении могут проявить себя студенты-волонтеры соответствующих направлений подготовки: психологи, социальные работники, организаторы работы с молодежью, педагоги. В рамках клуба для детей из замещающих семей волонтеры в игровой, развлекательной форме формируют навыки общения, позитивного взаимодействия со взрослыми и друг с другом. Интересными формами работы клуба являются досуговые мероприятия с использованием народного фольклора, творческие мастерские, творческие игры.

Результаты исследования, деятельность клуба легли в основу создания интегративной модели психолого-педагогической помощи замещающей семье, применения современных технологий психолого-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Модель представляет собой теоретически обоснованную систему, включающую в себя общие цели и содержание психолого-педагогической работы, технологии реализации, в том числе и в виде проектирования учебных программ подготовки педагогов, организаторов работы с молодежью, социальных работников к работе с замещающей семьей, тренингов, мероприятий и др. Важной особенностью модели является необходимое включение в разные направления ее реализации родителей и прародителей, кровных детей, приемных детей, различных специалистов. Модель реализуется в единстве следующих составляющих: знаниевого, деятельностного, воспитательного, реабилитационного. Знаниевый компонент предполагает повышение образовательного уровня приемных родителей, деятельностный компонент способствует созданию условий для активного личностного участия всех членов замещающих семей в воспитательном процессе, развитие и саморазвитие особых качеств личности, позволяющих осуществить конструктивное взаимодействие, избегать конфликтов (воспитательный компонент). Значимым компонентом адаптивной модели психолого-педагогической работы с учетом потребностей замещающей семьи является психологическая реабилитация, представляющая собой систему психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса лиц, получивших психическую травму в результате резкого изменения социальных отношений, условий жизни. Такой подход предусматривает устранение последствий переживаний, нежелательных установок, неуверенности в своих силах, тревоги, восстановление эмоционально-волевой устойчивости, повышение качества жизни всех членов замещающей семьи.

Технологическая составляющая модели базируется на двух основных подходах:

– включение людей с ограниченными возможностями здоровья в общество, в основе которого лежит принцип нормализации среды жизни для детей с особыми потребностями в развитии, помощи таким детям в адаптации в среду сверстников без инвалидизирующих нарушений (А.Ю. Шеманов) [5];

– сопровождение ребенка с особыми потребностями в развитии за счет стимулирования его двигательной и интеллектуальной активности, позволяющего компенсировать утраченные первичные функции в результате интенсивного развития сохранных функций или их остаточных проявлений (Ю.С. Шевченко) [4].

Используются технологии:

– групповая дискуссия, психодрама, психогимнастика, психопантомима, проективный рисунок, музыкотерапия, интегрирующие методы поведенческой и когнитивной психотерапии;

– серийные рисунки и рассказы в психологическом консультировании детей и родителей;

– игровая психотерапия в работе с детьми, подростками, взрослыми и семьями;

– арт-терапевтические методы, включающие как изобразительное творчество (изотерапию), так и музыкальную и танцевальную терапию;

– эмоционально-стрессовая психотерапия, интегрирующая различные методики, целенаправленно использующие мобилизующий психофизиологический эффект эмоционального потрясения.

Наряду с вышеперечисленными технологиями продуктивными в реализации задач психолого-педагогической работы с замещающими семьями выступают волонтерские практики, психолого-педагогические семинары, семейные клубы и т.д.

Реализация предложенной модели будет способствовать уменьшению количества отказов от приемных детей с особенностями развития, снижение рисков социальной дезадаптации приемных детей, повышение ценности ответственного родительства и родительской компетентности.